Все о покупке и продаже автомобилей

Система охлаждения. Схема системы охлаждения уаз буханка Патрубки и водяная рубашка

Почти все автолюбители знают, что на автомобиле имеется система охлаждения двигателя. УАЗ Буханка или 452 оснащён простой конструкцией силового агрегата, а поэтому и остальные системы имеют простые конструктивные особенности.

Предназначение системы охлаждения

Система охлаждения двигателя УАЗ Буханка предназначена для охлаждения двигателя в процессе эксплуатации. Так, элементы охлаждения отводят производимое тепло от блока цилиндров и головки при помощи охлаждающей жидкости и охлаждают её в радиаторе.

В процессе эксплуатации силовой агрегат автомобиля нагревается до запредельных температур и если не будет охлаждения, то детали мотора попросту перегреются и деформируются. Хотя, такие ситуации бывают и при наличии системы ОЖ, в том случае, когда она не в рабочем состоянии или один из важных элементов вышел со строя.

Рабочая температура двигателя на УАЗ Буханка составляет 80-100 градусов Цельсия. Именно в этом интервале термостат открывается на большой круг охлаждения.

Поскольку на данном автомобиле не предусмотрен электровентилятор, а стоит принудительная система охлаждения, то дополнительное остывание радиатора включено постоянно.

Силовой агрегат может перегревать, если один из элементов охлаждения вышел со строя. Сначала наступит лёгкая стадия, при которой мотор попросту закипит. Но, здесь могут быть и тяжёлые последствия, такие как прогиб и деформация головки блока цилиндров. На данном этапе, ситуацию можно исправить обычной шлифовкой поверхности головки блока.

При средней стадии - элементы двигателя могут деформироваться. Сюда можно отнести клапанный механизм. Впоследствии головке блока потребуется капитальный ремонт, а это вылезет в немалую копейку владельцу транспортного средства.

Тяжёлая стадия - это когда разрушается поршневая группа от сильного воздействия тепла. Но, и это не самое худшее, что может произойти, поскольку если охлаждающая жидкость попадёт в цилиндры автомобиля, то двигателя настигнет гидроудар, при котором не всегда и капитальный ремонт спасает.

Схема системы ОЖ

Схема системы охлаждения двигателя УАЗ достаточно простая, она закрытого типа с принудительным циркулированием охлаждающей жидкости. «Охлаждайка» циркулирует по кругу от радиатора, проходя водяной насос и термостат в рубашку охлаждения, и затем возвращается.

Рассмотрим, схему охлаждения силового агрегата на УАЗиках, а в частности на движке с маркировкой 452:

Элемент системы охлаждения

Основными элементами системы охлаждения силового агрегата УАЗ Буханка 452-й мотор являются всем известные детали: радиатор, вентилятор, водяной насос, термостат, патрубки, водяная рубашка и датчик температуры. Также, частью конструкции является отопитель.

Итак, рассмотрим, что собой представляют основные элементы охлаждения двигателя, их устройство и работу, а также ремонт и доработку.

Радиатор и вентилятор

На УАЗиках могут устанавливаться 3-хрядные медные или алюминиевые радиаторы, которые проводят максимальное охлаждение жидкости. Поскольку, эксплуатация элементов достаточно долгая, то процесс остывания силового агрегата не всегда такой, каким ему надлежит быть.

В данном случае, это связано с засорённостью каналов внутри элемента. Зачастую, уже обычная чистка не помогает, а повышенный износ делает щели в трубках, которые активно запаивают владельцы, не желая покупать новые детали. Основное назначение радиатора - охлаждать жидкость, которая циркулирует с двигателя при помощи потока ветра.

Вентилятор системы охлаждения на Буханке стоит принудительный, закреплённый на шкиве и работает постоянно, пока коленчатый вал крутится. Многие автолюбители модернизируют данную систему и устанавливают электровентиляторы, которые зачастую включает сам водитель согласно показаниям температуры на приборной панели.

Водяной насос

Помпа у УАЗ механического привода. Основное назначение элемента бесперебойно проводить циркуляцию ОЖ по системе. Так, водяной насос обеспечивает проток жидкости в радиатор для остывания и обратно. Неисправность данного элемента может привести к потере «охлаждайки» и перегреву движка.

Термостат

Основным из элементов конструкции является - термостат. Он обеспечивает циркуляцию жидкости и служит переключателем между малым и большим кругом в системе. Для прогрева транспортного средства элемент держится в закрытом состоянии. При достижении 80 градусов Цельсия, он начинает открываться, чем обеспечивает циркуляцию жидкости через радиатор.

Основной неисправностью можно считать заклинивание элемента, что может привести к перегреву мотора, поскольку как показывает практика, клинит термостат на малом круге, а соответственно дополнительного охлаждения и протока жидкости через радиатор не будет.

Патрубки и водяная рубашка

Патрубки - средство передвижения жидкости по системе от двигателя и его элементов к радиатору и обратно. Неисправность этих элементов приводит к потери «охлаждайки», что, в свою очередь, понижает уровень ОЖ в системе, а это - прямой путь к перегреву.

Водяная рубашка - конструктивные особенности головки блока и блока цилиндров. Именно сквозь эти отверстия протекает охлаждающая жидкость, чем забирает тепло для охлаждения. При долгом сроке эксплуатации, особенно на воде, внутри стенок может образовываться коррозия, которая приведёт к течи и потери жидкости.

Датчик температуры

Датчик температуры на Буханке, не такой, как привыкли видеть большинство автолюбителей. Это элемент старого образца, который не включает электровентилятор, поскольку здесь установлена принудительная система, а просто выводит на приборную панель показатели тепературы.

Вывод

Как видно схема системы охлаждения двигателя УАЗ Буханка (452) достаточно простая. Она легко ремонтируется, а сломанные детали меняются без особого труда. Данный узел состоит из компонентов - радиатор, вентилятор, водяной насос, термостат, патрубки, водяная рубашка и датчик температуры.

Датчик ОЖ принципиально отличается от современных, поскольку он не включает вентилятор, а просто показывает температуру «охлаждайки».

из книги Э.Н. Орлова и Е.Р. Варченко "Автомобили УАЗ" техническое обслуживание и ремонт

Система охлаждения.

Система охлаждения (рис. 25) жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией.
Рис. 25 Схема системы охлаждения двигателя
1 - радиатор отопителя
2 - кран отопителя
3 - головка блока цилиндров
4 - отверстия водораспределительной трубы
5 - прокладка
6 - водораспределительная труба
7 - термостат
8 - выпускной патрубок
9 - заливная горрловина
10 - жалюзи
11 - пробка
12 - метка минимум
13 - бачок
14 - насос системы охлаждения
15 - крыльчатка
16 - шкив
17 - вентилятор
18 - радиатор
19 - сливной кран радиатора
20 - приемный патрубок
21 - блок цилиндров
22 - сливной кран блока цилиндров

В качестве охлаждающей жидкости применяется низко замерзающая жидкость тосол А-40. При температуре окружающего воздуха ниже минус 40 С применяется жидкость тосол А-65. Допускается применение воды.

Для нормальной работы двигателя температура охлаждающей жидкости должна поддерживаться в пределах 80...90 С. Это достигается при помощи автоматически действующего термостата и жалюзи, управляе мых водителем.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в щитке приборов имеется электрический указатель, датчик которого ввернут в полость кронштейна водяного насоса. Кроме того, о перегреве охлаждающей жидкости сигнализирует контрольная лампа с красным светофильтром, установленная на щитке приборов и соединенная электропроводом с датчиком, ввернутым в верхний бачок радиатора. Контрольная лампа загорается при достижении охлаждающей жидкостью температуры 92...98 С При загорании контрольной лампы необходимо открыть жалюзи радиатора.

Рис. 26 Насос системы охлаждения двигателя
1 - гайка
2 - вал
3 - корпус насоса
4 - контрольное отверстие выхода смазки
5 - пресс-масленка
6 - распорная втулка
7 - уплотнительная шайба
8 - резиновая манжета
9 - пружина
10 - крыльчатка
11 - болт крепления крыльчатки
12 - контрольное отверстие для выхода жидкости
13 - подшипники
14 - ступица вала вентилятора
15 - ремень
16 - шкив
17 - вентилятоп
18 - болт

На автомобилях УАЗ с двигателем УМЗ-417 применяется жидкостная, закрытая система охлаждения, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости центробежным насосом системы охлаждения. На автомобиль УАЗ-3151 и некоторые другие модели, в зависимости от комплектации, может быть устанавливаться предпусковой , интегрированный в систему охлаждения. В качестве охлаждающей жидкости применяется низкозамерзающая жидкость.

Для нормальной работы двигателя УМЗ-417 температура охлаждающей жидкости должна поддерживаться в пределах 70-90 градусов. Такая температура достигается при помощи автоматически действующего термостата, который регулирует количество жидкости проходящей через радиатор и жалюзи, с помощью которых регулируют количество воздуха, охлаждающего радиатор.

Контроль температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения УМЗ-417.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов имеется электрический , датчик которого ввернут в полость кронштейна водяного насоса. Кроме того, о перегреве охлаждающей жидкости сигнализирует контрольная лампа с красным светофильтром, установленная на щитке приборов и соединенная электропроводом с датчиком, ввернутым в верхний бачок радиатора.

Контрольная лампа загорается при достижении охлаждающей жидкостью температуры 92-98 градусов. При загорании контрольной лампы необходимо открыть жалюзи радиатора. Причинами перегрева могут быть:

— пониженный уровень жидкости в радиаторе
— слабое натяжение ремня вентилятора
— движение с закрытыми жалюзи или закрытым клапаном утеплительного чехла

Обслуживание системы охлаждения двигателя УМЗ-417.

Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке проверяется на холодном двигателе, он должен быть на 30-40 мм выше метки «Мин». При понижении уровня низкозамерзающей жидкости в результате ее выкипания, в систему охлаждения необходимо доливать чистую воду, так как из жидкости в первую очередь испаряется вода, из-за того, что точка кипения воды значительно ниже, чем этиленглнколя. При убывании уровня жидкости в результате подтекания, необходимо после устранения причины подтекания долить низкозамерзающую жидкость.

Низкозамерзающую жидкость в системе охлаждения двигателя УМЗ-417 заменяется через каждые 2 года или через 60 000 километров пробега. Перед заливкой свежей жидкости рекомендуется промыть систему охлаждения чистой водой. Слив жидкости из системы охлаждения осуществляется через два крана. Один расположен на нижнем бачке радиатора, другой - на блоке цилиндров, или, если на УАЗ установлен предпусковой подогреватель, то на его котле.

Обслуживание водяного насоса системы охлаждения.

Центробежного типа, приводится в действие клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала. В конструкции насоса применен шарико-роликовый подшипник, изготовленный заодно с валом насоса. Подшипник имеет специальные уплотнения, которые обеспечивают сохранение смазки, заложенной при изготовлении. Дополнительной смазки в процессе эксплуатации подшипник не требует. Подтекание охлаждающей жидкости через контрольное отверстие указывает на неисправность сальникового уплотнения.

На часть автомобилей УАЗ с двигателями УМЗ-4178 и УМЗ-4179 может устанавливаться водяной насос в конструкции которого применены шариковые подшипники. В таких насосах полость уплотняется при помощи резиновой манжеты, плотно прижимающейся пружиной к уплотнительной шайбе и валу насоса.

Подшипники такого водяного насоса смазываются через одно очередное техническое обслуживание смазкой типа Литол-24 через пресс-масленку до выхода смазки из контрольного отверстия. Лишнюю смазку необходимо убрать, так как она может попасть на ремень вентилятора.

Проверяется нажатием на него между шкивами водяного насоса и генератора с усилием 39 Н. Прогиб ремня при этом должен быть в пределах 8-14 мм. Для регулировки натяжного ремня необходимо ослабить болты крепления , сместить его в необходимом направлении, закрепить болты и еще раз проверить натяжение ремня.

Проверка работы термостата системы охлаждения.

Термостат запирающего типа с твердым наполнителем, размещается в выпускном патрубке расположенном на кронштейне насоса системы охлаждения, и действует в результате движения штока в баллоне термостата. Клапан термостата начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости в 69-72 градуса и полностью открывается при температуре 81-85 градусов. Термостат, включая или отключая радиатор, автоматически поддерживает необходимую температуру охлаждающей жидкости в двигателе.

Работа двигателя УМЗ-417 без термостата недопустима, так как при его удалении основной поток охлаждающей жидкости будет циркулировать по малому кругу системы охлаждения, минуя радиатор, что приведет к перегреву двигателя.

Работа термостата проверяется одновременно с промывкой системы охлаждения, а также при систематических перегревах двигателя, при исправной работе системы питания и зажигания. Для проверки, термостат вместе с термометром помещаются в сосуд с водой, нагретой до температуры 90-100 градусов. Затем при постепенном охлаждении воды контролируется температура начала и конца закрытия клапана термостата. Неисправный термостат заменяется новым.

Проверить исправность термостата можно также по нагреванию приемного патрубка верхнего бачка радиатора при прогреве двигателя. При неисправном термостате этот патрубок прогревается сразу же после пуска двигателя, при исправном - после того как температура воды в блоке цилиндров двигателя достигает температуры 60-70 градусов по указателю температуры воды на щитке приборов.

Пробка радиатора системы охлаждения.

Герметично закрывает радиатор и сообщает систему охлаждения с расширительным бачком только через выпускной и впускной клапаны. Выпускной клапан открывается при повышении давления в системе охлаждения до 44.1-58.8 кПа и выпускает охлаждающую жидкость или пары в расширительный бачок. Впускной клапан открывается при разрежении в системе 0.98-9.8 кПа и впускает охлаждающую жидкость из расширительного бачка в радиатор.

Герметизирующая прокладка пробки радиатора исключает выход паров или охлаждающей жидкости через зазор между горловиной радиатора и запорной пружиной пробки радиатора. Для нормальной работы пробки радиатора необходимо, чтобы были исправны прокладки клапанов и прокладка между горловиной радиатора и запорной пружиной.

Вентилятор и муфта привода вентилятора системы охлаждения.

Четырехлопастной, сборный, крепится к ступице водяного насоса. Вентилятор приводится во вращение вместе с водяным насосом клиновидным ремнем от коленчатого вала. На часть автомобилей УАЗ может устанавливаться вязкостная муфта привода вентилятора предназначенная для снижения расхода топлива, уменьшения шума вентилятора, облегчения прогрева холодного двигателя и поддержания теплового режима двигателя в оптимальных пределах.

В зазоре между ведущей и ведомой частями муфты находится высоковязкая рабочая жидкость, посредством которой вращение передается от вала муфты, установленного на ступице шкива насоса системы охлаждения к корпусу муфты и закрепленному на нем вентилятору. Включение и выключение муфты происходит автоматически в зависимости от температуры воздуха за радиатором. Муфта выполнена не разборной.

В случае засорения перепускного отверстия, муфта перестает включаться или включается не полностью, при этом двигатель может перегреваться. Для устранения указанной неисправности следует отвернуть муфту от ступицы, снять вентилятор и вывернуть из корпуса муфты две шпильки. Затем необходимо слить рабочую жидкость через отверстия для шпилек и тщательно промыть внутреннюю полость муфты бензином.

Дать бензину полностью стечь и залить в муфту через одно из отверстий 40 грамм полиметилсилоксановой жидкости ПМС-10000. Второе отверстие надо держать открытым для выхода воздуха. После этого завернуть шпильки в корпус, закрепить вентилятор и установить муфту на ступицу шкива насоса системы охлаждения. Следует учитывать, что соединение вала муфты со ступицей имеет левую резьбу. Наружную поверхность муфты следует содержать в чистоте.

Жалюзи системы охлаждения.

Установлены перед радиатором. Управление створками жалюзи осуществляется с места водителя при помощи тяги. При вытягивании рукоятки тяги на себя жалюзи закрываются, при задвигании — открываются.

Проверка и обслуживания жалюзи системы охлаждения.

Жалюзи проверяются на полноту открытия при задвинутой до отказа рукоятке привода. Если створки жалюзи при этом открываются не полностью, то необходимо выполнить следующие операции:

— ослабить винт крепления тяги привода в шарнирной муфте рычага, расположенного на жалюзи
— полностью открыть створки жалюзи, провернув рычаг привода против часовой стрелки
— задвинуть до отказа рукоятку привода жалюзи и закрепить в этом положении тягу привода в шарнирной муфте рычага
— проверить, полностью ли открываются и закрываются створки жалюзи, задвигая или выдвигая рукоятку привода

Если рукоятка привода передвигается с большим усилием, то надо смазать оси створок жалюзи и тягу. Тягу смазывают, предварительно вынув ее из оболочки и очистив. В холодное время года, дополнительно к жалюзи, рекомендуется установить утеплительный чехол с откидным клапаном.

Замена охлаждающей жидкости в системе охлаждения УМЗ-417.

При сливе жидкости снимается пробка радиатора, выворачивается пробка заливной воронки подогревателя и открывается кран отопителя. Остаток жидкости в расширительном бачке и шланге, соединяющем его с радиатором, удаляется через отсоединенный шланг от радиатора или подняв бачок выше радиатора.

При отсутствии низкозамерзающей жидкости допускается применять чистую воду, по возможности не жесткую, чтобы избежать интенсивных отложений накипи, которые приведут к перегреву двигателя и повышенному расходу топлива. В этом случае, при температуре окружающего воздуха ниже 0 градусов, шланг, соединяющий радиатор с расширительным бачком, необходимо отсоединить от расширительного бачка и направить его вниз для отвода пара из радиатора. Наличие воды в расширительном бачке при отрицательных температурах не допускается.

Промывка системы охлаждения двигателя УМЗ-417.

По мере использования воды в качестве охлаждающей жидкости эффективность системы охлаждения заметно снижается в результате отложения накипи на внутренних ее поверхностях и как следствие ухудшения циркуляции воды в системе. В этом случае систему охлаждения надо промывать. Двигатель и радиатор промываются раздельно, чтобы ржавчина, накипь и осадок из рубашки охлаждения двигателя не засоряли радиатор. Перед промывкой двигателя необходимо снять термостат.

Направление струи при промывке должно быть обратным направлению движения воды при нормальной работе системы охлаждения. Запрещается использовать для промывки рубашки охлаждения блока двигателя щелочные растворы, так как они вызывают коррозию головки и блока цилиндров двигателя.

Система охлаждения двигателя УМЗ-421 жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости и расширительным бачком, с подачей жидкости в блок цилиндров. Для нормальной работы двигателя температура охлаждающей жидкости должна поддерживаться в пределах плюс 80-90 градусов. Допустима непродолжительная работа двигателя при температуре охлаждающей жидкости 105 градусов.

Такой режим может возникнуть в жаркое время года при движении автомобиля с полной нагрузкой на затяжных подъемах или в городских условиях движения с частыми разгонами и остановками. Поддержание нормальной температуры охлаждающей жидкости осуществляется при помощи двухклапанного термостата.

Система охлаждения двигателя УМЗ-421 включает в себя водяной насос, термостат, водяные рубашки в блоке цилиндров и головке, радиатор, расширительный бачок, вентилятор, соединительные патрубки, а также радиатор отопления кузова.

Водяной насос системы охлаждения УМЗ-421.

Насос системы охлаждения двигателя УМЗ-421 центробежного типа, приводится в действие клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Размеры ремня 10,7х8 мм, длина ремня на автомобилях УАЗ — 1030 мм, на автомобилях ГАЗель – 1018 мм. Корпус и крышка насоса выполнены из алюминиевого сплава. В конструкции насоса применен специальный двухрядный шарикороликовый подшипник 5НР17124Е.Р6Q6/L19 или 6-5НР17124ЕС30, с двухсторонним уплотнением, с валиком вместо внутренних колец.

С 1999 года на водяных насосах применяется крыльчатка из армлена марки ПП СВ-30, имеющая прямые радиальные лопатки, обозначение 421.1307032-04, вместо применявшейся ранее крыльчатки с лопастями загнутыми назад, обозначение 4022.1307032. В результате перехода на новую крыльчатку были значительно повышены производительность и давление подачи водяного насоса, что позволило обеспечить надежную работу системы охлаждения двигателя, а также повысить эффективность системы отопления салона.

Термостат типа ТС-107.

Двухклапанный, с твердым наполнителем, расположен в выходном патрубке головке блока цилиндров и соединен шлангами с водяным насосом и радиатором. Основной клапан термостата начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости 78-82 градуса, полностью открыт при температуре 94 градуса.

При закрытом основном клапане жидкость в системе охлаждения двигателя циркулирует, минуя радиатор, через открытый дополнительный клапан термостата внутри рубашки охлаждения двигателя. При полностью открытом основном клапане дополнительный клапан закрыт, вся жидкость проходит через радиатор охлаждения.

Термостат автоматически поддерживает необходимую температуру охлаждающей жидкости в двигателе, отключая циркуляцию жидкости через радиатор. В холодную погоду, особенно при малых нагрузках двигателя, почти все тепло отводится в результате обдува двигателя холодным воздухом, и охлаждающая жидкость через радиатор не циркулирует.

Нельзя удалять термостат из системы охлаждения, так как в холодное время года двигатель без термостата прогревается долго и работает при низкой температуре охлаждающей жидкости. В результате ускоряется его износ, увеличивается расход топлива, происходит обильное отложение смолистых веществ в двигателе, а также не обеспечивается нормальная температура воздуха в салоне автомобиля.

В теплое время года при отсутствии термостата большая часть охлаждающей жидкости будет циркулировать по малому кругу через рубашку охлаждения двигателя, минуя радиатор. В результате это приведет к перегреву двигателя.

Расширительный бачок системы охлаждения.

На автомобилях Уаз расширительный бачок системы охлаждения двигателя УМЗ-421 непосредственно связан с атмосферой. Регулирование обмена жидкости между бачком и замкнутым объемом системы регулируется двумя клапанами: впускным и выпускным, находящимися в пробке радиатора. Выпускной клапан открывается при избыточном давлении 0,45-0,60 кгс/см2, а впускной – при разрежении 0,01-0,1 кгс/см2.

Циркуляция охлаждающей жидкости по малому кругу.

При прогреве двигателя, когда температура охлаждающей жидкости ниже 80 градусов, действует малый круг циркуляции охлаждающей жидкости. Верхний клапан термостата закрыт, нижний клапан открыт.

Охлаждающая жидкость водяным насосом нагнетается в рубашку охлаждения блока цилиндров, откуда через отверстия в верхней плите блока и нижней плоскости головки блока цилиндров жидкость попадает в рубашку охлаждения головки, далее в корпус термостата и через нижний клапан термостата и патрубок – на вход водяного насоса. Радиатор при этом отключен от основного потока охлаждающей жидкости.

Для более эффективного действия системы отопления салона при циркуляции жидкости по малому кругу, такая ситуация может поддерживаться достаточно долго при низких отрицательных температурах окружающего воздуха, в канале выхода жидкости через нижний клапан термостата имеется дроссельное отверстие диаметром 9 мм. Такое дросселирование приводит к повышению перепада давления на входе и выходе радиатора отопления и более интенсивной циркуляции жидкости через этот радиатор.

Кроме того, дросселирование клапана на выходе жидкости через нижний клапан термостата уменьшает вероятность аварийного перегрева двигателя в случае отсутствия термостата, так как шунтирующее действие малого круга циркуляции жидкости при этом существенно ослабляется, поэтому значительная часть жидкости пойдет через радиатор охлаждения.

Дополнительно для поддержания нормальной рабочей температуры охлаждающей жидкости в холодное время года на автомобилях Уаз перед радиатором имеются жалюзи, с помощью которых можно регулировать количество воздуха, проходящего через радиатор.

Циркуляция охлаждающей жидкости по большому кругу.

При повышении температуры жидкости до 80 градусов и более открывается верхний клапан термостата, а нижний клапан закрывается. Циркуляция охлаждающей жидкости идет по большому кругу. Для нормального функционирования система охлаждения должна быть полностью заполнена жидкостью.

При прогреве двигателя объем жидкости увеличивается, избыток ее выталкивается за счет повышения давления из замкнутого объема циркуляции в расширительный бачок. При снижении температуры жидкости, например, после прекращения работы двигателя, жидкость из расширительного бачка под действием возникающего разрежения возвращается в замкнутый объем.

УАЗ «Буханка» представляет собой полноприводный автомобиль повышенной проходимости. Данная модель выпускается на с 1957 года. Эта машина эксплуатируется не только по своему предназначению, ведь все-таки это специальная техника, но также ее используют любители рыбалки и охоты.

Главный плюс данного авто - его универсальность и огромные возможности проходимости. Салон вмещает в себя 10 пассажиров, а при необходимости его можно как угодно трансформировать. Сердце автомобиля - это двигатели ЗМЗ-402 и ЗМЗ-409. Так как машина специальная, многим интересно, как устроена система охлаждения УАЗа «Буханки».

Общее устройство

В этих грузопассажирских авто вагонной компоновки применяется жидкостное охлаждение закрытого типа. ОЖ в системе циркулирует принудительно под воздействием центробежного насоса. В качестве охлаждающих жидкостей производитель рекомендует использовать отечественный «Тосол». Однако в экстренных случаях можно залить в систему охлаждения УАЗа «Буханки» и обычную воду. Объем, включая не только контуры охлаждающей системы, но и отопителя, на большинстве моделей составляет от 13,2 до 15,3 литров.

Схема охлаждающей системы для ЗМЗ-402

Она достаточно проста. Данный силовой агрегат охлаждается за счет жидкости, которая проходит через два контура.

Построена система по кольцевой схеме и состоит из нескольких основных компонентов. Жидкость двигается из радиатора через патрубки в термостат, далее проходит по рубашке охлаждения двигателя. Затем посредством водяного насоса она попадает снова в радиатор. Кроме этого, система охлаждения УАЗа «Буханки» с 402-м двигателем включает в себя электрический вентилятор, температурный датчик, отопители. Рассмотрим каждый элемент отдельно.

Термостат

Это наиболее нежный компонент в системе. Он чаще всех выходит из строя - современные запчасти не слишком качественные. Функция термостата - контроль потока ОЖ по двигателю. Агрегат ЗМЗ-402, как и многие другие, имеет два круга циркуляции ОЖ - большой и, соответственно, малый.

Когда водитель запускает мотор и тот немного прогреется, жидкость в системе охлаждения УАЗа «Буханки» циркулирует только по малому кругу. Это позволяет быстрее подогреть мотор. Когда температура достигнет примерно 70 градусов, сработает термостат, и ОЖ потечет уже через радиатор охлаждения по большому кругу. Рабочими температурами для 402 двигателя являются показатели в пределах от 82 до 90 градусов. Если мотор не прогревается до этих температур, то это говорит о том, что термостат неисправен. Нередко по причине износа он заклинивает и не открывается.

Помпа

Это очень важный элемент. За счет него жидкость может циркулировать непосредственно по всей системе. В этом двигателе тосол циркулирует постоянно в принудительном порядке. Насос состоит из нескольких элементов - при необходимости он легко разбирается. Расположена помпа в передней части на блоке цилиндров, а в действие она приводится посредством ременного привода.

Радиатор и вентилятор охлаждения

Когда жидкость в системе охлаждения УАЗа «Буханки» пройдет через двигатель, она разогреется. Для охлаждения она должна остыть. Для этого используется радиатор. На этих авто завод-изготовитель устанавливает преимущественно медные 3-рядные радиаторы. Однако владельцы вместо него предпочитают устанавливать алюминиевые решения. Как отмечают отзывы, с ними двигатель охлаждается значительно эффективней.

Радиатор в системе выполняет функцию охладителя. Он охлаждается под воздействием встречного потока воздуха при движении. Когда автомобиль стоит или движется с небольшой скоростью, поток воздуха слабый и не может достаточно обдувать радиатор. Тогда в дело вступает вентилятор. В этом автомобиле он принудительного типа. Элемент вращается при запущенном двигателе, вне зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Таким образом, перегреть двигатель очень сложно.

Рубашка охлаждения и патрубки

Для соединения различных узлов системы охлаждения 402-го двигателя УАЗа «Буханки» используются патрубки. Это резиновые изделия в виде трубок. Элементы достаточно надежны, но если они эксплуатируются достаточно долго, то изнашиваются - стареют. Тогда ОЖ может протекать, и уровень ее падает. В результате мотор перегревается.

Рубашка охлаждения - это необходимая часть, без которой мотор просто не будет остывать. Рубашка проходит через весь блок цилиндров. Она выполняет функцию поглотителя тепла. Затем ОЖ выводится к радиатору.

Двигатель ЗМЗ-409

Этот мотор отличается другой клапанной крышкой, улучшенным механизмом ГРМ, иной прокладкой ГБЦ. Также вырос объем силового агрегата, что сразу же повлекло за собой модернизацию системы охлаждения ЗМЗ-409 УАЗ «Буханки».

Устройство охлаждающей системы типичное для ДВС такой конструкции, которые когда-либо изготавливались на Заволжском заводе. Двигатель оснащен жидкостной закрытой принудительной системой. Здесь также имеется радиатор, рубашка в блоке цилиндров и в головке блока цилиндров, помпа, расширительный бачок, датчики температуры, электрический вентилятор, радиатор отопителя и другие элементы. Отметим, что принцип работы системы охлаждения 409 УАЗа «Буханки» прост и аналогичен инжекторным моторам. Здесь ОЖ также двигается по большому кругу и по малому.

Радиатор и вентилятор

С помощью этих элементов двигатель не перегревается выше своей рабочей температуры. На первых моделях с таким силовым агрегатом шел трехрядный медный радиатор, но после не слишком удачных испытаний стали устанавливать алюминиевые. Что касается вентилятора, то здесь он уже электрический. Элемент управляется посредством ЭБУ и Данные о температурах читаются непосредственно из рубашки охлаждения.

Термостат

Функция данного элемента здесь такая же. Он необходим для открытия или перекрытия пути жидкости с малого на большой круг или наоборот.

Данный термостат на моторе открывается при температуре в 75 градусов. Это одна из важных частей двигателя. Если неисправен термостат, двигатель будет перегреваться.

Помпа

Она заставляет ОЖ циркулировать по всем контурам системы. Это обыкновенный ничем не примечательный водяной насос. Иногда в нем заклинивают подшипники, и тогда случаются течи тосола.

Отопитель

Это также одна из неотъемлемых частей системы охлаждения УАЗа “Буханки” с 409-м двигателем. Отопитель состоит из патрубков - входящего и выходящего, а также радиатора и электрического вентилятора. Печка активно эксплуатируется зимой, что еще лучше влияет на охлаждение двигателя.

Расширительный бачок

В эту емкость выдавливаются газы и пары, образующиеся в системе в процессе ее эксплуатации. Также это уровень охлаждающей жидкости. Пробка бачка устроена таким образом, что через нее вытесняется лишний воздух.

Температурный датчик

Данный элемент измеряет температуру и отдает результаты измерений в ЭБУ. Далее блок управления регулирует температурный режим. Найти данный датчик можно на термостате.

Недостатки системы

В штатной системе есть только один плюс - она работает. Владельцы не могут сказать, что на безупречно надежна. Все дело в качестве запасных частей. А вот все прочие достоинства, которые есть у этой системы, можно смело списать в минусы. На 402-м моторе слишком малооборотистый вентилятор - количество его оборотов строго ограничено помпой. Чтобы их хватало, нужен большой радиатор. Зимой приходится этот радиатор закрывать, чтобы мотор не замерз. Существуют проблемы и с работой отопителя. Без дополнительной искусственной прокачки тосола тепла можно не ждать.

Решить все эти проблемы можно посредством модернизации системы охлаждения 402 двигателя УАЗ «Буханки» (замена радиатора на многосекционный, установка второй печки и так далее). Многие владельцы дорабатывают ее, увеличивая эффективность работы.

Итак, мы выяснили, как устроена система охлаждения УАЗа «Буханки» с двигателем 409-й и 402-й модели. Устройство весьма простое, однако надежность системы оставляет желать лучшего, как говорят владельцы.

Вам также будет интересно:

Красный лук: уникально полезный и изысканный
О пользе , в частности, о его способности улучшать пищеварение, укреплять иммунитет,...
Оверсайз – комфортный тренд-абсолют!
Свобода стиля и свобода кроя, комфорт и непринужденность - преимущества одежды oversize...
Что такое оверсайз, и как его носить?
Сегодня мы расскажем вам про оверсайз. Что это такое, детально рассмотрим также. Также...
Чувствительность тестов на беременности: когда покажет результат и на какой день задержки следует делать
Статья Беременность - это приятный период. В этот промежуток времени женщина носит под...
Причины и виды выделений из груди желтого цвета при надавливании
Причины выделений из молочных желез могут быть природными и патологическими, то есть...