Все о покупке и продаже автомобилей

Смотреть что такое "Государственный бюджет" в других словарях. Салов А.И



Государственный бюджет

(Government budget)

Важнейшие части государственного бюджета, государственный РФ

Расходы и доходы государственного бюджета, бюджетный , Российский бюджет, в сфере управления государственными финансами

Государственный бюджет - это, определение

Госбюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Госбюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Госбюджет - это баланс доходов и затрат государства, основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, Государственной Думой, конгрессом и т. п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

Госбюджет (от англ. Budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и издержек государства на определенный времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег

Госбюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физ. лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Бюджет государственный, составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и затрат государства. Сущность Б. г. каждой страны определяется экономическим строем общества, природой и функциями государства

Госбюджет - это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования государственного аппарата, вооруженных сил, выполнения необходимых социально-экономических функций. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления антикризисных мероприятий.

Госбюджет - это основной план доходов и издержек государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона .

Сущность государственного бюджета

любой стране госбюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных затрат, государственного займа - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физлицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления .

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый страны; именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение издержек по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Составление бюджета, его обсуждение, утверждение, использование средств, рассмотрение итогов бюджетной деятельности - все это представляет собой единый бюджетный . Весь бюджетный процесс регламентируется законом , в котором предусмотрен порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. В этом процессе важное место занимает бюджетное регулирование, которое означает перераспределение денежно-финансовых ресурсов между различными бюджетами. В соответствии с законом должен заблаговременно, задолго до начала бюджетного года принять решение о начале работы над составлением проекта бюджета, составить бюджетное послание парламенту. Для этого составляется социально-экономического развития страны, определяется свободный баланс имеющихся финансовых ресурсов и определяются основные направления бюджетной политики. Все это дает основание рассчитать контрольные цифры проекта бюджета на следующий финансовый год .

В утвержденном бюджете должны быть указаны суммы верхнего предела объема ассигнований бюджета на текущие расходы и на бюджет развития. Дело в том, что если возникает бюджетный дефицит, то, прежде всего, должны быть обеспечены соответствующими доходами ткущие расходы, а бюджет развития, который связан с направлением средств на увеличение объемов производства, на расширение строительства, должен ограничиваться теми суммами, которые первоначально были утверждены при рассмотрении бюджета. В утвержденном бюджете также должны определяться переделы несбалансированной части бюджета, излишек или , причем эти суммы определяются как в абсолютных величинах, так и в процентах от прогнозируемых доходов.

При чрезвычайных обстоятельствах в стране может вводиться чрезвычайный бюджетный режим расходования средств. Введение чрезвычайных мер предусматривается принятием специального закона. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики , отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Для выполнения своих функций органы государственной власти на всех уровнях должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержание законодательной власти , аппарата управления и др. В процессе формирования доходов и затрат отдельных видов бюджета, их сбалансировании возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы - организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных прав представляют собой бюджетное устройство.

В разных странах мира бюджетное устройство отличается особенностями в зависимости от государственного устройства, территориально-административного деления, уровня развития экономики и других специфических черт конкретного государства. Бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных образований каждого государства, занимает главное место в бюджетном устройстве. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, ибо во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления.

Центральное место в системе государственных финансов занимает госбюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий бюджетный год . БК РФ определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Использование федеральными государственными органами иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств России , не допускается, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом и иными федеральными законами.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов ) образуют консолидированный бюджет РФ.

Госбюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политики . Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие издержек. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и затрат государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей государственной власти . Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения.

Перемены в экономике Российской Федерации и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и издержек; денежные потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам , как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополиста на внешнюю торговлю и валютные отношения, государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе России и её бюджетном устройстве.

БК РФ дает следующее определение: «бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве России, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации , местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов ». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: госбюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Республики Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в Российской Федерации). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Таким образом, бюджетная система Российской Федерации, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

Первый уровень - федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и затратах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Доходы государственного бюджета

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ.

В качестве основы систематизации финансовых операций, обеспечивающей концептуальную базу для решения наиболее широкого круга задач при рассмотрении государственных финансов, может быть использована природа потоков денежных средств, поступающих в органы государственного управления и выходящая из них. Основными критериями, позволяющими объединить финансовые операции в однородные группы, являются следующие: поступления или платежи; возвратные или невозвратные; возмездные или безвозмездные; текущие или капитальные; финансовые активы или обязательства и их подразделение на приобретаемые в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью.

Доходы государственного бюджета как экономическая категория выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей организаций и населения в бюджет. По своему материально-вещественному воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти.

В соответствии с рекомендацией средства зачисляются в доход бюджета по моменту их фактического поступления (по кассовому методу). В Российской Федерации порядок зачисления определен ст. 40 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой «денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения российским ЦБ или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного бюджетного фонда».

Средства органов государственного управления, образующиеся за счет доходных операций, состоят из общих доходов и полученных официальных трансфертов. Агрегированную схему доходов и полученных официальных трансфертов можно представить в следующем виде.

Источниками государственного (центрального) бюджета являются:

— прямые и косвенные налоги . В доходах государства они составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются

Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы госбюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.


В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи. Правительство Е.Гайдара проводило в 1992 бюджетно-финансовую политику, базирующуюся на концепции резкого снижения государственных затрат на социальную политику, пытаясь таким образом сократить бюджетный дефицит. Однако ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.

Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает , стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.

Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода, - это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая картина типична, например, для госбюджета США и ряда европейских стран).

Из зарубежной практики показателен бюджета в Румынии времен Чаушеску. Этот коммунистический лидер очень боялся как бюджетного дефицита, так и закабаления страны посредством роста внешнего долга. Такая политика оказала угнетающее действие на экономику государства , сдерживала рост инвестиций, что стало одной из причин падения режима Чаушеску. Вообще, создание профицита консолидированного бюджета государства сродни хранению денег в чулке - средства просто обесценятся.

Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского ссуды: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие . Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать.

Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.

Первостепенное внимание надо обратить на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к боевым действиям в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства государственного бюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.

Созданный в начале 2000-х в Российской Федерации профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах.

  • 2Ресурсы и факторы производства: их классификация и характеристики
  • 3 Экономические блага. Классификация и основные характеристики
  • 4 Проблема выбора в экономике. Фундаментальные вопросы экономического развития общества
  • 5 Проблема эффективности и экономического роста
  • Тема 3. Экономические системы
  • 1. Понятие, элементы и уровни экономической системы.
  • 2 Собственность: понятие, эволюция. Типы и формы собственности
  • 3 Способы координации хозяйственной деятельности: традиции, рынок, команда
  • 4Типология современных экономических систем
  • Тема 4. Рыночная экономика и её модели
  • 1Рынок, рыночная экономика и её модели. Рыночная экономика: понятие, функции, структура
  • 1.Несовершенство (фиаско) рынка. Роль государства в рыночной экономике
  • 3 Модели рыночной экономики. Особенности белорусской национальной модели
  • 4 Трансформационная экономика. Либерализация и стабилизация
  • Тема 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие
  • 1 Спрос, закон спроса, факторы (детерминанты) спроса
  • 3.Понятие рыночного равновесия. Товарный дефицит и излишки
  • 4 Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя
  • Тема 6. Эластичность спроса и предложения
  • 1 Понятие эластичности. Ценовая эластичность спроса и ее определение
  • 3 Эластичность предложения по цене
  • 4 Практическое значение анализа эластичности. Эластичность и налоговое бремя
  • Тема 7. Основы поведения субъектов современной рыночной экономики.
  • 1 Домашнее хозяйство как экономический субъект. Понятие общей и предельной полезности
  • 2 Предприятие как хозяйствующий субъект. Организационно-правовые формы предприятий
  • 3 Производственная функция. Закон убывающей отдачи
  • 4Понятие и классификация издержек производств
  • 5 Доход и прибыль фирмы. Правило максимизации прибыли
  • 6 Государство как экономический субъект. Инструменты микроэкономического регулирования
  • Тема 8. Основные макроэкономические показатели
  • 1 Общая характеристика системы национального счетоводства (снс)
  • 2Ввп (внп), понятие и принципы расчета. Другие показатели снс
  • 4Национальное богатство. Его состав, структура, проблема оценки
  • Тема 9. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения
  • 1 Понятие совокупного спроса. Его неценовые факторы
  • 2 Понятие совокупного предложения. Его неценовые факторы. Кривая совокупного предложения
  • 3 Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели «ad-as»
  • Тема 10. Макроэкономическая нестабильность
  • 1Циклический характер экономического развития и его причины. Фазы цикла.
  • 2 Безработица: типы, уровень, экономические издержки, закон Оукена
  • 3 Инфляция, её определение и измерение, причины и формы инфляции
  • 4 Проблемы макроэкономической нестабильности в Беларуси
  • Тема 11. Денежный рынок. Денежно-кредитная система
  • 1 Сущность и функции денег
  • 2 Денежный рынок: спрос на деньги, денежное предложение, равновесие
  • 3 Структура денежно-кредитной системы. Центральный и коммерческие банки. Особенности денежно-кредитной системы в Республике Беларусь
  • 4 Инструменты и виды кредитно-денежной политики государства
  • Тема 12 Финансовый сектор экономики и основы его функционирования
  • 1 Понятие финансов и их функции. Государственные и частные финансы
  • 2 Госбюджет, его функции и структура. Виды налогов
  • 3 Бюджетный дефицит, его причины и виды. Финансирование бюджетного дефицита
  • 4 Проблемы бд и государственного долга в рб
  • Тема 13. Основы мировой экономики. Мировая экономика и экономические аспекты глобализации
  • 1 Мировая экономика и предпосылки ее возникновения
  • 2 Формы экономических отношений в мировом хозяйстве
  • 3 Международная торговля. Движение капитала. Миграция рабочей силы
  • 4. Валютный рынок и валютный курс.
  • 5 Платежный баланс страны и его структура
  • 6 Понятие глобализации. Региональная интеграция
  • 7 Место рб в системе мирохозяйственных связей
  • Список литературы
  • Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод 3
  • 2 Госбюджет, его функции и структура. Виды налогов

    Госбюджет – главный финансовый план государства, в котором отражаются его доходы и расходы на конкретный период (на год).

    Функции госбюджета :

      Перераспределение НД (от 20 % до 60 % НД перераспределяется в разных странах через госбюджет.

      Стабилизация национальной экономики.

      Осуществление государственной социальной политики.

    Бюджетная система Республики Беларусь:

      Республиканский бюджет,

      местные бюджеты.

    Принципы построения бюджета:

    1. единства (сосредоточение в госбюджете всех расходов и доходов государства),

    2. полноты (учёт по каждой статье всех доходов и расходов),

    3. реальности (госбюджет должен учитывать конкретную экономическую и политическую ситуацию),

    4. гласности (как условие соблюдения прав человека).

    Расходная часть госбюджета .

    Существуют разные классификации государственных расходов:

      Трансформационные расходы – государственные инвестиции, государственные закупки товаров и услуг, з\пл, трансфертные расходы – расходы как прямая передача средств.

      Функциональный принцип распределения расходов (по целевому назначению).

    • экономические,

      на социальные цели,

      на внешнеэкономическую деятельность,

    Государственные доходы:

    1. Налоговые и неналоговые доходы .

    2. Обычные и чрезвычайные доходы .

    Главное – налоговые поступления.

    Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций.

    Функции налогов:

    1) фискальная (аккумуляция средств в госбюджет),

    2) регулирующая,

    3) стимулирующая.

    С понятием “налоги” связано понятие “налоговая система”.

    Налоговая система – это совокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения.

    Принципы построения налоговых систем определил ещё А.Смит:

    1) справедливость,

    2) эффективность (минимальные негативные последствия для распределения ресурсов),

    3) простота и дешевизна.

    Для соответствия всем этим принципам современные налоговые системы исполняют различные виды налогов, в основу классификации которых положены разные признаки.

    Налоги :

      В зависимости от объекта обложения :

      прямые (устанавливаются на доход и имущество): подоходный налог, налог на прибыль, на социальное страхование;

      косвенные (налоги на товары и услуги, включаемые в их цену): НСО, НДС, акцизы на наследство, на ценные бумаги.

      В зависимости от органов взимания :

      государственные (подоходный налог, налог на прибыль, таможенные пошлины);

      местные (поимущественные налоги, акцизы).

      По направлению :

      общие (в госбюджете) – обезличены

      специальные (целевые) – на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС).

    Каждый налог содержит следующие элементы:

      субъект (физические и юридические лица),

      объект (доход, имущество),

      налоговый оклад (сумма налога с одного объекта),

      источник (заработная плата, прибыль),

      налоговые льготы (полное или частичное освобождение от налога),

      единица обложения (единица измерения объекта),

      налоговая ставка (величина налога с единицы измерения).

    Способы изъятия налогов:

    1) кадастровый (по реестру),

    3) у источника доходов (до получения дохода) – заработная плата, наследство,

    4) в процессе потребления (сборы с владельцев автомобильных транспортных средств).

    Известна модель “кривая Лаффера”, ставящая вопрос об оптимальной величине налоговой ставки.

    При r0 = max.R. Дальнейшее увеличение налоговой ставки сопровождается уменьшением налоговых поступлений. При r = 100 % производство становится бессмысленным. Лаффер считал, что государство должно изымать не более 30 % дохода предприятий и населения.

    "

    Экономические отношения, складывающиеся в обществе по поводу использования денежных средств, называются финансами. Значительная часть из них аккумулируется правительством в форме государственных финансов. Через государственные финансы перераспределяется значительная часть ВНП. Главным звеном государственных финансов будет бюджет.

    Бюджетное устройство унитарных государств отличается от федеративных: у первых имеются два уровня бюджета – общенациональный (федеральный) и местный, а у вторых – три: между федеральным и местным бюджетами имеется промежуточное региональное звено в виде бюджетов штатов (США), земель (Германия), субъектов федерации (Россия) В случае если свести все уровни бюджетов воедино, то можно получить консолидированный бюджет государства, кᴏᴛᴏᴩый используется для специального анализа и прогноза денежных потоков в национальной экономике.

    Ведущим звеном бюджетного устройства страны будет государственный бюджет – финансовый план государства по централизованному привлечению и расходованию денежных ресурсов для выполнения его функций.

    В странах с развитой рыночной экономикой государственный бюджет реализует помимо ϲʙᴏих прямых функций по обеспечению безопасности страны, содержания государственного аппарата управления, осуществления социальной политики и развития науки, образования, культуры еще одну дополнительную функцию – регулирование экономики, косвенное воздействие на рыночное поведение фирм с целью достижения стабильного развития.

    Бюджетные профицит и дефицит

    Государственный бюджет составляется в виде баланса доходов и расходов за год. Равенство доходной и расходной частей между собой предполагает сбалансированность бюджета, однако наличие в экономике цикличности, необходимость проведения активной стабилизационной политики и осуществления структурных сдвигов в народном хозяйстве с целью внедрения достижения НТП, нередко ведет к рассогласованности собственных частей бюджета и возникновению дефицита (чаще) и профицита (реже)

    Бюджетный дефицит – сумма превышения расходов государства над его доходами в пределах финансового года. Различают текущий (временный, не превышающий 10 % доходной части бюджета) и хронический (многолетний, критический, превышающий 20 % доходной части) При утверждении дефицитного государственного бюджета обычно устанавливается его предельно допустимая величина. В случае если в процессе исполнения бюджета она превышается, то осуществляется секвестр бюджета, т. е. пропорциональное снижение трат на оставшийся бюджетный период по всем статьям расходов, за исключением социально защищенных.

    Бюджетный профицит – сумма превышения доходов государства над его расходами в пределах финансового года.

    Чередование периодов бюджетного дефицита и профицита позволяет сбалансировать бюджет не на год, а на 5 лет. Такой подход позволяет государству маневрировать ϲʙᴏими финансами с целью выглаживания делового цикла примерно на 30–40 % (рис. 50.1)

    Рисунок № 50.1. Циклическое балансирование Госбюджета
    R – государственные доходы; G – государственные расходы; M – сбалансированный бюджет.

    Государственный долг

    Государственный долг – ϶ᴛᴏ превышение суммы накопленных за предшествующие годы общих дефицитов государственного бюджета над его профицитами. Государственный долг страны формируется за счет как внутренних, так и внешних заимствований.

    Внутренний государственный долг – задолженность правительства ϲʙᴏей страны. Стоит заметить, что он обслуживается с помощью выпуска облигаций государственных займов и получения кредитов у ЦБ страны.

    Внешний государственный долг – задолженность государства перед иностранными кредиторами: частными лицами, государствами, международными организациями. В случае если правительство не способно оплачивать ϲʙᴏй государственный долг и срывает сроки платежей, то возникает ситуация дефолта – временного отказа от обязательств, влекущая за собой санкции кредиторов вплоть до бойкота и конфискации государственного имущества, находящегося за рубежом.

    Значительный государственный долг приводит в расстройство финансовую систему государства, ухудшает предпринимательский климат в стране и существенно ограничивает рост благосостояния населения.

    Принцип налогообложения

    Налоги – ϶ᴛᴏ обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством. Стоит отметить - они на 90 % формируют доходную часть государственного бюджета страны.

    Налоги, помимо фискальной функции (т. е. наполнения госбюджета), предназначены для:

    1. регулирования;
    2. стимулирования;
    3. перераспределения доходов.

    Принципы рационального налогообложения, разработанные еще А. Смитом, не потеряли актуальность до настоящего времени:

    • Принцип справедливости: налоговое бремя должно нести все общество, а уклонение от налогов, создание различных «серых схем» расчетов с государством должно осуждаться обществом.
    • Принцип определенности: налог должен быть конкретным по величине, сроку и способу оплаты. Нельзя вводить налоги задним числом (современная практика России)
    • Принцип удобности: налог должен быть удобен прежде всего населению, а не налоговику.
    • Принцип экономии: затраты на сбор налогов не должны быть чрезмерными, обременительными для общества.

    Прямое и косвенное налогообложение

    По методу взимания различают налоги прямые и косвенные.

    Прямые налоги – ϶ᴛᴏ видимые налоги, так как они устанавливаются на получаемый человеком или фирмой доход, а также на принадлежащее им имущество: подоходный налог, налог на прибыль предприятий, налог на наследство и дарение, поземельный и имущественный налог и др.

    Косвенные налоги – ϶ᴛᴏ неявные, невидимые потребителями налоги, так как ими облагаются производители, обязанные государством включать их в цену товара и перечислять в доход государства сразу же после продажи. Это налог с оборота, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы.

    При налогообложении значительную роль играют ставки налогообложения – размер налога на единицу обложения. В случае если они чрезмерно высоки, то экономическая активность населения будет сдерживаться. В начале 80-х гг. XX в. А. Лаффер, бывший тогда советник президента Р. Рейгана, выяснил факт того, что рост ставок увеличивает поступление налогов в казну исключительно до определенного предела, после него население уходит в теневую экономику, предпочитая вообще не платить налоги. Кстати, эта ситуация в экономической теории описывается с помощью кривой Лаффера (рис. 50.2)


    Рисунок № 50.2. Кривая Лаффера

    Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством. Налоги выполняют следующие функции:

    1. фискальную – наполнение государственного бюджета, чтобы власть могла выполнять свои обязательства перед обществом.

    2. распределительная (социальная) – перераспределение доходов в пользу малоимущих слоёв населения.

    3. регулирующую – с помощью налоговой политики государство стимулирует или сдерживает развитие того или иного производства.

    Субъект налога (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, которое обязано платить этот налог в законодательном порядке.

    Объект налога – предмет, подлежащий налогообложению (доход, имущество, товар).

    Источник налога – это доход налогоплательщика, из которого оплачивается налог (зарплата, прибыль, процент).

    Налоговой ставкой называют величину налога, приходящуюся на единицу обложения (рубль, гектар и т. д.).

    В ряде случаев для налогоплательщиков устанавливаются налоговые льготы – частичное или полное освобождение от уплаты налогов.

    Налоги могут быть:

    1. Прямыми и косвенными.

    Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода или имущества: подоходный налог, налог на наследство, поземельный налог.

    Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу; такого рода сбор в пользу государства берется с граждан или хозяйственных организаций только при осуществлении ими определённых действий (покупка, продажа): НДС, таможенные пошлины, акцизы.

    2. В зависимости от органа, который взимает налоги и распоряжается собранной суммой, различают государственные и местные налоги. В РФ к федеральным налогам относятся : НДС, акцизы, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, подоходный налог, налог на прибыль, наследство, гербовый сбор, государственная пошлина и др.

    К местным налогам относятся: налог на имущество граждан, земельный налог, курортный сбор, сбор за право торговли и др.

    Совокупность налогов, методы и принципы их построения, а также способы взимания составляют налоговую систему государства.

    3. Прогрессивными, регрессивными и пропорциональными. Прогрессивный налог – это налог, средняя ставка которого повышается по мере роста дохода налогоплательщика. У регрессивного налога средняя ставка снижается по мере роста дохода налогоплательщика. Пропорциональный налог характеризуется постоянной средней ставкой.

    После уплаты налоги поступают в госбюджет. Государственный бюджет – это свод доходов и расходов государства, который принимается высшим законодательным органом власти и имеет силу закона. Он составляется на один год и состоит из федерального и региональных бюджетов. Госбюджет состоит из доходной и расходной частей.

    Доходная часть госбюджета формируется из налогов, прибыли государственных предприятий, доходов от эмиссии денег (выпуск в обращение дополнительного количества денежных знаков) и доходов от приватизации.

    Расходы бюджета связаны с:

    2. социальными выплатами (пенсии, пособия на детей, стипендии; финансирование образования, здравоохранения и пр.)

    3. хозяйственной деятельностью государства (энергетика, транспорт, сельское хозяйство, государственные предприятия и пр.)

    5. природоохранными мероприятиями

    6. государственными закупками

    7. борьбой со стихийными бедствиями

    Если доходы государства равняются его расходам, бюджет называется сбалансированным ; если расходы выше доходов, бюджет характеризуется как дефицитный; если доходы выше расходов, бюджет является профицитным. При профицитном бюджете средства могут накапливаться государством на будущее. Дефицит бюджета приводит к появлению государственного долга. Государственный долг – это сумма задолженности государства кредиторам по внутренним и внешним обязательствам. Внутренний долг – задолженность государства перед собственным населением и предприятиями. Внешний долг – задолженность государства международным банкам, правительствам иностранных государств, крупным частным банкам. Кредиторы создают специальные организации – клубы, чтобы влиять на выплаты долгов. Наиболее известны Лондонский клуб, куда входят банки-кредиторы и Парижский клуб, состоящий из стран-кредиторов.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Введение

    I. Налоги в экономической системе общества

    1.1 Сущность налогов и принципы налогообложения

    1.2 Функции налогов

    1.3 Налоги как средство государственного регулирования

    II. Государственный бюджет

    2.1 Сущность государственного бюджета, его роль в социально-экономических процессах

    2.2 Доходы государственного бюджета

    2.3 Расходы государственного бюджета

    Заключение

    Использованная литература

    Введение

    Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно технического прогресса.

    Налоги подразделяются на прямые и косвенные, причём это подразделение известно с глубокой древности. Критерием такого деления является теоретическая возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д., в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путём надбавки к цене. Следует иметь ввиду, что это именно теоретическое предположение, ибо на практике может происходить иное. Прямые налоги при определённых обстоятельствах также могут оказаться переложенными на потребителя через механизм роста цен. Косвенные налоги не всегда могут быть в полном объёме переложены на потребителя, поскольку рынок необязательно в прежнем объёме примет товар по повышенным ценам.

    Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, экономической, военно-оборонной, правоохранительной и др. Как составная часть производственных отношений налоги относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует её структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.

    I. Налоги в экономической системе общества

    1.1 Сущность налогов и принципы налогообложения

    Под налогом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определённых законодательными актами.

    Государство осуществляет регулирующую функцию в сфере экономики, которая проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов.

    Бюджетно-финансовая система призвана обеспечивать эффективное развитие экономики. Важной "кровеносной артерией" бюджетно-финансовой системы являются налоги.

    Изъятие государством в свою пользу определённой части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта. За счёт налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах.

    В течение 1992-1993 годов серьёзные изменения вносились в механизм налогообложения и структуру налогов. На издержки становления налоговой системы можно отнести и несоблюдение принципа стабильности. Только в 1992 году в налоговое законодательство семь раз вносились изменения и дополнения.

    Источником налоговых платежей независимо от объекта налогообложения является валовой национальный доход, который количественно не совпадает с валовым внутренним продуктом. Валовой национальный доход образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе: оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления - во внебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового продукта. Он продолжается в перераспределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников - в форме подоходного налога и отчислений в пенсионный фонд, а от хозяйствующих субъектов - в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов.

    Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:

    Прибыль (доход);

    Стоимость определённых товаров;

    Добавленная стоимость продукции;

    Имущество юридических и физических лиц;

    Передача имущества (дарение, продажа, наследование);

    Операции с ценными бумагами;

    Отдельные виды деятельности;

    Другие объекты установленные законом.

    Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

    Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

    Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи "питают" бюджетную систему РФ. Кроме того, существует около 20 государственных Внебюджетных фондов, отчислений. На долю отчислений в эти фонды приходится 46% суммы изъятия финансовых ресурсов в бюджетную систему РФ. Причём 3 / 5 общей суммы отчислений во внебюджетные фонды составляют отчисления в так называемые социальные фонды. Источником этих отчислений также является произведённый валовой внутренний продукт, за счёт которого на стадии образования доходов осуществляются соответствующие платежи. В частности, внебюджетные фонды социального назначения формируются по тарифам страховых взносов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции. Ставки отчислений в фонды составляют: в пенсионный фонд - 28% (кроме того, 1% уплачивается работником из его заработной платы); в фонд социального страхования - 5,4%; в фонд занятости населения - 2%; в фонд обязательного медицинского страхования - 3,6%.

    По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. К числу прямых относят: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами).

    По мере повышения материального благосостояния населения, расширения круга товаров массового потребления косвенные налоги эволюционировались: от однократного налогообложения к многократному обложению хозяйственного оборота, начиная со стадии производства, т.е. от акциза к налогу с оборота и затем к налогу на добавленную стоимость и акцизам.

    В нашей стране платежи государственных предприятий из прибыли не носили налогового характера. Осуществление рыночных преобразований в экономике России активизировало работу по совершенствованию налоговой системы. Вместо налога с оборота и налога с продаж были введены два других косвенных налога: акцизный (на ограниченный круг товаров) и на добавленную стоимость.

    1.2 Функции налогов

    Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функции налогов:

    1. Фискальная (бюджетная) функция - формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Благодаря этой функции формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимые для осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.).

    2. Контрольная функция - проявляется в возможности количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

    3. Распределительная функция - обладает рядом свойств, характеризующих многогранность её роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т.д.).

    Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие подфункции, а так же подфункция воспроизводственного назначения. В отлаженной налоговой системе реализуются все функции и подфункции налогов.

    Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижения налоговой ставки.

    Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:

    Финансирования затрат на развитие производства и непроизводственное строительство;

    Малых форм предпринимательства;

    Занятости инвалидов и пенсионеров;

    Благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранной сферах.

    Преференции установлены в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных затрат. Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором между предприятием и региональным налоговым органом.

    Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного налогового кредита может предоставляться любому предприятию органами исполнительной власти субъекта РФ на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в региональный бюджет. Порядок и условия предоставления те же, что и у налогового кредита.

    Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды, на воспроизводство природно-сырьевой базы и лесной доход. Эти налоги имеют чёткую отраслевую принадлежность.

    Особое значение имеет дифференциация налогов по источнику обложения: издержки производства (себестоимость), прибыль. Правильность расчётов налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции(работ, услуг), и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка). Непосредственно в себестоимость включаются налоги, идущие на формирование дорожных фондов, транспортный налог, земельный налог, платежи за пользование природными ресурсами.

    При классификации налогов по объектам налогообложения образуются пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты) и прочие, охватывающие некоторые местные налоги.

    1.3 Налоги как средство государственного регулирования

    Основными объектами государственного регулирования экономики при помощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства, капиталовложения, цены, научно-исследовательские и опытно-конструктивные работы, внешнеэкономические связи, окружающая среда и др.

    Регулирующая функция налогов заключается в следующем:

    Установление и изменение системы налогообложения;

    Определение налоговых ставок, их дифференциация;

    Предоставление налоговых льгот - освобождение от налогов части прибылей и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами государственное экономическое программирование.

    Важную регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Например, налог с оборота при допущении его с оборота между предприятиями по "принципу ограничения единства" не взимается с оборота между предприятиями "органически единой" формы, корпорации и ставил таким образом, крупные фирмы в привилегированное положение. Применение налога с оборота в такой трактовке становилось инструментом централизации капитала, создания единых структур. подразделения которых тесно связаны между собой технически.

    Изменения налоговой ставки на прибыль. государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов - воздействовать на фонд потребления в целом, на уровень цен.

    По мере усложнения и совершенствования государственного регулирования экономики налоги всё шире использовались для регулирования структуры народного хозяйства. Налоговые ставки всё более дифференцировались по отраслям и регионам. Они стали оказывать усиливающееся воздействие на отраслевую и подотрослевую структуру, на изменение роли отдельных земель, штатов, департаментов в народно хозяйственном комплексе. Так, налоги на добычу нефти и газа традиционно высокие, а в малоосвоенных, экономически менее развитых районах они часто ниже.

    Налоговая система становится всё более гибкой. При сохранении основ и структуры налогового законодательства государственные регулирующие органы выборочно и временно снижают налоговые ставки или даже отменяют налоги для предприятий, следующих целям государственного регулирования экономики. Стали широко практиковаться скидки с налогов на прибыль, направляемую на капиталовложения, на научные исследования и внедрение их достижений, на создание новых рабочих мест, охрану окружающей среды.

    Регулирующая функция налогов в современных условиях не столько в том, чтобы максимально освободить прибыли и доходы от налогов и создать общие и селективные стимулы для действий в соответствии с текущими целями государственного регулирования экономики, сколько в стремлении создать жёсткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйственному субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями.

    Большинство целей государственного регулирования экономики достигается на Западе путём целенаправленного стимулирования капиталовложений. Именно от масштабов обновления и расширения основного капитала зависят в основном темпы роста, состояние коньюктуры, занятость, спрос, национальная конкурентоспособность, а от структуры инвестиций - отраслевая и региональная структура, темпы и направленность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Преобладающей формой обеспечения инвестиционных потребностей в течение последних десятилетий является самофинансирование, доля которого в капиталовложениях колеблется от 55 до 85%. Такие масштабы самофинансирования оказались возможными только благодаря государственной налоговой политике, и в частности санкционированному правительственными органами ускоренному амортизационному спасению основного капитала.

    II. Государственный бюджет

    2.1 Сущность государственного бюджета, его роль в социально-экономических процессах

    Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными.

    Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определённая доля национального дохода, необходимая для нужд расширенного воспроизводства в масштабах всего общества, удовлетворения социокультурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления. Возникновение бюджетных отношений немыслимо вне государства; но, будучи связанными с государством, они тем не менее являются элементом базиса, а не надстройки. Бюджетные отношения - это органическая часть экономической структуры общества; их функционирование объективно предопределённо тем, что нужна материально-финансовая база для осуществления государством его функций.

    В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуются в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач; масштабов намеченных структурных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях и т.п. В основе бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие в специфических формах.

    Бюджет - категория, являющаяся частью финансов, характеризующаяся теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие её от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:

    Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и её использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

    С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

    Пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, состоящими перед обществом на каждом историческом этапе развития;

    Область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

    Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функцию.

    Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общественных потребностей.

    2.2 Доходы государственного бюджета

    Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет. а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

    Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой стороны выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используемая для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

    Важнейшее место среди источников поступлений в государственный бюджет занимают налоги. На их долю приходится до 90% все поступлений в бюджеты промышленно развитых стран (см. выше).

    Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся, с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности и от её продажи юридическим и физическим лицам, а с другой - поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг.

    Так же доходы государственного бюджета могут получаться в виде процентов и дивидендов от инвестирования государственных средств в акции высокодоходных фирм и другие ценные бумаги, а также доходы от продажи ценных бумаг.

    2.3 Расходы государственного бюджета

    Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В расходах бюджета находят своё выражение две стороны распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетные ассигнования.

    Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину. Активная роль государства в экономической жизни общества, осуществлении социальных преобразований обуславливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Оно связано с действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально экономического развития страны, разветвлённостью связей бюджета с народным хозяйством, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание названных фактов на каждом из этапов развития государства порождает такую систему расходов, которая соответствует потребностям экономики, типу и уровню управления ею.

    Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Функция социального регулирования занимает первое место в бюджетных расходах, которая включает в себя социальные пособия, образование, здравоохранение и т.д. Функция хозяйственного регулирования включает в себя выделение бюджетных субсидий сельскому хозяйству. Функция политического регулирования включает в себя расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики.

    Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также в их влиянии друг на друга. С одной стороны, бьем расходов бюджета лимитируется жёсткими рамками поступающих бюджетных доходов, причём последние в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. Поэтому очень важно установить такой бьем бюджетных расходов и такие сроки использования бюджетных средств, которые обеспечивали бы решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах с максимальным народнохозяйственным эффектом. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала и т.д.

    Заключение

    Главным средством перераспределения валового внутреннего продукта служат государственные финансы, состоящие из государственного бюджета и внебюджетных фондов.

    Государственный бюджет представляет собой годовой план государственных расходов и источников их покрытия. Он состоит из центрального и местного бюджетов, их проекты и отчёты об их исполнении ежегодно принимаются парламентами.

    Расходная часть бюджета представлена ассигнованиями на социальные, хозяйственные, военные, а также на содержание управленческих органов и платежи по государственному долгу. Бюджетные расходы на хозяйственные цели осуществляются в форме государственных кредитов, субсидий и поручительств.

    Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие из них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный, обязательный характер, простота и гибкость.

    Основные функции налогов - фискальная, социальная и регулирующая. Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.

    В современных условиях налоги стали предметом международных соглашений. В первую очередь это относится к таможенным пошлинам, а также к внутренним налогам в странах - участницах интеграционных объединений.

    Подведя итог выше сказанному, можно сказать, что налоги играют одну из важнейших функций в финансовой системе перераспределения доходов в государственной системе.

    Использованная литература

    1. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. М., 1996.

    2. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика. М., 1996.

    3. Курс экономической теории/Под ред. Чепурина М.Н., Кисилёва Е.А., Киров, 1994.

    4. Липсиц И.В. Экономика. М., 1996.

    5. Макконнелл К.Р.,БрюС.Л. Экономикс. М., 1996.

    6. Налоги: Учебное пособие/Под ред. Черника Д.Г. М., 1995.

    7. Сажена М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. М., 1996.

    8. Современная экономика/Под ред. Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону, 1996.

    9. Финансы/Под ред. Родионовой В.М. М.,1995.

    10. Экономика: Учебник/Под ред. А.С. Булатова. М., 1995.

    Подобные документы

      Роль государственного бюджета как экономической категории, его значение в социально-экономических процессах. Бюджетная система Российской Федерации. Формирование бюджета и его функции. Порядок финансирования государственного аппарата, Вооруженных сил.

      курсовая работа , добавлен 20.04.2015

      Принципы построения бюджетной системы. Доходы и расходы государственного бюджета. Суть бюджетного дефицита и профицита. Экономическая суть понятия государственного долга. Виды государственного долга: внешний и внутренний, параметры их классификации.

      курсовая работа , добавлен 12.02.2009

      Понятие государственного бюджета. Доходы и расходы государственного бюджета. Суть бюджетного дефицита. Государственный долг как составная часть государственного бюджета. Внутренний и внешний долг Российской Федерации.

      курсовая работа , добавлен 10.04.2007

      Доходы государственного бюджета. Расходы государственного бюджета. Бюджетный дефицит. Анализ состояния федерального бюджета РФ в текущем году. Федеральный бюджет 2005г. Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов.

      курсовая работа , добавлен 08.02.2005

      Доходы государственного бюджета. Расходы государственного бюджета. Бюджетный дефицит. Причина бюджетного дефицита. Анализ динамики доходов и расходов федерального бюджета РФ. Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы. Характер бюджетного сальдо.

      курсовая работа , добавлен 12.07.2008

      Структура государственного бюджета, его доходы и расходы. Роль бюджета в распределении и перераспределении национального дохода. Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь. Анализ основных проблем формирования государственного бюджета.

      курсовая работа , добавлен 02.05.2015

      Экономическая сущность государственного бюджета и его функции. Сбалансированность, источники формирования и расходы государственного бюджета. Анализ динамики статей доходов и расходов федерального бюджета РФ, контроль и эффективность его исполнения.

      научная работа , добавлен 05.12.2011

      Экономическая суть, роль, содержание государственного бюджета как экономической категории. Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества. Особенности формирования и использования средств федерального бюджета.

      курсовая работа , добавлен 21.04.2015

      Сущность государственного бюджета, особенности его функций. Общая характеристика экономических форм функционирования бюджета: доходов и расходов. Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития современного общества.

      курсовая работа , добавлен 12.09.2013

      Сущность понятия "государственный бюджет". История возникновения бюджета. Понятие и роль государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета. Бюджетное устройство Российской Федерации. Принципы бюджетной системы РФ. Условия сбалансированности бюджета.

    Вам также будет интересно:

    Красный лук: уникально полезный и изысканный
    О пользе , в частности, о его способности улучшать пищеварение, укреплять иммунитет,...
    Оверсайз – комфортный тренд-абсолют!
    Свобода стиля и свобода кроя, комфорт и непринужденность - преимущества одежды oversize...
    Что такое оверсайз, и как его носить?
    Сегодня мы расскажем вам про оверсайз. Что это такое, детально рассмотрим также. Также...
    Чувствительность тестов на беременности: когда покажет результат и на какой день задержки следует делать
    Статья Беременность - это приятный период. В этот промежуток времени женщина носит под...
    Причины и виды выделений из груди желтого цвета при надавливании
    Причины выделений из молочных желез могут быть природными и патологическими, то есть...