Все о покупке и продаже автомобилей

Графология: психология почерка. Почерк знаменитых людей (34 фото) Что значит если у человека разный почерк

Характер по почерку можно изучить с помощью науки графологии. Профессиональный графолог может многое узнать о личности человека по тому, как он пишет.

Однако и обычные люди, ознакомившись с ключевыми моментами графологии, смогут в общих чертах определить характер по почерку.

Графология - наука определения личностных качеств человека по его почерку.

Определяем характер людей по почерку

Графологи, как правило, для серьёзного анализа изучают несколько листов исписанных человеком.

Считается, что на первом листе человек пишет менее естественно, чем на последующих. Поэтому последние страницы длинных текстов представляют наибольший интерес, для того чтобы изучить характер по почерку.

Как определить характер по почерку? Прежде чем изучать характер по почерку, внимательно посмотрите на сам листок, на котором написан текст.

Листок может много рассказать о его хозяине:

  • Например, маленький лист бумаги с оборванными краями, следами жира или грязи говорит о том, что его хозяин с большой вероятностью неряха, растяпа и, возможно, жадина.
  • Большой, аккуратный, чистый лист бумаги часто говорит о щедрости и аккуратности, но также может быть свидетельством расточительности.

Размер

Определяя характер по почерку, учитывайте размер букв. Размер меняется с возрастом, а также в зависимости от текущего физического состояния.

  • Например, с возрастом и при утомлении написание слов становиться крупнее. Считается, что максимально достоверную информацию даёт почерк в возрасте от двадцати пяти до сорока пяти лет.
  • Буквы среднего размера встречаются наиболее часто. Если вы наткнулись на такие буквы, изучая характер по почерку, знайте, что никакой специфичной информации о его обладателе они не дают.
  • Крупно написанные символы говорят о том, что у их обладателя есть лидерские способности. Такие люди эмоциональны и лёгкие в общении. Без проблем знакомятся и устанавливают новые связи.
  • Маленькие буквы говорят о целеустремлённости и сдержанности человека. Иногда они являются признаком скрытой и замкнутой личности.

Поля

Чтобы узнать характер по почерку, внимательно рассмотрите поля:

  • Люди, оставляющие узкие поля, часто обладают такими качествами, как бережливость. Иногда узкие поля могут говорить о мелочности автора. Чем уже поля, тем более ярко выражено качество бережливости, порой, оно может доходить до скупости.
  • Широкие поля, напротив, говорят о щедрости автора. Чем шире поля, тем больше вероятность того, что человек окажется не только щедрым, но и расточительным. Чрезмерно широкие поля также могут говорить о тщеславии, стремлении к роскоши и хвастовству.

Нажим пера

Изучая нажим можно узнать не только характер по почерку, но и эмоциональное состояние человека в момент письма. Чем сильнее были эмоции, тем сильнее нажим.

  • Сильный нажим характерен для энергичных людей и трудоголиков. Такие люди легко налаживают контакт с окружающими, обладают низкой степенью замкнутости.
  • Лёгкий нажим, напротив, характерен для людей, предпочитающих одиночество и спокойствие общению. Такие натуры часто бывают романтиками.

Направление строк

Изучая характер по почерку, внимательно рассмотрите как написаны строки:

  • Люди, склонные к частым переменам настроения и авантюрам, нередко являются обладателями «волнообразных» строк при письме. В некоторых случаях такие строки говорят о склонности автора к обману и изворотливости.
  • Прямые строки, написанные как по линейке, выдают людей рассудительных и сдержанных. Часто такие люди имеют адекватную самооценку и трезво оценивают свои возможности.
  • Строка, поднимающаяся вверх, говорит о том, что её автор .
  • Строка спускается вниз - автор, вероятно, пессимист или имеет заниженную самооценку.

Связанность элементов письма

Определяя характер по почерку, изучите связанность элементов письма:

  • Почерк человека, пишущего все символы связанно, говорит о том, что это прямолинейная личность с преобладающим логическим мышлением. Нередко такие люди предприимчивы и склонны к критике.
  • Люди с хорошо развитым образным мышлением часто пишут все буквы раздельно.
  • Если на письме обнаруживаются связки из двух или трёх букв, то это говорит об уравновешенности автора.

Форма письма

Определение характера по почерку включает в себя изучение формы букв:

  • Угловатые и острые символы. Если вы натолкнулись на такой стиль письма, изучая характер по почерку, знайте, что он часто бывает признаком эгоизма.
  • Округлые и плавные - характерный признак уступчивости и податливости. Такие люди бывают слишком лояльны, обычно им сложно достигать своих целей.

Наклон письма

Чтобы узнать характер по почерку обратите внимание на его наклон:

  • Слабый наклон влево говорит о том, что автор склонен критиковать других. Такая личность часто ставит свои интересы выше интересов других.
  • Если буквы сильно наклоняются влево, то это говорит об упрямстве автора и склонности считать свою точку зрения единственно верной.
  • Определяя характер по почерку, наиболее часто придётся сталкиваться с лёгким наклоном вправо. Такой наклон, как правило, ничего не говорит о пишущем. Так учат писать в школе.
  • Если буквы наклоняются вправо очень сильно, то автор - . Он целеустремлён. Часто такой наклон встречается у ревнивцев и людей способных очень сильно влюбляться.
  • Символы без наклона говорят об упрямом харкаете. Такие люди обычно хорошо продумывают свои действия, оценивают положение вещей и действуют наверняка.

Подпись

Изучая характер по почерку, особое внимание уделите подписи. Подпись даёт достаточно много сведений о характере её обладателя:

  • Если при определении характера по письму, вы наткнулись на обычную подпись, то есть у неё нет каких-либо дополнительных элементов, то это говорит о смелости и уверенности её обладателя.
  • Подпись содержит подчёркивание - автор предприимчивый человек.
  • Подпись имеет петельки - автор наблюдательный человек.
  • Подпись перечёркнута - автор импульсивный и активный человек.
  • Обведённая подпись - автор труслив или .
  • Отдельное внимание уделите заглавной букве, изучая характер по почерку:
  • Чем более замысловато украшена заглавная буква, тем сильнее у автора потребность в признании и внимании окружения.
  • Если изучая характер по почерку, вы увидите заглавный символ небольшого размера, то, возможно, строки принадлежат зажатому человеку.

Темперамент по почерку

Графологи считают, что можно не только изучить характер по почерку, но и узнать темперамент. Каждый темперамент имеет свои особенности письма:

  • Холерик. Для этого типа характерен наклон вправо. Знаки завёрнутые и запутанные. Нажим сильный. Расстояние между словами не одинаково.
  • Флегматик. Межбуквенные расстояния различные. Сами буквы жирные, но толщина их непостоянна.
  • Сангвиник. Часто сангвиники имеют красивый почерк. Буквы бегущие, размашистые. Строки неровные.
  • Меланхолик. Характерны неровные поля. Буквы танцующие, имеют длинные штрихи и чёрточки.

Личные качества по почерку

Определяя характер по почерку, можно также выявить некоторые качества человека:

  • Вспыльчивость. Для вспыльчивых людей характерны символы, поднимающиеся над строкой. Крючки последних букв слова опускаются ниже строк.
  • Чувствительность. Часто встречаются незаконченные символы, нажим неравномерный, присутствует наклон, буквы бледные.
  • Ум. Буквы не имеют декоративных элементов, наклон незначительный или отсутствует. Расстояние между словами одинаковое. Буквы среднего размера, округлые.
  • Глупость. Наличие необычных крючков. Различное расстояние между словами, нажим неравномерный. Заглавные буквы выводятся с большим старанием и оригинальностью. Письмо кажется пафосным.
  • Воля. Буквы связаны между собой. Нажим равномерный. Количество штрихов небольшое. Буквы отчётливые, письмо содержит очень мало украшений, округлое.
  • Хладнокровие. При неровных строках, как правило, последнее слово пишется точно на своём месте. Буквы аккуратные, расстояние между словами различное.
  • Уравновешенность. Вызывает ощущение, что все символы «сплетены». Почерк красивый, но изначально может показаться неразборчивым. Строки ровные.
  • Жестокость. Иногда буквы имеют подчёркивания. Обычно они старательно прописаны, крючковатые, сплюснутые, но выглядят грубыми и жирными.

Определяя характер по почерку, помните что человеку свойственно иметь сразу несколько качеств.

Внешность по почерку

Можно определить не только характер по почерку, но и внешность:

  • Низкий рост. Написание слов имеет штрихи, буквы вытянуты. Буквы кажутся размашистыми и стремящимися «вырасти». Буквы, заканчивающие слова, часто бывают прописаны не полностью.
  • Высокий рост. Буквы, как и в предыдущем случае, имеют штрихи, но не растянуты. Идут ровными рядами, похожи на забор. Не выглядит витиеватым, но при этом нетвёрдый. Нажим может быть неравномерным.
  • Средний рост. Характерна сжатость букв в начале строки. К концу строки буквы становятся реже. Последние символы могут быть написаны ниже строки.
  • Стройность. Знаки препинания вырисовываются мелко. Буквы бывают удлинёнными.
  • Полнота. Нажим на одной и той же букве неравномерен. Чаще более сильный нажим имеет вторая часть буквы. Могут попадаться неоконченные символы.
  • Блондины. Для светловолосых людей характерен разборчивый стиль письма. К концу строки буквы могут сужаться. Как правило, символы некрупные.
  • Брюнеты. Буквы приподняты над строкой. Заглавные могут иметь украшения. Все элементы старательно выведены и имеют красивую форму. Строки часто идут вверх.

Род занятий по почерку

Характер по почерку и внешность не единственное, что можно узнать о человеке из того, как он пишет:

  • Неровный, неаккуратный. Характерен для аптекарей, бизнесменов.
  • Отрывистый, скачущий. Характерен для людей, изучающих и работающих с языками.
  • Со множеством штрихов. Часто бывает у людей, занимающийся умственным трудом, профессоров.
  • Опускающийся. Характерная особенность поэтов, мечтателей, философов.
  • Вертикальный, простой. Особенность математиков и инженеров.
  • Волнистый. Свойственен творческим людям, художникам, скульпторам.

...Обусловлен ли почерк генетически или зависит от условий воспитания, формирования личности?


Нельзя однозначно ответить на этот вопрос. Если вопрос в том, обязательно ли просматривается родство в почерках членов семьи, то нет, не обязательно. Хотя иногда это выглядит очевидным, все же нельзя полагаться на определение родства по почерку. Так же как нельзя полагаться на определение его, например, по наследственным болезням или особенностям здоровья: все родственники могут и иметь этот физический изъян или болезнь, но некоторые из них могут и не иметь. И наоборот, наличие этой особенности еще не означает кровного родства.

Почерк – прежде всего сочетание разных пропорций врожденных и приобретенных качеств и влияний. В каждом индивидуальном случае эти пропорции могут быть неповторимыми.


Накладывает ли профессия опечаток на почерк, так, например, мама была бухгалтером, они, как известно, отличаются аккуратностью и педантичностью, а мамины сестры – фармацевтами.


Ну разве что если это чертежники или профессии, требующие особого стиля письма. Главное не в этом, а в том, что не столько профессия влияет на человека, сколько именно особенности и склонности личности влияют на выбор его занятия в жизни. Интересно, что специальности сестер имеют много общего, требуя схожего склада личности и характера, общих врожденных особенностей. Работникам в аптечном деле и в бухгалтерском учете надо иметь во многом схожие склонности!

а) Почерк фармацевта

А почему говорят, что у врачей неразборчивый почерк?


Часто это бывает связанно с быстрым мышлением и острым умом, иногда – с интуицией (рука не успевает за головой), а также с нетерпеливостью и, как ни странно, с недостаточной эмоциональностью. Часто такие почерки встречаются у медиков, занимающихся наукой, исследованиями и теориями, намного реже у терапевтов или педиатров. Там уже EQ становится чуть ли не важнее, чем IQ!


б) Почерк бухгалтера


А у близнецов одинаковые почерки?


Поскольку почерк отражает и врожденное в личности, а, как известно, генетически близнецы более близкие родственники, чем даже они и их родители (или дети), то шансы на то, что в их почерках будет больше сходства, возрастают.

Должна ли у людей с похожими почерками быть похожая судьба?

Давайте попробуем понять, что означает сходство почерков разных людей? На самом деле, имея сходство по почерку, люди могут быть более «родственны» как личности, нежели родственники по крови!

Кровное родство людей отнюдь не обещает их схожей судьбы, однако родство по почерку (по складу, духу, идеалам, интеллекту, поведению, личным и моральным качествам – как в позитивном, так и негативном смысле) если не гарантирует, то имеет большой шанс проявиться именно теми, а не иными, достаточно похожими между собой жизненными сценариями. Разумеется, речь не о том, что оба выиграют миллион долларов, или у обоих будет одинаковое количество детей, или сгорит дом.

Здесь нет никакой мистики, но это более чем закономерно: робкие будут робеть, лидеры будут добиваться лидерства и признания, самовлюбленные будут лишь производить впечатление, недоверчивые – видеть кругом подвохи, а искренние и открытые – располагать к себе своей естественностью и обаянием!

Конечно же, я привела элементарные примеры, описывая только отдельные свойства, а не всю личность. Но если представить, что в двух личностях, судя по их почеркам, совпадают еще и дополнительные стороны характера или жизненной позиции, то шансы на то, что очень многое в жизни обоих окажется схожим, – только возрастут, несмотря на то что каждый индивидуален.

Таков закон жизни, закон природы: у всего есть свои причины, закономерность существует.

Перед вами образцы почерков родных братьев:


И образцы почерков родных брата и сестры:


Что в личности и почерке меняется в течение жизни

Многие из вас, дорогие читатели, замечали или задумывались об изменениях человеческой личности с возрастом. Кроме физиологических данных, когда человек растет, взрослеет, стареет, может меняться и сама личность. Личность вообще – очень гибкая субстанция, часто человек, хотя и не изменяясь полностью – то, что дано природой, неизменно, – но все же может в чем-то меняться, приспосабливаться и т. д. Поэтому важно понимать, что изменения в личности и в почерке вовсе не зависят только лишь от возраста или тяжелых болезней.

Безусловно, есть личности, которые за свою жизнь почти не менялись, – и их почерк сохранялся практически неизменным до глубокой старости, кроме, разве что, наличия старческого дрожания в нем. Да, личность может не меняться с возрастом, с обстоятельствами – динамический стереотип остается неизменен.

Но в большинстве случаев личность как раз все время в динамике – в детском, подростковом ли возрасте, или как следствие травм или нового жизненного опыта, переоценки ценностей. Несмотря на неизменное «ядро», личность претерпевает изменения, либо небольшие, либо достаточно серьезные.

Таким образом, возможно все. Однако есть и наиболее характерные периоды изменений. Особенно яркий – период формирования личности, подросткового возраста, взросления. В такие моменты жизни, например, для человека характерны «перевороты» в ценностях, в мировоззрении, острый конфликт между ощущением «ребенка» и «взрослого», гормональные встряски, осознание и подчеркивание своей половой и личностной идентификации, появление одновременно эротических фантазий и страшного стыда за них...

Сложное время, и оно характеризуется общим внутренним хаосом, анархией во внутреннем мире человека. Безусловно, все это противоречие личности будет отражаться и в почерке человека – хаос, «разброд» во всем или почти всем, в чем можно, – перепады в размере, ширине, формах букв, неустойчивость хода строк, непостоянство расстояний между словами, строками, буквами, резко меняющийся наклон почерка, непредсказуемость в движении, скорости, нажиме.


Почерк может меняться. Можно ли определить в этом случае приобретенное и врожденное, анализируя почерк в разные периоды жизни?


Да, безусловно. Более того, для этого не всегда нужны образцы почерка более ранних, детских или юношеских лет. Обычно все это видно из одного «сегодняшнего» почерка.

Это возможно во многом благодаря переложению на язык графологии теории классиков психологии, например, отлично работающее учение Фрейда. (Как именно – см. работы по графологии.) А то, что почерк меняется в разные периоды жизни, а то и на протяжении одного и того же дня, лишь является доказательством самой прямой связи между мозгом и мелкой моторикой, между душой и телом.

Приведем примеры, демонстрирующие возрастные особенности в почерке и личности – поговорим о свидетельстве сохранения или некоторого изменения динамического стереотипа с возрастом и жизненным опытом.

Однажды ко мне обратилась девушка с несколько странным вопросом касательно своего почерка, впоследствии с него началась очень интересная дискуссия:


Хотелось узнать, какое у вас сложилось впечатление о моей индивидуальности, моем характере, судя по почерку, и о чем говорят это обведение букв и точки?


Разница, действительно, разительная. Особенно отличается с графологической точки зрения именно последний образец.

Несмотря на то что первый, «округлый» образец почерка еще имеет слишком явные признаки графической и моторной незрелости, чтобы анализировать его с общих графологических позиций, тем не менее он имеет много общего с самым последним образцом. Если в двух словах, это общее в так называемом этическом складе, а также тонкокожести, чувствительности, наблюдательности, социальной расположенности личности.











Пройдя бурные переживания в переходном возрасте (наиболее проблематичный в психологическом плане четвертый образец), личность, не менее драматичным образом проходит их опять, но теперь в сторону гармонизации и более спокойного душевного состояния. Откуда-то появляется больше терпимости, гибкости, психологичности. При этом уходит внутренний протест, категоричность, черно-белое восприятие мира.

Остановлюсь чуть подробнее на четвертом образце почерка. То, что мы видим, – не «просто переходный возраст», который часто может проходить и вполне гладко. Здесь крик о помощи. Чем могли быть вызваны такие острые переживания, такое кипение чувств, такое сильное ощущение несправедливости? Это могло быть неосознанным внутренним, субъективным неблагополучием.

Все это сочетается с гормональным, физиологическим взрывом. На первый план выдвигается так называемое сенсорное начало, внимание акцентируется на чувственности, то есть появляется физическая потребность в ощущениях, необходимость чувствовать, испытывать, пробовать, соприкасаться, как бы заземляться.

Что же касается точек и закрашиваний, которые в четвертом образце особенно бросаются в глаза, – это отчасти дань сенсорике, поглощающим более приземленным аспектам жизни, компенсация ощущений. Однако в еще большей степени это по-настоящему тревожный сигнал.

В таком почерке подобные признаки – это свидетельство не только сильного внутреннего напряжения, но скрытого (а может, и осознаваемого уже) страха. Хронической тревожности, беспокойства, натянутых нервов. Зачернения, заштриховывания, потребность заполнения пустоты, да еще в центре букв – проявление защитных механизмов, психологически создающих ощущение, что все под контролем. Такое поведение в почерке отражает ту же внутреннюю потребность, то же поведение в жизни: навязчивые страхи, мысли, беспокойство.

Человек проявляет обсессивность, зависимость от чего-то нерационального, от кого-то близкого либо от неотвязной необходимости продолжать иррациональные действия. За неимением помощи или лучшей возможности избавиться от скрытых страхов, ощущения нехватки безопасности и надежности в жизни, беспокойства, психика изобретает хотя и суррогатные, но приемы, дающие видимость надежности, определенности, контроля.

Другое дело, что часто ребенок или подросток не осознает своего бедственного душевного состояния; насколько ему тяжело, человек чаще понимает, повзрослев и пому древ, когда способен взглянуть со стороны на свое прошлое и сравнить.

Не берусь сейчас исследовать полностью, но в почерке есть признаки, которые могут свидетельствовать:

а) о нехватке позитивной отцовской роли;

б) если предположить, что возраст написания этого образца относится к концу подросткового возраста, то это может быть связано с психологически значительным событием или изменением в жизни, травмой – периода дошкольного или младшего школьного возраста, стоит поискать ответ там.

Насчет схожести первого и последнего образца, повторю: стержень, ядро личности в них общие! Причин отличия той от этой несколько:

1. Ностальгия (чем дальше прошлое, тем сильнее оно идеализируется) по той уверенности и тому ощущению, когда все было понятно, когда точно известно, что нужно, когда мир был простым, черно-белым! И было психологически проще жить. Но, оставшись сейчас точно такой же, добиться небывалых высот было бы невозможно. Категоричность не способствует ни карьере, ни пониманию между людьми, ни личным отношениям.

2. Последний почерк отличают появившиеся признаки интуиции. Интуиция снимает с глаз шоры, позволяет многое замечать, воспринимать, впитывать впечатления и подсознательно обрабатывать все это. Именно интуиция часто лишает душевного спокойствия, привносит сомнения, даже лишает уверенности, рисуя разные варианты ситуаций, делает сложнее выбор.

Рассмотрим еще один образец почерка.


Почерк среднего размера, с наиболее выраженной средней зоной, почти без наклона. Средний нажим. Почерк раздельный, упорядочен, аккуратен.

Возрастные помехи и дрожание в движениях, линиях и формах.

Несмотря на плохое зрение, возраст и состояние здоровья, это человек самостоятельный, удовлетворительно справляется со многими вещами. Всегда отличался организованностью, аккуратностью, самокритичностью и дисциплинированностью. Хорошо контролирует свои слова и эмоции, хотя порой он переполнен ими. По своему складу – прежде всего реалист, видит вещи такими, какие они есть, насколько возможно, старается сохранять объективность.

На вопрос, сколько он сможет еще прожить и сохранить какое-то зрение точно, не сможет ответить никто – даже самые мудрые врачи. Что до анализа почерка – я не вижу никаких причин, чтобы этот человек не мог еще пожить и так же видеть.

Идентичные почерки

Приведу здесь заданный мне вопрос, так как он поможет нам понять интересную и важную вещь, касающуюся судьбы человека.


...Встречается ли у двух людей абсолютно одинаковый почерк? Бывает ли такое и если да – значит, они живут как клоны?


В двух словах, у людей никогда не будет абсолютно идентичных почерков. Хотя неграфологу может и казаться иначе, это легко опровергнуть, прибегнув к помощи лупы, графологического микроскопа и определенных знаний. Почерк индивидуален, как и личность, человек, которого он представляет.

Нет двух идентичных почерков, как двух идентичных личностей (даже если это два близнеца), так как личность состоит из сочетания врожденного с приобретенным, с обязательными произвольными факторами. Даже если предположить абсолютно одинаковые исходные (врожденные, наследственные, физиолого-психические) данные, то окружающие условия, воспитание, цепочка событий и т. д. могут создать сами по себе уже огромную разницу между людьми.

Кроме этого, нужно учитывать и жизненный опыт, постоянно развивающий или меняющий личность.

Сам человек в разные периоды жизни может быть очень разным.

Именно по всем этим причинам в психодиагностике неверно и недостаточно ограничиваться формальным распределением почерков по типологическим группам. Весь смысл (и вся прелесть графологии) в возможности представить не общую, а подробную индивидуальную картину личности, с присущими только ей специфическими особенностями.

Роль родительского воспитания и разные судьбы детей из одной семьи

Скажу лишь, что вообще родителям не стоит переоценивать свое значение в личности своего ребенка: не стоит не только винить себя за проблемы или неудачи детей, но и наоборот, считать, что их удачи, успешность или способности – результат сугубо нашего воспитания. Родительская заслуга и в плохом и в хорошем часто очень умеренна. Неоспоримое доказательство этому – совершенно разные характеры и судьбы детей из одной и той же семьи, одних и тех же родителей и с одинаковым воспитанием...

Дело в том, что очень и очень многое зависит именно от врожденного, от наших природных, генетических особенностей и предрасположенностей... Не обязательно врожденные качества личности – наследственные, отсутствие того же качества у кого-либо из родителей еще вовсе не означает, что это приобретенные особенности ребенка.

Приведу простой пример, кстати, напрямую связанный с графологией. Всем известно, что не все люди – правши. Есть среди нас левши, а есть и те, кто владеет обеими руками почти в равной степени. Чему обязаны при своем появлении два последних варианта – мы не знаем. Но тот факт, что такая склонность никогда не встречалась у наших предков, не означает, что она не врожденная, не обусловленная генетической информацией практически «намертво».

Так и со многими психическими функциями и личностными особенностями человека – очень многое нам кажется приобретенным, будь то склонности к плохим привычкам или склонности к различным, наоборот, замечательным личным качествам характера, в то время как на слишком многое мы запрограммированы природой! Пожалуй, именно о таких вещах можно сказать «написано на роду». Разумеется, многое можно скорректировать или наоборот – деградировать в чем-то, но врожденный потенциал – им и останется.

Напоследок, рискуя вызвать несогласие тех, кто считает, что в большей степени наша жизнь и характер зависят от нашей воли и желания, приведу примеры качеств, которые, как оказалось, имеют врожденную компоненту, во всяком случае, предрасположенность к ним.

Это склонность к честности и лжи, искренности и открытости, скрытности и закрытости. Это и смелость, решительность, харизма, инициатива. Оказывается, очень неэффективно пытаться вырастить что-то искусственно на неплодородной для этого почве. Не вырастут на одной и той же земле одинаково хорошо кактус, камыш и огурец.

Именно иллюзия, когда кажется, что, приложи усилия – и слепишь из любого человека, что нужно, и объясняет такую популярность сегодня всевозможных тренингов, обещающих слушателям приобрести не присущие, но такие желанные для них качества...

Наконец, даже героизм, предрасположенность к нему, как минимум, частично имеет генетическую основу. Очень часто грань между смелостью, решительностью и безрассудством мала. Героизм, отчаянность и отвага – это наши социальные, внешние и поэтому субъективные оценки. В каждом же отдельном случае «за кулисами» конкретной ситуации своя подоплека.

Например, может ли считаться отважным человек, который импульсивен или действует в состоянии аффекта, имея склонность реагировать именно так на различные более или менее критические ситуации? Человек, живущий на адреналине, для которого риск как воздух и весь секрет его «крутой» тяги к экстремальным занятиям, спорту или профессиям (например, пожарный, спасатель, вышибала и т. д.) объясняется не сознательным решением «быть смелым», а, как правило, особенностями его психики и «порога опасности», когда человек не боится потому, что просто не чувствует реальность опасности, просто не может остановиться, и в данных конкретных ситуациях он не проявляет неимоверную волю, а стремится получить кайф? Настоящий героизм тогда, когда страшно.

Важно понимать, что в жизни есть и множество других человеческих качеств, которые мы слишком часто приписываем хорошему или плохому воспитанию, это совершенно несправедливо, поскольку еще чаще получается так, что, чему было суждено проявиться в человеке, непременно проявится.

Несколько вариантов почерка у одного человека

Бывает так, что у одного и того же человека имеется два, а то и несколько вариантов своего почерка. Что же означает этот загадочный факт относительно личности этого человека? Может быть, он двуличен? А может быть, вообще не имеет своего лица? Или это означает разносторонность, а может быть, талант перевоплощения, психологическую гибкость? Возможно, он проживает сразу несколько жизней или имеет несколько судеб?

Это предположения и даже утверждения, которые приходится слышать насчет нескольких видов почерка у одного автора. Ответ на этот вопрос намного проще, чем кажется.

Сразу скажу, истина не имеет ничего общего с какими-то особенными, редкими, ценными или положительными человеческими качествами. Прежде всего, такое явление имеет отношение к проблемам. Каким – зависит от этих самых «разных вариантов» почерка. Я не случайно взяла «варианты почерка» в кавычки. Дело в том, что это не варианты личности – это варианты искусственного имиджа, маски человека, потому что ни в одном из вариантов (обратите внимание – сам факт того, что человек постоянно меняет почерк) он не является собой.

Дело в том, что у каждого человека, поскольку каждый – индивидуальная личность, есть свое ядро личности, то есть своего рода «концентрат», который всегда присутствовал и присутствует в человеке, с самого раннего его детства. То, что претерпевает изменения, – это не ядро, аболее «поверхностные слои» личности и характера. Наносные, временные факторы в почерке можно отделить, и останется оно – все то же неизменное ядро. Ничего плохого в этом нет – мы уже касались темы динамики человеческой личности, ее вариативности на разных этапах жизни.

Однако здесь мы имеем дело не с очередным изменением почерка (и личности) на данном этапе, а с некими изменениями, возникающими бессистемно и, главное, одновременно, даже на протяжении одного и того же дня!

Вообще, если такое происходит у совсем еще молодого (юного) человека, подростка – такой внутренний «раздрай» обратим и бывает присущ переходному возрасту и периоду взросления.

Если же это происходит в почерке уже взрослого человека, это крайняя нестабильность, психологическая неустойчивость, уязвимость, травмированность. Точнее сказать, что происходит, мы сможем опять же, глядя на конкретный случай, но в целом такому человеку нелегко. Как минимум, он очень подвержен влиянию, неспонтанен, постоянно старается оценивать и критиковать себя; самодостаточный, зрелый или свободный внутренне человек никогда не заморачивается формой почерка. Как максимум, у человека конфликт самовосприятия и самооценки, он не может найти покоя и ему нужна психологическая реабилитация.

А теперь, когда мы приняли все меры предосторожности, упомяну еще один вариант, когда у кого-то «все время разный» почерк.

Есть вариант, когда это может быть не «на самом деле» разный почерк! Точнее говоря, он разный на первый или неопытный взгляд.

Бывает, что речь идет и не о таких уж особенных изменениях.

У очень многих людей они происходят, почерк «меняется», и происходит это иногда, действительно, при перемене деятельности, более того, часто даже просто при перемене обстоятельств или настроения.

Тем-то и интересен графоанализ, что почерк способен передавать даже малейшие «движения души», изменения и нюансы в человеческой психике, нервной системе, чувствах, ощущениях, тонусе и т. д. Однако такие временные изменения ни в коем случае не означают изменения в личности, и профессиональному графологу важно, конечно же, понимать разницу.

Есть очень большой шанс, что, как это происходит в большинстве случаев, все описанные изменения почерка на самом деле прямые и косвенные производные одного только изменения наклона.

Прямая, механическая зависимость может выражаться в том, что только из-за смены угла наклона в почерке буквы могут выглядеть уже или шире, ровнее или корявее, даже больше или меньше размером!

Косвенная же, психическая и подсознательная зависимость таких изменений в том, что наклонность четко связана прежде всего с внутренним психо-эмоциональным и когнитивным фоном: при перемене наклонности меняется уровень сдерживающих факторов, критичности, внутреннего контроля, уровня волевого усилия при этом, общей динамичности, меняются акценты на большее напряжение или на большее расслабление, большую осмотрительность, внимание, концентрацию или большую спонтанность, ощущение большей внутренней свободы.

Почерк одного человека на разных языках

Что происходит, когда человек пишет на разных языках, возможно, почерк выглядит по-разному, но что же с личностью, можно ли ее опознать в таких почерках?

Однажды моей соотечественницей был задан следующий вопрос:


Я недавно была на собеседовании, попросили написать краткую биографию от руки (на иврите), делала это впервые, не знаю, какие результаты, поэтому очень волнуюсь. На вопрос к работодателю насчет того, что родной язык русский, может, написать на двух языках, получила ответ, что не важно, достаточно на иврите. Есть ли повод для волнений?


Дело в том, что это самая грубая ошибка, дилетантство – просить писать человека на неродном языке. Хорошо, если он много лет проживает в стране и молод – но и в этом случае необходимо писать на обоих языках. Похоже, тот работодатель, сам того не понимая, оказывает соискателям медвежью услугу. Ответственность графолога заключается в том, чтобы передать работодателю или тому, кто берет почерки для последующей проверки, образец почерка именно на родном языке, пусть и совершенно непонятном для работодателя или графолога!

Если человек пишет на двух или нескольких языках абсолютно естественно, натурально – анализ любого из них будет валиден и они будут совпадать между собой.

В случае, описанном девушкой, если на иврите у нее получается писать почти автоматически – причин для беспокойства меньше, чем при совсем неопытном письме, хотя риск расхождения в интерпретации (в худшую сторону) остается.

Предположим, что в почерках на двух разных языках все же не совсем равная автоматичность. В таком случае, хотя и писал один и тот же человек, будет заметна разница.

Там, где будут смотреть на оба почерка, есть шанс, что поймут, какой почерк естественнее и какой следует анализировать.

В случае если на анализ дан образец только на иврите, характеристики личности, скорее всего, будут в определенных вещах соответствовать действительности, но будет и что-то снижающее личностный уровень.

Неестественный почерк всегда выглядит либо несколько позой, либо демонстрирует меньшую способность контролировать себя и способность к самодисциплине. Что нежелательно как для соискателя, так, разумеется, и для работодателя.

Как я уже сказала, это будет не совсем полная противоположность: врожденные особенности, темперамент, витальность, ядро личности передадутся в обоих почерках абсолютно одинаково. Но вот в приобретенных качествах будет проглядываться определенная личностная незрелость.

Почерк левой и правой руки

Наш почерк несет информацию прежде всего не столько о простой моторике, сколько о глубинном: о нашей индивидуальности, о содержимом нашего подсознания, нашем темпераменте и присущих нам качествах личности и проблемах, именно поэтому не имеет решающего значения, чем человек писал: правой или левой рукой, ногой или даже ртом.

Предлагаю вашему вниманию случай из своей практики, когда анализировался почерк обеих рук человека, поскольку его автор практически одинаково владеет обеими. Разумеется, это не внесло путаницы в результаты анализа, а наоборот, было очень интересно обнаружить и удивиться, насколько вне зависимости от пишущей руки, почерк открывает ту же сущность своего хозяина!


Первый вопрос: Есть ли у меня какие-нибудь творческие наклонности, если это, конечно, видно из почерка? Расскажите.

Второй вопрос: Дело в том, что мне кажется уже не очень нормальным, что я постоянно в плену своей индивидуальности. Я с ней слишком ношусь и оберегаю. Главное, не делать, как делает большинство.

Главное не думать, как думает большинство. Дойдет до того, что все выйдут через дверь, а я вылезу через окно. Во мне какой-то постоянный внутренний разлад. А я хочу приблизиться к гармонии, хоть на чуть-чуть. Что делать?

У меня правая и левая рука развиты одинаково, я амбидекстр. Потому высылаю вам два образца, которые написаны правой и левой рукой, так как пишу с одинаковой частотой и той и другой.


1. По поводу способностей. После того как я изучила почерк, понимаю, что вопрос насчет них был задан не просто так! Перед нами образец почерка очень яркой и необычной личности. Не часто такую встретишь. Потому что (как показал почерк) по натуре это не только большой индивидуалист, но активный (внутренне протестующий) индивидуалист. У которого на все свой взгляд, но не просто из принципа, у автора почерка действительно нестандартное и оригинальное мышление. Оно многим может вставать поперек горла, оно – источник порой появляющихся то скепсиса, то некоторого цинизма или сарказма, чувства юмора, и это одна сторона медали. Другая – это врожденные способности: острый ум, быстрое и нестандартное восприятие вещей в жизни, потребность «не быть, как все!». Перед нами настоящий критик и аналитик.

Главные способности связаны с мыслительными процессами. Но сюда входит и еще один важный фактор – ненасытное творческое воображение, полет фантазии и вселенское любопытство. Таким образом, такому человеку подойдет все, что позволит самостоятельно мыслить и вести внутренний диалог (никогда не скучно быть наедине с собой и пообщаться с собой), но при этом то, что не было бы связано со слишком интенсивным и постоянным общением с другими людьми и необходимостью подстраиваться. Просто отличный потенциал, находка для... литературы! Ум, оригинальность мышления, порой вызывающие или спорные точки зрения, логика и последовательность одновременно с мощной интуицией... что еще нужно? Идти в бухгалтеры, секретари, менеджеры... Вы справитесь, но это будет стрельба из пушки по воробьям.

2. Отвечая на первый вопрос (поверьте, без какой-либо связи с этим вопросом!), по сути мы получили во многом просто-таки идентичную картину тому, о чем говорится во второй части письма! Значит, все не только так и есть, но автор почерка обладает еще и высокой внутренней критичностью, чтобы осознать и верно сформулировать свои особенности.

Итак, причина этого неприятия «массы» – это (уже упоминавшийся выше) внутренний протест. По почерку видно, что он сформировался не вчера, что он из далекого прошлого. Такой протест обычно является психологическим защитным механизмом личности, а также компенсацией подавляемого Я, индивидуальности, права на свое мнение и принятие решений, свою значимость, свое присутствие, потребность в уважении, в приятии себя такой, какая есть. Самое страшное – быть серым, безличным, пустым местом, и человек, которому не дали почувствовать обратного, не дали быть собой, неосознанно идет другим путем, чтобы доказать себе (и окружающим), что он есть он и имеет полное право быть таким и рассчитывать при этом на безусловное приятие, которого не было когда-то... Что делать? Одним словом, самореализоваться. Одной фразой, самостоятельно добрать самооценки и безусловного самоуважения. Тогда-то станет намного спокойнее и менее принципиально «выходить в окно».

Тяжело найти в мире двух абсолютно одинаковых людей (близнецы - это особая тема). Даже если личности внешне схожи, маловероятно, чтобы у них совпадали все индивидуальные характеристики.

Яркая отличительная черта - почерк человека. Может быть аккуратным и небрежным, мелким, крупным, растянутым или сжатым. С другими «выкрутасами» и «прибамбасами». Начинает формироваться со школьных лет. Когда-то были уроки чистописания в первом классе, когда учительница внимательно следила, как малыш выводит буквы, поправляла, чтобы они были красивыми, внятными и без помарок. Однако такая усердная нивелировка письма по «правилам» не срабатывала. Взрослея, каждый ученик обретал свойственную только ему психологию почерка, и учитель, проверяя школьные сочинения, даже не зная фамилии ученика, мог сразу определить, кто написал.

Как по почерку определить характер человека, этим занимается наука о письме - графология. Ученые-графологи уверены, что «закорючки» на бумаге раскрывают основные черты личности и даже могут рассказать о здоровье.

Например, такая патология нервной системы, как болезнь Паркинсона, характеризуется дрожанием рук. Больной интуитивно старается их удержать и пишет дробно. Когда недуг прогрессирует, почерк становится еще мельче. При болезни Альцгеймера буквы жмутся одна к одной или, наоборот, растягиваются.

Люди давно проявляли интерес к почерку. В древнем Китае философ Конфуций (551-479 г. до н. э.) считал, что по письму можно узнать о великодушии или вульгарности. Аристотель (384-322 г. до н. э.) утверждал, что «вид записи каждого человека» различается и свидетельствует о характере автора.

В Древнем Риме при императоре Нероне почерк стал политическим аргументом, когда нужно было свести с кем-либо счеты. Августейшему подсовывали тексты попавших в немилость, чтобы по характеру письма он убедился, что этот человек неблагонадежный.

В средние века английский ученый Роджер Бэкон (1214-1292) написал «Краткое руководство по изучению философии», где высказался, что по особенностям почерка можно определить характер личности.

В то время такие утверждения были просто догадками, не имеющими под собой серьезной научной почвы. Началом научной истории мировой графологии можно считать труд испанского врача и философа Иоанна Уарте Сан-Хуана «Исследование методов scienzias, где показаны различия в буквах, которые имеются у людей с отличной друг от друга гендерной принадлежностью» (1575). Позже появился не менее интересный трактат итальянского врача и философа Камилло Бальди «Как узнать природу и качество человека, взглянув на букву, которую он написал» (1620).

За прошедшие четыре столетия на Западе появилось много трудов, где авторы пытались дать достоверное объяснение характера человека по почерку. Только перечисление их займет много страниц. Назовем лишь нашу современницу Инессу Гольдберг - израильского графолога с мировым именем, ее перу принадлежит восемь книг из серии «Секреты почерка».

Труды по графологии российских авторов значительно уступают западным. Причина в советском прошлом, когда науку о письме считали псевдонаукой. Специалисты опирались на книги дореволюционных отечественных авторов: Зуева-Инсарова и Моргенштерна, брошюру Ф.Ф. Германа «О графологии. Человек по почерку» (1934).

Значительные работы написали советские почерковеды-криминалисты, занимающиеся экспертизой почерка при расследовании уголовных дел. Однако эти труды совсем не имеют отношения к анализу почерка в психологии. Потому считать криминалистов графологами нельзя.

Важно знать! Почерковедение - узкий раздел криминалистики, где почерк исследуется как вещественное доказательство преступления. Этим отличается от графологии, которая изучает взаимосвязь между письмом и психологическими особенностями личности.

Что можно узнать по почерку


О чем говорит почерк человека, с уверенностью скажут специалисты-графологи. Проведя психологический анализ «письмотворчества», они дадут объективную информацию о личности: расскажут о положительных и отрицательных сторонах характера, помогут выявить причины, допустим, неадекватного поведения.

И не нужно бояться графологического анализа. Он не только расскажет о человеке, но заставит задуматься, что, возможно, нужно что-то менять в своем образе жизни.

Если личность чересчур эмоциональная, об этом можно узнать по манере письма. Допустим, все буквы скособочены вправо и написаны с небольшим нажатием, это свидетельство эмоциональной неустойчивости и подверженности фобиям. Такого человека любые переживания выбивают из колеи.

В письме отображаются только устойчивые черты характера. Такие, что присущи личности долгое время, возможно, с детства. Постоянные скандалы в семье, беспризорность при живых родителях, бездушное отношение, травмы, другие негативные впечатления детских лет надолго остаются в памяти. Это влияет на психику, закрепляется в поведении. А внешне проявляется в манере письма, что можно назвать психологией почерка.

Когда человек постоянно боится (кого-то или чего-то), это отражается на стиле писания. Почерк становится неясным и дерганым - неровным. Такое быстрое написание свойственно людям со слабым характером.

Если же личность зациклена на своих душевных фобиях, письмо будет сжатое - буковка к буковке. Когда же между ними большие пробелы, это показатель, что сумятица не раздирает душу, страхи отсутствуют.

При графологическом анализе почерка обращают внимание на текст. Чересчур мелкий свидетельствует о душевных страхах. Они постоянно держат в напряжении и не позволяют выработать определенную жизненную позицию. Такой человек боится людей, избегает общения, склонный к замкнутому образу жизни, что может быть признаком психического заболевания - аутизма.

«Крупнокалиберный» текст характерен для уверенного в себе человека, умеющего высказывать свои мысли, заставляющего прислушиваться к своему мнению. Тщательный разбор почерка убеждает, что графология совсем не лженаука, как убеждали в советское время. Внимательное изучение графики написанного (размер букв, ширина раздела между ними, наклон, нажим, корявость или стройность текста) позволяет дать точную психологическую характеристику личности.

Стоит внимательно присмотреться к своему «письмотворчеству». И не нужно расстраиваться, если вдруг обнаружатся не очень приятные грани характера. Подробный графологический анализ почерка поможет критически осмыслить свой нрав и избавиться от его неприглядных черт.

Важно знать! Графология - это наука, опирающаяся на психологические методы исследования. Но графолог - не экстрасенс, предсказать будущее не в силах. По почерку можно определить психофизическое состояние личности только в данный момент.

Разновидности и характеристика почерка


У каждого человека только присущий ему индивидуальный стиль письма. В результате скрупулезных исследований манеры написания букв графологи вывели определенные закономерности, подсказывающие, как характер личности, темперамент, внешность и даже род работы сказываются на почерке.

Каким бывает «письмотворчество», что может рассказать специалисту, рассмотрим детальнее. Почерк может быть:

  • С наклоном . Эта характеристика говорит о эмоциональности и отношении к людям. Вертикальное расположение букв - завышенная самооценка, невозмутимый и спокойный характер, сдержанность по отношению к другим. Легкий правый наклон - свидетельство мягкого нрава, добродушия. Обладатель такого почерка не особенно сдержан в чувствах. Более сильный скос букв вправо - натура порывистая, в постоянном душевном напряжении. Буквы убежали влево - личность холодная, эгоистичная. Небольшой левый завал - смелый и осмотрительный человек, надеющийся только на себя. Сильный «левацкий» уклон подсказывает о плохих чертах характера: злопамятности, обидчивости. Обладатель такого почерка может быть меланхоликом с постоянно дурным расположением духа, не склонным к искусству.
  • С нажимом . Нажатие на ручку характеризует эмоции пишущего. Слабое - человек с интеллектом, романтик, но слабовольный, легко поддается чужому влиянию, не способен к глубокому переживанию. Сильное давление на «писало» показывает, что личность эмоционально взрывная, переживания всегда присутствуют в ощущениях.
  • Небрежный . Так пишут те, кто торопится, рука у них бежит впереди мысли. Такие люди реалисты по жизни, бывают резкими и вспыльчивыми, но быстро забывают обиду, любят творчество, часто испытывают приступы вдохновения, скептически относятся к всякого рода гаданиям о своем будущем. Вариант небрежного почерка - неуклюжий, грубый. Может принадлежать щедрому, общительному и отзывчивому, однако недальновидному, не всегда удачному в жизни человеку. Из-за своей нервозности он часто попадает впросак, но всегда удачно выбирается из неприятного положения.
  • Мелкий и неразборчивый . Принадлежит застенчивым, стеснительным людям, неспособным преодолевать серьезные трудности. Такие личности обладают определенным талантом и логическим мышлением, им есть что скрывать. Часто бывают замкнутыми и необщительными.
  • Крупный . Принадлежит уверенному человеку, привлекающему внимание, лидеру и душе компании, проницательному и открытому, совершенно не умеющему лукавить. Отрицательные черты характера - излишняя доверчивость к незнакомым, непрактичность в житейских делах.
  • Все буквы написаны слитно . Такое письмо характеризует прямолинейность, умение здраво мыслить, хорошую интуицию. Подчеркивание букв, слов, фраз свидетельствует об исполнительности, серьезном отношении к порученному делу. Семейная жизнь у обладателей такого почерка счастлива, их не терзают сомнения. Слитное и компактное письмо - свидетельство гордого и независимого характера, такие люди не любят лишних знакомств и стараются их избегать.
  • Разрыв между знаками . Если небольшое количество, это свидетельство ясного ума и гармонии в душе. Просветов множество - мышление наглядно-образное, личность мечтательная и «мутная» - неясная в своих поступках, любит, чтобы на нее обращали внимание. Незначительное расстояние между буквами свидетельствует об открытости, дружелюбном общении. Большой разрыв - боязнь контакта с незнакомыми.
  • Угловатый почерк . Указывает на независимость, критичный склад ума и любовь к состязанию в любом деле, будь то спорт или что иное, чтобы показать свою значимость. Ломаные и округлые буквы в письме - независимая личность, гостеприимная, умеет привлекать к себе, обладает отменным вкусом, всегда добивается своего. Однако такой человек очень эгоистичен, не любит, когда ему указывают как и что делать.
  • Завитушки . Маленькие и снизу на буквах - личность незамысловатая, довольствующаяся и быстро приспосабливающаяся к простому быту. Со своим независим суждением, не любит фальши в отношениях. Завиток на одном знаке - духовное развитие, любовь к семейному очагу, круг общения замыкается на родных и хороших знакомых. Широкие нижние «кудри» - целеустремленность, направленность на материальный достаток и общение. Загогулина внизу несоразмерная букве - много лени, нет любимого дела. Такая же кудряшка снизу и сверху - характер свободолюбивый, человек обходится совсем малым.
  • Каллиграфический . Человек с таким почерком - весьма чувствительный и аккуратный, отличный семьянин. В жизни у него нет больших перепадов, проблем на работе, все протекает без нервирующих душу приключений. С такими любят дружить. Недостаток обладателя такого почерка - неуверенность в своих силах, это вынуждает искать помощь того, кто способен внимательно выслушать и поддержать.
  • Заостренный почерк . Интеллект и наблюдательность сочетаются с агрессивностью и хитростью, недоверчивым, равнодушным отношением к людям, их образу жизни и мышлению.
  • С большим размахом . Такой почерк характеризует человека гордого, стремящегося к самоутверждению, желающего всегда быть в любом деле на первых ролях. Это совсем не мешает быть романтиком, видящим все вокруг в прекрасном свете. Такие люди быстро забывают и прощают обиды, у них любящее, доброе сердце, а потому нередко считают их странными.
  • Печатный . Некоторые люди пишут только печатными буквами. Это может говорить о закомплексованности: заниженной самооценке, зависимости от мнения других, болезненном восприятии критики. Такой человек постоянно держит себя на самоконтроле, чтобы не сорваться и не показать свою ранимую душу. Хотя со стороны кажется искренним и открытым.
  • Переменчивый . Когда буквы разные, а письмо быстрое и небрежное или медленное и старательное. Это говорит о сиюминутных переменах настроения. Почерк подсказывает, что писал с завышенной самооценкой или, наоборот, неуверенный, скрытый и подозрительный человек. Только детальный анализ личности может дать ясный ответ. Другой нюанс: пишется произвольно, независимо от ситуации. Тут можно говорить об открытости, внутренней свободе автора, свободного от многих условностей жизни.

Важно знать! Графология очень востребована в практической психологии. Как «отражение нашего мозга на бумаге», она помогает психологам более точно определить характер личности.

Методика определения характера по почерку


Такая методика объективна для людей возрастом 25-45 лет, когда психофизические характеристики личности наиболее стабильны. Исследуется несколько страниц почерка. На первой человек пишет скованно, а на последующих его «отпускает», письмо становится более естественным. Наибольший интерес представляют последние страницы.

Рассмотрим один из графологических способов определения характера:

  1. Внешний вид бумаги . Исписанные страницы много могут рассказать об авторе. Если человек неопрятный и жадный, они маленького формата, засаленные и грязные. А большие и чистые подсказывают, что писал педантичный и добрый.
  2. Внимание на поля . Узкие - бережливость, когда слишком сжатые, может означать мелочность, скупость. Широкие - душа нараспашку, открытость, доброта. Слишком уж просторные - высокомерие, бахвальство, стремление к богатству.
  3. Размер букв . С возрастом они становятся крупнее (ухудшается зрение). Маленькие буковки - личность, привыкшая довольствоваться тем, что есть, может быть замкнутой и страдать аутизмом. Из знаков среднего размера выудить какую-либо информацию невозможно. Так пишет подавляющее большинство людей. Здесь подходит выражение «такой, как все». Большие свидетельствуют о лидерских качествах, эмоциональности и общительности.
  4. Заглавная буква . Если с «наворотами», автор не уверен в своих силах, зависит от чужого мнения, старается, чтобы его заметили. Маленький первый знак характеризует внутреннюю скованность, закрепощенность, неспособность к непринужденному общению.
  5. Исследование нажима . Характеризует эмоции в настоящий момент. Чем сильнее давление на ручку (карандаш), тем больше переживания. Слабое нажатие - характер вялый, слабовольный. Буквы «жирные», четкие - бодрость, энергия, общительность.
  6. Внимание на строки . Волнистые - переменчивость настроения, авантюрность, изворотливость, лживость в делах и поступках. Аккуратные, ровные - эмоции на «приколе», человек трезво смотрит на жизнь, здраво оценивает свои возможности. Если строка убегает в «гору», автор - оптимистическая натура. Съезжающая вниз свидетельствует о пессимизме и заниженной самооценке.
  7. Наклон и форма написанного . Буквы могут быть угловатыми, острыми, округлыми, по-разному связанными между собой. Допустим, слишком закругленные буковки подчеркивают, что личность слабая, податливая чужому влиянию. Такие люди редко добиваются своей цели. А связь нескольких знаков говорит о спокойствии и сдержанности. Большой наклон вправо свидетельствует о властности. Такой человек может быть влюбчивым и ревнивцем. Резкий уклон влево характеризует упрямство, граничащее с неразумностью, когда твердо отстаивают свою пусть даже неправильную точку зрения.
  8. Подпись . Красноречиво свидетельствует о характере. Обычная - уверенность в себе, устоявшийся образ жизни. С подчеркиванием - предприимчивость, изворотливость в делах. Петельки-завитушки на буквах - наблюдательность, проницательность. Перечеркнутая - характер взрывной, принадлежит экстраверту. В «траурной» рамке - автор интроверт или подвержен фобиям, из робких.

Важно знать! Графология - серьезная наука, но не истина в последней инстанции. Тем не менее, исследование почерка может дать вполне достоверные сведения о характере и других чертах личности.


О чем говорит почерк человека - смотрите на видео:


Графология сегодня востребована. Графологи состоят в штате серьезных фирм, занимаются подбором кадров, оценивают по почерку поступающих на работу и дают характеристику конкурентам. Это официальная сторона их деятельности, но любому человеку будет интересно к ним обратиться, чтобы определить по своему письму черты характера. Вполне возможно, что это поможет избавиться от плохих, а значит, улучшить качество своей жизни.

13 выбрали

Ручное письмо – это застывший язык души. Изучает этот явный и одновременно тайный язык графология, наука, которой иногда приписываются мистические возможности. Индивидуальные особенности любого человека отражаются в написанных им от руки буквах и строчках. По нескольким строкам письма графолог может определить характер писавшего, его настроение, черты характера и даже скрытые качества.

Я к вам пишу, чего же боле…. Для графолога более и не надо, для него достаточно небольшого текста на нелинованной бумаге и подписи автора, что бы раскрыть индивидуальные черты писавшего. Существует множество признаков, по которым графолог делает свои выводы, как врач ставит диагноз по выявленным симптомам.

Нажим при письме может быть неровный и импульсивный, густой или жирный переходящий или слабый, умеренный или ровный. С сильным нажимом пишут энергичные люди, для которых преодоление жизненных трудностей - смысл жизни. Чувствительные и экзальтированные натуры пишут, слабо нажимая на перо, это идеалисты, подверженные чужому мнению, но, тем не менее натуры довольно критичные. Неуравновешенные и впечатлительные люди пишут с неравномерным нажимом – то тверже, то слабее. Это явный признак внутреннего конфликта.

  • Выдержанность строк: если под написанной строкой можно провести прямую линию, то написана она уравновешенным и сдержанным человеком. Если же строки неровные, как волны, то вероятно написаны они дипломатичным, но нецелеустремленным человеком. Уверенные и энергичные люди пишут так, что каждая строка в конце загибается кверху. У малоинициативных людей, не доводящих дело до конца, строчка уныло опускается книзу, сообщая, что на этого человека полагаться не стоит.
  • По расстоянию между словами и строками можно сделать важные выводы о личности писавшего их. Бережливые до скупости пишут почти без пробелов, набегающими друг на друга строками, а щедрые до мотовства оставляют большие пустоты между стоками и словами в тексте. Однако, если слова написаны убористо, а расстояния между ними большие, то перед вами щедрый для других, но скупой для себя самого человек.
  • Наклон почерка также раскрывает многие тайны характера. Если буквы буквально "заваливаются на бок" в правую сторону, то написавший их способен на крайние проявления чувств и эмоций. Если заметен сильный наклон влево, то наклонности человека не совпадают с его жизненными условиями и воспитанием. Вертикальный почерк – свидетельство равновесия и сдержанности, отсутствие влияние внезапных чувств на поведение и манеры. А если разум и эмоции вступают в конфликт, то наклон букв становится скачущим – то влево, то вправо.
  • По тому, как буквы связаны внутри слов можно судить о том, как человек подходит к решению проблем. Люди мечтательные, работающие по вдохновению практически не соединяют буквы в словах, логичные и критически настроенные личности связывают все буквы при письме.
  • Размер букв и их округлость так же говорят об очень многом. Крупный почерк у людей чувственных, непрактичных и несклонных к реальной самооценке. Ах, как часто он встречается у женщин! Мелкий почерк - отличительная черта людей скрытных, сдержанных, но при этом очень наблюдательных. Люди, склонные к бережливости, пишут мелко и сжато. Круглые буквы в письме характерны для людей, склонных смягчать и сглаживать острые моменты и идти на компромисс. Однако, если среди аккуратных круглых букв появляются угловатый заглавные, то мягкий на первый взгляд обладатель такого почерка может проявить настойчивость при определенных условиях. Если же все буквы резкие и угловатые, то и владелец почерка резок, упрям и требователен. Но у него есть и другие качества – энергичность и стремление к лидерству.
  • Много тайн в характере человека открывают особенности написания заглавных и строчных букв. Например, миролюбивые и доверчивые люди пишут строчные буквы "о" и "а", раскрывая их сверху, а склонные к лицемерию и неискренности – снизу. Люди с развитой интуицией пишут "у" и "д" с большой петлей, а люди реалистичные, трезво оценивающие ситуацию по времени, месту и обстоятельствам пишут эти буквы с маленькими петельками. Самолюбивые люди пишут заглавные буквы крупно, с большими петлями, поддаваясь стремлению выделиться среди других. Те же, кто, придерживаясь своих внутренних убеждений, совершает поступки с осторожностью, прописывают заглавные буквы не намного больше строчных. Творческие и изобретательные натуры зачастую заглавные буквы прописывают как печатные, четко. А романтики добавляют к заглавным буквам всяческие завитушки и росчерки.

В наш компьютерный век, когда все документы и письма в большинстве своем представляются в печатном виде и не раскрывают тайн характера своего автора, для графологического анализа остается только личная подпись . Это не так мало, как кажется на первый взгляд, ведь подпись – это автопортрет ее владельца. О сдержанности говорят подписи без росчерков, наличие которых свидетельствует об энергичности (прямой росчерк) или дипломатичности (волнистый росчерк). Люди с глубоким чувством собственного достоинства обычно подчеркивают свою подпись прямой чертой, а склонные всегда доводить дело до конца завершают ее точкой. Честолюбцы и оптимисты направляют свою подпись вверх, а люди, обеспокоенные своим внешним видом и мнением окружающих, подписывают очень крупными буквами. Люди с быстрой реакцией ставят очень короткие подписи, а обстоятельные люди расписываются довольно длинно.

Однако бывает и так, что один и тот же человек расписывается по-разному. Это говорит о двойственности его характера и отношения к окружающим – для одних он хочет выглядеть так, а для других совсем иначе.

По подписи можно судить о профессиональной деятельности человека. Узкие специалисты расписываются очень компактно, а люди, обладающие разными навыками и умениями – размашисто. Петли в подписи говорят о том, что человек что-то скрывает от окружающих.

Графология не только очень интересная наука, но и чрезвычайно полезная в повседневной жизни. По почерку человека можно судить о его профессиональной ориентированности, поведении во время переговоров, совместимости с другими людьми и даже о его потенциальной опасности. Графология надежный помощник в подборе персонала, ведь она помогает выяснить компетенцию и благонадежность кандидата на должность не только по количеству ошибок в тексте. Кроме того, графология важная часть судебно-медицинской экспертизы: опытный графолог может совершенно точно отличить подделку от оригинала.

Пожалуй, каждому руководителю или кадровому работнику стоило бы ознакомиться с графологией поближе и, принимая на работу сотрудников, поближе знакомиться с их почерком.

Как вы считаете, стоило бы задуматься о частичном возвращении практики переписки от руки? Ведь печатный текст обезличивает и скрывает того, кто за ним стоит.

Сегодня я хочу рассказать вам о науке под названием графология, которая изучает индивидуальные особенности почерка. Что самое интересное, что специалисты в этой сфере могут рассказать о человеке по его почерку очень многое. Предлагаю вам посмотреть далее на то, что расскажет нам графология по почерку известных и знаменитых личностей.

Франц Кафка

«Вот это почерк!» - подумали вы. Все верно, автор «Превращения» имел отнюдь не самый аккуратный стиль письма. А неуверенность в себе, самоосуждение и болезненное восприятие окружающего мира хорошо задокументированы в его дневниках. Но давайте будем честны, гениям все простительно.

Джон Рональд Руэл Толкин



Очень похоже на то, что почерк самого Толкина сродни древнему писанию самого Гэндальфа. Вы только посмотрите на все эти магические завитушки, которые выглядят как какое-то заклинание. Вот уж точно - фанат своего дела.

Элвис Пресли

Элвис был одним из самых противоречивых персонажей в истории музыки. «Король» покупал своим друзьям дома и оплачивал их свадьбы. Однажды он приобрел сразу 14 лимузинов и подарил один из них незнакомому посетителю автосалона. Возможно, это и отразилось и на его почерке, который такой же непоследовательный, как и его автор.

Эдгар Аллан По


Мрачный и загадочный, одинокий и метафоричный, Эдгар Аллан По - запомнился в мировой истории как автор самых жутких рассказов. Словно ювелир, он бережно вырисовывает каждую букву, а сильный наклон передает напористость его непростого характера. И это не удивительно, ведь сам Эдгар был уверен, что благодаря отточенному мастерству и упорной работе любой писатель способен создать гениальное произведение и выразить самое тонкое душевное переживание.

Мэрилин Монро


Это письмо было написано ровно в тот самый момент, когда психологическое состояние Монро ухудшалось все больше и больше. Несмотря на душевную неразбериху, текст хорошо организован и читается без особых усилий. Однако, если вглядеться, то можно заметить довольно много заглавных букв. Возможно, это означает, что образ великого Я (актрисы) в конце концов подавил сущность Монро как обычного человека.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Как видите, прославленный автор «Великого Гэтсби» имел вполне себе разборчивый почерк. Более того, во всем тексте всего лишь одно исправление (да и то в самом его начале). Пожалуй, это один из немногочисленных примеров, когда рукопись произведения не представляет собой череду поправок и ошибок.

Чарли Чаплин


Эта небольшая записка оставлена Чарли Чаплином в 1967 году, когда он был уже в довольно преклонном возрасте. Заостренные углы и различные интервалы говорят нам, что этот парень был отнюдь не сахаром. Напористый почерк мужчины, прошедшего большой жизненный путь, как бы говорит «Ребята, я и так все прекрасно знаю».

Петр Первый

Это послание Петра написано в достаточно юном возрасте. В почерке видна вся противоречивость натуры и внутренние конфликты государя. Все это, по сути, означает, что большинство совершенных им в своей жизни поступков и принятых решений (в том числе оказавшихся и исторически важными и полезными для страны вообще) имели часто совсем другие мотивы, нежели принято считать!

Наполеон Бонапарт


Наполеон менял почерк на протяжении жизни (их у него насчитывают около семи). С годами почерк Наполеона становился все запутаннее и неразборчивее. Кстати, Наполеон написал роман. Он называется «Клиссон и Евгения», и над его расшифровкой специалистам тоже пришлось попотеть. Вы можете заметить, что почерк и автограф абсолютно разные. Это как раз тот случай, когда видно разительное отличие имиджа, социально желанной маски от происходящего «под поверхностью».

Сергей Есенин


Мистер Мартел

Джейн Остин


Мистер Мартел
Мы с дочерью только что закончили читать «Жизнь Пи». Мы оба предпочли историю с животными. Эта прекрасная книга - изящное доказательство существования Бога и умения рассказывать истории. Спасибо.
Вот такое милое и доброе письмо написал Барак Обама автору книги «Жизнь Пи» Янну Мартелу. По почерку мы можем видеть, что президент не является обладателем вычурного почерка сродни аристократам 19 века. Однако посмотрите на подпись. Вот где граница между простым человеком и ролью в государстве находятся в разительном контрасте.

Джейн Остин

Джейн Остин - одна из самых любимых женских писателей позапрошлого столетия. Однако сама она никогда не была замужем, и весь свой запас нерастраченной материнской любви перенесла на своих многочисленных племянниц и немногочисленные литературные творения. Ее ровный, уверенный почерк свидетельствует о любви автора к бумаге и писательскому делу.

Владимир Набоков

Вам также будет интересно:

Красный лук: уникально полезный и изысканный
О пользе , в частности, о его способности улучшать пищеварение, укреплять иммунитет,...
Оверсайз – комфортный тренд-абсолют!
Свобода стиля и свобода кроя, комфорт и непринужденность - преимущества одежды oversize...
Что такое оверсайз, и как его носить?
Сегодня мы расскажем вам про оверсайз. Что это такое, детально рассмотрим также. Также...
Чувствительность тестов на беременности: когда покажет результат и на какой день задержки следует делать
Статья Беременность - это приятный период. В этот промежуток времени женщина носит под...
Причины и виды выделений из груди желтого цвета при надавливании
Причины выделений из молочных желез могут быть природными и патологическими, то есть...