Все о покупке и продаже автомобилей

Переход швеции на правостороннее автомобильное движение. День «Н»: переход Швеции на правостороннее автомобильное движение (5 фото) 1967 швеция дорожное движение

Несмотря на то, что большинство мировых государств давно приняли правостороннее движение, такие крупные страны, как Австралия, Индия, Япония, ЮАР, Великобритания по сей день используют левую сторону автомобильной дороги. Швеция также долго каталась по левой стороне, пока не наступил судьбоносный Dagen H, что можно перевести как “день перехода на правую сторону дороги”.

Интересные статьи


Соседи скандинавы уже перешли на правостороннее движение, большая часть Европы также ездила по правой, руль на автомобилях местного и иностранного производства находился слева, но Швеция продолжала занимать левую полосу, следуя результатом всенародного референдума 1955-го, когда 83% населения высказалось за сохранение левостороннего движения. Спустя двенадцать лет и бесчисленное количество аварий терпение правительства лопнуло и было принято волевое решение поступить вопреки народной воле. Долгое время шведские кареты, повозки, а с конца девятнадцатого века автомобили передвигались согласно изначальным левосторонним правилам. Но спустя два с половиной века архаизм стал не просто неудобным, но и весьма опасным, что отлично показывали сравнения количества аварий в Швеции с соседних скандинавскими странами. Поэтому 3 сентября 1967 в воскресенье в 4.50 автомобили медленно и осторожно переехали на противоположную сторону и замерли, чтобы в пять утра начать двигаться по-новому – по правой стороне дороги.

Шведское правительство решило осуществить переход в выходной день, чтобы избежать массовых заторов, пробок и аварийно-опасных ситуаций, но от хаоса спастись не удалось. В чем легко можно убедиться благодаря серии фотографий, как Швеция перешла на правостороннее автомобильное движение или Dagen H 3 сентября 1967. В будущем ситуация наладится, процент аварий упадет и шведы признают правоту своих политиков, которые заставили их переехать на противоположную полосу и приобщили к прогрессивному человечеству.



Предпосылки

К этому времени Швеция оставалась последней страной в континентальной Европе , использующей левостороннее движение. Все соседние скандинавские страны (Дания , Финляндия , Норвегия) пользовались правосторонним движением, что создавало массу неудобств при пересечении границы, особенно на протяжённой и не всегда обозначенной в сельской местности границе с Норвегией . К тому же бо́льшая часть автомобилей (даже шведского производства) была оборудована левым рулём: сначала американцы не хотели делать особенных машин для такого маленького рынка, как Швеция, и продавали леворульные машины под предлогом «хорошо видной обочины», затем в дело пошёл консерватизм .

Сторонники перехода на правостороннее движение, поддерживаемые рядом экспертов, считали, что это приведёт к снижению аварийности на дорогах. В частности, использование левого руля при правостороннем движении даёт водителю лучший обзор встречной полосы движения и должно способствовать уменьшению лобовых столкновений.

Торопиться приходилось и потому, что на большинстве автомобилей того времени стояли типовые дешёвые круглые фары . В Европе началась тенденция к переходу на прямоугольные блок-фары, специфичные для той или иной марки и значительно более дорогие - так что каждый упущенный год превратился бы в дополнительные затраты.

Подготовка

Большое внимание уделялось и информации для населения. Был выпущен специальный 30-страничный информационный буклет, разработан и широко растиражирован (вплоть до рисунков на женском нижнем белье) специальный логотип . Раздавали двухцветные водительские перчатки: левая красная, правая зелёная. По радио транслировалась информационная песня «Держи вправо, Свенссон» («Håll dig till höger, Svensson» ).

Переход

День H был назначен на 5:00 в воскресенье, 3 сентября 1967 года . В этот день с 1 часа ночи до 6 утра было запрещено движение личного автотранспорта (работали экстренные службы, коммерческие перевозчики; разрешались велосипеды). В крупных городах запрет был дольше: например, в Стокгольме - с 10 утра субботы до 15 часов в воскресенье. За время запрета рабочие включили правые светофоры, расчехлили новые знаки - общеевропейского образца. Из-за нехватки рабочих рук к работам пришлось подключить солдат .

В День H в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться и сменить сторону дороги; продолжить движение разрешалось в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.

Последствия

В целом переход на правостороннее движение прошёл спокойно. В первые два дня не было зарегистрировано ни одного смертельного ДТП - как выразилась газета «Тайм», «обошлось помятыми крыльями и задетым самомнением». В первые месяцы после Дня H наблюдалось значительное снижение уровня аварийности. Однако оценить влияние перехода на количество происшествий на дороге сложно: освоившись с новыми правилами движения, водители стали менее внимательны, и число происшествий вновь начало расти.

Немногие пробки являются настолько организованными и скоординированными, как те, которые имели место быть на улицах на территории всей Швеции утром 3 сентября 1967 года. В тот день, ровно в пять часов утра, движение на дорогах было остановлено. Затем медленно и осторожно автомобилисты, мотоциклисты и велосипедисты направили свои автомобили, мотоциклы и велосипеды через дорогу, на другую сторону. Швеция решила, что она больше не будет ездить по левой стороне.

Хаос воцарился по всей стране, когда миллионы автомобилистов, которые всю жизнь ездили не по той стороне дороги, пытались приспособиться к новым правилам. Ежедневные поездки на работу и обратно стали совершенно непривычными. Труднее всего было перестроить мышечную память, которая обеспечивает большую часть вождения.

Неудивительно, что шведы начали протестовать, когда предложение перейти на правостороннее движение было выдвинуто в начале 1950-х годов. В 1955 году был проведён референдум, и 83% голосовавших выступили против этой идеи. Несмотря на это, правительство выступило за перемены, чтобы Швеция не отставала от своих европейских соседей.

Большая часть мира ездит по правой стороне дороги, хотя в прошлом римляне и греки, а значит, и большая часть Европы, ходили или ездили по левой. Это позволяло всадникам держать поводья левой рукой, а мечи – правой, когда они сталкивались с разбойниками. Смена движения с левостороннего на правостороннее в США произошло тогда, когда погонщики начали использовать огромные грузовые тележки, заряжённые несколькими парами лошадей. На тележке не было место для погонщика, поэтому он сидел на левой задней лошади и держал хлыст в правой руке, что позволяло ему управлять всеми лошадьми. Сидевший слева погонщик, естественно, хотел, чтобы другие повозки проезжали мимо слева от него, дабы быть уверенным, что он не попадёт под колёса приближающихся тележек. По этой причине он ехал по правой стороне дороги. Англичане придерживались левостороннего движения, поскольку их тележки не были столько огромными, следовательно, они не испытывали никаких трудностей с поддержанием традиции. Страны, ставшие частью Британской империи, переняли левостороннее движение. Некоторые государства, такие как Канада, в конечном счёте изменили правила, чтобы облегчить пересечение границы с США.

У Швеции имелись похожие причины – все её соседи, включая Норвегию и Финляндию, с которой Швеция делила сухопутную границу – ездили по правой стороне. Однако самым насущным вопросом была безопасность. У 90 процентов автомобилей на дорогах руль располагался с левой стороны, поскольку большинство из них были импортированы из Соединённых Штатов. Любопытно, что многие шведские автопроизводители, такие как Volvo, выпускали автомобили, которые предназначались для езды по правой стороне дороги даже для внутреннего рынка. В результате было слишком много дородно-транспортных происшествий.

В 1963 году шведское правительство постановило, что страна перейдет на правостороннее движение. 3 сентября 1967 года было назначено днём перехода. Это событие вошло в историю как День «Н» (сокращённо от Högertrafikomläggningen – «правостороннее движение»).

Подготовка страны и её почти 8 миллионов жителей к массовому переходу была дорогостоящей и сложной задачей. Изменения коснулись светофоров, дорожных знаков, перекрёстков, разметки, автобусов и автобусных остановок. Многие из этих модификаций были начаты за несколько месяцев и завершены непосредственно перед Днём «Н». Новые светофоры оставались обёрнутыми в чёрный пластик до последнего момента. Аналогичным образом, новые линии, нарисованные на дорогах, были покрыты чёрной лентой. Около 360 тысяч знаков по всей стране были заменены почти за один день.


Была проведена масштабная пиар-кампания, призванная примирить общественность с этими изменениями и ознакомить её с тем, как они будут осуществляться. Был разработан логотип в виде большой буквы «Н» со стрелкой, показывающей на изменение движения. Он стал появляться на всех продуктах, от молочных пакетов до нижнего белья. Правительство выпустило специальные товары, такие как цветные перчатки и новые фары, чтобы напоминать водителям, что они должны ехать справа. Шведская телевизионная станция даже провела конкурс на лучшую песню, чтобы помочь людям не забыть о предстоящем изменении. Мелодия-победительница, Håll dig till höger, Svensson («Держись справа, Свенссон»), была выбрана путём национального голосования и заняла пятое место в шведском хит-параде. Знаменитости появлялись на популярных теле-шоу, чтобы рассказать о Дне «Н». Граждан также информировали при помощи радио, газет и рекламных щитов.

В часы, предшествовавшие переходу, царила едва ли не праздничная атмосфера. В утреннем свете начали собираться толпы. Были фейерверки и пение. Большинство автомобилей убрали с дороги, чтобы облегчить работу рабочих. В 4:50 утра раздался гудок, и громкоговоритель объявил: «Настало время перехода!» На дороге появились новые знаки, и автомобили перестроились на другую сторону.


Благодаря тщательному планированию масштабный переход прошёл прекрасно, не считая неизбежных пробок и нескольких мелких аварий, которые обошлись без жертв. Десятки журналистов, собравшихся на улицах в ожидании кровопролития, были разочарованы.

В течение нескольких месяцев после перехода количество дорожно-транспортных происшествий резко сократилось ввиду особой осторожности, в которой люди водили транспортные средства. Конечно, как только люди привыкли к новым правилам, примерно три года спустя, уровень аварий и смертности вернулся к прежним показателям.

В целом проект обошёлся шведским налогоплательщикам в 628 миллионов крон, что эквивалентно примерно 2,6 миллиардам крон (216 миллионов долларов) в переводе на современные деньги. Но если сравнивать с масштабами проекта, эта цифра была относительно небольшой, как утверждает историк-экономист Ларс Магнуссон.


По словам Питера Кронборга, автора книги о Дне «Н» под названием Håll dig till höger Svensson, говорит, что в современных условиях такой проект является практически неосуществимым. Шведская общественность сильно возмутилась бы, если бы политики продолжили настаивать на своём вопреки результатам референдума. К тому же, средства массовой информации в то время были менее критичными и докладывали лишь о том, что говорили им эксперты.

На момент проведения Дня «Н» существовали только один телеканал и одна радиостанция, и «все смотрели и слушали только их». Но, учитывая сегодняшнее разнообразие медиа-каналов, включая социальные сети, охватить всё население было бы гораздо сложнее.

Шведская дорожная сеть также более развита, чем пятьдесят лет назад, и на дорогах во много раз больше автомобилей, что увеличило бы финансовые затраты в десять раз. Нынешние транспортные стратеги Швеции утверждают, что эквивалент Дня «Н» вряд ли прошёл бы сегодня так же гладко, как в 1967 году.

В 1997 году Швеция выступила с ещё одной инициативой в области дорожного движения под названием Vision Zero. Проект был направлен на ликвидацию всех дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом и серьёзными травмами, особенно на автомагистралях. С того момента страна сменила фокус со скорости и удобств на безопасность при строительстве дорог. Низкие ограничения скорости в пределах города, пешеходные зоны и барьеры, отделяющие автомобили от велосипедистов и встречного движения, снизили смертность на дорогах. Швеция также является пионером системы дорог 2+1, при которой двусторонняя полоса становится трёхполосной каждые несколько сотен метров, чтобы быстро движущиеся автомобили могли безопасно обгонять медленных водителей. В настоящее время такие дороги проложены на большей части территории Европы, а также в некоторых местах в Канаде и Австралии. Сегодня Швеция имеет один из самых низких в мире показателей смертности на дорогах – 270 смертей в 2016 году, по сравнению с 1313 в 1966 году, за год до того, как произошёл День «Н».

Многие знают, что в Англии, в отличие от других европейских стран, до сих пор используют левостороннее движение транспорта. Долгое время левостороннее движение сохранялось и в некоторых материковых странах. Со временем все они перешли на более привычное нам правостороннее, но были и исключения. Дольше всего держалась Швеция.

К концу 60-х годов Швеция осталась последней страной в континентальной Европе, использовавшей левостороннее движение. Это было очень неудобно для всех. Все соседние скандинавские страны (Норвегия, Дания и Финляндия) уже много лет пользовались «европейским» вариантом автомобильного движения, что создавало массу неудобств при пересечении границы как для самих шведов, так и для туристов из соседних стран. Не добавляло удобства и то, что очень большая часть автомобилей, в том числе и шведского производства, была оборудована левым рулём: автопроизводители попросту не хотели выпускать праворульные машины для маленького шведского рынка.

Переход Швеции на правостороннее автомобильное движение готовился очень долго. Ещё в 1955 году власти провели референдум по вопросу смены стороны движения, где 85 процентов участников категорически отказались что-либо менять. Но проблема никуда не делась и в 1963 году шведский парламент решил создать Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение.

Комиссия проделала огромную работу: были установлены новые дорожные знаки, была проведена переконфигурация перекрёстков, все светофоры были перенесены на другую сторону дороги, туда же перенесли и автобусные остановки на улицах с односторонним движением. По всех стране на дороги была нанесена новая дорожная разметка белого цвета вместо используемой ранее жёлтой.

Очень сложным клубком проблем оказался общественный транспорт. Дело в том, что двери в шведских автобусах были расположены слева. И эти автобусы больше нельзя было использовать - получалось, что водителю пришлось бы высаживать пассажиров на проезжую часть. Поэтому в тысячах автобусах пришлось устанавливать двери с другой стороны.

Большое внимание уделялось и информации для населения. Был выпущен специальный информационный буклет и специальный логотип, который наносили на практически все доступные поверхности. Водителям раздавали двухцветные водительские перчатки: левая красная, правая зелёная, которые прямо предостерегали от смещения на левую сторону дороги. Был даже записан радио-хит «Держи вправо, Свенссон».

И вот, 3 сентября 1967 года наступил так называемый День «H» - дата перехода Швеции с левостороннего на правостороннее автомобильное движение.

Утро воскресенья началось с того, что с 1 часа ночи до 6 утра пользоваться дорогами могли только экстренные и дорожные службы, а также велосипедисты. На дороги для установки знаков, светофоров и другого оборудования вышли в полном составе все работники дорожных служб и армейские части.

В 04:50 утра все транспортные средства должны были аккуратно остановиться и переместиться на другую сторону дороги, через 10 минут можно было продолжить движение с ограниченной скоростью.

И всё же, несмотря на огромное число объявлений, знаков, публикаций в газетах, телепередач и играющего из любого радиоприёмника «Держи вправо, Свенссон», часть шведов оказалось не в курсе происходящего. Поэтому жителям крупных городов пришлось столкнуться вот с такими картинами на своих улицах.

Переход на правостороннее движение прошёл для Швеции довольно спокойно. В первые дни не было зарегистрировано ни одного ДТП со смертельным исходом, всё обошлось помятыми крыльями, битыми фарами и задетым самомнением водителей. Любопытно, что в первые месяцы после Дня «H» значительное снизился уровень аварийности - водители стали более внимательными и лучше контролировали себя на дорогах.

Так с карты Европы исчезла ещё одна страна с левосторонним движением. А примерно через год, воодушевившись успешным примером Швеции, ещё одна страна провела аналогичную операцию. Этой страной была Исландия.

Вам также будет интересно:

Красный лук: уникально полезный и изысканный
О пользе , в частности, о его способности улучшать пищеварение, укреплять иммунитет,...
Оверсайз – комфортный тренд-абсолют!
Свобода стиля и свобода кроя, комфорт и непринужденность - преимущества одежды oversize...
Что такое оверсайз, и как его носить?
Сегодня мы расскажем вам про оверсайз. Что это такое, детально рассмотрим также. Также...
Чувствительность тестов на беременности: когда покажет результат и на какой день задержки следует делать
Статья Беременность - это приятный период. В этот промежуток времени женщина носит под...
Причины и виды выделений из груди желтого цвета при надавливании
Причины выделений из молочных желез могут быть природными и патологическими, то есть...