Все о покупке и продаже автомобилей

Некрасовские казаки на кубани. История

А ето самая "забаяненая" фотография некрасовцев в Турции, на озере Майнос, нач. 20 века.


6 июля 1707 года царь отправил указ полковнику князю Юрию Долгорукову навести порядок на Дону: «…сыскать всех беглых и за провожатыми и з жёнами и з детьми выслать по-прежнему в те ж городы и места, откуда кто пришел». А ведь самодержец наверняка прекрасно знал неписаный закон казаков: «С Дона выдачи нету». 2 сентября 1707 года Юрий Долгоруков с двумя сотнями солдат прибыл в Черкасск. Атаман войска Донского Лукьян Максимов и старшины формально согласились с царским указом, но выполнять его не спешили. Тогда князь решил сам начать отлов беглецов.Однако, вельможа не понимал, что он не на Рязанщине, и для поимки беглецов раздробил свои силы на несколько отрядов. В ночь с 8 на 9 октября 1707 года казаки под предводительством Кондрата Булавина убили самого Долгорукова, 16 офицеров и подьячих, солдат же обезоружили и отпустили на все четыре стороны. Так началось знаменитое Булавинское восстание.
12 апреля 1708 года царь повелел майору лейб-гвардии Василию Долгорукову, родному брату убитого князя Юрия, подавить Булавинское восстание. Любопытна инструкция Петра по обращению с донскими казаками: «Понеже сии воры все на лошадях и зело лехкая конница, того для невозможно будет оных с регулярною конницею и пехотою достичь и для того только за ними таких же послать по разсуждению. Самому же ходить по тем городкам и деревням (из которых главной Пристанной городок на Хопре), которые пристают к воровству и оные жечь без остатку, а людей рубить, а завотчиков на колесы и колья, дабы сим удобнее оторвать охоту к приставанию воровства у людей, ибо сия сарынь кроме жесточи не может унята быть. Протчее полагается на разсуждение господина маеора».
5-6 июля состоялся упорный бой у стен крепости Азов, в ходе которого казаки атамана Лукьяна Хохлача были наголову разбиты и бежали. Сам Хохлач сдался в плен.
7 июля в Черкасске казацкие старшины во главе с Иваном Зерщиковым произвели переворот. Кондрат Булавин был убит, а по другой версии - застрелился.

По описаниям, Игнат Некрасов был крепкого телосложения.

Успешным оказался лишь рейд атамана Игната Некрасова вдоль Волги на Камышин и Царицын. Узнав о гибели Булавина, Некрасов привёл своих людей в район Переволочны (между Доном и Волгой).А позже, некрасовцам пришлось перейти на сторону Османской империи.
Оказавшись в окружении иноверцев, казаки законсервировали свои обычаи и права.«Заветы» сохранили в памяти образ древних об-щественных отношений, за-бытый казаками под вла-стью России. Один из рус-ских чиновников (В. П. Ива-нов-Желудков), посетивший Майнос(Турция) в 1865 г. рассказы-вая о необычайной честно-сти, царившей в поселении некрасовцев: «Все единогласно уверяли.меня, что валяйся у Некрасовца мешок червонцев под ногами, он даже од-ного не возьмет, на том основании, что на своей земле ничего брать нельзя». Так же интересно его свидетель-ство о том, что атаманы и во время службы, несут ответственность за проступки наравне с другими членами общины: «Что атамана можно высечь и секут, это не подлежит сомнению и вовсе не выходит из ряда обыден-ных событий майносской жизни. Точно также кладут ничком и точно также за-ставляют поклониться в зем-лю и поблагодарить словами: «Спаси Христос, что поучи-ли!»; затем ему вручается бу-лава, символ его власти, которую на время наказания отбирает какой нибудь старик. Вручив булаву, все валятся атаману в ноги, вопя: «Прости Хряста ради, господин атаман!» - Бог простит! Бог простит! - отвечает, почесы-ваясь, избранник народный, и все входит в прежний порядок» .

Обучение детей, музыкальной грамоте по "крюкам". У староверов певческие книги пишутся не нотами, а дораскольными знаками- "крюками". Ето пение называется- наречь.
Как пример можно послушать вот здесь-http://www.youtube.com/watch?v=gPbFF2cCXEM

ЗАВЕТЫ ИГНАТА
(свод правил возведённых в ранг закона казаками-некрасовцами)

1. Царизму не покоряться. При царях в Россию не возвращаться.
2. С турками не соединяться, с иноверными не сообщаться. Общение с турками только по нужде (торговля, война, налоги). Ссоры с турками запрещены.
3. Высшая власть - казачий круг. Участие с 18 лет.
4. Решения круга исполняет атаман. Ему строго подчиняются.
5. Атаман избирается на год. Если провинился - смещается раньше срока.
6. Решения круга для всех обязательны. За исполнением следят все.
7. Весь заработок сдают в войсковую казну. Из нее каждый получает 2/3 заработанных денег. 1/3 идет в кош.
8. Кош делится на три части: 1 часть - войско, вооружение. 2 часть - школа, церковь. 3 часть - помощь вдовам, сиротам, старикам и др. нуждающимся.
9. Брак может быть заключён только между членами общины. За брак с иноверцами - смерть.
10. Муж жену не обижает. Она с разрешения круга может покинуть его, а мужа круг наказывает.
11. Наживать добро обязан только трудом. Настоящий казак свой труд любит.
12. За разбой, грабёж, убийство - по решению круга, - смерть.
13. За разбой и грабёж на войне - по решению круга, - смерть.
14. Шинков, кабаков - в станице не держать.
15. Казакам в солдаты дороги нет.
16. Держать, сохранять слово. Казаки и дети должны гутарить по-старому.
17. Казак казака не нанимает. Денег из рук брата не получает.
18. В посты песен мирских не петь. Можно лишь старинны.
19. Без разрешения круга, атамана казак из станицы отлучиться не может.
20. Сиротам и престарелым помогает только войско, дабы не унижать и не унижаться.
21 Личную помощь хранить в тайне.
22. В станице не должно быть нищих.
23. Все казаки держаться истинно - православной старой веры.
24. За убийство казаком казака, убийцу живым закапывать в землю.
25. Торговлей в станице не заниматься.
26. Кто торгует на стороне - 1/20 прибыли в кош.
27. Молодые почитают старших.
28. Казак должен ходить на круг после 18 лет. Если не ходит - берут штраф два раза, на третий - секут. Штраф устанавливает атаман и старшина.
29. Атамана избирать после Красной горки на год. Есаулом избирать после 30 лет. Полковником или походным атаманом - после 40 лет. Войсковым атаманом - только после 50 лет.
30. За измену мужа, ему бьют 100 плетей.
31. За измену жены - закапывать её по шею в землю.
32. За кражу бьют до смерти.
33. За кражу войскового добра - секут и горячий котел на голову.
34. Если спутался с турками - смерть.
35. За измену войску, богохульство - смерть.
36. Если сын или дочь подняли руку на родителей - смерть. За обиду старшему - плети. Младший брат на старшего руки не подъемлет, круг плетьми накажет.
37. На войне в Русских не стрелять. Против крови не ходить.
38. Стоять за малых людей.
39. С Дона выдачи нет.
40. Кто не исполняет заветов Игната, тот погибнет.
41. Если в войске не все в шапках, то в поход идти нельзя.
42. За нарушения атаманом заветов Игната - наказать и отстранить от атаманства. Если после наказания атаман не благодарит Круг «за науку» - высечь его повторно и объявить бунтовщиком.
43. Атаманство может длиться лишь три срока - власть портит человека.
44. Не держать тюрем.
45. Не выставлять в поход заместителя, а тех, кто это делает за деньги - казнить смертью как труса и предателя.
46. Виновность за любое преступление устанавливает Круг.
47. Священника, не исполняющего волю Круга - изгнать.

Знамя некрасовцев.

Более 240 лет казаки-некрасовцы жили вне России отдельной общиной по "заветам Игната", определяющим устои жизни общины.Всего вместе с Некрасовым ушло, по различным данным от 2 тыс. (500-600 семей) до 8 тыс. казаков с женами и детьми. Объединившись с ушедшими на Кубань ещё в 1690-х годах казаками-старообрядцами образовали первое казачье войско на Кубани, принявшее подданство крымских ханов и получившее довольно широкие привилегии. К казакам стали присоединяться беглые с Дона и простые крестьяне. Казаков этого войска называли некрасовцами, хотя оно было и неоднородным.

Подготовка невесты к свадьбе.

Сначала некрасовцы поселились на Средней Кубани (на правом берегу реки Лаба, недалеко от её устья), в урочище у современной станицы Некрасовской. Но вскоре большинство, включая Игната Некрасова, переселилось на Таманский полуостров, основав три городка - Блудиловский, Голубинский и Чирянский.
Некрасовцы долгое время совершали отсюда набеги на приграничные российские земли. После 1737 года (со смертью Игната Некрасова) положение на границе начало стабилизироваться.
В 1735-1739 гг. Россия несколько раз предлагала некрасовцам вернуться на родину.
Не добившись результата, императрица Анна Иоанновна направила на Кубань донского атамана Фролова. Не имея возможности противостоять российским войскам, некрасовцы начали переселение в турецкие владения на Дунае.В период 1740-1778 гг., по разрешению турецкого султана, некрасовцы перебрались на Дунай. На территории Османской империи султаны подтвердили казакам-некрасовцам все привилегии, которыми они пользовались на Кубани у крымских ханов.

В етом году был юбилей, 50-т лет как из Турции вернулись последние некрасовцы. 22 сентября 1962 года из Турции, селения Коджа-Гёль (до 1938 — Бин-Эвле или Эски-Казаклар, по-некрасовски Майнос) в Россию вернулись 215 живших там семей общим числом 985 человек. Всего к 1962 году в Россию и СССР переехало около 1500 некрасовцев, из них чуть более 1200 майносцев. Сейчас их потомки проживают в поселках Кумская Долина и Новокумский, Левокумского района Ставропольского края.
Несколько снимков -первых шагов по родной земле. Хорошие ли, плохое ли решение приняли казачки, нам не судить... но часть некрасовцев не поехала в СССР, а перебралась в США, там их называют- "турчаны".

5 сентября 1962 года в Прикумск, а именно так в то время назывался город Буденновск, из Турции в СССР, на постоянное место жительство, прибыли по железной дороге из Новороссийска, куда, в свою очередь, приплыли на теплоходе «Грузия» из Стамбула.
Кстати, на теплоходе родился один малец и на вокзале в Прикумске тоже,первый на русской земле-Кондрат Полуэктович Шепелеев.

История некрасовцев началась с открытой конфронтации Петру I. Мятежные казаки были вынуждены уйти за Дон, а потом и в Турцию, где встали под турецкие стяги. Вернулись обратно они уже в середине ХХ века.

Казачье восстание

Во время Северной войны крестьянам на Руси жилось нелегко, и многие из них приняли решение бежать на Дон, в казачьи земли. В 1707 году Петр I издал указ о розыске беглых крестьян, а главным ответственным стал сам князь Юрий Долгорукий.

Когда Юрий Долгорукий прибыл к казакам, те решили, что ловля крепостных за Доном – это нарушение сложившейся традиции и подняли мятеж. Около двух тысяч крестьян Долгорукий смог вернуть, однако прочие примкнули к казачьему мятежному войску под предводительством Кондратия Булавина.

Жестокость войны со столицей отразил в своих записях сам бахмутский атаман: «А нашу братью казаков многих пытали и кнутом, били и носы и губы резали напрасно, и жён и девиц брали на постели насильно и чинили над ними всякое ругательство, а детей наших младенцев по деревьям вешали за ноги».

Булавину вместе с небольшим войском удалось напасть на отряд князя Долгорукова из засады, в результате чего Юрий Долгорукий и весь его отряд погибли, а Петром I была выслана новая 32-тысячная армия под предводительством брата Юрия – Василия Долгорукого.

Булавин, назначенный атаманом Войска Донского, решил идти на Москву, но имел в своем распоряжении куда меньшие силы, и им было принято решение разделить армию на три части. Одна из них отправилась осаждать Саратов, и после неудачи осела в Царицыне. Другая группа встретилась с войском Долгорукого и потерпела поражение. Третий отряд возглавил сам Булавин, и с ним он пытался взять Азов. После неудачи казаками против него был составлен заговор, атаман был убит, а Войско Донское присягнуло русскому царю.

Игнат Некрасов

Тем временем войска Игната Некрасова, расположенные в Царицыне, были настроены продолжать борьбу. Некрасов решил возвращаться на Дон с пушками и армией, а другая часть казаков осталась в Царицыне. Уже вскоре была разбита оставшаяся в Царицыне группировка, а когда Некрасов встретился с царскими войсками из Черкасска, он тоже был разбит.

После поражения Некрасов взял оставшихся казаков, по разным оценкам – от двух до восьми тысяч человек, и отправился, спасаясь от войск царя, за границу, на Кубань. Кубань тогда являлась территорией Крымского ханства, и на ней проживали ушедшие из России в девяностых годах XVII века казаки-старообрядцы. Объединившись с ними, Некрасов основал первое казачье войско на Кубани и казаки приняли подданство крымских ханов. Беглые казаки с Дона и крестьяне постепенно вливались в эту коалицию.

Некрасовцы сперва поселились на правом берегу реки Лаба, где располагается современная станица Некрасовская. В дальнейшем казаки переселялись на Таманский полуостров, основывая все большее количество городков. Казаки постоянно нападали на пограничные российские земли, и только смерть Игната Некрасова вернула ситуацию в более мирное русло.

Анна Иоанновна в 1735-1739 годах неоднократно предлагала казакам вернуться домой, однако результата не последовало. Тогда императрица отправила на Кубань донского атамана с целью вернуть назад непокорных некрасовцев. В страхе перед обширной военной кампанией, которую развернули русские войска, некрасовцы переселились на Дунай, из крымских в турецкие владения.

Пушкин зафиксировал переход казаков-игнатовцев под турецкие стяги: «Со стороны турков замечены были копья, дотоле у них не бывалые; эти копья были русские: некрасовцы сражались в их рядах».

"Заветы Игната"

В 1740 году началось переселение на Дунай. Султаны Османской империи дали казакам-некрасовцам все те же полномочия, которые те имели под патронажем крымских ханов. В Османской империи казаки поселилились в области Добруджа, находящейся на территориях современной Румынии и Болгарии, и их соседями стали липоване, беспоповские старообрядцы из России, переселившиеся туда во время церковных реформ патриарха Никона.

Казаки соблюдали «заветы Игната» - 170 строгих законов, записанных в «Игнатовой книге». Среди них были такие суровые заповеди, как «за брак с иноверцами – смерть» или «за убийство члена общины закапывать в землю».

Некрасовцы вскоре вынуждены были делить свои земли с запорожцами, которые переселились на те же земли после побелы над Запорожской Сечью в 1775 году. Несмотря на отвагу и храбрость, споры с запорожцами не давали покоя некрасовцам, и они начали уходить из Бессарабии и переселяться дальше на юг. Оставшиеся некрасовцы смешались с липованами и другими старообрядцами и утратили древние обычаи и предания.

Далее некрасовцы смогли расселиться на побережье Эгейского моря в восточной Фракии и в азиатской Турции – на озере Майнос. После того, как во Фракии среди некрасовцев прошла эпидемия, оставшиеся в живых ушли на Майнос, однако объединившаяся община не смогла долго сдерживать социальные и религиозные противоречия. В 1860-х часть майносцев ушли из общины и основали свое собственное поселение на озерном острове Мада на юго-западе Турции. Из-за эпидемий и зараженной воды в озере население отколовшейся группы некрасовцев стремительно уменьшалось.

Возвращение на родину


Уже в 1860-х турецкие власти были недовольны некрасовцами, наращивали подати, вводили воинскую повинность и отнимали земли близ озера Майнос. Это было сопряжено с тем, что некрасовцы отказались выступать против России, к чему их пытались обязать турки.

К 1911 году в обоих поселениях проживали менее чем тысяча игнат-казаков , и большинство из них хотели обратно в Россию.
В 1911 году некоторое небольшое количество некрасовцев выехало в Россию для того, чтобы не служить в турецкой армии, несмотря на завет Игната «при царе в Расею не возвращаться».

После этого власти Турции и России разрешили реэмиграцию, но некрасовцам запрещали селиться на Дону или Кубани, и направляли в Грузию. После объявления независимости Грузии казакам уже вскоре придется переселяться снова, на Кубань. Еще около двухсот семей оставались к тому времени в Турции.
Массового переселения казаков-игнатовцев после 1914 года не было. Несмотря на разрешение, множество семей из деревни Майнос решили остаться на своих местах. Однако вторая волна реэмиграции началась спустя 50 лет, в 1962 году: тогда в Россию вернулись почти полторы тысячи некрасовцев из Турции.

Эмигранты плыли из Турции в СССР на теплоходе «Грузия», и этот памятный момент до сих пор празднуется современными некрасовцами. На данный момент их потомки живут в Ставропольском крае. Впрочем, несколько десятков семей тогда отказались въезжать в СССР и их приняли в США. Лишь одна семья казаков-игнатовцев при этом осталась в Турции.

Когда некрасовцы возвратились в Россию, они сохранили свои обычаи – носили нательные кресты, бороды, креcтили детей и отпевали покойников, однако при этом их дети ходили в советские школы, а сами они работали в совхозах. До сих пор сохранились песни некрасовцев, припевы в которых чередуют русский и турецкий языки и сохраняют восточный колорит:

Турецкие напевы и русские песни и частушки смешались воедино, создав богатую и оригинальную фольклорную традицию. В современном быту игнатовские казаки также переняли часть турецких традиций: они любят сидеть на ковриках, поджав ноги и пить кофе, варить кукурузу и чорбу.


Привлекая в свои ряды недовольных, некрасовцы либо сами появлялись в русских пределах, либо посылали на Дон и в другие районы своих агитаторов, ратовавших за уход на вольную Кубань. Походы на Дон предпринимались не только как акции в борьбе с царизмом, но и были средством пополнения людьми, лошадьми, порохом и продовольствием. Так, в 1710 г. И. Некрасов во главе 3-тысячного отряда появился в Приазовье и стал лагерем на р. Берде. Отсюда он рассылал своих людей к казакам с призывом поднимать восстания и присоединяться к нему. Ему явно хотелось всколыхнуть присмиревший после подавления булавинского движения Дон. Такой демарш не прошел даром: в августе 1711 г. на Кубань с регулярными русскими полками и калмыками был направлен казанский губернатор П. М. Апраксин. Однако разгромить некрасовцев ему не удалось, и, потеряв 150 солдат и 540 калмыков, П. М. Апраксин вынужден был вернуться.
В 1713 г. некрасовские атаманы Семен Кобыльский и Семен Вороч совместно с кубанскими ногайцами ходили в поход под Харьков. В 1715 г. некрасовским агитаторам удалось увести на Кубань с Дона и из Тамбовского уезда немало казаков и крестьян. В 1717 г. атаман С. Вороч ходил с казаками походом на Волгу. Слухи о том, что на Кубани хорошо жить, нет помещиков, за старую веру не наказывают, будоражили население Дона и Волги, находилось немало желающих бежать на Кубань. Правительство и местные власти предпринимали меры, чтобы прекратить эти побеги. Архивы сохранили приговоры властей, в которых перечислялись пойманные беглецы и установленные для них наказания: "бить кнутом нещадно и, вырвав ноздри, сослать навечно в Сибирь". Военная коллегия даже приняла решение наказывать смертью любого, кто не донес о появлении некрасовских шпионов.
В 1730-х годах, во времена правления Анны Иоанновны и ее жестокого фаворита Бирона, предпринимались энергичные попытки ликвидировать некрасовскую вольную общину на Кубани. С одной стороны, делались предложения вернуться в Россию, но при этом не давались никакие гарантии нормального существования. С другой стороны, проводились карательные экспедиции. Так, в 1736-1737 гг. некрасовские городки дважды уничтожались правительственными войсками. Правда, некрасовцы, предупрежденные ногайцами, вовремя успели скрыться за Кубанью.
Крымский хан был заинтересован в их пребывании на Кубани, так как ценил как опытных и отважных воинов, но и он не мог их открыто поддерживать, как бывших русских мятежников. Поэтому с начала 40-х гг. некрасовцы начинают постепенно покидать Кубань в поисках более спокойного пристанища. Так, в середине 50-х гг. часть их переселилась на Дунай. Оставшиеся продолжали совершать набеги вместе с татарами на южные земли России. В 1769 г. был предпринят последний татарский набег, в котором участвовали и некрасовцы.
Правительство Екатерины II обещало некрасовцам прощение "за их прежние вины", разрешало им вернуться в Россию, но было против их компактного проживания на Дону. Это не устраивало некрасовцев.
В сентябре 1777 г. царские войска под командованием генерала И. Ф. Бринка вновь были направлены против некрасовцев. Узнав об этом, часть казаков бежала за Кубань к горцам, а другая часть попыталась на лодках уйти вверх по Кубани, однако встреченные царской артиллерией, открывшей огонь по лодкам, некрасовцы вынуждены были спрятаться в прилежных плавнях. Пребывание некрасовцев на Кубани становилось для них небезопасным. Новый крымский хан Шагин-Гирей, занявший престол с помощью России весной 1777 г., требовал их переселения в Крым, по сути дела под присмотр русского военного командования. Поэтому в 1778 г., с разрешения турецкого султана, большинство некрасовцев переселилось в Османскую империю.

Лишь в начале XX в. первая партия некрасовцев вернулась в Россию. Последняя группа некрасовцев в несколько сотен человек возвратилась в Россию, поселившись на Кубани и Ставрополье, в 1962 г.


Память о Родине и ее зов оказались очень сильными у потомков некрасовских казаков прежде всего потому, что и вдали от России, в чужеродной для них среде они не растворились, сохранив свою культуру, обычаи и родной русский язык.
Рассказ П. П. Короленко о жизни некрасовцев в Турции.
«Большинство некрасовцев переселились в азиатскую Турцию на озеро Майнос. Здесь они основали 5 станиц. Жили замкнуто свято соблюдая заветы Некрасова: власть принадлежит кругу, атаман избирается на год, треть заработка семья отдает в общую казну брак с иноверцами карается смертью, за измену - казнь без суда. Занимаются казаки скотоводством и охотой. Рыбу ловят в Мраморном, Черном, Эгейском, Средиземном морях и озерах Турции».

Заветы атамана И. Ф. Некрасова:
Царю не покоряться, при царизме в Россию не возвращаться.
Власть в общине принадлежит кругу.
Держаться друг за дружку, без разрешения круга из станицы не уходить.
Тайно помогать бедным, явно помогает круг.
Женщину-мать защищает круг.
На войне с Россией в своих не стрелять, а палить через головы.
Казаку на казака не работать.
Каждому ремесло иметь, трудиться.
Казакам лавок не держать, купцами не быть.
С турками не соединяться, на мусульманках не жениться.
Церкви чтоб не закрывать.
Молодым почитать старших.
Казаки должны любить жен, не обижать их.

На фото 1 - Некрасовцы в Турции. В центре в очках - Бокачев Тимофей.
На фото 2- Вверху в центре Синякова Серафима Филипповна. Турция, с. Коджагёль.
На фото 3 и 4 - Некрасовские казаки, п. Новокумский Левокумского района.

В последние годы появилось и стало развиваться новое важное направление – детские фольклорные ансамбли. Значение этого направления выходит за рамки только детской самодеятельности, ибо само по себе возникновение детских и юношеских коллективов, работающих на материале русского и казачьего фольклора, делает очевидным факт осознания и претворения в среде художественной самодеятельности преемственности традиций народной песенной культуры, усвоения ее молодыми поколениями. Приобщение детей к народной музыке в настоящее время приобретает особую актуальность. Народное музыкальное искусство, как и музыкальное воспитание в целом, способствует развитию духовной культуры, творческих способностей, влияет на формирование мировоззрения, содействует гармоничному развитию личности, формированию у детей гражданско-патриотической позиции. Большое внимание уделяется проблеме певческого воспитания детей, особенностям народной манеры пения у детей. Почему мы возрождаем преемственность традиций народного исполнительства?

Песенная традиция

До XVIII в. народная песня жила в устной традиции. Подлинные хранители песенной культуры обладали глубокими знаниями и навыками, передаваемыми по традиции, которая была единственным эталоном их мастерства. Самые одаренные песельники постепенно превращались из любителей в мастеров искусства, и творчество их пополняло сокровищницу фольклора. В глубоких и, казалось бы, специальных слоях музыкальной структуры находит отражение множество явлений духовной культуры от жизненного уклада, бытовых реалий до проявлений фантазии в символических формах.

В казачьей среде песенная традиция представляла значительный интерес именно в ракурсе ее духовного потенциала, культурообразующей роли. Ведь неспроста казачья песня была одной из форм поощрения отличившихся на службе казаков.

В условиях современной жизни, значительно преобразующей черты деревни, станицы с ее традиционными укладами, исследование музыкального фольклора казаков, сохраняющего свои сущностные черты, представляется весьма актуальной темой. Интерес к нему в современных условиях трансформации, утраты традиций, исчезновения отдельных жанров и видов песенной культуры в самых различных регионах страны диктуется именно способностью сохранять живой дух и живое содержание.

Казачество в дореволюционной России представляло собой значительное социальное явление. В его бытовом укладе и сознании находили яркое выражение ростки демократии: в обычаях, обрядах, ритуалах и, естественно, в художественной культуре.

В XIX – начале ХХ века вопросами переселения казаков, их быта, культуры занимались А. Ригельман, П.П. Короленко, А.А. Гордеев, Е.П. Савельев, В.Л. Броневский, В.Д. Сухоруков, В.А. Потто, Ф.А. Щербина, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский; К.К. Абаза, Е.Д. Фелицын и многие другие.

В ХХ веке истории казачества посвятили свои труды С.Г. Пушкарев, И.В. Смирнов, А.П. Пронштейн, Н.А. Мининков, Л.Б. Заседателева, Д.В. Сень, В.А. Колесников. С 40–х годов ХХ века и до начала ХХ1 века большой вклад в изучение духовной культуры казаков внесли фольклористы А.М. Листопадов, Сотников Т.И., Б.Н. Путилов, Ф.В. Тумилевич, В.Н. Медведева, Н.Г. Денисов, С.Н. Земцов, Т.С. Рудиченко, Т.Н. Абрамова, Л. Новак, Н. Фрадкин и многие др.

Культура казаков-некрасовцев

Сегодня научный и общественный интерес к казачеству во многом обусловлен процессом возрождения культуры, традиций и обычаев этой социальной группы – процессом, получившим бурное развитие в нашей стране. Примером хранителей традиций, несмотря ни на какие трудности жизни, являются казаки-некрасовцы. Как своеобразная этноконфессиональная группа русского народа, некрасовцы явили собой пример гибкости и последовательности во взаимоотношениях с мусульманскими народами Крымского ханства и Османской империи, что позволило им выжить и сохранить свою культуру, в том числе и музыкальную. Становление их самобытного музыкального фольклора происходило в период значительных исторических преобразований, связанных с их местами обитания и окружения. Эта культура трансформировалась, развивалась, приобретая новые формы. Борьба некрасовцев за выживание нашла отражение в прозаических жанрах (сказках и исторических преданиях, молитвах) и песенном фольклоре, в котором сложились самобытные особенности музыкально-поэтического стиля и неповторимое певческое мастерство казаков. История, культура, в частности, музыкальный фольклор некрасовцев после возвращения их из Турции на родину предков оказались на некоторое время в центре внимания историков, этнографов, фольклористов (см., например, в библиографии: Тумилевич, 1963; Шамаро, 1964; С.26-32; Иванов, Медведева, 1983; Волкова, Заседателева, 1986; Филимонов, 1993 и 1994; Денисов, 1996, 2000; Кощиенко, Близнюк, 1999; Якоби, 2001; Рудиченко, 2004.).

Многочисленные научные экспедиции к казакам, проживающим в настоящее время в Левокумском районе Ставропольского края, в Краснодарском крае, дают определенное представление об их традициях. Экспедиции проводились автором данной публикации с 1963 по 2000 годы: Ставропольский пединститут, СГКМ им. Прозрителева и Праве, РГУ, МГУ, ГМПИ им. Гнесиных, консерватория им. П.И. Чайковского, МГИК, СГК им. Л.В. Собинова, СИАМЗ, РОМК, СКМ им. Прозрителева и Праве, Ставропольское музыкальное училище и др. Также автором данной статьи проводилось с 1977 по 2000 годы несколько экспедиций (в том числе, со студентами краевого училища искусств и СГУ).

Научное осмысление культуры казачества

Некрасовцы, как группа казачества, впервые рассматриваются в монографии П.П. Короленко «Некрасовские казаки» (Короленко, 1899). В ней раскрывается политическое положение некрасовцев в начале XVIII века в России и на территории Крымского ханства. Этой работой было положено начало научному изучению некрасовской истории, собиранию этнографического материала, что позволяет нам сегодня более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса.

Отдельные сюжеты из прошлого некрасовских казаков встречаются в исследованиях, связанных с историей Кубанского казачьего войска, старообрядческого населения Османской империи. Ссылаясь на сведения А.И. Ригельмана, Ф.А. Щербина в «Истории Кубанского казачьего войска» описывает появление некрасовцев на Кубани, условия их жизни под покровительством Крымского хана на протяжении нескольких десятков лет. В этом труде он раскрывает причины вражды черноморцев с некрасовцами, одной из которых являлась борьба за землю, в результате чего некрасовцы перебрались на территорию Турции (Щербина, 1913).

Необходимо отметить и значимость трудов В.Б. Броневского, В.Д. Сухорукова, раскрывающих историю казачества. Их работы способствовали накоплению фактического материала, становились источниками для дальнейшего изучения (Броневский, 1834; Сухоруков, 1903.). А. А. Гордеев рассматривает историю казачества до революции 1917 года, причины его расслоения и волнений на Дону, одно из которых связано с булавинским восстанием, а вместе с ним и некрасовским движением в период правления Петра Великого (Гордеев, 1992). Труд А.А. Гордеева помогает проследить последовательность событий в развитии казачества.

Истории казачества посвятил свое исследование и известный ученый Е.П. Савельев. Его краткий обзор современных для его времени народов Кавказа знакомит нас со своеобразием говора донских казаков, «отличного от великороссийского» (Савельев Е.П., 1915. с. 291). Он обращает внимание на домовитость и консерватизм казачества на Дону, стойкие древние обряды и обычаи, а также религиозные воззрения.

Второй этап в изучении истории казачества, в том числе и культурного его наследия, приходится на 40 – 60-е годы ХХ века. Значительный вклад в изучение музыкально – поэтической культуры внесли А.М. Листопадов, Т.И. Сотников, Ф.В. Тумилевич, И.В. Смирнов, Б.Н. Путилов.

А.М. Листопадов в пятитомном труде «Песни донских казаков» (Листопадов, 1949-1954) представляет различные песенные жанры, описывает народные обряды, особенности исполнительской манеры, дает этнографические и исторические справки, сделал попытку описания особенностей структуры и лада, свойственных донскому музыкальному фольклору. Последние работы Листопадова совпадают с началом исследовательской работой Ф.В. Тумилевича. (Тумилевич, 1941, 1947, 1948, 1957, 1961). Песенный материал, собранный в 1938–1947 годах, сказки и предания некрасовцев, записанные им в 1962 году, являются показателем закономерного развития народной поэзии вдали от родины, в окружении чужого народа. Песни, предания и сказки об Игнате Некрасове интересны как новая страница в развитии эпического жанра русского народа. Яркие художественные индивидуальности, хранители народной поэзии встают перед нами в лице казаков-некрасовцев, и каждый певец, рассказчик со своим репертуаром, со своей особой исполнительской манерой.

Новый этап в изучении культуры и истории потомков донских казаков приходится на вторую половину ХХ века. В них исследователи поднимают уже проблемы развития казачества. Отметим вклад в это направление А.П. Пронштейна, Н.А. Мининкова, Л.Б. Заседателевой, Д.В. Сень и ряд других источников (Дон и степное Предкавказье, 1961; Пронштейн, Мининков, 1983; Заседателева, 1974, 1984; Сень, 2000 – 2002). В отечественной историографии конца ХХ – начала ХХI века весьма заметной работой по истории некрасовцев является монография историка Д.В. Сень «Войско Кубанское Игнатово Кавказское» (Сень, 2001). В ней автор внес ряд уточнений, связанных с военной, религиозной и хозяйственной жизнью некрасовцев на территории Крымского ханства, в Турции, впервые определил понятие «некрасовцы», описал «некрасовскую эпопею», обосновал основные причины, приведшие к массовому уходу казаков в августе 1708 года и их иммиграции из Турции в Россию к началу ХХ века.

Актуальность казачьей песенной культуры

Для современной этнографии актуально изучение исторически сложившихся этнических групп. Находясь в инонациональной среде, они порой теряют культурную специфику, активнее подвергаются языковой ассимиляции. В результате, процессы современной этнокультурной трансформации в них протекают иначе, чем в компактно расселенных крупных этносах, имеющих единые национальные зоны, центры консолидации. Музыкальный фольклор некрасовцев является особым объектом, отразившим сложную историческую судьбу небольшой русской общины, прожившей более 200 лет в иноязычном окружении. По мнению В.Н. Медведевой, единственный культурный «пласт, приближающий нас к целостному представлению о духовном наследии – это их музыкальный фольклор» (Медведева, 2001), и с этим трудно не согласиться. Интересно исследование церковно-богослужебных традиций некрасовцев сотрудника музея им. Андрея Рублева Н.Г. Денисова (Денисов, 2000). Раскрывая особенности некрасовского богослужения, он обращает внимание на необходимость создания государственной программы по сохранению уникальной культуры.

В девяностые же годы ХХ века в государстве произошли значительные перемены, которые сказались на развитии духовной культуры казаков. Широкое общественное внимание к ним в наши дни – показатель того, что судьба казаков и их культуры неразделимы. Итак, пробуждение исторической памяти казаков в наши дни, поиски своего места в нынешнем обществе делают актуальными вопросы культуры казачьей общности. Все большее внимание исследователей привлекают вопросы, связанные с национальным самосознанием, проблемы нынешнего состояния традиционной культуры, ее роль и значение в общекультурном процессе. Возрождение традиционной музыкальной культуры казаков требует изменений в подходе работы учреждений образования и культуры, в понимании степени ее интегрированности в региональную культуру и культуру российского общества в целом.

Казачий фольклор на Ставрополье

Беседы автора статьи с казаками о том, что помогало им выжить, убеждают в необходимости не просто изучить историю казаков, но и попытаться найти способы возрождения утраченного и сохранения существующего в их культуре. А личные записи и расшифровки традиционного песенного материала на протяжении многих лет позволяют автору сравнивать эволюционные особенности песенно-исполнительской традиции казачества разных поколений.

Впервые я начала записывать традиционный фольклор казаков на Ставрополье в 1977 году. В поле моего зрения попали семейные ансамбли потомственных казаков из станицы Баклановской Изобильненского района (семья Братецких), ст. Григорополисской Новоалександровского района (семья Дроновых), ст. Ессентукской Предгорного района (семья Яицких). В песнях, записанных от перечисленных семей, прослеживалось самое сокровенное, чем дорожили казаки, но не выставлявшееся на суд обычного зрителя-обывателя. И только после 1991 года многие их песни зазвучали с новой силой, с новым отношением к прошлому и настоящему («Погиб император вестимый» – о гибели Александра II). Ко мне стали приезжать из разных районов края представители казачества с просьбой помочь в восстановлении песенного репертуара в станицах. Я возвращала в копиях материал, записанных мною ранее в названных районах. Отрадно, что сегодня есть ростки, хотя и небольшие, в этом деле.

Приобщаются к казачьей культуре участники детских фольклорных ансамблей: «Некрасовские казачата» из п. Новокумский Левокумского района (рук. Синякова В.И..), «Хуторок» из Новоселицкого района (рук. Капустин А.Я.), «Казачок» (младшая и старшая группы) из ДМШ №2 г. Пятигорска (рук. Белякова О.И.), «Славянка» из г. Кисловодска (рук. Петрова С.Г.), фольклорный ансамбль из г. Новопавловск (рук. Ковальчук И.С.). Наряду с ансамблями, знакомящими с казачьей песенной культурой, в крае созданы и ансамбли, которые дают представление и о крестьянской традиционной культуре. Это такие ансамбли, как фольклорный ансамбль «Родничок» из ст. Александрийской Георгиевского района (рук. С. Кузнецова), ансамбль ДМШ с. Грачевка (рук. И. А. Стоялова), детский фольклорный ансамбль «Багатица» из г. Ставрополя (рук. Кузнецов В.А.) и другие. Безусловно, гордостью нашей являются и взрослые фольклорные коллективы: «Станичники» из ст. Григорополисской (рук. Гусева Р.А.), «Казачка» из г. Новопавловск (рук. Анищенко А.А.), «Благовест» из г. Георгиевск (рук. Дементьева Л.Д.) и многие другие.

Анализ работ современных историков, фольклористов-этнографов, полевые дневники автора, архивные документы позволяют сделать попытку увидеть музыкальный фольклор в широкой панораме духовной культуры казаков, как составной части культуры российского народа. И мы с вами должны попытаться сделать всё для возрождения казачьей музыкальной культуры, приобщая к этому все слои населения: от мала до велика.

Якоби Л.А. , заслуженный работник культуры Российской Федерации,
лауреат премии Правительства Российской Федерации «Душа России»

Казачество в истории России играло важную роль как в становлении Российской империи (больше половины всей территории России присоединены именно казаками), так и в отстаивании независимости России от внешних агрессий.

Первые упоминания о казаках появились еще в период разгрома Золотой Орды. Происхождение казаков кроется, прежде всего, в социальных причинах. Рост крепостного права в XV - XVI веках заставлял обездоленных, угнетенных крестьян в поисках лучшей жизни бежать на окраины России, где они освобождались от помещичьей кабалы и тяжести государственных повинностей. Здесь они становились казаками (от тюркского - беглец, вольный).

Казацкие поселения стали возникать на Днепре, на Дону, на Волге, на Яике (Урале), затем появились казаки в Сибири и на Кавказе.

Казачество было и своевольным (казачьи бунты Болотникова, Булавина, Разина, Пугачева), и верным своему долгу перед православием и Русью в случае внешнего нашествия.

Кто же такие некрасовские казаки? Откуда берет свое начало эта ветвь казачества?

Как указывает Д.В. Сень, некрасовские казаки представляют собой органическую и вместе с тем специфическую часть российского казачества. По происхождению донские, они с полным правом могут считаться и кубанскими казаками, поскольку именно те геополитические условия, с которыми столкнулись донцы на Кубани в XVIII веке, оказали на них огромное преобразующее воздействие; причем это воздействие вызывало зачастую самые благоприятные последствия (сказывавшие на протяжении веков, влиявшие и на культуру некрасовцев, и на их сознание (36, с. 17)).

И.В. Смирнов пишет: "Некрасовцы как самостоятельное казачество начитают свою историю после поражения Булавинского восстания 1707-1709 годов. Атаман Игнат Федорович Некрасов увел на Кубань до трех тысяч донских казаков с семьями, спасая их от истребления царскими властями. Там они соединились с кубанским казачьим войском, основанным еще в 1688 году атаманом Маноцким, и организовали своеобразную республику, которая на протяжении 70 лет непрерывно пополнялась казаками из других мест и крестьянами, бежавшими от крепостного гнета". (37, с, 97)

Заглянем в историю донского казачества и выявим причины, побудившие Некрасова увести казаков за пределы Родины.

История донского казачества явилась историей казацкой вольницы, которая не раз поднималась на борьбу вместе с восставшими крестьянскими массами... Их сила заключалась в недовольстве закрепощенного народа. Крестьянские и посадские люди видели в них мстителей за народное горе. Вскоре донское казачество настолько усилилось, что начинает играть важную роль в международных отношениях держав. Казачество привлекает к себе внимание, как московского правительства, так и турецкого султана. (34, с. 7).

Поначалу казаки вели жизнь полудикую, своевольную, почти кочевую и беспрестанно искали приключений или добычи. Основным занятием казаков вне походов были рыбная ловля, охота, скотоводство. Вели торговлю с украинскими городами, оттуда привозили хлеб, вино, порох. Только в XVII веке гражданская жизнь казаков приняла вид образованности.

Казачьи общины имели своеобразную демократию. Законодательной и исполнительной властью был войсковой круг, в который входили все жители станицы, достигшие восемнадцатилетнего возраста. На кругу решались все дела: выборы атамана, вопросы войны и мира, дележа добычи; судили, миловали, наказывали. Религия носила у казаков скорее обрядовый характер. Приверженность православной вере была весьма относительной. Здесь легко уживались различные христианские течения.

Церковные реформы патриарха Никона в XVII веке, породил раскол в Российской православной церкви, привели к преследованиям староверов, как со стороны государства, так и официальной государственной церкви. Как указывает М.В. Нечкина, уже в конце XVII зека возникает до того неизвестная для России явление - религиозная эмиграция, бегство за пределы государства Российского всех тех, кто подвергался преследованиям за свои религиозные убеждения. (28, с.109)

Итак, реформы Никона и репрессии приверженцев старой веры со стороны правительства усилили приток раскольников на Дон, которые стали пропагандировать старую веру среди казачества. Уже в конце XVII века здесь было утверждено старообрядчество. "От всех попов потребовали служение по старым книгам". (34, с. 19).

На беду хранителей старой веры на российский престол взошел своенравный и жестокий царь Петр Алексеевич, поддержавший церковные реформы Никона. Царь издал указ, по которому велено было сжигать тех верующих и священнослужителей, которые после расспросов и пыток не отказались от старой веры (48, с. 109).

Петр I приходил в бешенство, когда от его деспотии убегали тысячи граждан на Дон, которые от его реформ и налогов пухли с голоду. Например, с приверженцев старой веры взимался двойной налог, в том числе и за ношение бороды.

В конце XVII века у донских казаков начинают отбирать земли. Все чаще происходили столкновения царских властей с казаками.

"Наиболее крупное произошло в 1706 году на Бахмудских саляных промыслах из-за изъятия их из-под ведом Войска Донского и передачи их в введение Семеновской канцелярии с отпиской на государя". (34, с. 20)

Атаманом на Бахмуте был Кондратий Афанасьевич Булавин, который возглавил казаков. Произвол и жестокость царских слуг, особенно карательной экспедиции князя Юрия Долгорукого, явились последней искрой, вызвавшей пламя восстания. Убийство князя отрядом, который возглавлял Булавин, 8 октября 1707 года послужило сигналом для восставших.

Петр I посылал вооруженную армию под командованием Владимира Долгорукого на поимку повстанцев. В 1707-1709 годах Дон пылал, народ жестоко истреблялся. Изменщики-предатели убили атамана Войска Донского Кондратия Булавина.

Главной фигурой в руководстве восстания на этом этапе был Игнат Некрасов, (16, с. 392)

Кто же такой Некрасов - единственный представитель казачьего сословия, по имени которого названо целое войско?

Исторические сведения об этом человеке скудны. В.И. Смирнов указывает, что это отдельные упоминания в официальных документах, обычно в словосочетании "вор Игнашка", и своеобразный фольклорный образ. (37, с. 97)

В исследованиях И.В. Смирнова и Д.В. Сеня указывается, что осенью 1707 года, когда Булавин собирал свой отряд, Игнат был простым казаком станицы Голубинской, Очевидно, Некрасов выдвинулся благодаря своим личным качествам в период военных действий как исполнитель особых поручений, а затем как походный атаман (37, с. 98; 36, с. 19)

П.П. Короленко считал Игната Некрасова станичным атаманом Есаульской станицы (48, с. 109), с чем согласуется точка зрения Ф.В. Тумилевича, Н.Г. Волковой, А.Г. Рабчевской,

Жестокая расправа правительственного войска под руководством В.В. Долгорукова над участниками восстания заставила Игната Некрасова увести остатки повстанческого отряда на входившую в состав Османской империи Кубань. Численность прибывавших с Дона, историками оценивается по-разному. Один из ранних историков казачества А.И. Ригельман называет цифру 8000 душ обоего пола. (48, с. 110)

Современный историк И.В. Смирнов говорит о трех тысячах, но, возможно, только строевых казаков. Он же утверждает, что прибывшие донцы не выглядели униженными просителями, а составляли хорошо организованную воинскую единицу со своим знаменем и семью пушками. (37, с. 100)

Некрасов был личностью незаурядной. Когда он прибыл с отрядом "в славное Кубанское войско", его выбрали войсковым атаманом. Историк И.В. Смирнов уточняет: "Некрасов с самого начала стал лидером небольшой казачьей республики. Задача, ставшая перед ней, требовала серьезного напряжения сил: следовало заложить основы такого устройства, которое исключило бы внутренние конфликты, т.е. воплотить в жизнь хотя бы на маленьком клочке земли те идеи, во имя которых погибли тысячи повстанцев на Дону".

Сведений о повседневной жизни казаков на Кубани сохранилось мало. Если суммировать все сведения из документов, записок путешественников и исследований ученых, то вырисовывается довольно ясная картина их жизни. Во главе общины стоял войсковой атаман, избираемый на один год. На него возлагалась исполнительная власть. Высшая же власть принадлежала войсковому кругу. Все путешественники, побывавшие у казаков, отмечали с которым они держались, их честность и порядочность. Участвуя вместе с турками и крымскими татарами в военных походах, казаки не занимались грабежом.

Трудно представить, что непримиримые прежде враги, казаки и турки, нашли общий язык. Казаки получили убежище, и даже некоторые привилегии в турецких пределах. Султан предоставлял казакам землю и свободу вероисповедания, казаки давали клятву, что не станут "воевать турецкую землю", будут участвовать в военных компаниях на стороне Турции. П.П. Короленко отмечает, что хотя казаки-некрасовцы и служили в турецкой армии по одной своей доброй воле, но в походах против христиан не участвовали. (48, с. ПО)

Конечно же, султан не просто так пошел некрасовцам навстречу. Силу казацкого оружия турки знали прекрасно, им было выгодно иметь сильное войско на границе с Россией, которое только и ждало удобного случая, чтобы отобрать благодатный кубанский край.

Вскоре так оно и случилось. Новая русско-турецкая война не заставила себя долго ждать, и после побед графа Миниха, Кубань отошла к России. Царские власти требовали возврата некрасовцев на Дон. Царица предпринимала несколько карательных экспедиций. И тогда Игнат - атаман снова протрубил поход.

На большом круге было принято решение уйти на Балканы, на Дунай. В бухте Таманского полуострова были изготовлены корабли. Делалось это тайно. Незадолго до отплытия всему населению было приказано прийти через камыши-топи Азовских лиманов к месту, где стояли корабли. Карательные отряды преследовали беглецов, не щадя ни детей, ни стариков. Громкий стон или плач могли выдать казаков.

Если младенец плакал, его топили. Под угрозой гибели некрасовцы достигали бухту, где ждали корабли.

И повел Игнат казаков на челнах к берегам Турции, Некоторые исследователи считают, что Некрасов умер еще на Кубани. (37, с. 101)

Но песни и предания самих некрасовцев утверждают, что именно Некрасов их вел за собой. (41)

Во время переселения некрасовцы пошли двумя путями. Одни осели в дельте Дуная, другие - в Анатолийской части Турции (Майнос и остров Мада). По душе пришлись некрасовцам эти места. Казачий круг постановил: строится окончательно, чтоб станица была не хуже, чем на Дону.

Вам также будет интересно:

Красный лук: уникально полезный и изысканный
О пользе , в частности, о его способности улучшать пищеварение, укреплять иммунитет,...
Оверсайз – комфортный тренд-абсолют!
Свобода стиля и свобода кроя, комфорт и непринужденность - преимущества одежды oversize...
Что такое оверсайз, и как его носить?
Сегодня мы расскажем вам про оверсайз. Что это такое, детально рассмотрим также. Также...
Чувствительность тестов на беременности: когда покажет результат и на какой день задержки следует делать
Статья Беременность - это приятный период. В этот промежуток времени женщина носит под...
Причины и виды выделений из груди желтого цвета при надавливании
Причины выделений из молочных желез могут быть природными и патологическими, то есть...