Все о покупке и продаже автомобилей

Правила совершения валютных операций. Порядок проведения валютных операций в рф

Документы для платежей

▼ Обязанность представления документов
▼ Перечень документов
▼ Требования к документам для валютных операций
▼ Сроки представления документов
▼ Срок хранения документов резидентами
▼ Штраф за нарушение до 55 000 руб., повторное до 165 000 руб.

Обязанность представлять документы для проведения платежей

Пункт 2.1 Инструкции ЦБ № 138-И:

2.1. Резидент при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте, представляет в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) (далее - уполномоченный банк, за исключением прямого указания на филиал уполномоченного банка) одновременно следующие документы:

справку о валютных операциях;

документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях.

Однако в соответствии с п. 1.6 Инструкции ЦБ № 138-И, эти положения не распространяются на валютные операции, совершаемые физическими лицами - резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями и не занимающиеся частной практикой.


Перечень документов для проведения валютных операций

Часть 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173 "О валютном регулировании и валютном контроле":

4. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

Эти требования предусмотрены частью 5 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

5. Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании части 4 настоящей статьи и настоящей части, либо представления им недостоверных документов.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2005 № 90-ФЗ)

Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Пункт 1.3 Инструкции ЦБ № 138-И:

Порядок оформления (заверения) копий документов, связанных с проведением валютных операций, может быть согласован уполномоченным банком с резидентом.

Сроки представления документов

Пункт 2.3 Инструкции ЦБ № 138-И:

2.3. Справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк в следующие сроки (за исключением случаев, установленных пунктами 2.5 - 2.9 настоящей Инструкции):

при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет;

при списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте - одновременно с распоряжением о переводе иностранной валюты.


Срок хранения документов резидентами

Пункт 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

2. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

«6. Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов -

(в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 № 311-ФЗ, от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 29.06.2015 № 181-ФЗ, от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 № 116-ФЗ, от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

6.1. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 16.11.2011 № 311-ФЗ)

6.2. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней -

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

(часть 6.2 введена Федеральным законом от 16.11.2011 № 311-ФЗ)

6.3. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней -

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

(часть 6.3 введена Федеральным законом от 16.11.2011 № 311-ФЗ)».

6.4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, за исключением случаев повторного совершения административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, -

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере десяти тысяч рублей; на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Банки проводят широкий круг операций и сделок на валютном рынке: обслуживают валютные счета клиентов (резидентов и нерезидентов), выдают валютные кредиты, заключают сделки по покупке и продаже валюты на межбанковском рынке, а также с другими юридическими лицами, являются агентами государственного валютного контроля .

Принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушения валютного законодательства в настоящее время регулируется Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ. .

Банк России - основной орган валютного регулирования в РФ. Он определяет сферу и порядок обращения в России иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, проводит все виды валютных операций, устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в России операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ.

Банки, проводящие валютные операции, в целях снижения валютных рисков должны соблюдать лимит открытой валютной позиции (ОВП), т. е. поддерживать на определенном уровне разрыв между суммами своих требований и обязательств в валюте.

1) Особенности операции «спот»

Базой для проведения операций «спот», оказывающих исключительное влияние на валютную позицию, служат корреспондентские отношения между банками. Валютные операции «спот» составляют примерно 90% всех валютных сделок. Главными целями их проведения являются:

ь обеспечение потребностей клиентов банка в иностранной валюте;

ь перевод средств из одной валюты в другую;

проведение спекулятивных операций .

Банки используют операции «спот» для поддержания минимально необходимых рабочих остатков в иностранных банках на счетах «Ностро» для уменьшения излишков в одной валюте и покрытия потребности в другой валюте. С помощью этого банки регулируют свою валютную позицию в целях избежания образования непокрытых остатков на счетах.

Проведение валютных сделок и минимизация рисков требует определенной подготовки (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Стадии проведения валютных сделок

При сделках «спот», день, в который завершаются расчеты по той или иной валютной сделке, называется «дата валютирования» и используется как защита от риска. Международные платежи не могут совершаться в воскресенье, праздник или нерабочий день. То есть расчеты должны производиться в рабочий день обеих стран. В российских банках по каждой иностранной валюте открытая валютная позиция определяется отдельно (см. таблицу 2).

Таблица 2 - Определение валютной позиции

Последовательность действий

Валютные позиции уполномоченного банка переводятся в рублевый эквивалент по действующим на отчетную дату официальным обменным курсам рубля, которые устанавливаются ЦБ РФ

Пассивное сальдо указывается со знаком минус, обозначая короткую открытую валютную позицию; активное сальдо указывается со знаком плюс, обозначая длинную открытую валютную позицию

Для подсчета открытой валютной позиции в рублях определяется разность между абсолютной величиной суммы всех длинных открытых валютных позиций в рублях и абсолютной величиной суммы всех коротких открытых валютных позиций в рублях

Сравнение суммарных величин, они должны быть равны.

С целью ограничения валютного риска уполномоченных банков ЦБ РФ устанавливаются следующие лимиты открытых валютных позиций:

ь по состоянию на конец каждого операционного дня суммарная величина всех длинных (коротких) открытых валютных позиций не должна превышать 30% от собственных средств (капитала) уполномоченного банка;

ь по состоянию на конец каждого операционного дня длинные (короткие) открытые валютные позиции по отдельным иностранным валютам и российским рублям не должны превышать 15% от собственных средств (капитала) уполномоченного банка.

Уполномоченными банками, имеющими филиалы, самостоятельно устанавливаются сублимиты на открытые валютные позиции головного банка и филиалов .

  • 1) Текущие валютные операции (см. приложение 2) .
  • 2) Валютные операции, связанные с движением капитала (см. приложение 2) .

Умение различать валютные операции, классифицировать их, а также владение принципами и методами их проведения, являются неотъемлемой частью знаний для деятельности на валютном рынке, но без правовых основ проведения валютных операций в РФ, которые будут рассмотрены в следующей главе, будет сложно грамотно и рационально организовывать и проводить валютные операции.

Валютные операции – это все операции, которые связаны с переходом прав на валютные ценности. Кроме того, законодательство РФ относит к валютным операциям также ведение отечественными финучреждениями рублёвых счетов нерезидентов.

Осуществление валютных операций и их виды

Порядок организации валютных операций в РФ определяется положениями ФЗ «О валютном регулировании и о валютном контроле». Этот закон предусматривает, что в России осуществление валютных операций доступно как финансово-кредитным учреждениям, так и участникам внешнеэкономических торговых отношений.

Операции в иностранной валюте делят на 2 группы:

  • текущие –предоставление займов сроком от полугода и международные переводы (расчёты с поставщиками, выплата зарплаты, алиментов, процентов по займу, доходов по депозитам, инвестициям и прочим связанным с движением капитала операциям).
  • связанные с движением капитала – портфельные и прямые инвестиции, ссуды сроком от 6 мес., иные валютные операции, которые не входят в группу текущих.

Осуществление текущих валютных операций резидентами возможно без каких-либо особых ограничений. Но существуют лимиты на вывоз из страны иностранной валюты.

Осуществление валютных операций , связанных с движением капитала, проводится с учётом требований . Последний строго контролирует вывоз капитала из страны, выдавая разрешение на организацию валютных операций подобного рода только отечественным банкам с соответствующей лицензией.

При осуществлении валютных операций финучреждения обязаны страховать ввозимые и вывозимые ценности от всех возможных рисков, которые могут иметь место на протяжении пути между кассой отечественного банка и хранилищем зарубежной кредитной организации.

Организация валютных операций

Как мы уже отмечали, принципы осуществления валютных операций разного рода в РФ, как и порядок их организации, регулируются федеральным законодательством. Организация валютных операций в первую очередь возложена на коммерческие банки, которые в своей деятельности руководствуются указаниями Банка России.

Порядок организации валютных операций (перевоза, ввоза, пересылки инвалюты), а также условия и возможность открытия россиянами счетов в банках-нерезидентах – все это определяется нормативными документами ЦБ России. Он также устанавливает лимиты открытых валютных позиций уполномоченных банков – соотношение между обязательствами и требованиями финучреждений в инвалюте.

Организация валютных операций, сопровождающаяся нарушением норм и требований ЦБ РФ, карается финансовыми санкциями – внушительными штрафами.

Особенность валютных операций заключается в том, что они должны осуществляться не только с соблюдением гражданского законодательства, но и в строго определенных рамках валютного законодательства, т.е. с учетом запретов и ограничений, установленных законом, целью которого является обеспечение экономической безопасности государства, устойчивость его денежной системы как одной из основ общественных отношений.

В соответствии с действующим законодательством следует выделить несколько порядков совершения сделок с валютными ценностями в Российской Федерации:

сделки с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, подпадающие под критерии текущей валютной операции, совершаемые без получения лицензий и разрешений;

сделки с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, неподпадающие под критерии текущей валютной операции, совершаемые без получения лицензий и разрешений в соответствии с нормативными актами Центрального банка РФ;

сделки с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, неподпадающие под критерии текущей валютной операции, совершаемые в разрешительном порядке установленном ЦБ РФ;

сделки с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом, совершаемые в порядке установленном Правительством РФ.

Закон установил следующие общие правила :

Текущие операции осуществляются резидентами без ограничений, т.е. получения специального разрешения (лицензии) Банка России;

Капитальные операции осуществляются резидентами в порядке, установленном Банком России.

Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений. Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ. В ст.9 закона о валютном регулировании компетенция Центрального банка как основного органа валютного регулирования определена следующим образом:
"ЦБ РФ в pамках закона:
а) опpеделяетсфеpу и поpядокобpащения в Российской Федеpациииностpанной валюты и ценных бумаг в иностpанной валюте;
б) издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;
в) пpоводит все виды валютных опеpаций;
г) устанавливает пpавилапpоведенияpезидентами и неpезидентами в Российской Федеpацииопеpаций с иностpанной валютой и ценными бумагами в иностpанной валюте, а также пpавилапpоведениянеpезидентами в Российской Федеpацииопеpаций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;
д) устанавливает поpядок обязательного пеpевода, ввоза и пеpесылки в Российскую Федеpациюиностpанной валюты и ценных бумаг в иностpанной валюте, пpинадлежащихpезидентам, а также случаи и условия откpытияpезидентами счетов в иностpанной валюте в банках за пpеделами Российской Федеpации;
е) устанавливает общие пpавила выдачи лицензий банкам и иным кpедитнымучpеждениям на осуществление валютных опеpаций и выдает такие лицензии;
ж) устанавливает единые фоpмы учета, отчетности, документации и статистики валютных опеpаций, в том числе уполномоченными банками, а также поpядок и сpоки их пpедставления;
з) готовит и публикует статистику валютных опеpаций Российской Федеpации по пpинятыммеждунаpоднымстандаpтам;
и) выполняет дpугие функции, пpедусмотpенные законом."

Валютное законодательство устанавливает порядок осуществления валютных операций резидентами. При этом все операции, совершаемые резидентами должны осуществляться через уполномоченные банки, которые, в свою очередь, обязаны выполнять функции агентов валютного контроля за совершением данных операций.

Юридические лица осуществляют все валютные операции на основании заключенных договоров (контрактов, соглашений). В соответствии с действующим законодательством сделки, заключаемые юридическими лицами, должны совершаться в письменной форме. Письменная форма сделки считается соблюденной как при составлении единого документа (например, договора), так и в некоторых других случаях, например, при обмене письмами, из которых следует, что сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Валютные операции можно рассматривать как совокупность следующих элементов:

а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе связанные с ис­пользованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

б) ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

в) осуществление международных денежных переводов. Законодательство, касающееся валютного регулирования и

валютного контроля, устанавливает, что операции с иностран­ной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте под­разделяются на текущие валютные операции и валютные опера­ции, связанные с движением капитала.

Под текущими валютными операциями понимаются:

а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Фе­дерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и ус­луг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредито­ванием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Фе­дерации процентов, дивидендов и иных.доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с дви­жением капитала;

г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработ­ной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие ана­логичные операции.

Под валютными операциями, связанными с движением ка­питала, понимаются:

а) прямые инвестиции, т. е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

б) портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;

в) переводы в оплату права собственности на здания, соору­жения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижи­мому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Действует правило, согласно которому расчеты между рези­дентами осуществляются в валюте РФ.

Вывоз и пересылка из Российской Федерации валюты РФ и иных ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, а также ввоз и перевод в Российскую Федерацию валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, осуществляются резидентами и не-

резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком России совместно с Министерством финансов РФ и ГТК Рос­сии.

Действующее законодательство устанавливает следующий порядок осуществления текущих валютных операций резиден­тами:

текущие валютные операции осуществляются без ограниче­ний;

валютные операции, связанные с движением капитала, осуще­ствляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ;

резиденты имеют право без ограничений переводить, вво­зить и пересылать валютные ценности в Российскую Федера­цию при соблюдении таможенных правил;

порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, устанавлива­ет Центральный банк РФ;

резиденты имеют право продавать иностранную валюту за валюту РФ на внутреннем валютном рынке России в порядке, предусмотренном действующим валютным законодательством;

порядок формирования государственных валютных резервов устанавливается высшим представительным органом России. Порядок обязательной продажи резидентами поступлений ино­странной валюты на внутреннем валютном рынке России уста­навливается Президентом РФ с последующим представлением информации высшему представительному органу России;

физические лица - резиденты имеют право переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации ранее переве­денные, ввезенные или пересланные в Российскую Федерацию валютные ценности при соблюдении таможенных правил в пре­делах, указанных в декларации или ином документе, подтверж­дающем их перевод, ввоз или пересылку в Российскую Федера­цию;

порядок вывоза и пересылки из Российской Федерации ва­лютных ценностей устанавливает Центральный банк РФ совмест­но с ГТК России.

Нерезиденты имеют право:

иметь счета в иностранной валюте и в валюте РФ в уполно­моченных банках. Порядок открытия и ведения уполномочен-

Финансовое право России. Особенная часть

ными банками счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валюте РФ устанавливает Центральный банк РФ;

без ограничений переводить, ввозить и пересылать валют­ные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении тамо­женных правил;

продавать и покупать иностранную валюту за валюту РФ в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ;

беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации валютные ценности при соблюдении таможенных правил, если эти валютные ценности были ранее переведены, ввезены или пересланы в Российскую Федерацию или приобретены в Российской Федерации на основаниях, ука­занных Законом о валютном регулировании, и в иных случаях в соответствии с законодательством РФ;

переводить, вывозить и пересылать из Российской Федера­ции валютные ценности, за исключением случаев, указанных в законе, в порядке, установленном Центральным банком РФ совместно с ГТК России.

Иностранным инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестици­ями, если эти платежи получены в иностранной валюте.

Порядок реализации гражданам на территории России това­ров (работ, услуг) за иностранную валюту устанавливается Цен­тральным банком РФ.

В целях усиления контроля за валютными операциями с 1 января 1994 г. Центральный банк РФ запретил реализацию гражданам на территории России товаров (работ, услуг) за на­личную иностранную валюту. При этом все расчеты между уполномоченными предприятиями и гражданами за реализуе­мые последним товары (работы, услуги) на территории Россий­ской Федерации могут осуществляться в рублях и иностранной валюте во всех формах, принятых в международной практике (включая оплату кредитными и дебетными картами), за исклю­чением расчетов наличной иностранной валютой.

Для совершения официальных операций с иностранной ва­лютой коммерческие банки имеют право открывать специали­зированные обменные пункты. Такие пункты открываются только по месту нахождения коммерческого банка на всей тер­ритории, подведомственной соответствующему Главному тер-

Глава 26. Правовые основы валютного регулирования

риториальному управлению Банка России. В обменном пункте совершаются следующие операции:

покупка и продажа наличной иностранной валюты за налич­ные рубли;

покупка и продажа платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли, а также продажа и оплата платежных документов в иностранной валюте за наличную иностранную валюту;

прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

прием на экспертизу денежных знаков иностранных госу­дарств и платежных документов в иностранной валюте, подлин­ность которых вызывает сомнение;

выдача наличной иностранной валюты по кредитным и де­бетовым картам, а также прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в банках, для расчетов по кредитным и дебетовым картам;

обмен (конверсия) наличной иностранной валюты одного иностранного государства на наличную иностранную валюту другого иностранного государства;

размен платежного денежного знака иностранного государ­ства на платежные денежные знаки того же иностранного госу­дарства.

§ 4. Валютный контроль

Валютный контроль - это контроль государства за соблюде­нием валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

В соответствии с валютным законодательством целью валют­ного контроля является соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль является разновидностью финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты финансового контроля. В то же время он имеет некоторые специфические черты. Его основными направлениями являются: а) определе­ние соответствия проводимых валютных операций действующе­му законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; б) проверка выполнения резидентами обяза-

___„„..ни/» т civ-ID

тельств в иностранной валюте перед государством, а также обя­зательств по продаже иностранной валюты на внутреннем ва­лютном рынке России; в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; г) проверка полноты и объективности уче­та и отчетности по валютным операциям.

Валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и федеральные органы исполнительной власти, уполномо­ченные Правительством РФ.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также не явля­ющиеся уполномоченными банками профессиональные участ­ники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (ре­гистраторы), подотчетные федеральному органу исполнитель­ной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Федеральным законом «О валютном регулировании и валют­ном контроле» установлены права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. Органы и агенты валютного контроля обладают следующими общими полномочиями:

проводить проверки соблюдения резидентами и нерезиден­тами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

проводить проверки полноты и достоверности учета и отчет­ности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и веде­нием счетов.

Исключительно органы валютного контроля и их должност­ные лица в пределах своей компетенции имеют право:

выдавать предписания об устранении выявленных наруше­ний актов валютного законодательства РФ и актов органов ва­лютного регулирования;

применять установленные законодательством РФ меры от­ветственности за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Глава 26. Правовые основы валютного регулирования 681

В целях осуществления валютного контроля агенты валют­ного контроля в пределах своей компетенции имеют право зап­рашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Законодательство запрещает агентам валютно­го контроля требовать от проверяемых субъектов предоставле­ния документов, которые непосредственно не относятся к про­водимой валютной операции.

Валютный контроль со стороны Правительства РФ реализу­ется через деятельность Департамента международного сотруд­ничества, основными функциями которого являются валютное регулирование и валютный контроль за совершением сделок и операций с валютой и валютными ценностями.

Валютный контроль осуществляется таможенными органами. Все таможенные органы осуществляют функции валютного кон­троля в пределах своей компетенции. Согласно ТК РФ ГТК России является органом валютного контроля. Иные таможен­ные органы являются агентами валютного контроля, подотчет­ными ГТК России. В целях осуществления валютного контроля в структуре ГТК России создаются специальные подразделения: а) в ГТК России - Управление валютного контроля; б) в реги­ональных таможенных управлениях - отделы валютного конт­роля или отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля; в) в таможнях - отделы таможенного оформления и таможенного контроля, или отделы валютного контроля, или отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля; г) в таможенных постах - отделы таможенного оформления и таможенного контроля.

Компетенция таможенных органов в области валютного кон­троля установлена ТК РФ, согласно которому названные орга­ны осуществляют валютный контроль двух видов: 1) фактичес­кий - контроль за перемещением лицами через таможенную границу различных объектов валютного контроля; 2) докумен­тальный - контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу товаров и транспор­тных средств. Таможенные органы осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных

Финансовое право России. Особенная часть

Глава 26. Правовые основы валютного регулирования

таможенных зон и свободных складов, валюты РФ, ценных бу­маг в валюте РФ, валютных ценностей, а также осуществляют контроль за правильностью совершения валютных операций, связанных с перемещением через Российскую границу товаров и транспортных средств.

Правовые основы полномочий таможенных органов в сфере валютного контроля имеют существенную специфику, заключа­ющуюся в сочетании таможенного и валютного законодатель­ства, а также его детализации подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми ГТК России самостоятельно или совместно с иными органами валютного контроля.

Таможенным законодательством установлены процедуры проведения и формы осуществления валютного контроля тамо­женными органами. При осуществлении валютного контроля за соблюдением действующих правил совершения сделок и опера­ций с валютой и валютными ценностями таможенные органы применяют такие формы, как проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенный досмотр (досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр как исключительная форма контроля); учет товаров и транспортных средств; устный опрос физических лиц и должностных лиц; проверка системы учета и отчетности; осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных скла­дов, свободных складов, свободных таможенных зон и магази­нов беспошлинной торговли и других мест, где могут находить­ся товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за ко­торой возложен на таможенные органы.

Валютное законодательство содержит нормы, распространя­емые на все органы валютного контроля и определяющие объек­ты валютного контроля.

Соотношение таможенного и валютного законодательства необходимо учитывать и при квалификации правонарушений, выявленных таможенными органами в ходе осуществления ва­лютного контроля. ТК РФ устанавливает правило, на основа­нии которого при выявлении таможенными органами в ходе осуществления валютного контроля нарушений валютного за­конодательства, являющихся одновременно нарушениями тамо­женных правил, деяния виновных субъектов квалифицируются в соответствии с нормами КоАП РФ, устанавливающими ответ-

ственность за нарушение таможенных правил. Все иные проти­воправные деяния, объектами посягательств которых выступа­ют валюта или валютные ценности, образуют составы валютных правонарушений, а лица, виновные в их совершении привлека­ются к ответственности на основании ст. 25 Федерального зако­на «О валютном регулировании и валютном контроле».

Министерство финансов РФ осуществляет возложенные на него функции органа валютного контроля через Департамент валютного контроля. Департамент валютного контроля Минфи­на России является правопреемником ранее существовавшей Федеральной службы России по валютному и экспортному кон­тролю 1 и действует на основании Положения, утвержденного приказом Минфина России от 28 ноября 2002 г. № 120-П.

Основными задачами Департамента валютного контроля яв­ляются: совершенствование нормативно-правовой базы и орга­низационной системы валютного контроля; координация дея­тельности органов и агентов валютного контроля, а также правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти в сфере организации и прове­дения валютного контроля; осуществление в пределах своей ком­петенции контроля за соблюдением резидентами и нерезиден­тами валютного законодательства РФ.

В соответствии с возложенными задачами Департамент ва­лютного контроля выполняет обширные функции, основными из которых являются: контроль за выполнением резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; контроль за полнотой поступления в Российскую Федерацию средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям; выдача резиден­там разрешений на осуществление валютных операций и ли­цензирование валютной деятельности резидентов; организация и проведение проверок полноты и объективности учета и отчет­ности по валютным операциям, а также по операциям нере-

1 См.: Указы Президента РФ от 24 сентября 1993 г. № 1444 «О Феде­ральной службе России по валютному и экспортному контролю» // САПП РФ. 1993. № 39. Ст. 3605; от 9 августа 2000 г. № 1476 «О признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации по вопросам федеральных органов исполни­тельной власти» // СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3353.

Финансовое право России. Особенная часть

зидентов в валюте РФ; организация и осуществление контроля за использованием кредитов в иностранной валюте, предостав­ляемых Российской Федерации и субъектам РФ на основе меж­дународных договоров и соглашений.

Департамент валютного контроля Минфина России участву­ет в международных переговорах с целью заключения междуна­родных договоров и соглашений по вопросам организации и осуществления валютного контроля и противодействия финан­сированию терроризма.

На основании результатов проверок соблюдения резидента­ми и нерезидентами валютного законодательства РФ Департа­мент валютного контроля подготавливает материалы для пере­дачи в соответствующие административные, налоговые и пра­воохранительные органы, а также в соответствующие иные органы валютного контроля и в пределах своей компетенции оказывает им содействие. По итогам обобщения и анализа прак­тики валютного контроля, в том числе в зарубежных странах, департамент разрабатывает предложения по развитию и совер­шенствованию валютного законодательства РФ.

Министерство РФ по налогам и сборам обес печивает валют­ный контроль: внешнеторговых сделок, предметы которых не имеют материально-вещественной формы (работы, услуги и ин­теллектуальная собственность); обоснованности расчетов и пла­тежей резидентов и нерезидентов в иностранной валюте в пре­делах таможенной территории Российской Федерации; полно­ты поступления в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта работ, услуг и интеллектуальной деятельности.

В соответствии с валютным законодательством Центральный банк РФ как орган валютного регулирования обладает нормот-ворческой функцией, т. е. издает нормативные акты, обязатель­ные к исполнению в России всеми резидентами и нерезидента­ми (п. 2 ст. 9).

Центральный банк РФ издает инструкции, положения и ука­зания по отдельным направлениям валютного контроля. Объек­тами правового регулирования Банка России в сфере валютного контроля являются: обязательная продажа валютной выручки на внутреннем валютном рынке России; организация и обращение иностранной валюты в Российской Федерации; выпуск ценных бумаг в иностранной валюте на территории Российской Феде-

регулирования 685

рации, в частности государственных ценных бумаг; уплата обя­зательных платежей государству в иностранной валюте; переме­щение российской и иностранной валюты и валютных ценнос­тей через границу Российской Федерации.

Важное значение при осуществлении валютного контроля имеют главные территориальные управления Банка России, кото­рые осуществляют контроль за соблюдением уполномоченными предприятиями установленного Центральным банком РФ по­рядка реализации гражданам на территории Российской Феде­рации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту и по ре­зультатам проведенных проверок направляют в Главное управ­ление валютного регулирования и валютного контроля Банка России, а также в местные органы исполнительной власти и территориальные правоохранительные органы сведения о выяв­ленных нарушениях и принятых мерах. В случае нарушения уполномоченным предприятием действующего законодатель­ства главное территориальное управление Банка России прини­мает решение об аннулировании выданного ему разрешения (с письменным уведомлением об этом уполномоченного пред­приятия, уполномоченных банков, ведущих валютные счета со­ответствующего предприятия, а также местного органа испол­нительной власти). Уполномоченный банк по получении от главного территориального управления Банка России уведомле­ния об аннулировании разрешения прекращает зачисление на текущий валютный счет этого предприятия средств от реализа­ции гражданам товаров (работ, услуг) на территории Россий­ской Федерации, которые были переведены в пользу предпри­ятия после даты аннулирования разрешения последнего.

Кроме того, главные территориальные управления Банка России обязаны совершать следующие действия:

проверять наличие у предприятий, реализующих на подве­домственной территории гражданам товары (работы, услуги) за иностранную валюту, соответствующего разрешения Банка Рос­сии;

приостанавливать операции предприятий по счетам в упол­номоченных банках в случае непредставления должностным лицам органов и агентов валютного контроля разрешения Бан­ка России на реализацию гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту;

Финансовое право России. Особенная часть

направлять в суд, арбитражный суд иски о признании недей­ствительными сделок и незаконными действий по реализации гражданам товаров (работ, услуг) за иностранную валюту на территории Российской Федерации без разрешений Банка Рос­сии, а также взыскании всего полученного по недействитель­ным сделкам и необоснованно приобретенного в результате незаконных действий в доход государства;

при повторном признании судом, арбитражным судом выше­указанных сделок недействительными и действий незаконными взыскивать в безакцептном порядке штрафы в иностранной ва­люте в пятикратном размере сумм необоснованно полученного в результате недействительных сделок и незаконных действий в доход государства. В случае отсутствия или недостаточности средств на валютных счетах предприятия в безакцептном поряд­ке с его расчетного счета (в пределах остатка средств на нем или из последующих поступлений при недостатке средств на счете) списывается сумма в рублях, эквивалентная всей сумме в иност­ранной валюте, подлежащей безакцептному списанию, либо не­достающей ее части (с пересчетом в рубли по курсу Банка России на дату списания средств с расчетного счета);

направлять заявления об осуществлении юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) в органы прокуратуры либо иные органы, уполномоченные предъявлять иски о ликвидации юридического лица;

направлять материалы проверок деятельности предприятий по реализации гражданам на территории Российской Федера­ции товаров (работ, услуг) за иностранную валюту, в ходе кото­рых были установлены факты нарушений законодательства, в местные правоохранительные органы с ходатайством о возбуж­дении уголовных дел в соответствии с законодательством РФ;

взыскивать в бесспорном порядке штрафы с уполномочен­ных банков, осуществляющих расчеты (платежи) в нарушение положений законодательства либо зачисляющих валютную вы­ручку на счета предприятий, реализующих гражданам товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации за ино­странную валюту без соответствующего разрешения Банка Рос­сии, а также направлять в Департамент по регулированию де-

Глава 26. Правовые основы валютного регулирования 687

ятельности банков Центрального банка РФ сведения об указан­ных уполномоченных банках;

взыскивать в безакцентном порядке с уполномоченных пред­приятий штрафы в размере сумм, которые не были учтены, были учтены ненадлежащим образом или по которым докумен­тация и информация не были представлены в установленном порядке.

принимать иные меры, предусмотренные действующим за­конодательством.

Создание действенного финансово-правового механизма ва­лютного контроля является необходимым условием обеспече­ния государственных экономических интересов. Механизм ва­лютного контроля за экспортными и импортными операциями позволяет также осуществлять их учет и выявлять нарушения валютного законодательства, допущенные в процессе исполне­ния внешнеэкономических сделок. Вместе с тем финансово-правовой механизм валютного контроля не должен ущемлять права подконтрольных субъектов. В этих целях валютным зако­нодательством установлено, что резиденты и нерезиденты, осу­ществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право: а) знакомиться с актами проверок, проведенными органами и агентами валютного контроля; б) обжаловать реше­ния и действия (бездействие) органов и агентов валютного кон­троля и их должностных лиц в административном и судебном порядке; в) на возмещение в установленном законодательством порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного конт­роля и их должностных лиц.

При осуществлении валютных операций на территории Российской Федерации резиденты и нерезиденты обязаны: а) представлять органам и агентам валютного контроля доку­менты и информацию, связанные с проведением валютных опе­раций, открытием и ведением счетов; б) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими ва­лютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих Документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее

Финансовое право России. Особенная часть

срока исполнения договора; в) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений ак­тов валютного законодательства и актов органов валютного ре­гулирования.

Осуществление контрольных мероприятий в любой сфере финансовой деятельности, а в валютной особенно, должно осно­вываться на адекватном законодательстве. Несовершенство ва­лютного законодательства, просчеты и недостаток опыта в работе контролирующих и правоохранительных органов используются в криминальных целях посредством совершения сделок, нанося­щих ущерб экономической безопасности государства.

Действующее в России законодательство, регулирующее ва­лютный контроль, создавалось в 1980-1990-х гг., характеризу­ющихся рядом негативных процессов в публичной финансовой деятельности. Период формирования валютного законодатель­ства совпал по времени с сокращением резервов государства в иностранной валюте, наличием значительного внешнего долга, оттоком капитала за рубеж, обесцениванием национальной де­нежной единицы. Названные отрицательные аспекты оказыва­ли соответствующее влияние на валютную политику государ­ства и ее правовое оформление.

Как показывает мировой опыт, только страны с мощным экономическим и финансовым потенциалом могут справиться с серьезными финансовыми проблемами без установления жест­кого валютного контроля за международным движением плате­жей и капиталов 1 . Несмотря на усиление в мире тенденции к отмене валютных ограничений, современное состояние эконо­мики и финансов России, в значительной мере подорванное бесконтрольным вывозом национальных ресурсов, не позволяет в настоящее время полностью отказаться от применения госу­дарством мер валютного регулирования и контроля.

Одной из важнейших задач проводимых контрольных мероп­риятий должно стать своевременное выявление, пресечение и предотвращение нарушений установленных законодательством правил валютного регулирования, призванных обеспечить ус­тойчивость национальной валюты РФ.

См.: Экбе В. Ф. Международное валютное право М., 1997. С. 29

Глава 26. Правовые основы валютного регулирования 689

Для интеграции России в международную хозяйственную систему необходим компромисс между необходимостью либе­рализации правил осуществления валютных операций и необ­ходимостью сохранения оптимальной структуры платежного баланса, поддержания курса национальной валюты, создания государственного валютного резерва.

Россия, являясь участницей международного экономическо­го сотрудничества, приобщается к коллективным мерам борьбы с легализацией (отмыванием) денежных средств и иного иму­щества, приобретенного незаконным путем.

Список сокращений

АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российс­кой Федерации

БК РФ - Бюджетный кодекс Российской Федерации БНА РФ - Бюллетень нормативных актов федеральных ор­ганов исполнительной власти

ВВС РСФСР - Ведомости Верховного Совета РСФСР ВдК РФ - Водный кодекс Российской Федерации Ведомости РСФСР - Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР

Ведомости РФ - Ведомости Съезда народных депутатов Рос­сийской Федерации и Верховного Совета Российской Федера­ции

ВКС РФ - Вестник Конституционного Суда Российской Федерации

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях

КТМ РФ - Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации

ЛК РФ - Лесной кодекс Российской Федерации НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации САПП РФ - Собрание актов Президента Российской Феде­рации и Правительства Российской Федерации

СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федера­ции

ТК РФ - Таможенный кодекс Российской Федерации ТрК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Фе­дерации

Крохина Юлия Александровна - доктор юридических наук, профессор. Родилась в 1973 г. В 1994 г. окончила Саратовскую государственную академию права, в 1997 г. защитила кандидат­скую, а в 2001 г. - докторскую диссертацию (были опубликова­ны как монографии).

Заведует кафедрой административного и финансового права Российской правовой академии Министерства юстиции РФ. Научно-педагогическую деятельность сочетает с практической работой, являясь судьей третейского суда при Российской пра­вовой академии Министерства юстиции РФ, а также экспертом по правовым вопросам Палаты налоговых консультантов Рос­сии.

Ю. А. Крохина - автор более ста научных работ, в том числе «Город как субъект финансового права» (монография) (Саратов, 2000); «Бюджетное право и российский федерализм» (моногра­фия) (М., 2001); «Налоговое право России» (Учебник для вузов. М., 2003)

Вам также будет интересно:

Красный лук: уникально полезный и изысканный
О пользе , в частности, о его способности улучшать пищеварение, укреплять иммунитет,...
Оверсайз – комфортный тренд-абсолют!
Свобода стиля и свобода кроя, комфорт и непринужденность - преимущества одежды oversize...
Что такое оверсайз, и как его носить?
Сегодня мы расскажем вам про оверсайз. Что это такое, детально рассмотрим также. Также...
Чувствительность тестов на беременности: когда покажет результат и на какой день задержки следует делать
Статья Беременность - это приятный период. В этот промежуток времени женщина носит под...
Причины и виды выделений из груди желтого цвета при надавливании
Причины выделений из молочных желез могут быть природными и патологическими, то есть...