Все о покупке и продаже автомобилей

В рпц грянул новый скандал с педофилией. В рпц случился новый гомосексуальный скандал РПЦ: «Церковь не нуждается в спасении репутации»

Не успели отгреметь первые два гомосексуальных скандала в Русской православной церкви, касавшиеся домогательств к юным студентам в Казанской духовной семинарии и похождений гомельского архиепископа Стефана, как разразился третий. На этот раз руководству РПЦ и в СМИ пожаловались воспитанники самой главной в России Московской духовной академии, расположенной в Троице-Сергиевой лавре. Юноши откровенно рассказали о царящем в церковном учебном заведении разврате, передает сергиево-посадское издание “Альтернативная газета”.

Интересно, что к главе РПЦ патриарху Кирилл у будущие священники относятся весьма положительно: благодарят его за помощь академии в строительстве общежития и надеются на разрешение своих проблем. А вот ректора МДА, архиепископа Верейского Евгения (кстати, он является еще и председателем Учебного комитета РПЦ и курирует все церковные вузы России), обвиняют во множестве грехов.

– За почти 20 лет руководства Академией он занимался только тем, что своим наплевательским отношением ее разваливал, – написали студенты МДА в СМИ. – Архиепископ Евгений лишь разъезжал по дорогим курортам на деньги, что получал от продажи квартир старушек, которые завещали свое жилье МДА. А ведь студенты академии до самой их смерти носили бабушкам еду и убирали в этих квартирах в свое личное время.

При этом, по словам студентов, за развратом, происходящим в стенах учебного заведения, ректор не только не следит, но и всячески ему потворствует. А происходят там при этом, скажем прямо, нелицеприятные вещи.

– “Ученые монахи” регулярно устраивают пьянки в 50-м академическом корпусе, – пишут студенты. – При этом туда приглашаются юные воспитанники учебного заведения, которых пытаются склонить к гомосексуальной близости, и зачастую удачно. Особенно активным участником таких оргий являлся бывший дежпом МДА епископ Николай (Ашимов) по кличке “Машенька”. Когда он был еще обычным иеромонахом, то неоднократно сексуально домогался к студентам. Ректору МДА архиепископу Евгению было доподлинно известно о данном грехе, однако это не помешало ему дать Николаю отличную характеристику при рукоположении в сан епископа и назначении на руководство Амурской епархией.

Руководить ей, по словам студентов Московской духовной академии, теперь уже епископ Николай поехал не один. Незадолго до этого, пишут юноши, он “соблазнил студента семинарии, дружившего на тот момент с девушкой, развел его с ней и уговорил отправиться в свою епархию в Комсомольске-на-Амуре”.

Недобрым словом студенты вспоминают также бывшего начальника епископа Николая – игумена Вассиана, работающего в академии на должности проректора по воспитательной работе. Даже на младших курсах его, не стесняясь, называют мужеложником. А секретарь Ученого совета МДА игумен Адриан, пишут студенты, неоднократно был пойман с поличным за просмотром гей-порно, о чем неоднократно докладывалось ректору академии архиепископу Евгению, но тот никаких организационных выводов не сделал. Кроме того, еще один академический игумен Герасим, совершенно не стесняясь, на глазах у юных студентов приводил к себе в келью переодетых в женское транссексуалов.

– То, как ректор Московской духовной академии занимается укрывательством разврата в среде академического монашества, свидетельствует о том, что он причастен к гей-лобби, – пишут студенты. – Ведь именно архиепископ Евгений уволил из академии протодиакона Андрея Кураева, который является давним противником этого греха. Кроме того, архиепископ Евгений давно дружит с известным в Москве гомосексуальным игуменом Петром (Еремеевым). Именно теперешний ректор МДА привез его из Ставрополя в Москву и назначил своим проректором. А когда домогательства Петра к студентам стало уже невозможно скрывать, отправил его на должность первого проректора в только что начавшую работать Хабаровскую духовную семинарию. Когда же тамошний правящий архиерей, не потерпев разврата, выслал игумена Петра обратно, архиепископ Евгений назначил его сразу ректором Российского православного университета в Москве.

Известный своей непримиримой борьбой с гомосексуализмом в рядах Русской православной церкви протодиакон Андрей Кураев , который ранее, после публикации своих разоблачений, был уволен из Московской духовной академии, уже успел прокомментировать скандальное письмо воспитанников церковного вуза у себя в блоге.

– Мне уже позвонили несколько студентов различных российских духовных академий (но все они ранее были воспитанниками Московской духовной семинарии), которые восторженно отзывались об опубликованной статье, – написал Андрей Кураев. – Всем им я задавал один и тот же вопрос: насколько достоверна описанная в материале картина? В среднем выходило, что процентов на 70 это – правда. Что будут делать в патриархии сейчас? Понятно, что искать авторов письма в газету и давить на редакцию. Но, возможно, одной из тех вводных лекций, которые читают первокурсникам церковных вузов в начале сентября следует посвятить вопросам личной безопасности в церковных стенах? Честно рассказать юношам о наличии в РПЦ гомосексуального клира и методах его “охоты”? Просто предупредить, что цена коньяка, который юноши распивают в келье “приятного во всех отношениях монаха” может оказаться слишком высокой? И объяснить, что, если такой собеседник во время разговора не выпускает твою руку из своей и все время поглаживает по запястью, то встреч с таким собеседником наедине лучше избегать?

Напомним, несколько дней назад известный пропагандист РПЦ, протоиерей Всеволод Чаплин выступил с инициативой об отказе россиян от использования смартфонов. Они, по мнению церковника, способствуют различным грехам.

https://www.сайт/2019-05-17/kak_postoyannye_skandaly_vokrug_rpc_priveli_obchestvo_k_protestam_protiv_novyh_hramov

«РПЦ воспринимается как проводник государственной политики»

Как постоянные скандалы вокруг РПЦ привели общество к протестам против новых храмов

Наиль Фаттахов / РИА Новости

В последние годы Русскую православную церковь сопровождают регулярные скандалы. Это и конфликты с обществом, и требования церкви вернуть имущество, и попытки введения художественной цензуры, а с подачи впавшего в опалу диакона Андрея Кураева начались разоблачения, и оказалось, что за многими иерархами тянется шлейф непристойного поведения. На фоне напористых действий РПЦ и порой очень странных заявлений ее спикеров в обществе растет антиклерикализм. Пока что он в стадии недовольства — люди ропщут на кухнях, ругают верующих в комментариях на городских порталах и соцсетях, все чаще противопоставляя веру и религию, РПЦ и христианство и употребляя марксистские антирелигиозные лозунги. И хотя обычно оскорбляются чувствами и требуют извинений более чем светские люди, восприятие верующих как людей обиженных и обозленных уже укоренилось среди активной части общества. сайт вспомнил самые яркие конфликты вокруг Церкви и попытался выяснить, как получилось, что РПЦ потеряла доверие многих россиян, ждет ли Россию всплеск воинствующего атеизма и как Церковь может реагировать на новую волну антиклерикализма.

Patriarchia.ru

Громкие скандалы случались и прежде (например в связи с акцизами на табачные изделия), но серьезного влияния на имидж РПЦ они не оказывали. В отличие от ярких конфликтов в десятилетие патриаршества Кирилла (Гундяева). Воспринимавшийся в 1990-е и нулевые как разумный и человечный пастырь, глава синодального отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл легко избрался предстоятелем РПЦ (508 голосов из 677), будучи в глазах общества почти либералом — его противник митрополит Климент (Капалин) считался весьма консервативным. Но то ли общество заблуждалось, то ли патриарх эволюционировал, но в итоге период его правления ознаменовался чередой ежегодных скандалов.

2010 год

Федеральное Собрание приняло закон о возвращении церковного имущества религиозным организациям (327-ФЗ). Его часто называют законом о реституции, хотя это некорректно, говорит эксперт центра «Сова» Ольга Сибирева: «Слова «реституция» в ФЗ-327 нет, в нем идет речь о выборочной передаче зданий, имущества религиозного назначения, и это добрая воля государства. Реституция предусматривала бы не только возвращение всего имущества конфессий, отнятого советской властью, но и земельных участков, которые постигла та же участь». Главным бенефициаром принятия этого закона стала Русская православная церковь — она получила не только здания, принадлежавшие Греко-российской православной церкви до 1918 года, но и храмы некоторых иных конфессий. Наиболее громкой стала передача РПЦ католических и лютеранских церквей в Калининградской области. Любопытно, что правящим архиереем Смоленской и Калининградской митрополии был до избрания патриархом сам Кирилл, а вскоре после избрания он разделил митрополию на две самостоятельные церковные единицы и лично управлял Калининградской епархией до 2016 года.

В том же году по вопросу возвращения церковного имущества возникло противостояние Церкви и общества в Челябинске — губернатор Михаил Юревич во время визита патриарха Кирилла анонсировал передачу РПЦ здания органного зала, бывшей церкви св. Александра Невского, в котором иногда проходили богослужения. Митинги против выселения органа из здания бывшего храма собирали несколько тысяч человек, но ничего не изменили. Орган был разобран и вывезен, в 2014 году был открыт новый органный зал, а реконструкция храма Александра Невского продолжается до сих пор.

2012 год

Осторожные высказывания патриарха и церковных спикеров по поводу многотысячных протестов зимой 2011-2012 годов против фальсификации парламентских выборов могли стать новым периодом позитивного восприятия РПЦ в глазах общества, если бы этому не помешало дело Pussy Riot. Панк-«молебен» маргинального арт-проекта «Богородица, Путина прогони» с оскорбительными для него фразами предстоятель РПЦ простить не смог. Трех девушек — участниц акции осудили на два года колонии общего режима по статье «Хулиганство».

Игорь Мухин / Русская Википедия

В период дела Pussy Riot случилось и еще два скандала. Сначала появились «исчезающие» часы Breguet за 30 тыс. долларов — работница пресс-службы патриархии на всякий случай стерла на фотографии часы на руке у патриарха, не заметив, что они отражаются в лакированной поверхности стола. Параллельно с этим при ремонте квартиры экс-министра здравоохранения Юрия Шевченко в знаменитом Доме на набережной «нанопыль» будто бы проникла в соседнюю квартиру патриарха и испортила его книги и мебель. Суд обязал Шевченко выплатить проживающей там Лидии Леоновой (она представлялась родственницей патриарха) 18 млн рублей.

2013 год

Федеральное Собрание приняло поправки в статью 148 Уголовного кодекса («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий»), получившие прозвание «закон об оскорблении чувств верующих». С этого момента «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих», караются штрафом до 300 тыс. рублей или обязательными работами до 240 часов, либо принудительными работами на срок до года или лишением свободы на тот же срок.

Ближе к концу года с громкими разоблачениями выступил диакон Андрей Кураев — они касались сексуальных домогательств священников к семинаристам в Казани. Результатом стала потеря должностей самим Кураевым, а вот упомянутые им иерархи не пострадали.

2015 год

Весной Новосибирская епархия громкими заявлениями добилась от министра культуры Владимира Мединского увольнения директора оперного театра Бориса Мездрича после постановки оперы «Тангейзер» в режиссуре Тимофея Кулябина. Не видевшие спектакля митрополит Тихон и православные активисты жаловались на осквернение религиозных символов. После увольнения Минкультом Мездрича новый директор театра Владимир Кехман снял постановку из репертуара. На митинг против цензуры вышло около 3-4 тыс. новосибирцев. В новой постановке — в концертном исполнении — «Тангейзер» вышел на сцене новосибирской оперы в марте 2019 года и получил одобрение митрополии.

Александр Кряжев / РИА Новости

Летом 2015 года началось противостояние москвичей и РПЦ вокруг проекта строительства храма в парке Торфянка в Лосиноостровском районе. По постановлению мэра столицы Сергея Собянина предполагалось, что из территории парка (6,3 га) выделят 0,2 га для строительства храма. Возвести церковь планировалось в рамках программы «200 храмов», но местные жители выступили против. После нескольких митингов защитников парка обвинили в оскорблении чувств верующих, против ряда активистов возбудили дела по 148 статье УК РФ. В итоге мэрия согласилась на перенос места возведения храма, а патриарх заявил, что «компромиссное решение о переносе места строительства раскрыло подлинные мотивы противников возведения храма»: «На «Торфянке» по просьбам защитников храма был поставлен памятный крест. Но и сегодня с прежним ожесточением продолжается борьба — теперь уже не со строительством храма, а с крестом. Так, может быть, это с самого начала была не защита парка, а борьба с крестом — символом христианства? Мы не можем идти на поводу у людей, которые по идейным соображениям ненавидят изображение креста Господня».

Летом того же года одиозный протоиерей Димитрий Смирнов, возглавляющий патриаршую комиссию по вопросам семьи, ворвался с большой группой прихожан на празднование 20-летия радиостанции «Серебряный дождь» и сорвал концерт, грубо расталкивая собравшихся и выдергивая шнуры из аппаратуры. По словам священника, концерт мешал богослужению в храме, находящемуся в километре оттуда. Гендиректор радиостанции так описал общение с протоиереем: «Вы с нами не согласовали ваше мероприятие». На вопрос — с какой, собственно, стати мы должны с ними что-либо согласовывать, ответ был такой: «Это наша территория, мы тут хозяева». Далее диалог был такой:

— А что значит «ваша территория»? Мы что, у вас в храме день рождения отмечаем?

— Все, что в этом районе находится, относится к нашему приходу и это наша территория.

— А если я тут живу, моя квартира — это тоже ваша территория?

— И вы можете вот так вламываться ко мне в квартиру?

— Да, захочу и зайду. И возьму все, что мне надо».

2016 год

После запроса Ura.ru в правоохранительные органы началось уголовное преследование видеоблогера Руслана Соколовского, игравшего в Pokemon Go в Храме-на-Крови в Екатеринбурге. Воинствующий атеист Соколовский выложил на своем канале на YouTube ряд видеозаписей, которые легли в основу уголовного дела. Видеоблогера судили по 148-й и 282-й («Возбуждение ненависти или вражды») статьям. В 2017 году суд приговорил его к условному сроку — сначала к трем с половиной годам, затем снизив срок до двух лет и трех месяцев.

сайт

В августе 2016 года в Челябинске прошли публичные слушания по строительству часовни в сквере возле ЮУрГУ. После публикаций в ряде СМИ идея возведения часовни вызвала бурю негодования горожан, студенты создали петицию против строительства и за проведение новых слушаний. Она собрала около 5 тыс. подписей, а прокуратура вынесла автору петиции предупреждение о возможной уголовной ответственности по статье «Оскорбление чувств верующих» по доносу одного из горожан. В 2017 году мэр Челябинска Евгений Тефтелев утвердил проект планировки сквера с часовней.

2017-2018 годы

В 2017 году в Санкт-Петербурге шли акции протеста против передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви. Власти города долго отказывали РПЦ, но в последние дни 2016 года внезапно пошли навстречу, что вызвало негодование горожан. Протесты против планов по передаче здания храма Церкви продолжались и в 2018 году, пока не было заявлено, что «тема закрыта», а РПЦ будто бы утратила право на возвращение ей Исаакия, так как не подала заявку в срок до 30 декабря 2018 года.

Elena Dunn/Global Look Press

2018 год ознаменовался внешнеполитическим провалом РПЦ — константинопольский патриарх Варфоломей признал каноничной объединенную Православную церковь Украины, конкурирующую с УПЦ МП (автономной частью РПЦ).

2019 год

Первый громкий скандал произошел вновь вокруг передачи церковного имущества — РПЦ запросила здания и территорию Спасо-Андроникова монастыря, в котором располагается музей имени Андрея Рублева, несмотря на сосуществование музея с церковным приходом и готовность к диалогу — музей Рублева был готов передать РПЦ не только Спасский собор и бывший дом администрации, но и бывший братский корпус.

сайт

Затем возникли конфликты со строительством храмов в популярных среди горожан скверах — в Екатеринбурге (продолжаются акции протеста и задержания активистов), Красноярске (власти отказались от возведения церкви в сквере) и Нижнем Новгороде (бурно прошли общественные слушания, начались одиночные пикеты, власти пока не выдали епархии разрешение на строительство храма). Будет ли на эти ситуации как-либо реагировать патриарх, пока не ясно — его пресс-секретарь отец Александр Волков не пожелал отвечать на этот вопрос.

Протест против насаждения «духовных скреп»

Согласно опросам ФОМ , растет число россиян, не доверяющих РПЦ. Если в 2014 году ей доверяли 65% опрошенных, а в 2019-м — 66%, то число недоверяющих выросло с 15% до 20%. Максимальные проценты доверия были зафиксированы среди россиян старше 46 лет, наибольшее недоверие к РПЦ проявляют россияне 18-30 лет и 31-45 лет — то есть именно те люди, которых мы видим на акциях протеста против возведения новых храмов.

Вряд ли конфликты вокруг храмового строительства в скверах Красноярска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода — целенаправленная политика РПЦ, говорит религиовед Константин Михайлов. По его мнению, в каждой ситуации большое значение имеет конкретная митрополия с ее традициями и спецификой отношений с властями.

«В Екатеринбурге конфликт идет не первый год, это очередное повторение, там достаточно влиятельная митрополия, которая активно насаждает православие и, как показывают последние события, связана с коммерческими кругами, — своя особенная ситуация. Говорить, что это общая целенаправленная политика РПЦ, нет оснований, но это всюду конфликт не столько вокруг строительства храма и сохранения сквера, сколько вокруг присутствия Церкви в официальной публичной городской среде.

Вот тут можно говорить о такой политике — Церковь всегда стремится проникнуть в городское пространство и закрепиться в самых престижных и важных местах», — говорит эксперт.

Михайлов не связывает увеличение числа конфликтных ситуаций вокруг РПЦ с личностью патриарха Кирилла: «Небольшие наметки были и ранее, но в 1990-е годы у РПЦ был очень большой кредит доверия, высокий уровень симпатий широкой публики. Не могу сказать, что изменение ситуации связано с патриархом Кириллом — такие тенденции и в последние годы патриаршества Алексия II были заметны, но после 2009 года они действительно активизировались. В том числе потому, что на период предстоятельства Кирилла пришелся консервативный поворот светской власти».

сайт

Религиовед утверждает, что протест против церковного строительства одновременно выражает и светскую политическую повестку — недовольство людей продвижением «духовных скреп», а РПЦ в этой ситуации воспринимается как некий проводник государственной политики. Отсутствие подобных скандалов в 1990-х и 2000-х он связывает с тем, что в те годы была иная политическая линия госвласти. При этом Михайлов не считает, что столкновения связаны с бурным развитием антиклерикализма в России: «В активную фазу такой протест перешел давно: я вспоминаю митинги 2012 года, на которых часть толпы скандировала «Патриарх Гундяев — друг воров и негодяев». Думаю, нельзя сказать, что сейчас качественно новый поворот — скорее, расширение активности. В Екатеринбурге происходят очень интересные дела, такой прорыв антиклерикальных настроений. Мы видим людей, которые выходят на улицы, и несколько тысяч человек для Екатеринбурга — очевидно, серьезная цифра. И Екатеринбург — это частное проявление общих тенденций к росту антиклерикальных и атеистических тенденций, которые сдерживаются законом об оскорблении чувств верующих. Если в 2000-х была возможна ситуация, что человек с оппозиционными политическими настроениями относился к РПЦ с симпатией и почтением, то теперь такое редко встретишь».

«Екатеринбургский скандал наносит немалый ущерб Церкви, — пишет диакон Андрей Кураев. — Скандал вокруг сквера-храма, наверно, не одной душе дал повод определиться и закоснеть в своей антиклерикальности. Земная церковь (феодальная корпорация с маленькой буквы), как всегда, не заметила потери бойца, облила этих людей грязью и отреклась от них. Нет, не так: не просто отреклась, а продала их. Скверо-храм — это бизнес-проект. Нет, не прямо епархии, но ее кормильцев. Спонсоры проекта намерены под видом строительства храма получить большой кусок земли и построить там еще несколько коммерческих помещений (пара домиков до 30 этажей). Поскольку же эти застройщики и ранее вкладывали деньги в епархиальные проекты, то епархия не смеет откреститься от них и их аппетитов и послушно и даже с охотой подмахивает их планам и их боевикам. То есть за прошлые и будущие спонсорские вливания от этих застройщиков епархия готова расплачиваться своим имиджем и имиджем Церкви Христовой».

Об антиклерикализме рассуждает и Константин Михайлов. По его словам, в России и мире поднимается то, что специалисты называют новым атеизмом, и в этой ситуации у Церкви не очень много возможных вариантов действия. «С каждым годом игнорировать эту проблему все сложнее, и любая попытка выступить с жестким осуждением подогреет антиклерикальные настроения, — считает Константин Михайлов. — РПЦ придется вырабатывать стратегию, но пока она пытается опереться на государственную власть, чтобы закрепить свою позицию, хотя наш дореволюционный опыт и опыт других стран показывает, что чем сильнее они будут наседать, тем серьезнее будет ответная реакция».

РПЦ: «Церковь не нуждается в спасении репутации»

В синодальном отделе по взаимоотношениям с обществом и СМИ считают иначе: «Церковь не нуждается в спасении репутации. К сожалению, многие живут в системе координат, придуманной ими самими, — говорит зампредседателя отдела Вахтанг Кипшидзе. — В этой системе Церковь рассматривается ими как хозяйствующий субъект, которые строит свои «торговые точки», которые вызывают ту или иную реакцию, и при этом должна думать о том, чтобы этот «бизнес» не вызывал раздражения у «клиента». Ведь так работают все корпорации. Более анекдотичную модель придумать сложно. Церковь создана Христом не для спасения своей репутации, а для спасения человека для вечной жизни. В храме совершаются спасительные таинства, люди общаются с Богом в молитве, а не занимаются бизнес-планированием».

Кипшидзе говорит, что за «спасение человека, шаги к которому человек делает в храме Божием», РПЦ «готова заплатить любую цену». «Это не исключает гибкости в выборе участков для храмового строительства, и Церковь многократно пересматривала строительные планы в разных городах. Нужно только опираться на мнение большинства местных жителей, а не десятка или нескольких сотен убежденных богоборцев, которым во внутренним убеждениям противна идея строительства любого храма в любом месте. Такие найдутся в любом городе, но они не имеют никакого права навязывать свой атеизм большинству», — заявил зампредседателя отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ.

Русская православная церковь после некоторого затишья вновь ворвалась в информационную повестку: священники и архиереи опять не сходят с лент новостей, удивляя общество своими заявлениями и поступками. Церковь планомерно раздвигает границы дозволенного для себя, добиваясь всё большего влияния на самые разные сферы - от политики до личной жизни граждан. Правда, такое движение предсказуемо натыкается на непонимание, следствием которого являются многочисленные скандалы, в которые попадает РПЦ. «Политсовет» решил вспомнить 10 самых громких скандалов с участием духовенства за последние несколько лет.


Фотография с официального сайта Московской патриархии

Точкой отсчета мы взяли 2012 год, в котором начался перелом в российской политической и общественной жизни (к этому перелому непосредственное отношение имела и сама РПЦ). Стоит сразу оговориться, что в наш рейтинг не попали многочисленные заявления протоиереев Всеволода Чаплина и Димитрия Смирнова: их эпатажные высказывания давно стали привычной и даже рутинной частью информационной картины, так что полноценными скандалами их и назвать уже нельзя.

Дело Pussy Riot

Отправной пункт новой эпохи во взаимоотношениях церкви и общества - это, конечно, дело феминистской панк-группы Pussy Riot. Судебный процесс, за которым в 2012 году следил весь мир, стал водоразделом, после которого многие изменили свой взгляд на РПЦ. Напоминать детали этой истории излишне: все и так хорошо помнят, как в феврале 2012 года несколько девушек в балаклавах забежали на амвон Храма Христа Спасителя и почти минуту танцевали там. Этот танец потом попал в кадры клипа «Богородица, Путина прогони».

Реакция РПЦ была максимально жесткой - вместо того, чтобы по-христиански простить девушек, Церковь стала добиваться их наказания. Сотрудники храма стали ключевыми свидетелями обвинения в суде, а следствие в своих доказательствах ссылалось на решения Трулльского собора VII века. В итоге участниц Pussy Riot осудили на два года лишения свободы (одной из них срок затем заменили на условный, а Мария Алехина и Надежда Толоконникова освободились по амнистии только в декабре 2013 года). Всему обществу был подан сигнал: РПЦ обид не прощает, и силовое преследование теперь стало частью церковной политики. Не случайно вскоре после этого появился «закон о богохульстве» - уголовная ответственность за публичное оскорбление религиозных святынь.

«Пыльное дело» патриарха

Одновременно с делом Pussy Riot разворачивался еще один судебный скандал, непосредственно касавшийся лично патриарха Кирилла. Представитель Кирилла - некая Лидия Леонова, живущая в его квартире в знаменитом Доме на набережной, на священника и бывшего министра здравоохранения РФ Юрия Шевченко. Леонова требовала с семьи Шевченко (к слову, сам экс-министр был болен раком) 20 миллионов рублей за то, что пыль из его квартиры, где проводился ремонт, попала в квартиру патриарха и испортила мебель и книги.

В итоге суд встал на сторону патриарха и заставил семью священника заплатить компенсацию - все 20 миллионов. Поданный стороной Шевченко иск о незаконном обогащении патриарха был отклонен.

Скандал, связанный с этим делом, получился действительно громким и резонансным, хоть и недолгим. Недоумение общественности вызвало не только то, что патриарх требует 20 миллионов с другого священника, больного раком, но и то, что Кирилл владеет квартирой в самом центре Москвы, где к тому же живет некая женщина, представляющаяся его троюродной сестрой. По репутации патриарха был нанесен серьезный удар.

Исчезающие часы патриарха

Тогда же, весной 2012 года, патриарх попал еще в один громкий скандал - на этот раз курьезный. На одной из фотографий, опубликованных на сайте Московской патриархии, можно было заметить отражение руки Кирилла с дорогими часами, в то время как на самой руке часов не было. Было понятно, что часы на руке убрали с помощью фотошопа, а вот стереть их с отражения забыли.

Патриархия впоследствии была вынуждена признать, что снимок действительно был отредактирован сотрудником пресс-службы. Публикацию такого снимка в РПЦ назвали «ошибкой» и «грубым нарушением внутренней этики». Но как бы то ни было, после скандала с фотографией многие узнали, что патриарх Кирилл не только носит дорогие швейцарские часы, но и пытается скрывать этот факт далеко не самыми честными способами.

ДТП со священниками

Но не только патриарх попадал в скандалы в том году. Летом 2012 года почти одновременно два священника РПЦ устроили резонансные ДТП в Москве. Сначала игумен Тимофей (Подобедов), передвигавшийся на автомобиле BMW с дипломатическими номерами Мальты, врезался в две машины в центре столицы. По свидетельствам очевидцев, священник, которого называли чуть ли не духовником Филиппа Киркорова, вел себя неадекватно. Наказание за эту аварию было довольно мягким: суд ограничился лишением прав, а руководство РПЦ сохранило за Тимофеем сан, но сослало служить в Воронеж, где он стал настоятелем одного из храмов.

Тем же летом иеромонах Илия (Семин), ехавший по Москве на белом «Мерседесе Гелендваген», не справился с управлением и трех дорожных рабочих, двое из которых погибли на месте. Илия за это ДТП был наказан куда более сурово, нежели игумен Тимофей: его осудили на три года колонии и лишили сана. Впрочем, как впоследствии сообщали СМИ, бывший иеромонах отбывал наказание в СИЗО в условиях повышенной комфортности, попав в отряд хозяйственной обслуги и став любимчиком тюремного начальства.

Несмотря на то, что эти два случая стали самыми громкими скандалами с авариями, спровоцированными священниками, были и другие подобные случаи, которые не удостоились такого внимания общественности. Так, в конце апреля 2015 года в одном из сел Мордовии в ДТП попал автомобиль Toyota Land Cruiser: машина на огромной скорости вылетела с дороги и перевернулась, одна из пассажирок серьезно пострадала. Вскоре выяснилось , что за рулем новой иномарки находился 39-летний епископ Костомукшский и Кемский Игнатий (Тарасов), считающийся ставленником влиятельного митрополита Варсонофия. Архиерей сначала отрицал свою вину, но затем все-таки написал явку с повинной. На его карьере это, впрочем, никак не отразилось - он по-прежнему продолжает управлять своей епархией.

Дело Грозовского

Осенью 2013 года петербургского священника Глеба Грозовского, духовника футбольного клуба «Зенит», обвинили в совращении несовершеннолетних. По версии следствия, иерей совершил насильственные действия в отношении двух девочек во время отдыха в православном лагере на греческом острове Кос.

Сам Грозовский в момент возбуждения дела находился в Израиле и отказался возвращаться в Россию, отрицая при этом все обвинения. По решению российского суда он был заочно арестован. Впоследствии Россия подала ходатайство о его экстрадиции, и священник осенью 2014 года был арестован в Израиле и до сих пор находится в тамошней тюрьме, ожидая выдачи на родину.

Дело Грозовского вызвало резонанс не только из-за тяжести обвинений в сексуальных преступлениях, но и из-за того, что семья священника, как считается, хорошо знакома с патриархом Кириллом. Отец Глеба, священник Виктор Грозовский, по некоторым данным, общался с будущим патриархом еще с советских времен. Поэтому дело Грозовского многие считали ударом по позициям Кирилла. И еще один момент - совпадение это или нет, но вскоре после возбуждения дела в отношении Грозовского на пенсию был отправлен Санкт-Петербургский митрополит Владимир, в штате которого когда-то состоял иерей Глеб.

Гей-скандал в Казани и увольнение Кураева

В конце 2013 года профессор Московской духовной академии, известный богослов протодиакон Андрей Кураев опубликовал рассказ студентов Казанской духовной семинарии, пожаловавшихся на сексуальные домогательства со стороны своих преподавателей. Если верить семинаристам, к ним приставал проректор семинарии игумен Кирилл (Илюхин), а ректор и по совместительству казанский митрополит Анастасий (Меткин) устроил им разнос за то, что они посмели вынести эти факты на публику.

Пост Кураева произвел эффект разорвавшейся бомбы - тема «гей-лобби» и так является больной для РПЦ, а тут появились почти документальные свидетельства о сексуальных домогательствах со стороны священников к молодым людям. В Интернете стали обсуждать и другие подобные истории, составлять списки «голубых епископов», покрываемых руководством РПЦ.

Реакция патриархии скорее подтвердила все эти подозрения, чем опровергла. Так, игумен Кирилл хоть и лишился поста проректора, но сохранил сан и перешел служить в другую епархию. Митрополит Анастасий ушел с должности ректора, но сохранил за собой митрополию, где благополучно служит и поныне. А вот Андрей Кураев был уволен из Московской духовной академии и выведен из состава Синодальной богословской комиссии, по сути, лишившись какого-либо официального статуса внутри РПЦ и попав в долгую опалу к церковному руководству.

Запрет «Тангейзера»

В 2015 году число скандалов с участием Церкви вновь стало расти. Начало года ознаменовалось атакой на оперу «Тангейзер», поставленную в Новосибирском театре оперы и балета. В постановке был явно неканоническим образом использован образ Иисуса Христа и христианская символика.

Против спектакля выступил новосибирский митрополит Тихон, который саму оперу не смотрел, но узнал о ее содержании из жалоб православных зрителей. Митрополит не только пожаловался на театр в Министерство культуры, но и потребовал возбудить дело об осквернении предметов религиозного почитания. И дело против директора театра действительно было возбуждено - правда, суд в конце концов закрыл его, не найдя в постановке признаков правонарушения.

Впрочем, судьба самого спектакля оказалась печальной: директор театра Борис Мездрич был уволен, а пришедший ему на смену Владимир Кехман первым же делом снял «Тангейзер» с репертуара. Спасти постановку не смог даже митинг, прошедший в Новосибирске. Вся эта история дала повод говорить об установлении религиозной цензуры: Церковь при поддержке государства открыто вмешалась в репертуар светского театра и добилась запрета не понравившейся священникам постановки вопреки принципу свободы творчества.

Благословение «ополченцев Новороссии»

В начале марта 2015 года в Екатеринбурге состоялась церемония проводов «ополченцев», ехавших воевать с Украиной на стороне непризнанных ДНР и ЛНР. Перед будущими боевиками выступил православный священник Владимир Зайцев, призвавший их «бить фашистскую мразь» - то есть, солдат украинской армии.

Вся загвоздка в том, что руководство РПЦ официально придерживается нейтральной позиции в украинском вопросе и призывает к скорейшему установлению мира. Слова протоиерея Зайцева, таким образом, прямо противоречили установкам патриархии и могли серьезно ухудшить ее отношения с украинцами (по некоторым данным, украинские православные действительно стали писать жалобы в РПЦ). В итоге церковные иерархи были вынуждены публично отреагировать на слова священника: Зайцев был в служении «до Пасхи» и отправлен на этот срок в монастырь.

Впрочем, наказание оказалось скорее символическим - уже через десять дней, не дожидаясь Пасхи, протоиерей вновь вернулся в свой храм, где продолжил вести службы. Впоследствии он не раз появлялся на различных публичных мероприятиях в Екатеринбурге. Из-за этого у многих возникло подозрение, что наказали его скорее для проформы, а в реальности антиукраинские настроения не чужды и высшим иерархам РПЦ.

Конфликт вокруг храма в Москве

Еще один громкий скандал, связанный с противостоянием Церкви и светского общества, развернулся совсем недавно - он связан с планами по строительству храма в Лосиноостровском районе Москвы. Храм планируется возвести на территории парка, против чего выступают многие местные жители.

В итоге парк стал точкой силового противостояния - противники храма разбили там палаточный лагерь, намереваясь помешать строителям вырубать деревья. Против них выступили «патриотические отряды», куда входят православные активисты, казаки и даже якобы «ветераны ДНР». Конфликт не раз доходил до реальных столкновений и драк.

Противостояние был вынужден прокомментировать лично патриарх Кирилл, заявивший, что храм «очень нужен многим местным жителям, которых поддерживает православная общественность». Он призвал решать все противоречия в правовом поле, но в целом дал понять, что от планов по строительству новых храмов РПЦ не окажется. При такой позиции можно ожидать новых подобных конфликтов - не только в Москве, но и в других городах.

Атака на «Серебряный дождь»

4 июля 2015 года радиостанция «Серебряный дождь» праздновала в Москве свой день рождения - в честь этого был устроен концерт. Внезапно на территорию, где проходил праздник, ворвалась группа православных верующих во главе с протоиереем Димитрием Смирновым - председателем патриаршей комиссии РПЦ по вопросам семьи. Верующие смели рамки металлоискателя, а протоиерей прорвался на сцену, потребовав сделать музыку потише: концерт якобы мешал ему проводить службу в храме.


Фотография с сайта радиостанции «Серебряный дождь»

«Жестко раскидывая всех, кто попадался им на пути, они добрались до сцены. За те 40 метров, что они прошли, от их рук пострадало несколько человек - охранник, наш водитель, на которого рухнули рамки металлоискателей, ведущий мероприятия Михаил Козырев, наши коллеги, помогавшие за сценой. Не щадили никого - грубо распихивали, отталкивали, не обращали внимание ни на попытки хотя бы узнать в чем дело, ни на попытки вступить в диалог. Оказавшись на сцене среди музыкантов, попы начали выдергивать шнуры из аппаратуры, отталкивать музыкантов. Всё происходящее напоминало рейдерский захват», - так описали события в «Серебряном дожде».

Концерт в итоге был продолжен, хоть и с более тихой музыкой. Но атака на «Серебряный дождь» стала новой гранью, которую успешно переступила Церковь. За три года духовенство проделало немалый путь: если в 2012 году оно преследовало тех, кто врывался в храм, то теперь само врывается к тем, кто не нравится им. Даже если вы не идете в РПЦ, то это не значит, что РПЦ не придет к вам - вот, видимо, лозунг нашей новой эпохи.

"/>
Для того, чтобы вставить материал в Живой Журнал или другой блог, скопируйте код.

В том его виде, в котором оно существует сейчас, ортодоксальное русское христианство явно не жилец. Спасти его может только раскол. А Гундяев войдет в историю, как человек, который поставил точку на русском православии московско-патриархатского розлива.

Мой боговерующий знакомый однажды поведал православную байку, которая ходит в их кругах. Якобы некий сильно одухотворенный старец предсказал, будто последним патриархом в РПЦ МП будет Алексий.

— Не знаю, — пожал он в ответ плечами.

Я не верю в байки старцев, но эта, похоже, сбылась. Потому что сменщика Алексия назвать Патриархом можно только с большой натяжкой. Скорее, Гундяев войдет в историю, как человек, который поставил точку на русском православии московско-патриархатского розлива. Верующая интеллигенция удивляется: и эта комичная фигура, ставшая предметом для шуток и вручения серебряных калош — патриарх? Разве таким он должен быть?..

Патриарх Сербии ходил в стоптанных башмаках и ездил общественным транспортом. У него не было никакой охраны, в отличие от православного олигарха Гундяева, которого по неизвестной причине почему-то охраняет ФСО, хотя церковь у нас отделена от государства.

А когда умер патриарх Болгарии, он оставил после себя латаную одежду и пишущую машинку, которую купил подержанной в 1968 году. У него не было «Брегета» за 30 тысяч евро, он носил часы марки «Луч» и зарабатывал 340 евро в месяц, 240 из которых жертвовал детскому дому для слепых и слабовидящих детей, а на оставшуюся сотню жил.

Что же творится с Русской православной церковью, патриарх которой ездит на членовозе с охраной?..

Год назад, когда наша «правоохранительная» система, руководимая из высших кремлевско-церковных сфер, незаконно сажала нищих солисток из группы «Пусси Райот», одна православная посетительница моего блога призналась, что сняла с груди крестик: стыдно стало носить. Это до какого же состояния должна была потерять авторитет контора, называемая церковью, чтобы подобное произошло!?.

И за последовавший год положение внутри церкви только ухудшилось. От нее уже за версту разит гнилью. Все последние события это только подтверждают. Внутри церкви нарастает кризис. Налицо явный разрыв между православными олигархами и низовым звеном конторы.

Попы «на земле» стонут от безденежья, в самом буквальном смысле побираясь, чтобы прокормить свою семью и построить церковь, а чиновная верхушка патриархии, близкая к Кремлю, откровенно и нагло жирует, совершенно этого не стесняясь и даже вслух декларируя устами поп-комика Чаплина: чиновник от бога должен жить богато!

Причем, что самое и возмутительное, и отвратительное — церковный олигархат жирует на наши, то есть государственные деньги. Так, в 2013 году Госдума приняла ряд поправок к бюджету, согласно которым РПЦ в 2014 году получит из федерального бюджета 1 млрд 158 млн рублей. Тот же законодательный беспредел творится и на местах — в феврале 2013 года одной своей росписью московский мэр Собянин выделил Храму Христа Спасителя 352 миллиона рублей в виде субсидии.

Понятно, что подобная ситуация долго длиться не может и на пользу церкви не идет. Олигархи от РПЦ пытаются поднять свой стремительно летящий вниз авторитет примитивными дешевыми трюками, завозя из-за границы и периодически выставляя напоказ для совсем уж примитивного простонародья какие-то «пояса Богородицы», «дары волхвов» и прочий фальсификат.

После чего моспатриархи гордо показывают на длинную очередь теток в платках: вон сколько у нас православных!.. Но кто стоит в этой очереди? Когда-то те же самые примитивно-верующие люди стояли в километровой очереди в Мавзолей. Святыни меняются, дураки остаются...

А попы, меж тем, обещают Путину электоральную поддержку, привычно тыча в нос президенту усеченные опросы общественного мнения, якобы свидетельствующие о росте их авторитета у народа и демонстрирующие бурный рост верующих в стране. Хотя, по тем же опросам, половина (!) из называющих себя православными не верят в бога; церкви на регулярной основе посещают 1,5-3%; народ регулярно выходит на демонстрации против строительства «храмов шаговой доступности»; а в московских и казанских школах религиозные предметы для своих детей не выбрал практически никто из родителей. И это естественно: мы же городское общество!

К тому же граждане не слепые. Каким авторитетом могут пользоваться у людей думающих попы, насилующие мальчиков и пьяными давящие на гелендвагенах рабочих?.. Это понимают и сами работники культа, далекие от распила бабла. Они пытаются протестовать. А их затыкают, увольняют, отлучают.

Раскол внутри церкви, который православные бюрократы стараются скрыть с той же ловкостью, что и часы на руке у патриарха, вовсю лезет наружу. То там, то сям взрываются позорные пузыри. Чего стоит один казанский гей-скандал, который осветил в своем блоге известный православный миссионер Андрей Кураев! И которого за это уволили.

Мы и так знали, что РПЦ является рассадником педерастии, а теперь имеем возможность почитать в блоге Кураева исповеди совращенных наивных юношей, которые пришли в церковь служить богу, а столкнулись с наглыми педорясниками (педерастами в рясах), которые ставили мальчишкам условие: или карьера и разработанная задница, или гордая невинность и пшёл на завод.

В минувшем декабре церковь всколыхнул новый скандал — ее покинул один из самых уважаемых и популярных людей — настоятель Свято-Успенского подворья в Оптиной Пустыне. Ушел, как пишут СМИ, будучи не в силах более «терпеть идеологические разногласия с РПЦ».

— Во мне произошел мировоззренческий сдвиг. — Признался бывший настоятель. — В последние годы я много изучал вопрос взаимодействия научных и религиозных знаний и пришел к выводу, что церковное учение стало сильно отставать от современных знаний. Вы не поверите, но большинство церковнослужителей считает, что Земле 7500 лет; что миф о Ноевом Ковчеге — реальная вещь, хотя то, что катастрофы, описанной в этом мифе, не было никогда, можно доказать миллионами способов. Это научный факт. Подобной архаики много и в богословии, и в Предании, и в богослужении. А каких-либо шагов по направлению к тем, кто не может мыслить средневековыми категориями, со стороны священноначалия не происходит.

Расстрига полагает, что сама структура РПЦ МП, которая сегодня является по сути идеологической подстилкой для власти, устарела и не соответствует современным требованиям. В сетевом мире и церковь должна быть сетевой:

— Церкви как сообществу верующих, мне кажется, сегодня больше подходит горизонтальная структура, сетевое устройство. Каждый христианин в состоянии поступать так, как и подобает христианину. Когда клир зависит от руководства материально, то никто не посмеет высказывать нечто отличное от того, как мыслит шеф, не подвергая себя неприятностям. А в независимой финансово структуре дела обстоят иначе: апостол Павел, вспомним, сам шил палатки и не был никому обязан.

Стремиться служить друг другу, а не руководить — кажется, такая была рекомендация Христа своим ученикам?.. Евангелие — это в том числе и история о том, как один Человек провоцировал служителей культа, выявлял их недостатки и увлеченность обрядами... Как сказали бы сейчас, деятельность Христа — это чистой воды акционизм.

Напомню: акционизмом были и действия в ХХС. Только Христа за его кощунственный погром, учиненный в храме, распяли, а девчонок посадили. Что ж, времена стали явно мягче. Но церковь — наглее и беспринципнее!

Православие умирает. В том его виде, в котором оно существует сейчас, ортодоксальное русское христианство явно не жилец. Спасти его может только раскол.

Поясню. На излете Совка академик Велихов предложил Горбачеву спасти ситуацию, искусственно разделив на две партии. Чтобы между ними появилась здоровая оживляющая конкуренция. Горбачев на это не решился и потерял и партию, и страну.

То же самое сейчас происходит с . Там жутко боятся конкуренции, бубнят что-то о традиционности своей фирмы на данной территории и требуют на этом основании от властей преференций. А в результате теряют и себя, и страну: сейчас на Дальнем Востоке уже больше протестантских приходов, чем общин всех других религиозных конфессий вместе взятых. Для примера: в Приморском крае 178 протестантских общин и 89 православных. В Хабаровском крае 96 протестантских общин против 67 прочих. При этом число протестантских общин растет, а православных падает.

Опубликована стенограмма беседы двух Патриархов - Варфоломея и Кирилла - о судьбе Украинской церкви, провозглашение автокефалии которой поддержал Госдеп США. И на западе Украины начался «захват храмов» - правда, в формате инсценировки. Октябрь должен стать решающим месяцем в «битве за автокефалию».

Укрощение Кирилла и унижение Илариона

Процесс провозглашения украинской церковной автокефалии (независимости), стартовавший еще в апреле, приобрел поистине драматические черты после встречи Вселенского и Московского патриархов Варфоломея и Кирилла в Стамбуле 31 августа. Как сообщала «Новая», Кирилл потерпел там неудачу, и конфликт двух патриархатов перешел в острую фазу, поставив православный мир на грань глобального раскола.

С 14 сентября РПЦ не поминает Константинопольского патриарха и не сослужит с его епископами. А 28 сентября близкий к Константинополю греческий сайт Оthodoxia.info опубликовал фрагменты стенограммы, судя по всему, беседы двух патриархов в последний день лета.

Уже первый тезис московского гостя («Украинцы и россияне — один народ, а с Киева начинается история России») вызывает протест Вселенского патриарха.

«Украинцы не чувствуют себя комфортно под властью России, — говорит не «наш» патриарх, — и желают быть абсолютно свободными в религиозном и политическом смысле».

Далее «наш» Кирилл пытается оспорить законность обращения за автокефалией президента и парламента Украины, утверждая, что они представляют лишь 8% населения страны и скоро будут сметены восставшим народом, который хочет вернуться под руку Москвы.

Патриарх Варфоломей. Фото: Громадское

Патриарх Варфоломей, однако, довольно изящно парировал и эту аргументацию:

«Вы не можете посетить Украину, а священнослужители там не поминают Вас во время святого богослужения. Вы считаете, что это не является проблемой?»

Так что оправдываться пришлось Кириллу.

«Вы говорите о том, что у Вас есть миллионы верующих и что Вы обладаете из-за этого политической силой, — говорил Варфоломей. — Но сколько из этих миллионов были крещены? Сколько из них ходят в церковь на богослужения?»

Присутствовавший на встрече ближайший помощник патриарха Кирилла, его министр иностранных дел митрополит Иларион (Алфеев), был и вовсе изничтожен:

«Вы заявили, что президент Порошенко подкупил Вселенский патриархат, — поставил вопрос Вселенский патриарх. — Я вас спрашиваю прямо: можете ли вы доказать это? Если вы не можете, вы хулите Церковь-Мать, и она наложит на вас проклятие».


Патриарх Кирилл и митрополит Иларион. Фото: РИА Новости

После попытки Московского патриарха заступиться за Илариона Варфоломей прямо попросил Кирилла:

«Прошу Вас наказать его, чтобы он вел себя так, как положено его сану, потому что он ведет себя в ущерб Вам».

Теперь понятно, почему на обратном пути в Москву, прямо на борту самолета, московский первосвятитель довольно грубо накричал на своего бывшего фаворита.

А как вам неожиданный призыв Кирилла поддержать католических епископов, которых обвиняют в педофилии. Если в начале беседы российский патриарх Кирилл как бы осуждал католицизм, говоря, что в XV веке из-за унии с католиками Константинополь отпал в ересь, и Москва была вынуждена самопровозгласить автокефалию, то в конце назвал католиков братьями. «Все эти обсуждаемые истории, касаются и нас, — смело признал Кирилл. — Разные утверждения, согласно которым якобы тридцать лет тому назад какой-то епископ что-то делал, без каких-либо доказательств причиняют ущерб церкви и создают очень болезненную атмосферу».

«Битва архивов»


Православные священники собрались в Константинополе на Архиерейский собор. Фото: РИА Новости

После этой встречи диалог двух патриархатов продолжается исключительно в виртуальном пространстве. Каждая из сторон создала свои научно-исторические сайты, на которых выкладываются горы документов XVI-XVII вв., призванные доказать, что Киев находится именно в «этой» юрисдикции. Едва ли кто теперь читает и анализирует документы, написанные на церковнославянском и греческом языках.

Ключевым в споре является акт 1686 года, согласно которому Константинополь передал Москве право поставлять на кафедру Киевских митрополитов, но не передал при этом саму Киевскую митрополию,

о чем, впрочем, не решался напоминать долгих 235 лет, пока не пала Российская империя.

В этой «войне архивов» вскрылись и свежие исторические факты. Официальный представитель Константинопольского патриархата архиепископ Иов напомнил на днях, как в 1946 году силами НКВД были отторгнуты от Константинополя и переданы Москве приходы Закарпатья, причем администратор этих приходов сгинул в воркутинских лагерях.

Далее Киевский патриархат опубликовал факсимиле подписи нынешнего предстоятеля Украинской церкви Московского патриархата митрополита Онуфрия (Березовского) под обращением Собора УПЦ 1991 года о предоставлении ей автокефалии. После двухнедельного молчания Московская патриархия нашла довольно неуклюжий способ «оправдать» своего киевского представителя. Анонимный источник Московской патриархии заявил через агентство «Интерфакс», что тогда, 27 лет назад, Онуфрий поставил свою подпись «под давлением», которое на него, беззащитного, оказал нынешний «раскольнический» Киевский патриарх Филарет (Денисенко).

Впрочем, позиция митрополита Онуфрия также не выглядит выразительной. Например, он не приехал на чрезвычайное заседание Синода в Москву 14 сентября, хотя занимает в нем второе место после патриарха. Однако репутацию митрополита в глазах Москвы спасло включение его имени в базу данных «Миротворец», куда радикальные гражданские активисты, близкие к МВД Украины, записывают разных «врагов отечества».

Америка против РПЦ?

После того как кремлевская пропаганда, объясняя «церковный провал на Украине», включила антиамериканскую пластинку, а митрополит Иларион стал цитировать фейковые «слова Бжезинского» о необходимости уничтожить русское православие после падения коммунизма, на тему украинской автокефалии впервые высказался Госдеп США. 25 сентября официальный представитель этого ведомства Хизер Нойерт назвала Вселенского патриарха «олицетворением толерантности и межконфессионального диалога» и поддержала верующих Украины, желающих «следовать путем автокефалии». США, говорят в Госдепе, поддерживает Украину в деле автокефалии потому, что это является частью ее «собственного пути».

В процессе подготовки к автокефалии американские дипломаты проделали большую работу, встречаясь с предстоятелями поместных церквей. Так, они внесли серьезную лепту в грядущую международную изоляцию РПЦ, которую едва ли сможет поддержать хоть одна церковь.

На днях считавшиеся лояльными РПЦ предстоятели Александрийской и Польской православных церквей подписали совместное заявление, в котором хоть и в туманных выражениях, но признали неизбежность украинской автокефалии.

Одновременно у чиновников РПЦ в разных странах начались проблемы с визами.

Спешно покидает США управляющий (с 2014 г.) тамошними приходами епископ Иоанн (Рощин) — выдвиженец патриарха Кирилла. Управляющему делами Московской патриархии, постоянному члену ее Синода митрополиту Варсонофию (Судакову), равно как и другим духовным лицам из России, стали систематически отказывать в греческих визах. Самому патриарху Кириллу не согласовали визит в Латвию, да и визит в Молдову, планировавшийся поначалу на сентябрь, находится под большим вопросом.

Show must go on !

Не имея возможности как-то отменить провозглашение автокефалии, РПЦ избрала тактику нагнетания страхов по поводу «захватов храмов», волна которых якобы должна подняться. С подозрительной точностью разные иерархи (например, наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел (Лебидь) назначают первые столкновения на 14 октября — праздник Покрова Богородицы. В этот день на Украине отмечают еще и праздник Вооруженных сил.

По версии митрополита Павла, автокефалия может быть провозглашена уже 10-12 октября, поэтому 14-го «боевики» просто обязаны захватить лавру.

Гарантии украинского правительства, что после провозглашения автокефалии все монастыри и храмы останутся у их нынешних пользователей, во внимание не принимаются.

В исторической традиции Украины (еще со времен Великого княжества Литовского и Речи Посполитой) сосуществование в каждом городе и даже селе церквей нескольких конфессий. Конечно, выход из подполья греко-католической церкви в западных регионах страны в начале 1990-х привел к столкновениям, но вот уже около 20 лет каких-либо революционных изменений на религиозной карте Украины не наблюдалось. Большинство храмов (более 12 000) принадлежит общинам Московского патриархата, которые смогут оставаться в этой же юрисдикции и после провозглашения автокефалии. В случае если часть той или иной общины захочет перейти в автокефалию, а часть — остаться с Москвой, будет применяться украинский закон об обеспечении властями поочередного служения в одном и том же храме.

По моим ощущениям,

в украинском обществе нет «критической массы» для какой-то тотальной «битвы за храмы». Подобные идеи — удел маргиналов.

В первое время после Майдана 2014 года в стране работало немало российских стрингеров, создававших картинку для российского же телевидения. Эпическим стало противостояние за храм общин УПЦ МП и УПЦ КП в селе Птича Ровенской области. Непонятные люди в масках раз в месяц устраивали у церковных дверей перформансы с фаерами и дымовыми шашками, охотно зажигая всю эту пиротехнику перед камерами. Получив скромный гонорар, они быстро удалялись. Едва ли кто из читателей, возмущенных заявлениями Московской патриархии, знает, что все украинские суды, включая Высший апелляционный, оставили храм в Птиче за общиной Московского патриархата.

Новый инцидент 28 сентября в поселке Богородчаны Ивано-Франковской области. Для многих было откровением узнать, что в этом «самом националистическом» регионе на западе Украины спокойно действует внушительных размеров храм Московского патриархата с целыми «митрополичьими покоями». Собственно, «покои» и были объектом столкновения (судя по размещенным в Сети видеоматериалам, оно ограничилось словесной перепалкой). Как явствует из сообщения, размещенного на официальном сайте УПЦ МП, на сам храм «налетчики» не претендовали, и были они представителями властей, которые пытались выполнить решение местного совета о передаче «палат» музыкальной школе.

Представители Московского патриархата реанимировали уже почти забытый бренд «Правого сектора» (запрещен в РФ), обвинив в инциденте его активистов, однако пресс-секретарь этой организации Артем Скоропадский, ранее, кстати, работавший в УПЦ МП, опроверг причастность организации к столкновению.

Вам также будет интересно:

Красный лук: уникально полезный и изысканный
О пользе , в частности, о его способности улучшать пищеварение, укреплять иммунитет,...
Оверсайз – комфортный тренд-абсолют!
Свобода стиля и свобода кроя, комфорт и непринужденность - преимущества одежды oversize...
Что такое оверсайз, и как его носить?
Сегодня мы расскажем вам про оверсайз. Что это такое, детально рассмотрим также. Также...
Чувствительность тестов на беременности: когда покажет результат и на какой день задержки следует делать
Статья Беременность - это приятный период. В этот промежуток времени женщина носит под...
Причины и виды выделений из груди желтого цвета при надавливании
Причины выделений из молочных желез могут быть природными и патологическими, то есть...