Все о покупке и продаже автомобилей

О современной трактовке сновидений художника Пискарева в повести Н. В

Уроки 44-45.

Классное сочинение или контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова.

Урок 46. «Перестаешь верить действительности, читая Гоголя. Свет искусства, льющийся из него, затмевает всё. Теряешь осязание, зрение и веришь только ему»

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Народная фантастика в ранних романтических произведениях. Героическое и комическое в сборнике «Миргород». Проблематика и поэтика комедии «Ревизор».

В рассказе учителя о жизни и творчестве Гоголя следует подчеркнуть, что будущий писатель получил строго религиозное воспитание, но уже в детстве проникся очарованием фольклора и истории. Обучаясь в Полтаве и Нежине, он мечтает о государственной службе, где он мог бы бороться за справедливость. Однако в Петербурге его ждет крушение иллюзий и ряд неудач. Чиновничья столица ценит только деньги, средств для жизни не хватает, романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен» встречена насмешками критики, в актерском поприще отказано, служба в Департаменте уделов принесла лишь разочарование. Только публикация в 1830 г. повести «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала» вводит его в пушкинский круг писателей. Ранний Гоголь - писатель-романтик с сильным религиозным уклоном. Он убежден, что поприще писателя обязывает его вести борьбу с обществом, которое обезличивает души. Оружие в этой борьбе - смех, а сам он - проповедник, пророк, несущий миру Слово Божье. Но этому слову только тогда поверят, когда писатель пропустит через свое сердце все страдания человеческие. Такое высокое представление о миссии писателя Гоголь сохранил на всю жизнь.
Обобщение знаний о творчестве Гоголя, полученных в основной школе, можно организовать в форме лекции учителя или в работе учебных групп.
Группа 1. «Вечера на хуторе близ Диканьки».
1. Что было причиной обращения Гоголя к изображению народной жизни Украины в «Вечерах...»? Какова роль в сборнике образа рассказчика Рудого Панько?
2. Охарактеризуйте мир Диканьки. Как в нем отразилось здоровое начало реальной народной жизни?
3. Как герои «Вечеров...» побеждают темные, злые силы? Какова роль фантастики в сборнике?
4. Индивидуальное задание. Чем отличается от героев «Вечеров...» Иван Федорович Шпонька из повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»?
Группа 2. «Миргород».
1. В чем особенности композиции сборника «Миргород»?
2. В чем «Вий» и «Тарас Бульба» противопоставлены «Старосветским помещикам» и «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»?
3. Какие проблемы поднимает Гоголь в «Тарасе Бульбе»? Что, по мнению писателя, нужно, чтобы не была уничтожена прославленная им в повести «русская сила»?
4. Индивидуальное задание. В чем общность и различие повестей-элегий о современной Гоголю жизни «Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»?
Группа 3. Гоголь и театр. «Ревизор».
1. В чем особенности образа города в пьесе «Ревизор»?
2. Вспомните основные этапы сюжета комедии и объясните их смысловую роль.
3. В чем новаторство Гоголя в изображении Хлестакова?
4. Индивидуальное задание. Как Гоголь переосмысливает театральные амплуа в комедии «Женитьба»?
Итог урока. На протяжении всего творчества главным орудием писателя в усовершенствовании современной жизни является смех. Гоголь мастерски использует разные формы создания комического. Но смешное в его произведениях претерпевает свою эволюцию. От веселья и юмора «Вечеров...» писатель поднимается до иронии в повестях о современной жизни «Миргорода». В «Ревизоре» уже в полный голос звучит сатира, в немой сцене смех и страх сливаются в гротескной форме. Смех над действительностью у Гоголя связан с его морально-религиозными размышлениями, которые с течением времени занимают в сознании писателя и его творчестве все большее место.

Уроки 47-48. «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект...»

Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».

В рассказе учителя сообщается об истории создания книги «Лунный свет в разбитом окошке чердака на Васильевском острове в 16-й линии», которая выросла в цикл «Петербургские повести». Учащимся нужно вспомнить, каким изображался Петербург в произведениях, изученных ранее, например в «Ночи перед Рождеством» Гоголя, «Размышлениях у парадного подъезда» Некрасова, «Медном всаднике» Пушкина и «Белых ночах» Достоевского.
Для «погружения» класса в атмосферу Невского проспекта школьникам могут быть показаны иллюстрации Д. Кардовского к повести Гоголя и сделан их искусствоведческий анализ.
Для более глубокого понимания повести необходимо составить к ней комментарии, которые отдельные десятиклассники могут сделать самостоятельно.
Как минимум нужно дать лексический комментарий к следующим словам и выражениям: сюртук, фрак, салоп, фантасмагория, пестрядевый, штоф, редингот, веленевая бумага, фризовая шинель, ридикюль, демикотоновый сюртук, эстампы, агат, алебарда, ливрея, чухонка, фагот, опиум, ключница, инвалидный солдат, капуцин, швабский немец, кабриолет, фунт, рапе, живет на фуфу.
Исторического комментария требуют слова и выражения, обозначающие чины и звания и их иерархию в табели о рангах: титулярный советник, надворный советник, коллежский регистратор, губернский секретарь, коллежский секретарь, повытчик, камергер, действительный статский советник, поручик, прапорщик, юнкер.
Более основательный культуроведческий комментарий необходим к словам и выражениям, отражающим атмосферу эпохи Гоголя, его «энциклопедию» Петербурга: ганимед, Перуджинова Бианка, Геркулес, Булгарин, Греч, А. А. Орлов, «Филатки», «Димитрий Донской», Шиллер, Гофман, «Вильгельм Телль», «История Тридцатилетней войны», Главный штаб, «Северная пчела», Лафаэт.
Описание Невского проспекта имеет смысл прочитать вслух (с начала повести до слов «...всегда в немецких сюртуках гуляющими целою толпою и обыкновенно под руку»), а затем проанализировать этот эпизод.

Примерный план анализа эпизода

1. Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисует картину Невского проспекта. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств и художественных деталей?
2. Объясните роль художественного времени и пространства в этом фрагменте.
3. Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта.
4. Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести?
5. Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры.
6. Какова функция этого эпизода во всей повести?
Анализ эпизода даст возможность подчеркнуть, что Петербург - город без целостных лиц, которые заменяются их частями или частями тела и одежды. Действительность не такая, какой мы ее видим, и в любой момент может повернуться к нам своей оборотной стороной. Жизнь призрачна, поэтому ничему нельзя верить.
На втором уроке следует побеседовать о двух историях молодых людей: художника Пискарева и поручика Пирогова. Школьникам важно понять, почему такие разные истории таких разных людей автор все же ставит рядом и делает сопоставимыми.
Вопросы и задания для беседы
1. Проследите и расскажите, как терпят крах романтические иллюзии Пискарева.
2. Какое значение в его истории имеют черты романтической иронии, фантастики, гротеска?
3. Какова смысловая роль сна Пискарева?
4. В чем трагический смысл истории Пискарева? Почему автор приводит его к самоубийству?
5. Расскажите историю поручика Пирогова.
6. Какова ее композиционная роль в повести?
7. Какую роль в истории Пирогова играют Шиллер и Гофман? В чем здесь проявляется авторская ирония и гротеск?
8. Можно ли считать историю Пирогова торжествующим фарсом? Аргументируйте свое мнение.
9. Как в повести отразились принципы романтического двоемирия?
10. Докажите, что повесть Гоголя носит автобиографический характер и отражает его религиозные представления о морали и нравственности.
В финале урока можно прочитать и обсудить фрагмент статьи Белинского «О русской повести и повестях г. Гоголя», где дается позитивная оценка повести «Невский проспект», со слов «„Невский проспект“ есть создание столь же глубокое, сколько и очаровательное...» до слов «Да, господа, скучно на этом свете!..».
Итог уроков. Повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить только романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью. В жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни - это обман, призрачность. Как и на Невском проспекте, в нашей жизни именно «демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде». Вернуть всему истинный вид может только гротеск, фантастика, которые восстанавливают и обнажают глубинную правду и содействуют ее пониманию.

Уроки 49-50*. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою...»

Н. В. Гоголь. «Портрет». Проблематика и поэтика повести. Ее место в сборнике «Петербургские повести». В. Г. Белинский. «О русской повести и повестях г. Гоголя».

Для понимания повести необходимо организовать работу школьников по составлению комментариев к тексту. Слова можно сгруппировать по смысловым гнездам.
Лексический комментарий: охтенка, калякать, двугривенный, ширмы, нагрунтованный холст, червонец, забубенный, разговеться, василиск, гарпия, пунш, генуэзские купцы.
Исторический комментарий: Щукин двор, квартальный надзиратель, Пятнадцатая линия Васильевского острова, Коломна, пуристы, Гостиный двор, Французская революция.
Культуроведческий комментарий: Хозрев-Мирза, Милитриса Кирбитьевна, Еруслан Лазаревич, объедалы и обпивалы, Фома и Ерема, Рафаэль, Гвид, Тициан, фламандцы, антики из натурного класса, Психея, Леонардо да Винчи, Вазари, манекен, гипсовый торсик, Вандики и Тицианы, Корредж (Корреджий), Марс, Корина, Ундина, Аспазия, Микель-Анжел, зефиры и амуры, меценат, Грандиссон.
Вопросы и задания для беседы
1. Какие проблемы ставит Гоголь в повести «Портрет»?
2. Проследите ступени нравственного падения Чарткова. Какие изменения происходят в его отношении к труду художника и в его внешнем виде?
3. Как в образе Чарткова отразились черты поэтики романтизма и реализма?
4. Найдите в тексте повести фрагменты, в которых изображена борьба святости и дьявольского наваждения. Объясните их смысловую роль.
5. Какой новый поворот приобретает в повести традиционная для русской литературы тема власти денег?
На уроке возможна и практическая (коллективная, групповая или самостоятельная) работа по анализу одного из эпизодов повести:
1. Чартков пишет портрет девушки в виде Психеи (со слов «На другой день раздался колокольчик у дверей его...» до слов «...черты бледной девушки стали наконец выходить яснее из облика Психеи»). Как в этом фрагменте отразилась идейно-нравственная позиция автора об истинном и ложном в искусстве?
2. Безумие и смерть Чарткова (со слов «Он остановился и вдруг затрясся всем телом...» до конца I части). Какими средствами Гоголь передает психологическое состояние Чарткова в этом фрагменте?
Второй урок можно начать с проблемной ситуации, которая может быть создана при обсуждении оценки Белинским повести «Портрет». Белинский пишет: «„Портрет“ есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому множество юмористических картин и очерков во вкусе г. Гоголя; вспомните квартального надзирателя, рассуждающего о живописи; потом эту мать, которая привела к Черткову свою дочь, чтобы снять с нее портрет, и которая бранит балы и восхищается природою, - и вы не откажете в достоинстве и этой повести. Но вторая ее часть решительно ничего не стоит; в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия» . Можно попросить класс подтвердить или опровергнуть мнение критика, аргументируя свою позицию цитатами из II части повести.
В урок возможно включить практическую работу по анализу эпизода «История создания таинственного портрета» (часть II со слов «Отец мой был человек замечательный во многих отношениях...» до слов «...удалился в одну уединенную обитель, где скоро постригся в монахи»). Эта работа может быть и предварительным домашним заданием, тогда на уроке прозвучат отчеты о его выполнении. Необходимо также выяснить, в чем символический смысл этой истории.
Продолжить урок можно в форме мини-конференции, состоящей из сообщений учащихся на темы индивидуальных заданий.
Индивидуальные задания
1. Сопоставьте повесть «Портрет» с одним из произведений русской и мировой литературы, где показана губительность для человека власти денег («Гобсек» Бальзака, «Анна на шее» Чехова и др.).
2. Сопоставьте «Портрет» Гоголя с «Портретом Дориана Грея» О. Уайльда. В чем сходство и различие идейно-эстетических взглядов двух писателей на проблемы нравственной ответственности человеческой личности?
3. Сопоставьте 2 редакции «Портрета». Как изменилось фантастическое начало во второй редакции повести?
4. Рассмотрите рисунок В. Васнецова «В мастерской художника». Сопоставьте его эмоциональный пафос с финалом I части повести. Какими способами состояние художника передано В. Васнецовым?
На уроке обязательно должен быть прочитан и прокомментирован фрагмент финала всей повести, в котором отец, ставший монахом, напутствует сына (часть II со слов «Я ждал тебя, сын мой...» до слов «...на буднишных одеждах не замечаются пятна»). Необходимо выяснить, как в этом эпизоде отразились мысли писателя об ответственности художника за нравственный смысл своих творений, о приоритете нравственности над талантом.
Для обобщения изученного может быть проведена итоговая беседа.

1. Сопоставьте истории жизни двух художников: Чарткова и автора портрета. Каков смысл двухчастной композиции повести?
2. В чем смысл нарушения реального времени в финале повести?
3. Как в повести проявились мысли Гоголя о взаимосвязях таланта и духовности?
4. Как в тексте отражены религиозно-мистические представления Гоголя о божественной и дьявольской сущности искусства?
5. Прокомментируйте смысл финала повести. Почему исчезает таинственный портрет?
6. В чем философский смысл повести «Портрет»? Какой моральный урок преподает читателям Гоголь?
Итог уроков. В повести «Портрет» отразились сокровенные мысли Гоголя о духовной ответственности художника за свои творения. Он уверен, что талант может служить как добру, так и злу, показывая его в привлекательном виде. Философия писателя в том, что поединок добра и зла в мире не прекращается. Демоническое начало в любой момент может поразить слабых духом людей. Единственный путь спасения души в мире зла и обмана, по Гоголю, в нравственном самосовершенствовании и самовоспитании, умении противостоять соблазнам, в труде и вере. Понять смысл повести помогает мастерство писателя: его живые картины Петербурга, изображение борьбы добра и зла в душе человека, использование фантастики и гротеска для создания образов героев, мотивация читателя к раздумьям о вечных проблемах и ценностях.

Урок 51*. «...Оригинальность у г. Гоголя состоит... в комическом одушевлении, всегда побеждаемом чувством глубокой грусти»

«Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях».

Начать урок-семинар можно с повторения повести «Шинель» и ее осмысления в контексте всего цикла «Петербургские повести».
Вопросы и задания к повести «Шинель»
1. Докажите, что повествование в повести ведется от лица рассказчика, который не совпадает с автором. В чем смысл изменения отношения повествователя к Акакию Акакиевичу на протяжении повести?
2. Подтвердите примерами мысль о том, что главный герой повести лишен «лица» от рождения (имя, фамилия, портрет, возраст, речь и т. д.).
3. Докажите, что образ Акакия Акакиевича «живет» в двух измерениях: в обезличенной действительности и в бесконечной и вечной Вселенной. Почему именно попытка героя обрести свое «лицо» приводит его к гибели?
4. Индивидуальное задание. Выявите отличие образа Акакия Акакиевича Башмачкина от других образов «маленького человека» в русской литературе: Самсона Вырина и Евгения («Станционный смотритель» и «Медный всадник» Пушкина), Макара Девушкина («Бедные люди» Достоевского) и др.
Проблемы семинара могут быть предложены для обсуждения группам учащихся.

План семинара

1. Охарактеризуйте образ «маленького человека» на примере главных и второстепенных героев повести «Невский проспект». Почему гибнет Пискарев и торжествует Пирогов?
2. Можно ли считать «маленьким человеком» майора Ковалева из повести «Нос»? Какой смысл приобретает в повести мотив потери «лица»? Какова роль в повести фантастики и гротеска?
3. Какова эволюция художника Чарткова в повести «Портрет»? Можно ли его трактовать как образ «маленького человека»?
4. Индивидуальное задание 1. Какое место в сборнике «Петербургские повести» занимает повесть «Коляска»? Как в ней решается проблема человеческой личности?
5. Индивидуальное задание 2. Найдите черты «маленького человека» в образе Поприщина («Записки сумасшедшего»). В чем своеобразие этого героя? Как в повести отражается проблематика всего сборника?
6. Индивидуальное задание 3. Можно ли считать «Рим» органической частью «Петербургских повестей»? Попробуйте отыскать черты общности этого произведения с другими повестями цикла.
Итог урока. Петербург в повестях Гоголя олицетворяет собой мир, живущий обманом и ложью. Жизнь может неожиданно обернуться для человека нелепой, странной, фантастической и безжалостной. Страшная и мрачная романтика Петербурга пропитана злом, губительным для «маленького человека», и способна принимать самые неожиданные и волшебные формы. Вместе с тем Гоголь - мастер реальных образов, умеющий в самом обыкновенном видеть поэзию, подмечать существенные стороны жизни и человеческих типов. Но реальность, соединяясь с фантастикой, становится страшной, гротесковой. Это подчеркивает призрачность действительности и непрочность, неустойчивость, зыбкость человека в столкновении с миром зла.

Урок 52*. «Поэмою Гоголя могут вполне насладиться только те, кому доступна мысль и художественное выполнение создания, кому важно содержание, а не „сюжет“...»

Повторение поэмы «Мертвые души» .

В 10 классе поэма «Мертвые души» может восприниматься школьниками на более высоком уровне, поэтому работа на уроке должна быть направлена не только на повторение уже известного, но прежде всего на осмысление поэмы на новом уровне. Беседу с классом можно сочетать с сообщениями десятиклассников о самостоятельных ученических исследованиях.
Вопросы и задания для индивидуальных сообщений учащихся
1. Проследите отражение замысла «Мертвых душ» в «Авторской исповеди» и переписке Гоголя. Определите, как менялся замысел писателя. Как он относился к своему труду?
1835 год, октябрь - «Начал писать „Мертвые души“... Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».
1836 год, ноябрь - «Все начатое переделал я вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись... Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Вся Русь явится в нем!»
1837 год, апрель - «Я должен продолжить мною начатый большой труд, который писать взял с меня слово Пушкин... и который обратился для меня с тех пор в священное завещание».
1840 год, октябрь - «Сюжет, который в последнее время лениво держал я в голове своей, не осмеливаясь даже приниматься за него, развернулся передо мной в величии таком, что все во мне почувствовало сладкий трепет».
1842 год, май - «„Мертвые души“ - преддверие немного бледное той великой поэмы, которая строится во мне и разрешит, наконец, загадку моего существования».
2. Жанровое своеобразие поэмы «Мертвые души». Какова связь между «Мертвыми душами» Гоголя, поэмами Гомера и «Божественной комедией» Данте?
Гоголь в 11-й главе «Мертвых душ» шутливо замечает, что он не хочет ссориться со своим героем, ибо «еще немало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука об руку; две большие части впереди - это не безделица».
«Две большие части впереди» - о чем это? Дело в том, что Гоголь задумал произведение, состоящее из трех томов. Писатель над вторым томом бился до изнеможения, до отчаяния, но в 1845 г. он был сожжен. В 1848 г. снова началась работа над вторым томом «Мертвых душ», и вновь он был сожжен. Гоголь решил, что пророческого слова правды не получилось, что он не сможет более ничего дать России, и отказался не только от продолжения поэмы, но и от жизни. «Второй том „Мертвых душ“ стал для Гоголя „подвижнической кельей“, где он бился и страдал до тех пор, пока не вынесли его бездыханным из нее», - говорил один из ближайших друзей Гоголя критик П. В. Анненков.
Писатель видел свой труд в одном ряду с «Божественной комедией» Данте, состоящей из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Именно этой дорогой Гоголь решил провести своего героя, потому что верил в духовное возрождение каждого, - этот путь открыт всем, и даже Плюшкиным, «если они захотят». Поэтому «Мертвые души» - это поэма о восстановлении человеческого духа.
3. Оценка поэмы «Мертвые души» в литературной критике (В. Белинский, П. Плетнев, С. Шевырев, К. Аксаков).
Повторить особенности композиции поэмы, ее образной системы и художественной структуры поможет лекция учителя или работа в группах.
Группа 1. Художественный смысл образов помещиков в «Мертвых душах».
2-6-я главы поэмы отличаются общностью композиции. В образах помещиков Гоголь показывает историю обнищания человеческой души. Вырисовываются помещики-уроды: «голова сахара, а не человек» Манилов; «дубинноголовая» Коробочка; «исторический человек» и расточитель Ноздрев; пародия на богатыря, «весь из дерева вырублен» Собакевич; «прореха на человечестве» Плюшкин.
Считая себя облеченным миссией пророка, Гоголь искренне верил в то, что именно он должен указать человечеству на его грехи и пороки и помочь избавиться от них. Авторские мысли о человеческой душе отчетливо звучат в сценах купли-продажи «мертвых душ».
В сцене с Маниловым в словах Чичикова звучит надежда автора на воскресение даже самой заблудшей и «дрянной» души. Манилов утверждает, что умершие души - ничтожный товар. Чичиков возражает и защищает умерших, отзываясь о них: «Очень не дрянь!» Коробочка не бранит своих усопших крестьян, а выражает надежду, что мертвые «в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся». Сокровенная мысль Гоголя начинает приобретать более отчетливые контуры. Идея воскресения заложена и в имени Коробочки: Анастасия - «воскресшая». Сцена сделки с Ноздревым показывает, что если в предыдущих главах способы спасения души рисуются иносказательно, то ноздревский способ - нечестная сделка, надувательство, обман, попытка пробраться в Царствие Небесное незаслуженно, как в дамки. Собакевич как бы воскрешает своих умерших крестьян восхвалением. «Способ оживления» здесь не мошенничество, как у Ноздрева, и не откапывание из земли, как у Коробочки, а стремление к добродетели и доблести. В сцене сделки с Собакевичем звучит мысль автора о том, что спасение души достается дорого - покупается жизнью, полной труда и самоотвержения. Поэтому хозяин и «выписывает» всех «с означением похвальных качеств».
Плюшкина, как и Чичикова, Гоголь хотел сделать персонажем второго тома, привести его к нравственному перерождению. Поэтому автор подробно описывает прошлое героя, рисуя историю обнищания человеческой души. Степан Плюшкин спасает вещи, поднимая все на своем пути. В этом иносказательное напоминание автора, что надо поднимать не вещи, а души, спасать их. Ведь главной в «Мертвых душах» является идея духовного воскресения падшего человека, «воскресение», оживление его души. Именно Плюшкин на прощание говорит Чичикову: «Да благословит вас Бог!»
Манилов живет среди цветущих кустов сирени, стало быть, в мае. Коробочка в это время урожай собирает, значит, в сентябре. У Плюшкина - лето, кругом жара невыносимая (только в доме холодно), а в губернском городе - зима. Почему так? Чичиков приезжает к Коробочке, когда на улице вьюга, а свинья на дворе ест арбузные корки. Случайно ли это?
Каждый помещик живет как бы в своем замкнутом мире. Заборы, плетень, ворота, «толстые деревянные решетки», границы поместья, шлагбаум - все замыкает жизнь героев, отрезает ее от внешнего мира. Здесь дует свой ветер, здесь свое небо, свое солнце, царят покой, уют, но все мертво, все остановилось. У каждого и свое время года. Значит, нет реальности времени внутри этих миров-кругов. Таким образом, герои поэмы живут, приспособив к себе время. Герои статичны, т. е. мертвы. Но каждый из них может спасти свою душу, если захочет.
Группа 2. Образ города в поэме «Мертвые души».
Пафос изображения губернского города N и его обитателей (гл. 1, 7-10) также объясняется главным замыслом поэмы - воссоздать страшные, безнадежные, уродливые картины современной России, обнаружить со всей беспощадностью «пошлость пошлого человека», чтобы люди испугались, пробудились от мертвящего сна и постарались спастись, вернуть себе живые человеческие души.
Улицы города, вывески на домах, присутственные места, трактир, бал у губернатора - это олицетворение «городского безделья», пустоты и пошлости. Гражданская палата - «храм Фемиды» - это цитадель взяточничества, лжи и казнокрадства. В городе все окостенело, омертвело, лишилось движения, и только в палате жизнь кипит. Но жизнь эта призрачна, это не деятельность, а пустая суета. Здесь важнейшую роль играет комическое преломление образов «Божественной комедии». В этом якобы храме возрождается образ ада, хоть и комического, но истинно русского. Даже «мелкий бес» - палатный чиновник почитает председателя солнцем, его кабинет раем, а гостей святыми ангелами.
Сплетни о Чичикове городские чиновники и их жены приняли так близко к сердцу, что ни о чем другом и говорить не смели, а прокурора это заставило впервые в жизни задуматься и от несвойственного ему напряжения умереть. Именно здесь Гоголь подчеркивает, что окружающие догадались о том, что «у покойника была, точно, душа», лишь когда он умер и стал «одно только бездыханное тело».
Таким образом, жизнь города мертва и бессмысленна, как и вся жизнь этого безумного современного мира. Как индивидуальное задание можно сопоставить образ города N в «Мертвых душах» с образом города в «Ревизоре». Они очень похожи. Но в «Мертвых душах» укрупнен масштаб. Вместо уездного городишки показан город губернский, «невдалеке от обеих столиц». Вместо городничего - губернатор. А жизнь та же - пустая, бессмысленная, «мертвая жизнь».
По мысли Гоголя, это универсальное состояние, в котором находится «все человечество в массе», которое не нашло правильной дороги для спасения души.
Группа 3. Жизненный путь Чичикова и образ дороги в поэме.
Описание истории души Чичикова автор дает лишь в последней главе, и само повествование строится как жизнеописание. Это необходимо, чтобы показать цель жизни героя, степень его нравственного падения и причины, к этому приведшие. Чичиков - новое явление русской жизни, герой своего времени, но он далек от капиталистических помыслов, мечтая лишь о приобретении сельца в Херсонской губернии. «Итак, припряжем подлеца», - говорит о нем автор, давая герою однозначно отрицательную характеристику. Однако он наделен и недюжинными способностями, и энергией. Павел Иванович становится «душой общества», умеет «во всем как-то найтиться». Его речь живая и изменяется в зависимости от того, с кем он говорит. Обладает герой живой душой или подобен мертвым душам? - вот проблема, которую ставит автор перед читателем.

1. Выявите художественный смысл «Повести о капитане Копейкине» в поэме. Как связаны Чичиков и Копейкин?
2. В чем общность и различие Чичикова и Молчалина?
3. Проследите, где в тексте поэмы говорится о дороге. («Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове „дорога“. И как чудна она сама, эта дорога!»; «Наша земная, подчас и скучная дорога»; «Забирайте же с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге; не подымете потом!»; «Но при всем том трудна была его дорога»; «Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины!»; «И, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства»). Как эти фрагменты проясняют авторскую позицию? В чем символический смысл образа дороги? Почему Гоголь заставляет Чичикова заблудиться?
Говоря о дороге Чичикова, важно заметить, что герой «оставил на дороге» и что сумел сохранить - проявление живого человеческого чувства. По замыслу Гоголя, его герой должен обрести душу и возродиться, а задатки для этого у него есть. Интересно, что тезка героя апостол Павел поначалу был одним из гонителей Христа, а потом стал ярым распространителем христианства по всему миру. Образ дороги в поэме имеет символическое значение: дорога - путешествие во времени - житейский путь Чичикова - творческий путь автора - духовное возрождение героев, всего человечества, самого автора. Автор видит спасение души в указании дороги вверх, к Богу. Это дорога-надежда, дорога в духовное будущее России.
Группа 4. Смысл названия поэмы. «Живые души» в поэме Гоголя.
Временной и пространственный смысл поэмы символичен: Чичиков совершает путешествие в царство мертвых. Однако слова «мертвый» и «живой» в художественной ткани поэмы многозначны, как и смысл ее названия.
Мертвые души - это товар, который покупает Чичиков, - души умерших крестьян. Мертвые души - это помещики и чиновники, погрязшие в грехах, и сам Чичиков: у них нет души, она мертва. Мертвой души быть не может, потому что она бессмертна. Но есть в названии книги и глубокий духовный смысл. Он раскрыт Гоголем в предсмертной записке: «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, прелазай иначе, есть тать и разбойник». Мертвые души - это духовно умершие души. Но Гоголь верит в духовное воскресение падшего человека. Если в душе человека таится жизнь - образ Божий, значит, у человека есть надежда на возрождение. Духовное возрождение - одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем, «если захотят».
Вместе с тем в поэме Гоголя, по выражению А. И. Герцена, проступают «позади мертвых душ - души живые», души талантливые, не страдающие «заблуждением» ума, свободолюбивые, щедрые и «задушевные» души. Для этого в поэме выведены образы русского народа, крестьян. Дорогу из имения Коробочки показывает Чичикову крестьянская девочка Пелагея, отличные характеристики дает Собакевич своим умершим крестьянам, торгуясь за каждую душу, часто в поэме Гоголь пишет о «грустной, хватающей за душу» русской песне.
Группа 5. Образ автора в поэме «Мертвые души».
Образ автора отчетливо проступает в поэме и выражается в ее комическом пафосе, умении Гоголя мастерски использовать средства создания комического (гиперболы, неожиданность, несоответствие; принципы художественной условности и т. д.). Существенный элемент поэтики «Мертвых душ» связан с традициями народной культуры, с фольклором (пословицы, поговорки, притчи, приметы). Важную роль в поэме играет лирический элемент, эмоциональное, авторское начало (лирические отступления). Благодаря композиции поэмы в ней достигнуты гармония и единство сатирического и лирического начал. Автор постоянно присутствует рядом со своими героями, обращается к читателям со своими размышлениями и чувствами. Он живой собеседник читателя и ведет разговор с ним о судьбе России, о мире, забывшем о душе, чтобы читатель понял, что бездуховность - истинная причина распада душ - гибельна для страны. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Родины, возврат утраченных идеалов духовности, воскресение человеческих душ.
Индивидуальные вопросы и задания
1. Сопоставьте язык лирического отступления «Русь! Русь! вижу тебя...» и язык автора в описании города (глава 1). Что характерно для языка лирического отступления?
2. Сопоставьте лирическое отступление в X главе поэмы с «Думой» Лермонтова. Что дает Гоголю основания верить в будущее России, в ее духовное возрождение?
Итог урока. «Мертвые души» - это книга о восстановлении человеческого духа, о нравственно-религиозном спасении человека. По мысли Гоголя, мир идеальный - это мир бессмертных и чистых человеческих душ. И потому этот мир нельзя воссоздать только эпически. Духовный мир описывает иной род литературы - лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лироэпический, назвав «Мертвые души» поэмой. «Враждебным словом отрицанья», «карающею лирой» сатиры Гоголь клеймит пороки людей, надеясь очистить души от скверны, борясь за них с властью дьявола. Лучшими струнами своего сердца он надеется возродить падшие и заблудшие души. Именно бессмертие души вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев, и всей жизни, и, следовательно, всей России.

Урок 53*. «Чище горнего снега и светлей небес должна быть душа моя, и тогда только я приду в силы начать подвиги и великое поприще, тогда только разрешится загадка моего существования»

«Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творческом пути Гоголя. «Письмо к Гоголю» Белинского .

Урок внеклассного чтения можно организовать в форме лекции с элементами беседы и начать его с чтения оглавления книги.
Работа с оглавлением книги
1. Каких проблем касался писатель в своей книге?
2. Что необычного вы заметили в названиях XXXII главы?
Вопросы и задания для беседы
1. Что побудило Гоголя взяться за работу над «Выбранными местами...»?
2. Каков был замысел писателя? Какие цели он преследовал?
3. «Русь! чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами?» Как понять эти слова Гоголя?
Замысел писателя проясняют его собственные высказывания: «душа заняла меня всего», «поэт имеет право на просвещение», «всего насквозь высветлить человека во всех его силах», «пронести всю природу его сквозь очистительный огонь».
«Не было такой клетки русской жизни, которой бы он не коснулся. Все - от управления государством до управления отношениями между мужем и женой - стало объектом его пересмотра, его неравнодушного интереса, его неприкрытого вмешательства».
Архимандрит Феодор (Бухарев) пытался рассмотреть предмет книги и различил в ней три отдела:
1. «...Общие и основные мысли - о бытии и нравственности, о судьбах рода человеческого, о Церкви, о России, о современном состоянии мира».
2. Мысли, касающиеся «искусства, и в особенности поэзии».
3. Личные объяснения автора о себе, о сочинениях своих и об отношении его к публике.
Уже судя по оглавлению, можно убедиться, что главным содержанием книги является тема России и ее духовная будущность. При этом основное внимание писателя направлено на духовные начала национального характера. Единственную возможность духовного возрождения и процветания России Гоголь видел в воссоединении ее с Церковью.
В книге Гоголь говорит о том, чем, по его мнению, должно быть искусство. Он видит его назначение - служить «незримой ступенью к христианству», а литература должна просвещать душу, вести ее к совершенству.
Размышляя о себе и своем божественном предназначении, Гоголь называет «Выбранные места...» «исповедью человека, который провел несколько лет внутри себя».
В групповой работе могут быть прочитаны и прокомментированы фрагменты из некоторых писем писателя.
Группа 1. «Нужно проездиться по России».
Группа 2. «О том, что такое слово».
Группа 3. «Советы».
Во второй части урока учащиеся, заранее получившие карточки с откликами современников Гоголя на «Выбранные места...» - С. Т. Аксакова, П. А. Плетнева, Н. Ф. Павлова, А. И. Герцена, С. П. Шевырева, комментируют оценки книги в критике. Особое внимание следует уделить резкой критике «Выбранных мест...» в «Письме к Гоголю» Белинского, который обвинил Гоголя не только в идейных убеждениях, но и в падении художественного дарования.
Вопросы и задания для итоговой беседы
1. Как была встречена книга в России? («На меня рассердились все до единого в России... восточные, западные... все огорчились».)
2. Что в реакции на это произведение было неожиданным для писателя? («Для меня упрек Белинского был тяжелее всех упреков».)
3. Почему же Гоголь так болезненно реагировал на критику Белинского и вступил в спор-переписку?
4. Почему Гоголя и Белинского можно назвать центральными фигурами в литературе 40-х гг., а их спор - историческим?
5. В чем суть их разногласий?
6. Дайте оценку спору Гоголя и Белинского, найдя аргументы для защиты или опровержения позиции каждого.
Под руководством учителя в классе может быть составлена сопоставительная таблица, в которой сравниваются основные положения «Выбранных мест из переписки с друзьями» Гоголя и «Письма к Гоголю» Белинского.
Итог урока. Жанр и пафос «Выбранных мест...» показывают высокое мастерство Гоголя-публициста, демонстрируют сочетание публицистической страстности с высокой художественностью. Не менее талантлив в своих эмоциональных оценках и Белинский. Но Гоголя нельзя обвинять в измене идеалам. Он в течение всей жизни оставался нравственно-религиозным писателем, видевшим свое предназначение в изменении общества путем совершенствования каждого и, прежде всего, самого себя. Именно одержимый этой миссией, он в конце жизни еще раз переоценивает созданное им и подвергает свои творения безжалостной критике. Он надеется, что, очистив душу, наконец сможет писать по-настоящему. О «Выбранных местах...» писатель сказал: «Сердце мое говорит, что книга моя нужна и что она может быть полезна». Ставя вечные нравственные проблемы, Гоголь убежден в необходимости внутреннего переустройства каждого человека, которое в конечном счете должно послужить залогом переустройства и преображения всей России.

Сопоставление основных положений «Выбранных мест из переписки с друзьями» Гоголя и «Письма к Гоголю» Белинского

Уроки 54-55.

Классное сочинение или контрольная работа по творчеству Гоголя.

Урок 56. «Порвалась цепь великая...»

Обзор русской литературы 1850-1880 гг. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы.

В ходе обзорной лекции учитель должен познакомить школьников с основными проблемами и направлениями литературного процесса второй половины XIX в., дать характеристику приоритетным литературным жанрам, определить мировое значение русской классической литературы этого периода.
Основные положения лекции можно записать .

Итог урока. Таким образом, во II половине XIX в. историко-литературный процесс развивался в двух направлениях. С одной стороны, формировалась литература, порожденная демократическими тенденциями в стране, тесно связанная с общественной жизнью. Она стремилась быть «учебником жизни» и преобразовать действительность на гуманистических основах. Этот процесс породил литературу критического реализма и затем литературу «пролетарскую». С другой стороны, рядом с литературой «общественной» развивалась литература «чистого искусства», отражающая тончайшие переживания человека, пытающаяся усовершенствовать общество с эстетических позиций. Однако в произведениях русской классики смогли интегрироваться оба процесса: в классической литературе беспощадная критика буржуазных отношений сочеталась с глубоким психологизмом, умением передать «диалектику души» человека и отразить это на высоком художественном уровне. Это определило величайшее мировое значение русской литературы II половины XIX в.

М., 1948. - Т. 2. - С. 290- 291.
Идеи уроков по изучению поэмы «Мертвые души» принадлежат заслуженному учителю РФ В. А. Фаткулловой.
Гоголь Н. В. Из письма к В. А. Жуковскому, июнь 1842 года // Н. В. Гоголь. Духовная проза. - М., 1992. - С. 6.
Урок разработан Н. В. Беляевой в соавторстве с заслуженным учителем РФ В. А. Фаткулловой.
Некрасов Н. А. Кому на Руси жить хорошо // Н. А. Некрасов. Избр. соч. - М., 1945. - С. 266.

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗАРАНЕЕ!
1.Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Ш…пот-шепчет , ч…лка-чело , неч…тный-честь , сгущ…нка-сгущать , щ…нок-ощенившаяся собака, кош…лёк-кошель , беч…вка-бечева , деш…вый-дешевле , подж…г дома-поджог , он подж…г дом-поджигать , обж…рство-обжора , ш…рты-, ш…рох-под ударением пишется "О"- без ударения "Ё" , крыж…вник-под ударением пишется "О"- без ударения "Ё" , пиж…н-словарное слово , жонгл…р-словарное слово , за рубеж…м-рубеж , чуж…е- жи/ши пиши с буквой и , кофе-кофейный , морж…вый, алыч…вый, груш…вый, лиц…вой, пал…вый, ситц…вый, чесуч…вый, глянц…вый, ж…лтый, туш…нка, ч…рт, старич…к, резать нож…м, плеч…м к плечу, печ…нка, щ…лкнуть, медвеж…нок, мелкая душ…нка, щ…тка, творож…к, интересоваться репортаж…м, испеч…м пирог, копч…ности, замуж…м, идти с тяж…лой ношей, выпить на посош…к., ш…винизм, ш…кировать, ш…ссе, ж…сткий, зач…т, щ…лка, изж…га, пч…лка, реш_тка, никч_мный, распаш_нка, щ_лк, ш_потка чая, чащ_ба, трущ_ба, сверч_к, дьяч_к, пустяч_к, снеж_к, клоч_к, бедняж_чка, сюртуч_к, л_вша, д_монтаж, д_зинфекция, ж_стянка, девочка обиж_на, он отверж_н мной, страшный толч_к, насладиться борщ_м.

2.Расставьте знаки препинания и объясните условия обособления или не обособления разных типов определений; каковы закономерности выбора тире или дефиса. В статье “Горе от ума” В.Г.Белинский рассматривает русскую литературу диалектически продолжающую традиции истории и культуры. Разделение словесного искусства на три рода - лирический эпический и драматический - является отражением художественного осмысления жизни. Русская литература отличается удивительными перевоплощениями влекущими к соединению в контексте одного произведения смешного и грустного “высокого” и “низкого”. Комедия Н.В.Гоголя “Ревизор” - пример блистательной сатиры цельной по форме и содержанию. “В “Ревизоре” нет сцен лучших потому что нет худших все представляет собой единый художественно-замкнутый мир” - писал Белинский.6 По мнению критика главным героем комедии является страх городничего как результат испуганного воображения невежественного чиновника боявшегося не только вышестоящих лиц но и своих собственных грехов. Интересно что Хлестаков появляется во втором действии а исчезает в четвертом. Ревизор-призрак и все происходящее на сцене - это некая фантастическая реальность обретающая по воле автора писателя-сатирика свое пространство и время.

3.Расставьте знаки препинания объясните условия обособления или необособления обстоятельств и дополнений; какой частью речи выражаются обстоятельства и дополнения какова функция и роль деепричастных оборотов в предложении. В статье «О русской повести и повестях Гоголя» В.Г.Белинский рассматривает творчество писателя в контексте русской и европейской литературы открывая богатые возможности словесного искусства. В отличие от других русских писателей начала XIX века Гоголь создает “натуральную школу” обращаясь к истине и прозе жизни как источнику художественных фантазии и философских размышлений. “Он не льстит жизни но и не клевещет на нее он рад выставить наружу все что есть в ней прекрасного человеческого и в то же время не скрывает и ее безобразия. В том и другом случае он верен жизни до последней степени. Она для него настоящий портрет в котором все охвачено с удивительным сходством начиная от экспрессии оригинала до веснушек лица его начиная от гардероба Ивана Никифоровича до русских мужиков идущих по Невскому проспекту в сапогах запачканных известью; от колоссальной физиономии богатыря Бульбы который не боялся ничего на свете с люлькою в зубах и саблею в руках до стоического философа Хомы который не боялся ничего на свете даже черта и ведьм когда у него люлька в зубах и рюмка в руках».

7.Определите все части речи. В.Г.Белинский в статье «Горе от ума» отметил как была воспринята комедия консерваторы негодовали люди прогрессивного мышления особенно молодежь восхищались едкой и злой сатирой на старое поколение. Чацкий воспринимался как человек нового времени. В этой же статье В.Г.Белинский выделяя художественные особенности пьесы утверждал что Чацкий не кто иной как «новый Дон-Кихот». Как известно А.С.Пушкин соглашался с мнением критика. Как бы ни были противоречивы суждения о главном герое ясно то что автор комедии сделал первый шаг в развитии новой реалистической драматургии. В письме к П.А.Катенину А.С.Грибоедов рассказал о том как он работал над планом пьесы как создавал героя (один «здравомыслящий человек» попал в окружение «25 глупцов»). «Сначала он весел и это порок шутить и век шутить как вас на это станет».

"Он лжет во всякое время, этот Невский проспект..."
Н. В. Гоголь. "Невский проспект". Образ Петербурга. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести "Невский проспект".
В рассказе учителя следует сообщить об истории создании книги, которая выросла в цикл "Петербургские повести", перечислить повести, входящие в него. Учащимся нужно вспомнить, каким изображался Петербург в произведениях, изученных ранее, например в "Ночи перед Рождеством" Гоголя, "Размышлениях у парадного подъезда" Некрасова, "Медном всаднике" Пушкина и "Белых ночах" Достоевского.
Для "погружения" класса в атмосферу Невского проспекта школьникам могут быть показаны иллюстрации Д. Кардовского к повести Гоголя и сделан их искусствоведческий анализ.
Для более глубокого понимания повести необходимо составить к ней комментарии, которые отдельные десятиклассники могут сделать самостоятельно.
Как минимум нужно дать лексический комментарий к следующим словам и выражениям: сюртук, фрак, салоп, фантасмагория, пестрядевый, штоф, редингот, веленевая бумага, фризовая шинель, ридикюль, демикотоновый сюртук, эстампы, агат, алебарда, ливрея, чухонка, фагот, опиум, ключница, инвалидный солдат, капуцин, швабский немец, кабриолет, фунт, рапе, живет на фуфу.
Исторического комментария требуют слова и выражения, обозначающие чины и звания и их иерархию в табели о рангах: титулярный советник, надворный советник, коллежский регистратор, губернский секретарь, коллежский секретарь, повытчик, камергер, действительный статский советник, поручик, прапорщик, юнкер.
Более основательный культуроведческий комментарий необходим к словам и выражениям, отражающим атмосферу эпохи Гоголя, его "энциклопедию" Петербурга: ганимед, Перуджинова Бианка, Геркулес, Булгарин, Греч, А. А. Орлов, "Филатки", "Димитрий Донской", Шиллер, Гофман, "Вильгельм Телль", "История Тридцатилетней войны", Главный штаб, "Северная пчела", Лафаэт.
Описание Невского проспекта имеет смысл прочитать вслух (с начала повести до слов "...всегда в немецких сюртуках гуляющими целою толпою и обыкновенно под руку"), а затем проанализировать этот эпизод.
Примерный план анализа эпизода
1. Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисует картину Невского проспекта. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств и художественных деталей?
2. Объясните роль художественного времени и пространства в этом фрагменте.
3. Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта.
4. Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести?
5. Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры.
6. Какова функция этого эпизода во всей повести?
Анализ эпизода даст возможность подчеркнуть, что Петербург - город без целостных лиц, которые заменяются их частями или частями тела и одежды. Действительность не такая. Какой мы ее видим и в любой момент может повернуться к нам своей оборотной стороной. Жизнь призрачна, поэтому ничему нельзя верить.
На втором уроке следует побеседовать о двух историях молодых людей: художника Пискарева и поручика Пирогова. Школьникам важно понять, почему такие разные истории таких разных людей автор все же ставит рядом и делает сопоставимыми.
Вопросы и задания для беседы
1. Проследите и расскажите, как терпят крах романтические иллюзии Пискарева.
2. Какое значение в его истории имеют черты романтической иронии, фантастики, гротеска?
3. Какова смысловая роль сна Пискарева?
4. В чем трагический смысл истории Пискарева? Почему автор приводит его к самоубийству?
5. Расскажите историю поручика Пирогова.
6. Какова ее композиционная роль в повести?
7. Какую роль в истории Пирогова играют Шиллер и Гофман? В чем здесь проявляется авторская ирония и гротеск?
8. Можно ли считать историю Пирогова торжествующим фарсом? Аргументируйте свое мнение.
9. Как в повести отразились принципы романтического двоемирия?
10. Докажите, что повесть Гоголя носит автобиографический характер и отражает его религиозные представления о морали и нравственности?

В финале урока можно прочитать и обсудить фрагмент статьи Белинского "О русской повести и повестях г. Гоголя", где дается позитивная оценка повести "Невский проспект" со слов ".Невский проспект. есть создание столь же глубокое, сколько и очаровательное..." до слов "Да, господа, скучно на этом свете!.."

Итог урока. Повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить только романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью. В жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни -- это обман, призрачность. Как и на Невском проспекте, в нашей жизни именно "демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё не в настоящем виде". Вернуть всему истинный вид может только гротеск, фантастика, которые восстанавливают и обнажают глубинную правду и содействуют её пониманию.

Петербург в повестях Гоголя олицетворяет собой мир, живущий обманом и ложью. Жизнь может неожиданно обернуться для человека нелепой, странной, фантастической и безжалостной. Страшная и мрачная романтика Петербурга пропитана злом, губительным для «маленького человека», и способна принимать самые неожиданные и волшебные формы. Вместе с тем Гоголь мастер реальных образов, умеющий в самом обыкновенном видеть поэзию, подмечать существенные стороны жизни и человеческих типов. Но реальность, соединяясь с фантастикой, становится страшной, гротесковой. Это подчеркивает призрачность действительности и непрочность, неустойчивость, зыбкость человека в столкновении с миром зла.

Тема урока:

Цели урока:

    составить сравнительную характеристику героев повести «Невский проспект»; выявить основные приемы создания характеров героев; проследить, как раскрывает в повести общечеловеческую проблематику; учиться обобщать литературный материал, формулировать выводы,

опираясь на вопросы учителя.

Ход урока.

I . Слово учителя.

На первом уроке, посвященном изучению повести «Невский проспект», мы говорили о своеобразном герое. Невский проспект - герой повести, соединяющий все её части. Именно на Невском проспекте «непостижимо играет нами судьба наша». Так говорит в начале произведения. Но крупным планом в повести показаны два человека - художник Пискарев и поручик Пирогов.

Сегодня на уроке мы должны

    дать характеристику каждому герою, сравнить характеры, жизненные ценности художника Пискарева и поручика Пирогова, назвать детали, при помощи которых автор создает характеры, на основе сопоставления героев раскрыть идейный смысл повести «Невский проспект».

(Работа проводится в группах, каждая группа получает план характеристики (см. приложение №1 или №2)

II . Выступление групп и обсуждение вопросов:

1 этап.

Вопросы к классу: Дается ли у Гоголя портрет героев?

Чем заменен портрет?

(Портрет героя заменен социальным портретом, т. е. в повести дана характеристика среды, из которой вышли герои.)

Выступление 1 группы.

· «большей частью добрый, кроткий…, застенчивый, беспечный, любящий тихое свое искусство»; «скромно толкующий о любимом предмете»;

· «с истинным наслаждением трудятся над своею работою. Они часто питают в себе истинный талант »;

«застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства »;

· «…считаются учеными и образованными; не пропускают ни одной публичной лекции»; «любят в пьесе хорошие стихи, так же очень любят громко вызывать актеров»;

· «имеют особенный дар заставлять смеяться »; «превосходно декламировал стихи»; «имел особенное искусство пускать дым кольцами »; «умел рассказать анекдот »;

· «был доволен своим чином »; «очень льстило это новое достоинство »

Вывод (всему классу): Что мы узнаем о героях из характеристики социальной среды?

(Из такой характеристики мы узнаем о нравственных ценностях, важных не только для героев повести, но и для целого социального слоя.)

2 этап.

2. Характер

Выступление 2 группы.

Вывод (всему классу): Какие черты характера героев раскрываются в этих эпизодах?

(Пискарев - человек чистой души, искренних чувств и поступков. Пирогов лишен высоких идеалов, это человек пошлый, бездуховный.)

3 этап.

Вопросы к классу: Какой прием использует автор для того, чтобы глубже раскрыть характер Пискарева?

(Гоголь изображает сны художника, в которых раскрывается его внутренний мир.)

Выступление 3 группы.

(Сон - эта мечта, единственная возможность для художника почувствовать себя счастливым. Сны заменяют ему реальность.)

Проследить, как сталкивается мечта Пискарева

с реальностью, когда он просыпается. Выписать ключевые фразы, мысли героя.

(«Боже, какой сон! И зачем было просыпаться?... О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?»;

«Но теперь…какая ужасная жизнь! Боже, что за жизнь наша! вечный раздор мечты с существенностью!»)

Что мы узнаем о характере героя из снов?

(Пискарев - мечтатель, его мечты об идеальной жизни. Но его мечты находятся в противоречии с действительностью. Реальная жизнь художника трагична.)

(Пирогов - человек, лишенный высокой духовной жизни. Скорее всего, он не видит снов, а если и видит их, то сны отражают его реальную жизнь. Реальная жизнь Пирогова, его поступки достаточно раскрывают характер героя, потребности и интересы.)

Вывод (всему классу)

    раскрыть … (внутренний мир героя: чистоту и наивность души, стремление к идеалу) показать разлад … (между мечтой героя и реальной жизнью) объяснить причину … (трагической гибели художника)

Выступление 4 группы.

в) Окончание приключений

Пискарев Пирогов

Выступление 5 группы.

(Пирогов - офицер, его чин олицетворяет власть. Он принадлежит к тому классу людей, которые подавляют личность. Профессия художника Пискарева подчеркивает присутствие творческого начала в человеке, не способного противостоять действительности.)

(Язык повествования о художнике лирический, передающий душевное состояние героя, стиль возвышенный. Язык повествования об офицере насмешливый, используется ирония, это бытовой рассказ, стиль разговорный.)

(Использование разных стилей повествования, разного языка раскрывает характер героев, подчеркивает их противоположность, контраст.)

III . Подведение итогов работы в группах.

Для того чтобы подвести итоги работы, сделать выводы по сравнительной характеристике героев и определить идейный смысл повести, вам необходимо продолжить предложения, принимая во внимание выводы, сделанные в ходе обсуждения.

Чтобы показать противоположность героев, раскрыть характеры Пискарева и Пирогова, Гоголь использует некоторые детали:

1… (изображение вместо портрета социальной среды, из которой вышли герои);

2… (описание снов художника Пискарева);

3... (разный язык и стиль повествования)

(мечты и действительности).

IV . Домашнее задание.

Мини-сочинение «Два отношения к жизни (Пискарев и Пирогов в повести «Невский проспект»)».

Приложение.

В зависимости от уровня и подготовленности класса возможны разные варианты проведения данного урока:

    в классах повышенного уровня группам раздается план характеристики №1; в классах нормы можно показать образец работы, план характеристики №2; предпочтительнее создавать группы, отличающиеся степенью подготовки и владения материалом (1,2,4 - средний уровень; 3,5 - повышенный уровень); в зависимости от уровня класса возможна домашняя подготовка по данному плану.

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова

(по повести «Невский проспект»)

План.

1 группа.

Пискарев 1. Портрет? или ….? Пирогов

Вывод (всему классу)

3 группа.

Что такое сны для самого художника?

Вывод (всему классу): Гоголь использует прием сна, рассказывая о Пискареве, чтобы

    раскрыть … показать разлад … объяснить причину …

4 группа.

в) Окончание приключений

Как переживает каждый из героев финал знакомства? Выписать цитаты.

Пискарев Пирогов

5 группа.

Почему выбрал для своих героев такие профессии?

Каков язык и стиль повествования о героях?

Вывод по итогам обсуждения:

В основе изображения героев лежит принцип контраста.

1 … ; 2 … ; 3 ... ?

Центральной темой повести является не только изображение двух сторон жизни, но и столкновение …

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова

(по повести «Невский проспект»)

План.

1 группа.

Пискарев 1. Портрет? или ….? Пирогов

Вывод (всему классу): Что мы узнаем о героях из характеристики среды?

2 группа. 2. Характер

Пискарев а) преследование Пирогов

Вывод (всему классу): Какие черты характера героев раскрываются?

3 группа.

Что такое сны для самого художника?

Проследить, как сталкивается мечта Пискарева с реальностью, когда он просыпается. Выписать ключевые фразы, мысли героя.

Что мы узнаем о характере из снов?

Вывод (всему классу): Гоголь использует прием сна, рассказывая о Пискареве, чтобы

    раскрыть … показать разлад … объяснить причину …

4 группа.

в) Окончание приключений

Как переживает каждый из героев финал знакомства? Выписать цитаты.

Пискарев Пирогов

5 группа.

Почему выбрал для своих героев такие профессии?

Каков язык и стиль повествования о героях?

Вывод по итогам обсуждения:

В основе изображения героев лежит принцип контраста.

Чтобы показать противоположность героев, раскрыть характеры Пискарева и Пирогов, Гоголь использует некоторые детали:

1 … ; 2 … ; 3 ... ?

Центральной темой повести является не только изображение двух сторон жизни, но и столкновение …

Татьяна Алексеевна КАЛГАНОВА (1941) - кандидат педагогических наук, доцент Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области; автор многих работ по методике преподавания литературы в школе.

Изучение повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» в 10-м классе

Рабочие материалы для учителя

Из истории создания повести

«Невский проспект» впервые был опубликован в сборнике «Арабески» (1835), получившем высокую оценку В.Г. Белинского. Гоголь начал работать над повестью в период создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (примерно в 1831 году). В его записной книге сохранились наброски «Невского проспекта» вместе с черновыми записями «Ночи перед Рождеством» и «Портретом».

Повести Гоголя «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет» (1835), «Нос» (1836), «Шинель» (1842) относят к циклу петербургских повестей. Сам писатель не объединял их в особый цикл. Все они написаны в разное время, не имеют общего повествователя или вымышленного издателя, однако вошли в русскую литературу и культуру как художественное целое, как цикл. Это произошло потому, что повести объединены общностью тематики (жизнь Петербурга), проблематики (отражение общественных противоречий), схожестью основного героя (“маленький человек”), целостностью авторской позиции (сатирическое разоблачение пороков людей и общества).

Тематика повести

Основная тема повести - жизнь Петербурга и судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. Вместе с основной раскрываются темы равнодушия людей, подмены духовности меркантильными интересами, продажности любви, пагубного влияния наркотиков на человека.

Сюжет и композиция повести

Выясняются в ходе беседы. Примерные вопросы.

Какую роль играет описание Невского проспекта в начале повести?

Какой момент является завязкой действия?

Как складывается судьба Пискарёва?

Как складывается судьба Пирогова?

Какую роль играет описание Невского проспекта в финале повести?

Гоголь соединяет в повести изображение общих, типичных сторон жизни большого города с судьбой отдельных героев. Общая картина жизни Петербурга раскрывается в описании Невского проспекта, а также в авторских обобщениях по ходу повествования. Таким образом, судьба героя дана в общем движении жизни города.

Описание Невского проспекта в начале повести является экспозицией. Неожиданный возглас поручика Пирогова, обращённый к Пискарёву, их диалог и следование за прекрасными незнакомками - завязка действия с двумя контрастными развязками. Завершается повесть также описанием Невского проспекта и рассуждением автора о нём, что является композиционным приёмом, содержащим и обобщение, и вывод, раскрывающий идею повести.

Описание Невского проспекта

Рассматривается в ходе беседы. Примерные вопросы.

Какую роль играет Невский проспект в жизни города, как к нему относится автор?

Как показаны социальные контрасты и разобщённость жителей города?

Как выявляется несоответствие показной стороны жизни дворянского сословия и его истинной сущности? Какие качества людей высмеивает автор?

Как возникает мотив демона в описании вечернего Невского проспекта в начале повести? Как он продолжен в дальнейшем повествовании?

Как связаны описания Невского проспекта в начале повести и в финале?

Автор начинает повествование торжественно-приподнятыми фразами о Невском проспекте и отмечает, что это “всеобщая коммуникация Петербурга”, место, где можно получить “верные известия” лучше, чем в адрес-календаре или в справочной службе, это место для гуляния, это “выставка всех лучших произведений человека”. Вместе с тем Невский проспект - это зеркало столицы, в котором отражается её жизнь, это олицетворение всего Петербурга с его разительными контрастами.

Литературоведы считают, что описание Невского проспекта в начале повести представляет собой своеобразный “физиологический” очерк Петербурга. Его изображение в разное время суток позволяет автору охарактеризовать социальную структуру города. В первую очередь он выделяет простых людей-тружеников, на ком держится вся жизнь, и для них Невский проспект не является целью, “он служит только средством”.

Простым людям противопоставлено дворянство, для которого Невский проспект составляет цель - это место, где можно показать себя. Иронией пронизан рассказ о “педагогическом” Невском проспекте с “гувернёрами всех наций” и их воспитанниками, а также о дворянах и чиновниках, гуляющих по проспекту.

Показывая фальшь Невского проспекта, скрывающуюся за его парадным видом изнанку жизни, трагическую её сторону, разоблачая пустоту внутреннего мира гуляющих на нём, их лицемерие, автор использует ироническую патетику. Это подчёркивается тем, что вместо людей действуют детали их внешнего облика или одежды: “Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью неизобразимые <...> Тысячи сортов шляпок, платьев, платков <...> Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда <...> А какие встретите вы длинные рукава”.

Описание проспекта дано в реалистическом плане, вместе с тем рассказ о переменах на Невском предваряется фразой: “Какая быстрая свершается на нём фантасмагория в течение одного только дня”. Иллюзорность , обманчивость вечернего Невского проспекта объясняется не только сумерками, причудливым светом фонарей и ламп, но и действием безотчётной, таинственной силы, влияющей на человека: “В это время чувствуется какая-то цель или, лучше, что-то похожее на цель, что-то чрезвычайно безотчётное; шаги всех ускоряются и становятся вообще очень неровны. Длинные тени мелькают по стенам мостовой и чуть не достают головами Полицейского моста”. Так в описание Невского проспекта включаются фантастика и мотив демона.

Переживания и поступки героя объясняются, казалось бы, его психологическим состоянием, однако могут быть восприняты и как действия демона: “...Красавица оглянулась, и ему показалось, как будто лёгкая улыбка сверкнула на губах её. Он весь задрожал и не верил глазам своим <...> Тротуар нёсся под ним, кареты со скачущими лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз, будка валилась к нему навстречу, и алебарда часового вместе с золотыми словами вывески и нарисованными ножницами блестела, казалось, на самой реснице его глаз. И всё это произвёл один взгляд, один поворот хорошенькой головки. Не слыша, не видя, не внимая, он нёсся по лёгким следам прекрасных ножек...”

Так же двояко может быть объяснён и фантастический сон Пискарёва: “Необыкновенная пестрота лиц привела его в совершенное замешательство; ему казалось, что какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе”.

В финале повести мотив демона проявляется открыто: источником лжи и фальши непостижимой игры с судьбами людей, по мнению автора, является демон: “О, не верьте этому Невскому проспекту! <...> Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! <...> Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего, когда ночь сгущённою массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё в ненастоящем виде”.

Художник Пискарёв

Примерные вопросы для беседы.

Почему Пискарёв пошёл за девушкой? Как автор передаёт его чувство?

Кем оказалась девушка? Почему Пискарёв бежал из “отвратительного приюта”?

Как меняется внешний вид девушки?

Почему Пискарёв предпочёл реальную жизнь иллюзиям? Смогли ли иллюзии заменить ему реальную жизнь?

Как погиб Пискарёв, почему он неправ в своём безумном поступке?

Пискарёв - молодой человек, художник, принадлежит к людям искусства, и в этом его необычность. Автор говорит, что он относится к “классу” художников, к “странному сословию”, подчёркивая тем самым типичность героя.

Как и других молодых художников Петербурга, автор характеризует Пискарёва как небогатого человека, живущего в маленькой комнате, довольствующегося тем, что у него есть, но стремящегося к богатству. Это “тихий, робкий, скромный, детски-простодушный, носивший в себе искру таланта, может быть, со временем вспыхнувшего широко и ярко”, человек. Фамилия героя подчёркивает его обычность, напоминает о типе “маленького человека” в литературе.

Пискарёв верит в гармонию добра и красоты, чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы. Он пошёл вслед за незнакомкой только потому, что увидел в ней идеал красоты и непорочности, она напомнила ему “Перуджинову Бианку” . Но прекрасная незнакомка оказалась проституткой, и Пискарёв трагически переживает крушение идеалов. Очарование красоты и невинности оказалось обманом. Беспощадная действительность разрушила его мечты, и художник бежал из отвратительного приюта, куда привела его семнадцатилетняя красавица, красота которой, не успевшая увянуть от разврата, не сочеталась с улыбкой, исполненной “какой-то жалкой наглости”, всё, что она говорила, было “глупо и пошло <...> как будто вместе с непорочностью оставляет и ум человека”.

Автор, разделяя потрясённое чувство Пискарёва, с горечью пишет: “...Женщина, эта красавица мира, венец творения, обратилась в какое-то странное двусмысленное существо, где она вместе с чистотою души лишилась всего женского и отвратительно присвоила себе ухватки и наглости мужчины и уже перестала быть тем слабым, тем прекрасным и так отличным от нас существом”.

Пискарёв не в силах перенести того, что красота женщины, дающей миру новую жизнь, может быть предметом торговли, ведь это поругание красоты, любви и человечности. Им овладело чувство “раздирающей жалости”, отмечает автор и объясняет: “В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы ещё безобразие дружилось с ним, но красота, красота нежная... она только с одной непорочностью и чистотой сливается в наших мыслях”.

Находясь в сильном психологическом напряжении, Пискарёв видит сон, в котором его красавица предстаёт как светская дама, пытающаяся объяснить посещение приюта своей тайной. Сон внушил Пискарёву надежду, которая разрушена жестокой и пошлой стороной жизни: “Желанный образ являлся ему почти каждый день, всегда в положении, противоположном действительности, потому что мысли его были совершенно чисты, как мысли ребёнка”. Поэтому он пытается искусственно, принимая наркотик, уйти в мир сновидений и иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут заменить реальную жизнь.

Мечта о тихом счастье в деревенском домике, о скромной жизни, обеспеченной собственным трудом, отвергнута падшей красавицей. “Как можно! - прервала она речь с выражением какого-то презрения. - Я не прачка и не швея, чтобы заниматься работою”. Оценивая ситуацию, автор говорит: “В этих словах выразилась вся низкая, презренная жизнь, жизнь, исполненная пустоты и праздности, верных спутников разврата”. И далее в размышлениях автора о красавице опять возникает мотив демона: “...Она была какою-то ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом в его пучину”. За время, которое художник не видел девушку, она изменилась к худшему - бессонные ночи разврата, пьянство отразились на её лице.

Бедный художник не мог пережить, по выражению автора, “вечный раздор мечты с существенностью”. Он не выдержал столкновения с суровой действительностью, наркотик разрушил его психику окончательно, лишил возможности заняться работой, противостоять судьбе. Пискарёв кончает жизнь самоубийством. Он неправ в этом безумном поступке: христианская религия считает жизнь величайшим благом, а самоубийство большим грехом. Также и с точки зрения светской нравственности лишение себя жизни недопустимо - это пассивная форма разрешения жизненных противоречий, ибо деятельный человек всегда может найти выход из самых сложных, казалось бы, неразрешимых ситуаций.

Поручик Пирогов

Примерные вопросы для беседы.

Почему Пирогов пошёл за блондинкой?

Куда попал Пирогов вслед за красавицей, кем она оказалась?

Почему Пирогов ухаживает за замужней дамой?

Что высмеивается в образе Шиллера?

Чем кончается история Пирогова?

Что высмеивается в образе Пирогова, как автор это делает?

В чём смысл сопоставления образов Пискарёва и Пирогова?

О поручике Пирогове автор говорит, что такие, как он, офицеры составляют “в Петербурге какой-то средний класс общества”, подчёркивая этим типичность героя. Рассказывая об этих офицерах, автор, конечно же, характеризует и Пирогова.

В своём кругу они считаются образованными людьми, потому что умеют развлекать женщин, любят потолковать о литературе: “хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А.А. Орлове”, то есть в один ряд ставят Пушкина и Булгарина, иронично замечает автор. В театр они ходят, чтобы показать себя. Их жизненная цель - “выслужиться до полковничьего чина”, достичь обеспеченного положения. Они обычно “женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепиано, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни”.

Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о его талантах, на самом деле раскрывает такие его черты, как карьеризм, ограниченность, наглость, самоуверенная пошлость, стремление подражать тому, что входит в моду у избранной публики.

Любовь для Пирогова - лишь интересное приключение, “интрижка”, которой можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера и уверен, что “любезность его и блестящий чин дают ему полное право на её внимание”. Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям.

Испытанием чести и достоинства Пирогова явилась “секуция”, которой подверг его Шиллер. Быстро забыв своё оскорбление, он обнаружил полное отсутствие человеческого достоинства: “с удовольствием провёл вечер и так отличился в мазурке, что привёл в восторг не только дам, но даже и кавалеров”.

Образы Пирогова и Пискарёва связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарёва. “Пискарёв и Пирогов - какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследование своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!” - писал В.Г. Белинский.

Шиллер, жестяных дел мастер

Образы немцев-ремесленников - жестяных дел мастера Шиллера, сапожника Гофмана, столяра Кунца - дополняют социальную картину Петербурга. Шиллер - воплощение меркантильности. Накопление денег составляет цель жизни этого ремесленника, поэтому строгий расчёт, ограничение себя во всём, подавление искренних человеческих чувств определяют его поведение. Вместе с тем ревность пробуждает чувство достоинства в Шиллере, и он, находясь в пьяном виде, не думая в этот момент о последствиях, вместе с друзьями высек Пирогова.

В черновой редакции фамилия героя была Палитрин.

Имеется в виду картина художника Перуджино (1446–1524), учителя Рафаэля.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина MSK-MODA.ru. Перейдя по ссылке http://msk-moda.ru/woman/platya, Вы ознакомитесь с действительно потрясающим (более 200 моделей) ассортиментом вечерних платьев . Удобная поисковая система сайта поможет подобрать стильную одежду или обувь по Вашим размерам и предпочтениям. Следите за модными тенденциями вместе с сайтом MSK-MODA.ru !

Вам также будет интересно:

Красный лук: уникально полезный и изысканный
О пользе , в частности, о его способности улучшать пищеварение, укреплять иммунитет,...
Оверсайз – комфортный тренд-абсолют!
Свобода стиля и свобода кроя, комфорт и непринужденность - преимущества одежды oversize...
Что такое оверсайз, и как его носить?
Сегодня мы расскажем вам про оверсайз. Что это такое, детально рассмотрим также. Также...
Чувствительность тестов на беременности: когда покажет результат и на какой день задержки следует делать
Статья Беременность - это приятный период. В этот промежуток времени женщина носит под...
Причины и виды выделений из груди желтого цвета при надавливании
Причины выделений из молочных желез могут быть природными и патологическими, то есть...