Все о покупке и продаже автомобилей

Главные особенности византийской архитектуры на примере софийского собора. Византийская архитектура и живопись Архитектура и живопись византии в средние века

Архитектура Византии

После переноса императором Константином столицы из Рима в Византий (в конце IV века), названный позже Константинополем, начался расцвет великой византийской культуры, в том числе архитектуры. После завоевания Греции, стран Передней и Малой Азии, Италии, Средиземноморья, Византия становится огромнейшим государством. Традиции народов новых территорий оказали на ее культуру просто огромнейшее влияние. Разумеется, при этом были соблюдены и древние античные традиции.

Основные особенности византийской архитектуры

. Использование купола в центральной части здания. Хотя подобные конструктивные элементы и применялись ранее в Риме и на Востоке, византийцы первыми придумали размещать их на так называемых парусах, что позволило устраивать менее громоздкие стены, и, следовательно, расширять помещение. Купола ставились на параллелепипед, стены которого в верхней части имели дугообразную форму.
Внутри храма, в подкупольном пространстве, создается галерея, напоминающая хоры. Снизу ее поддерживали колонны. В самом куполе устраивается окно, предназначенное для освещения.
Колонны выполнялись в виде четырехгранной усеченной пирамиды и располагались меньшим основанием вниз. Эти элементы украшались орнаментами, чаще всего растительными.
Минимум архитектурных деталей во внутреннем убранстве и максимум богатого оформления. Стены облицовывались мрамором и покрывались позолотой, мозаиками из смальты и фресками.
Окна устраивались обычно узкие и с закругленным верхом. Зачастую древние зодчие группировали их по два или три. Такие композиции оформлялись поддельной аркой и разделялись небольшой колонной. Часто окна закрывались решеткой или каменной конструкцией с отверстиями.

Все эти основные архитектурные элементы развивались постепенно и не всегда применялись в полной мере. При возведении зданий обычно использовались плинфа, кирпич и камень. Скрепляли их известковым раствором. Часто в него для прочности добавлялся толченый кирпич. Иногда в кладке кирпич и камень перемежались в кладке. В тех районах, где поблизости от городов залегал известняк, для возведения храмов использовался именно он. Влияние византийских архитектурных традиций распространилось практически на всю территорию современной Европы. Храмы, построенные в таком стиле, до сих пор сохранились во многих странах. На Руси, в Киеве, была выстроена София Киевская в византийских традициях зодчества. Наиболее характерной для византийского стиля постройкой можно считать константинопольский Софийский собор. Кроме него, можно вспомнить Сумельский монастырь и церковь Святой Ирины там же, в Константинополе, который нынче носит название Стамбул.

София Константинопольская

Собор Святой Софии в Константинополе можно назвать настоящим архитектурным сокровищем. Построена она была во время правления императора Константина в VI веке. При строительстве были использованы остатки мраморных конструкций древних храмов, привезенные в столицу из многих провинций. Например, колонны были доставлены из Рима, Эфеса и Афин. Святая София часто страдала от землетрясений и пожаров. Подвергалась она и разграблениям во время нашествий. В первый раз это сделали крестоносцы в 1204 году. Во второй раз - турки в 1453 году. Они замазали бесценные фрески штукатуркой, а к самому храму пристроили четыре минарета. София Киевская была переименована в Айя-Софию. В основе композиции этого собора лежит тип трехнефной базилики, сочетающийся с центрированным способом постройки здания. Стены выполнены из кирпича. Главный купол лежит на четырех столбах, разделяющих пространство храма на три нефа.

Собор Святой Ирины

Храм Святой Ирины – одна из самых ранних византийских церквей. Находится она во внутреннем дворе дворца Топкапы, который был возведен на месте когда находившейся здесь резиденции византийских императоров. Очень интересным можно назвать мозаичный притвор этого храма. Церковь была возведена в IV веке также во времена правления императора Константина. Построен храм на месте бывшего языческого культового сооружения, посвященного Афродите. В 532 году церковь сгорела. Восстановлена она была императором Юстинианом. Перестройке храм подвергся и в 740 году, после того, как сильно пострадал во время землетрясения. После завоевания Константинополя турками в 1453 году в помещениях собора долгое время находились оружейные склады. В более поздние времена здесь был устроен сначала Археологический, затем Императорский, а далее – Военный музей. В настоящее время в храме находится концертный зал. Основными отличительными признаками византийской архитектуры можно назвать купола, мозаики и фрески. Культура и, в частности, традиции зодчества этого древнего государства оказали большое влияние на архитектуру Европы и Руси того времени. До наших дней, к счастью, дошло довольно много красивейших памятников византийского зодчества.
  • Римское
  • Восточное
  • Греко-иллинистическое

Собственно, сама архитектура также делится на три этапа:

1.Ранне-византийский. На этом этапе происходило становление купольных конструкций для средней части здания (центрально-купольная система). До этого момента купол был известен в Риме и в Сирии, но размещение его не всегда органично вписывалось в постройки. Именно византийцы первыми разрешили эту проблему и научились помещать купол в центральную часть здания любой формы: круглой, квадратной или четырехугольной, в таком случае им помогали так называемые паруса.

2.Средневизантийский. Крестовокупольный тип крестового здания. В это время на первое место вышел (и сместил базикальный) центрический тип храма. Купол стали считать самым важным элементом архитектуры. В интерьере установилось крестообразное пространство храма.

3.Поздневизантийский. Главной особенностью стал отказ от монументальных храмов и переход к строительству небольших и изысканных архитектурных сооружений.

Особенностями византийской архитектуры являются несколько черт, благодаря которым мы может отличать византийские памятники от построек других эпох и стилей.

Центрально-купольная система

По сути, византийские мастера ввели в обиход купол, который стали сооружать над средней частью здания. История купола до этого насчитывала уже несколько веков, но римляне, сирийцы и другие помещали его на круглое основание, которое не было изящным и занимало много места.

Сначала купол получался плоским, но со временем форма изменялась на более привычную нам сегодня - возвышенную. Располагался он над основанием четырехугольного плана при помощи парусов, с восточной стороны храм имел алтарную часть, а с западной - притвор.

В византийском храме вокруг подкупольного пространства шла галерея с колоннами с арками.

Отличия от римской архитектуры

Несмотря на то, что Византия, в некотором роде, была преемницей Рима, она не приняла используемые им ордеры, выработав свои: так появились карнизы, фризы, профили, колонные опоры и всевозможные капители. Например, пяты арок стали ставить непосредственно на капители, а переработка коринфской и ионической капители дала в итоге более конструктивную компактную деталь, единой функциональной формой стала капитель и трапециевидный блок, передающий нагрузку от арки к капители и колонне.

Колонны

Колонне в византийских храмах больше не отводится столь значимой роли - теперь она служит дополнением к основному декору храма. Теперь они часто входят в состав аркад.

Арочные окна

Еще одна характерная особенность византийской архитектурной традиции. Высокая вертикальная арка часто застеклялась мозаикой из цветного стекла.

Особенности оформления дверей

Тяжелые массивные двери, часто из бронзы, украшенные накладками, рельефами, розетками, бордюрами. Такие двери украшали почти каждый старинный византийский собор.


Софийский собор в Константинополе (ныне - Стамбул, Турция)

Настоящее достижение византийской архитектуры - жемчужина в коллекции церквей, построенных по типу сводчатых конструкций, с уравновешенными сводами и куполом над основанием.

Его возведение датируется 532-537 годах н.э. Центричная композиция с куполом на парусах (диаметр купола 33 метра, а высота в максимуме - 55,6 метра!) имела квадратное основание. Вся нагрузка от этого массива распределялась на четыре пилона высотой 23 метра, и всякий входящий в храм видел купол словно парящим, не имеющим опоры.


Собор поражает как своим внешним видом, так и внутренним убранством. Его построили из кирпича, а для отделки применяли поделочный камень, серебро, золото, слоновую кость, жемчуг, драгоценные камни.

Большое количество окон дарит невероятный свет помещению, оно кажется, парит в воздухе. Стены покрыты мозаиками, а капители колонн выполнены из белого мрамора. Сами колонны были перевезены в обитель из храма Артемиды в Эфесе.


Первые мозаичные изображения были утрачены в 8-9 веках, сейчас их заменили другими художественными инсталляциями.

Судьба не была слишком милостива к этому памятнику византийской архитектуры. Он много раз разрушался, был завоеван и переделан в мечеть, а сейчас является музеем Святой Софии.

Другие примеры архитектуры Византийской империи

Базилика

  • храм Сан Пауло Фуори ле Мура (386 г. н.э.)


Собор св.Софии в Константинополе. Интерьер.

В 395 году Римская империя была разделена на два самостоятельных государства: Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю. Восточную империю позже стали называть Византией, по старому греческому названию ее столицы Константинополя — Византий (сейчас это Стамбул). В 6-м веке, при императоре Юстиниане, она занимала обширную территорию (даже Италия была ненадолго отвоевана) и была величественной и блестящей страной, со сложным аппаратом государственного управления и высокоразвитой дипломатией. Внушительный облик Константинополя, его могучий флот, великолепные архитектурные сооружения, ослепительная пышность придворного церемониала и церковной службы действовали неотразимо. К Византии отошла и Греция, поэтому Восточная империя хранила и продолжала греческие традиции в искусстве. Византия была христианской страной с православной церковью. За свою тысячелетнюю историю Византия переживала периоды подъема и упадка. Разные времена знало и византийское искусство.


Собор Святой Софии в Стамбуле (Константинополь)



Первый его расцвет приходится на 6 век, когда правил император Юстиниан I. Тогда был воздвигнут великолепный памятник византийской архитектуры - собор Святой Софии в Константинополе. Огромное и прекрасное, оно замечательно тем, что здесь круглый купол венчает прямоугольное пространство - раньше умели перекрывать куполами только круглые в плане здания. Снаружи храм не кажется таким большим, как изнутри, где он поражает входившего своей пространственностью, воздушностью гигантского (30 метров в диаметре), как бы парящего купола. Центральный купол Софии с двух сторон поддержан двумя более низкими полукуполами, а эти в свою очередь имеют каждый еще по два маленьких полукупола. В подкупольным пространстве стоял украшенный драгоценными камнями амвон, здесь проходили богослужения.

Собор Святой Софии



Собор остался высшим достижением византийской архитектуры - ничего равного ему в истории Византии уже не было создано. Во времена турецкого владычества к церкви были пристроены высокие минареты, которые сильно изменили внешний облик собора Святой Софии.

Собор Святой Софии



Люди на византийских священных изображениях представлены суровыми, их фигуры удлиненны, плоски и словно бестелесны. На полутемных сводах даже светлые краски, а особенно лиловые, черные и золотые, создают торжественное, но несколько мрачное настроение. Византийские мастера много внимания уделяли живописи - это миниатюра в церковных книгах и священные картины-иконы. В странах, где исповедуют православную веру, иконопись до сих пор следует византийским традициям.

Мозаика. Церковь Сан - Витале



Во времена Юстиниана были построены также многие церкви в Италии, особенно в портовом городе Равенне. Известна восьмигранная церковь Сан - Витале, стены которой почти сплошь покрыты мозаиками. Помимо библейских событий, на этих мозаиках можно увидеть самого Юстиниана и его жену, императрицу Феодору со своей свитой. Техника мозаик сложна и требует большого искусства. Мелкие разноцветные кубики смальты (сплава стекла с минеральными красками), из которых выкладывется изображение на стене, мерцают, вспыхивают, переливаются, отражая свет. Врнмя почти не властно над мозаикой старинных мастеров: когда ее очищают от застарелой пыли и копоти, она оказывается такой же сияющей и звучной по цвету, какой была много веков назад. Равенна известна тем. что здесь, в грубом толстостенном мавзолее покоится прах Теодорика, первого остготского короля. Здесь похоронен Данте: в конце жизни он нашел пристанище в Равенне, окончил здесь "Божественную комедию". Угасающему городу Равенне посвятил свои стихи Блок:
Все, что минутно, все, что бренно, похоронила ты в веках.
Ты как младенец спишь, Равенна, у сонной вечности в руках.

Церковь Сан - Витале



Более ста лет в Византии продолжался период иконоборчества. Иконоборцы восставали против того, чтобы изображать бога и святых в человеческом облике, усматривая в этом пережиток идолопоклонства. Было уничтожено множество икон. И все-таки иконопочитание было восстановлено. Однако стиль византийского искусства к тому времени стал очень строгим и каноническим. Именно Византия выработала и строго придерживалась прообразов в иконографии, которые потом перешли и в русскую иконопись. Вся духовная жизнь в Византии проходила под жестким контролем, отвергая все либеральное, и это не могло не наложить отпечаток на все византийское искусство.

Церковь Сан - Витале, роспись купола



В 1453 году турки завоевали Византию, однако византийское искусство продолжало жить в искусстве Древней Руси. Русь унаследовала от Византии вместе с христианством типы храмов и икон. Русские мастера развивали дальше и ее зодчество, и живопись. Первоклассные византийские мастера работали и в Киеве, и в Новгороде, и во Владимире

На развитие современного общества огромное влияние оказало культурное достояние Римской Египетского царства и многих других, столь же великих цивилизаций. Огромное количество памятников культуры дошло и до наших дней, представляя обществу и мировоззрение древнего народа.

Искусство Византии - ярчайший тому пример. После раздела великой на престол взошли цари Константинополя, которые оставили после своего одиннадцативекового правления гигантское количество Сложные и тяжелые этапы исторического развития не только не усугубили рост и совершенствование искусства цивилизации, но и подарили миру незабываемые артефакты, небольшая часть из которых доступна для визуального знакомства и теперь.

Искусство Византии начало свое развитие с рабовладельческого строя. Плавный переход от античности к средневековью также наложил на совершенствование культуры свой неизгладимый отпечаток. Этому периоду присущи великолепные памятники архитектуры и Именно в то время зодчие государства старались сохранить огромное наследие, которое досталось народу от великой Римской империи.

Огромную роль на искусство Византии оказало принятие народом христианства. Это сблизило государство с такими непохожими территориями как Русь, Грузия, Армения, Сербия и т.д. Данному периоду присуще широкое распространение установки купольного перекрытия при строительстве храмов. На средневековый период приходится развитие таких направлений, как создание мозаик, фресок и книжных миниатюр. Стоит отметить, что именно на данном этапе все большую роль играет иконопись. А вот скульптурные творения не могут похвастаться своим быстрым развитием. Однако особый шарм и неповторимую красоту на искусство Византии наложил именно общественный быт и строй народа государства. При этом церковь полностью служила на пользу общества. В соответствии со средневековыми представлениями народа, император являлся наместником Господа. Его власть поддерживалась мощным церковным аппаратом.

Изобразительное искусство Византии также претерпело некоторые изменения. Художники первых веков нашей эры отображали в своих творениях яркие образы, которые были пронизаны аллегорическими чертами. Пластичность и отвлечение от христианского начала - вот основные черты картин того времени. Им на смену пришло творчество, главным признаком которой стало божественное начало. Экспрессия духовного величия сделалась неотъемлемой частью каждого предмета искусства.

Церковь являлась единственным главным критиком. Основными направлениями, по которым шло развитие и становление художественного искусства, являлись иконопись, фрески, мозаики и книжная миниатюра. Фон мерцающего золотого цвета, искрящиеся грани камней и смальты, яркие орнаменты - вот главные черты практически любого произведения творцов той эпохи, которой на весь мир прославилась Византия. Искусство данного государство прошло несколько этапов своего развития. Первым из них являлся раннехристианский этап (с 1-го до 3-го века нашей эры). За ним следует так называемый ранневизантийский, затронувший шестой и седьмой века. Этот период славится развитием храмовой архитектуры и Следом за ним на полтора века наступает иконоборческий этап, на смену которому пришло Македонское Возрождение, продолжавшееся до 11 века. Предпоследним периодом стала эра консерватизма, а закончилось развитие великого искусства Византии эллинистическими началами и антикризисными тенденциями, что нашло отражение в Палеологовском Ренессансе.

Четвертый век – период разложения и распада прежде единой и могущественной Римской империи. Внутренние политические распри, набеги варваров привели к упадку Рима.

Христианство, полностью сложившаяся идеология, провозгласившее единение рабов и свободных подтачивало основы рабовладельческой формации.

В 313 году христианство было объявлено государственной религией, а в 330 году столица римской империи была перенесена в Византий – город на берегу Босфора, переименованный в честь императора Константина в Константинополь. В 395 году государство распалось на Восточную и Западную империи. Первая из них получила наименование Византийской империи.

Художественная культура Византии определилась в результате слияния, сочетания измененных традиций и приемов античности и новых мощных веяний Востока.

Развитие искусства и культуры Византии делится на периоды:

· V – VIII в. – ранний период, 20-60 гг VII в. эпоха Юстиана, эпоха наивысшего расцвета искусства Византии.

· VIII – XIII в. – средний период.

· XIII – XV в. – поздний.

Стиль византийской архитектуры сложился постепенно, в результате совмещения элементов позднеримской, раннехристианской архитектуры и восточных влияний.

Храмовому строительству уделялось большое внимание, так как церковь играла ведущую роль в государственной, общественной и идеологической жизни.

Раннехристианские и византийские базилики используют формы сооружений античного Рима – базилики и отличаются простотой плана. Объемное их решение определялось высоким центральным нефом, перекрытым двускатно, и боковыми, более низкими, имевшими односкатное покрытие. К основному прямоугольному объему с восточной стороны примыкает полукруглая ниша – алтарная апсида, которой предшествует поперечный неф-трансепт. Часто к западной стороне базилики присоединялся прямоугольный двор, окруженный галереями – атрий с фонтаном для омовений в центре.

Внешний вид базилик был очень скуп. Здания эти не имели почти никаких декоративных деталей в обработке фасадов. Зато интерьер при всей простоте структуры был красив и параден. Нефы разделялись колоннами из ценных пород камня – мрамора, гранита. Продольные стены в центральном нефе выше рядов колонн, покрывались, как правило, мозаикой. Полы настилались из разноцветного мрамора.

После утверждения христианской религии некоторые из древних римских зданий стали использоваться как церкви – базилика Юлия Цезаря и др. Начали строится и новые, более крупные, храмы. При создании этих сооружений использовались части античных построек (прежде всего внутренние колоннады).



В IV – VI веках в городе Риме было построено несколько крупных христианских церквей-базилик: Св. Петра (5 нефов, IV в.) теперь на его месте построен грандиозный собор Ватикана; Лютеранская базилика (5 нефов, IV век); Санта Мариа Маджоре (3 нефа, V век) и другие.

Значительные храмы были построены и на восточном берегу Апенинского полуострова – в Равенне, являвшейся центром византийского наместничества.

Чрезвычайно характерна равенская базилика Сан-Аполлинаре Нуово, построенная в начале VI века. Нефы разделяют мраморные колонны, привезенные из Константинополя. Всего их здесь 24. стена над колоннами прорезана арками, которые опираются на колонны и образуют аркаду. Эта новая система с арками, перекрывающими пролеты между колоннами – типично византийский мотив, который перейдет и в более поздние стили. Он заменил собой классическую систему римской архитектурной ячейки, в которой арка опиралась на пилоны, а ордер лишь декорировал последние.

Главным средством оформления интерьера базилик были мозаики.

В церкви Сан-Аполлинаре Нуово в Равенне они тянутся непрерывными горизонтальными лентами по обе стороны центрального нефа. Изображены процессии святых, направляющихся к алтарю. Но фигуры, размещенные на равных расстояниях друг от друга, статичны.

Белые одежды изображенных святых жен и мужей выделяются на золотом нейтральном фоне. Плоскостность, графичность, статичность и условность в лицах, в деталях, «абстрактный» фон – основные изобразительные средства, которые приходят в это время в искусство и распространяются на весь длительный период существования византийской, художественной культуры.

Вторым типом раннехристианского и византийского сооружения были постройки центричного плана. В Равенне была возведена известная церковь Сан-Витале (526-547 гг.), имеющая восьмиугольную форму. Центральная часть, перекрытая куполом на барабане, опоясывается кольцом двухъярусной галереи. Здесь, так же как и в базилике Сан-Аполлинаре, главным мотивом являются аркады на колоннах (в данном случае в каждом звене три арки). Пяты арок опираются на типичные византийские корзинообразные орнаментированные капители.

Церковь Сан-Витале славится своими замечательными мозаиками, которые горят «как яхонты в оправе золотой» (Данте). Композиции выполнены на синем и золотом фонах: на ряду с библейскими сюжетами и персонажами изображены император Юстиниан и его жена Феодора в окружении свиты. Все персонажи и композиции статичны и фронтальны. Пропорции в значительной мере произвольны, лица аскетичны. Черты античной иллюзорности явно уступили место плоскостности и графичности в изображении тел, одежд и их деталей. Элементы архитектуры или пейзажа давались в так называемой «обратной» перспективе, совершенно условно и стилизованно.

VI век – время расцвета византийского искусства. Предпочтение отдается зданиям центричного плана. Приобретенный опыт дал возможность создать крупнейшее купольное сооружение эпохи – тринадцатикупольный собор Св.Софии в Константинополе, построенный при императоре Юстиниане в 532-537 годах зодчими Анфимием из Тралла и Исидором из Милета.

Композиция храма совмещает элементы трехнефной базилики и центричного купольного объема. Посередине центрального нефа здание перекрыто огромным плоским куполом, диаметр которого составляет 31 метр. Купол возведенный на «парусах»- треугольных изогнутых сводах опирался на четыре мощных столба. Сорок окон прорезаны в основании купола. Создается ощущение, что купол висит над зданием на сплошном световом поясе.Общая длина храма 81 метр. Ширина 72м. Сложная система полукуполов придает храму стройное единство.

В соборе была применена новая, типичная для Византии система связи круглого купола с перекрываемым им квадратным в плане пространством. Переход от подкупольного квадрата к круглому куполу был осуществлен посредством сферических треугольников – так называемых парусов. В дальнейшем эта система получила огромное распространение в мировой архитектуре, вплоть до XIX века.

В интерьере использован мотив аркад того же типа, что и в равеннской церкви Сан-Витале. 107 колонн из малахита и порфира поддерживают галереи. Взяты они из храмов Малой Азии и Египта. Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветных мраморов Вместо иконостаса в храме были установлены 12 серебряных колонн с золотыми капителями.На колоннах располагались иконы.

Стены собора в нижней их части облицованы полихромными мраморными с орнаментированными узорами, в верхней части – на стенах, сводах, купольных покрытиях широко применены мозаики с изображениями религиозных сцен, императоров и членов их семей. Мозаики эти даны на золотом фоне; не смотря на ряд художественных особенностей, они характеризуются в целом теми же признаками, что и мозаики Равенны – условностью изображений, статичностью поз, удлиненными пропорциями фигур.

В дальнейшем византийские храмы уменьшаются в размерах, и всеобщее распространение к IX веку приобретает тип так называемой крестовокупольной церкви, используемый в различных вариантах и обнаруживший большую устойчивость. Несмотря на специфичность этих в среднем очень небольших сооружений, свое происхождение они ведут от Софии Константинопольской, в которой впервые, в больших масштабах, произошло объединение базиликального и центрально-купольного типов.

Крестоволкупольные храмы имеют в центре небольшой купол на стройном барабане. С подкупольным пространством связаны и подчинены ему все прочие части постройки, образующие форму равноконечного, так называемого греческого креста, ветви которого перекрываются цилиндрическими сводами. В целом план церкви вписывался в прямоугольник или даже квадрат. Очень часто вводились малые купола, располагавшиеся в четырех углах здания.

Византия – родина иконописи. Икона пишется темперной краской на специально обработанной доске. Задачи иконописца воплощение божества в телесном образе. Для этого сложился строго определенный тип изображения – так называемый иконописный канон. Правилами (каноном) был зафиксирован обязательный вид святого, цвет его одежд, атрибуты. Золотой фон икон и нимбов символизировал нерукотворный свет святости. Выработка и использование «обратной перспективы», когда точка схода зрительных линий находится не у горизонта за предметами, а впереди них. Бестелесые фигуры с огромными глазами, отрешенным взглядом сочетались с тонкой одухотворенностью образов. Красочная лепка объема заменяется линейной очертанностью силуэтов. Самым знаменитым примером может служить икона. Владимирской Богоматери – одна из основных древнерусских святынь.

Вам также будет интересно:

Красный лук: уникально полезный и изысканный
О пользе , в частности, о его способности улучшать пищеварение, укреплять иммунитет,...
Оверсайз – комфортный тренд-абсолют!
Свобода стиля и свобода кроя, комфорт и непринужденность - преимущества одежды oversize...
Что такое оверсайз, и как его носить?
Сегодня мы расскажем вам про оверсайз. Что это такое, детально рассмотрим также. Также...
Чувствительность тестов на беременности: когда покажет результат и на какой день задержки следует делать
Статья Беременность - это приятный период. В этот промежуток времени женщина носит под...
Причины и виды выделений из груди желтого цвета при надавливании
Причины выделений из молочных желез могут быть природными и патологическими, то есть...