Все о покупке и продаже автомобилей

Яблоко символ здоровья. Расшифровка символики яблока

Яблоня, яблоко

Державное яблоко – один из символов монархической власти

Яблоня – символ плодородия, один из символов Матери-Земли. Цветущая яблоня – вечная юность, а в Китае – мир и красота. Яблоко – символ блаженства, особенно сексуального, символ восстановления потенциала, целостности, здоровья и жизненных сил. Яблоко олицетворяет любовь, брак, весну, молодость, долголетие или бессмертие, в христианстве оно связано с искушением, падением человека и его спасением. Надкушенное яблоко – символ греха, анархии, но также знания и надежды. В искусстве яблоко во рту обезьяны или змеи – символ первородного греха.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Сказочные герои автора Голдовский Борис Павлович

Яблоня. Полезное дерево. На нём вырастают яблоки (см. соответствующую статью). В сказках обычно усыпано плодами, просит всех проходящих «отведать моего яблочка». В награду может укрыть путника или путницу с ребенком от преследователей. Бывает дикой и садовой. Дикая –

Из книги Русская мифология. Энциклопедия автора Мадлевская Е Л

Яблоня Всем известен сказочный образ молодильных яблок, которые обычно находятся далеко, в «тридесятом», «подсолнечном», «девичьем» царстве - там, куда «много ходцев - мало выходцев». За этими яблоками охотятся для того, чтобы вылечить ослепшие глаза, помолодеть,

Из книги Энциклопедический словарь (Х-Я) автора Брокгауз Ф. А.

Яблоня Яблоня (Pirus Malus L.) – дерево до 10 м. высотой, принадлежащее в сем. яблоневых (Pomaceae). Листья яйцевидные, городчато-пильчатые, сверху почти голые, снизу голые, пушистые или войлочные; черешок вдвое короче пластинки. Цветки собраны небольшими зонтиками. Чашечка о 5

автора Полякова Галина Викторовна

Яблоня Яблоня – это древовидное плодовое растение родом из Восточной Азии. Яблоневые сады занимают во всем мире общую площадь 5 млн га, в них растет 10 тысяч различных сортов яблонь. Предшественницей всех этих сортов считается дикая яблоня, которая до настоящего времени

Из книги Чудо-урожай. Большая энциклопедия сада и огорода автора Полякова Галина Викторовна

Яблоня Сочетание с другими деревянистыми растениями. Яблоня совместима с грушей; относительно совместима с вишней, черешней, сливой, красной рябиной, малиной, крыжовником, смородиной, айвой.Плохие соседи для яблони – грецкий орех, калина, жасмин, роза, пихта, сирень,

Из книги Чудо-урожай. Большая энциклопедия сада и огорода автора Полякова Галина Викторовна

Яблоня Благоприятные травянистые соседи: одуванчик, горчица, полынь, чеснок, земляника, мята, мелисса, щавель, клематис, шнитт-лук, репчатый лук, ревень, валериана, пустырник, крапива, бархатцы, календула, томат, тыква. Одуванчики выделяют этилен – газ, который способствует

Из книги Большая энциклопедия дачника автора Вечерина Елена Юрьевна

Яблоня Яблоня – это многолетнее растение из семейства розоцветных. В настоящее время яблони выращивают как главный вид фруктовых деревьев в Европе и США, а сортов яблок насчитывается тысячи. Яблоням подходят самые разнообразные почвы и климатические условия, кроме

Из книги Все о саде и огороде. Полная современная энциклопедия автора

Яблоня Среди плодовых культур яблоня занимает первое место как по площади, так и по сбору плодов. Деревья яблони в культуре имеют высоту 3–4 м. Начинают плодоносить в зависимости от сорта, подвоя, зоны, агротехники с четырех-восьми лет. Долговечность деревьев 20–50

Из книги Новая энциклопедия садовода и огородника [издание дополненное и переработанное] автора Ганичкин Александр Владимирович

Яблоня Яблони, как считают ученые, появились еще в меловом периоде истории нашей Земли. По мере того, как человек непосредственно пользовался плодами дикорастущих яблонь, зарождалась и развивалась ее культура. Сейчас яблоню возделывают почти по всему земному шару. Среди

Фрукты встречаются в мифах и легендах большинства народов. Часто это символ достатка, связанный с , изобилия и урожая. Иногда, однако, фрукты олицетворяют земные удовольствия, чревоугодие (чрезмерные еда и питье) и искушения. Конкретные виды фруктов получили свои символические значения в мифах и легендах разных культур.

С яблоком связано много мифов и легенд.

Яблоки наделены большим количеством символических значений и мифических ассоциаций. В Китае плоды яблонь представляют мир, а яблоневый цвет считается символом женской красоты. В традициях других народов они могут означать мудрость, радость, плодородие и молодость.

Яблоки играют важную роль в нескольких греческих мифах. Гере, царице богов, принадлежала волшебная яблоня, которую она получила в качестве свадебного подарка от Геи, матери-земли. Геспериды, дочери Геспера, ухаживали за садом, в котором росло чудесное дерево. Охранял его страшный дракон. Сам же сад был где-то далеко на западе. Плоды на яблонях были золотые, медовые на вкус и обладали магической силой. Они могли лечить, восстанавливали себя, если были съедены, а когда их бросали, они всегда попадали в цель, а затем возвращались в руку бросающего.

В одиннадцатом из 12 подвигов Геракл добыл несколько золотых яблок. После долгого, трудного пути через Северную Африку он заручился помощью Атланта, который вошел в сад, задушил дракона и получить плоды. Геракл взял яблоки в Грецию, однако Афина вмешалась и вернула их Гесперидам.

Золотое яблоко, похищенное из сада Геры, послужило причиной Троянской войны, одного из ключевых событий греческой мифологии. Эрида, богиня раздора, разозлилась из-за того, что ее не пригласили на свадебный пир богов. Прибыв без приглашения, она подбросила на праздничный стол яблоко с надписью «Прекраснейшей». И Афина, и Гера, и Афродита были уверенны, что яблоко предназначалось кому-то из них. Они попросили Париса, принца Трои, рассудить их и решить спор, и он отдал яблоко Афродите. В отместку Гера и Афина поддержали греков в войне, в результате которой Троя пала. Люди до сих пор используют фразу «яблоко раздора» для обозначения чего-то, что провоцирует спор.

В скандинавской мифологии - символ вечной молодости. Легенда гласит, что богиня Идун охраняла волшебные золотые яблоки, от которых зависела вечная юность богов. Но после того как бог хитрости и обмана Локи похитил Идун вместе с плодами, боги начали стареть. Когда же Локи вернул Идун обратно, боги снова стали молодыми. В кельтской мифологии яблоки также упоминаются как плод богов и бессмертия.

Сегодня яблоко часто ассоциируется с эпизодом об искушении, описанном в книге Бытие, первой книги Библии. Адам и Ева, первые мужчина и женщина, жили в райском саду, называемом Эдем. Бог запретил им есть плоды одного дерева, которое росло в саду – дерева познания добра и зла. Когда они поддались искушению и попробовал плод, Бог изгнал их из Эдемского сада за нарушение его заповеди. Многие люди представляют себе, что этим запретным плодом было яблоко, потому что именно его изображали в течение веков на своих картинах европейские художники. Однако яблоко было неизвестно на Ближнем Востоке в то время, когда писалась Библия. Библейское описание дерева в Эдемском саду не указывает, какой конкретно был плод, и в некоторых традициях считается, что запретным плодом был инжир, груша или гранат.

Хлебное дерево

Хлебное дерево имеет круглые плоды, которые можно испечь и есть вместо хлеба. Это важный продукт питания в Полинезии. Мифы о происхождении хлебного дерева можно встретить на нескольких островах в этом регионе. На Гавайях говорят о том, что это произошло во время голода. Человек по имени Улу, который умер от голода, был похоронен около ручья. Ночью его семья услышала шелест цветов и опадающих листьев, а после этого отчетливый звук падающих фруктов. Утром люди нашли хлебное дерево, растущее рядом с ручьем, и плоды этого дерева спасли их от голода.

Вишня


В Древнем Китае цветущая сакура ассоциировалась с бессмертием.

Вишня может символизировать плодородие, веселье и праздник. В Японии, где цветущая сакура является национальным символом, вишни представляют красоту, обходительность и скромность. Древние китайцы считали, что она – символ бессмертия. В одной китайской легенде рассказывается о богине Си Ван Му, в чьем саду вишни бессмертия созревают раз в тысячу лет. Так как считается, что вишневое дерево может уберечь от злых духов, китайцы на Новый год помещают ветви вишни на двери и ставят резные фигурки вишневого дерева перед своими домами.


Кокос

Люди в тропических регионах употребляют в пищу молоко и мякоть и используют его масло и скорлупу для различных целей. Согласно легенде, которую рассказывают на Таити, первая кокосовая пальма выросла из головы угря по имени Туна. Когда богиня луны Хина влюбилась в угря, ее брат, Мауи, убил его и сказал ей, чтобы она закопала голову в землю. Однако Хина оставила голову возле ручья и забыла о ней. Когда же она вспомнила указания Мауи и вернулась, чтобы найти голову, она обнаружила, что из нее выросла кокосовая пальма.

Инжир

Родная для Средиземноморья смоковница появляется в описании Эдемского сада. После того как Адам и Ева съели запретный плод, они сделали себе набедренные повязки из листьев, которые, как принято считать, были смоковными. Согласно исламской традиции, было два запретных дерева в Эдеме – смоковница и дерево. В мифологии древних греков и римлян инжир иногда связан с Дионисом (Вакхой у римлян), богом вина и пьянства, и с Приапом, символизирующим сексуальное желание.

Смоковница имеет сакральный смысл для буддистов. Согласно буддийской легенде, основатель религии Сиддхартха Гаутама, или Будда, достиг просветления в один прекрасный день в 528 до н.э., сидя под деревом Бо, своего рода смоковницей. Бо, или дерево Бодхи, и по сей день считается символом просвещения.

Груша

В мифологии древних греков и римлян груши считались священными и принадлежали трем богиням: Гере (Юноне у римлян), Афродите (Венере у римлян) и Помоне – итальянской богине садов и урожаев.

Древние китайцы считали, что груша является символом бессмертия (грушевые деревья по времени существования – настоящие долгожители.) В китайском языке слово «ли» означает как грушу, так и разделение. Поэтому, согласно традиции, чтобы избежать разделения, любовники и друзья не должны есть вместе одну и ту же грушу.

Слива

Цветки сливового дерева в Восточной Азии наделены большим значением, чем плоды. Распустившиеся ранней весной еще до того, как на деревьях появится листва, цветки являются символом женской юности и молодости. Иногда свадебную постель покрывают сливовыми лепестками. Цветок сливы также имеет и другое значение. Его пять лепестков символизируют пять китайских богов счастья.

Рог изобилия

Рог изобилия, часто изогнутый с выпадающими из него фруктами и цветами, является общим символом богатства, изобилия и щедрости Земли. Символ возник в греческой мифологии. Легенда гласит, что Зевс, верховный бог, был выращен приемной матерью Амалфеей, которая была козой-нимфой или богиней, пасшей коз. В любом случае, она кормила козьим молоком божественного младенца. Однажды один из рогов козы сломался. Амалфея наполнила рог фруктами и цветами и отдала его Зевсу, который любезно поместил его в небе, где рог стал созвездием.

Гранат


Гранат считался символом плодородия.

В течение тысяч лет гранат – сочный красный плод с множеством семян – был источником пищи и лекарственных средств растительного происхождения на Ближнем Востоке и восточной части Средиземноморья. Обилие семян сделало символом плодородия, так как из одного плода может вырасти множество других. У римлян гранат символизировал брак, а невесты украшали себя венками из веточек граната.

Семена граната появляются в греческом мифе о богине Деметре, покровительнице земледелия, и ее дочери Персефоне. Однажды Персефона собирала цветы, когда Аид, царь преисподней, похитил ее и унес в царство тьмы, чтобы сделать своей невестой. Убитая горем, Деметра стала бесплодной, и земля перестала давать урожай. Все человечество голодало бы, если бы Зевс не приказал Аиду отпустить Персефону. Аид отпустил ее, но перед тем убедил съесть несколько семян граната. Попробовав однажды пищу в преисподней, Персефона уже не могла покинуть это место навсегда и стать свободной. Поэтому она вынуждена жить в преисподней хотя бы несколько месяцев в году. В это время ее мать скорбит, и земля становится бесплодной, не производит пищу, но когда Персефона возвращается к своей матери, начинают вновь расти цветы, плодоносить деревья, а земля дает щедрый урожай.

Клубника

Клубника имеет особое значение в округе Сенека на северо-востоке США. Поскольку эта ягода – первый созревающий плод в новом году, она ассоциируется с весной и возрождением всего. Считается, что клубника растет на пути в Небеса. Кроме того, эти ягоды могут положительно сказаться на здоровье.

Итак, фруктам в древней мифологии уделяется довольно много внимания. Это еще раз красноречиво свидетельствует о том, что они играют важную роль в жизни всего человечества.


Яблоки, без сомнения, самые популярные фрукты у жителей умеренных широт. О полезных свойствах этих замечательных плодов знают все без исключения. Без яблок трудно представить себе кухню славянских и европейских народов. И не только гастрономия обязана этим фруктам разнообразием и полезностью. Яблочная тематика тесно вплетено в культурные традиции, фольклор и искусство многих народов мира.

Яблоко – символ универсальный

Такое простое и знакомое, на первый взгляд, яблоко представляет собой достаточно противоречивый символ в истории культуры.

С одной стороны, плод олицетворяет полноту жизни, радость любви и весеннего возрождения.

В то же время, именно яблоко называют запретным плодом и символом раздора.

Двойственность природы любви между мужчиной и женщиной также заключена в яблочном символизме. Нежная, романтичная «яблоня в цвету» противопоставляется яблоку , как символу богини Цереры, подвергающей людей безумству страсти. Плод в народном фольклоре является и символом надежды на успешное заключение брачного союза для будущих супругов, а также олицетворяет семейные узы.

Яблоко – плод утерянного рая, символ утраченного неземного блаженства. В то же время земные владыки опираются правой рукой на державу в форме яблока , поэтому плод – символ мирской власти.

Немало устойчивых «яблочных выражений», связанных с символическими значениями, вошли в фонд русского языка.

Яблоко – запретный плод

Запретный плод, как известно, всегда сладок, чего не скажешь обо всех сортах яблок. Тем не менее, первые переводчики Библии обвинили в грехопадении первого человека именно яблоко, хотя в самой Книге книг нет конкретного названия плода, которым Ева соблазнила Адама. Почему же яблоко стало символом первородного греха? Вероятно, причиной послужила невероятная популярность этого вкусного и полезного фрукта.

В то же время, яблоко олицетворяет райское блаженство до грехопадения. Неслучайно название мифического города Авалона происходит от уэльского названия плода.

Яблоко раздора

Если в Китае плод яблони – символ миролюбия, то в Древней Элладе фрукт стал атрибутом спора и состязания. На знаменитом суде смертного красавца Париса над тремя богинями – Герой, Афиной и Афродитой – призом служило золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Парис отверг власть и воинскую доблесть, отдав предпочтение любви, которую пообещала ему Афродита. Из-за похищения Прекрасной Елены разразилась Троянская война. Отсюда и еще одно крылатое выражение – «яблоко раздора».

Молодильное яблоко

Мифы и сказки народов мира содержат большое количество упоминаний силы плодов яблони дарить вечную молодость и продлевать жизнь.

Герой Геракл похитил золотые яблоки Геспериды , сулившие обладателю вечную юность.

Украл молодильные яблоки и скандинавский бог Локки.

О способности яблок возвращать и охранять молодость повествуют многочисленные русские сказки.

«Яблоко от яблони….» в славянской культуре

Помимо положительного символа здоровья, плодородия, достатка, брачной любви и здорового потомства, весеннего возрождения, яблоки у древних славян были олицетворением загадки жизни и смерти. По русской традиции, яблоко было обязательным подношением на могилу предков. Считалось, что плод поможет сохранить в памяти живых образ уже ушедших. Он символизировал и бесконечность круговорота жизни. «Яблоко от яблони недалеко падает» , - гласит русская пословица о связи поколений.

Плоды яблони играли большую роль в свадебных обрядах и в ритуалах, связанных с рождением детей. Принять в подарок яблоко, значило для девушки согласие на брак. Ветками яблони украшали праздничный свадебный стол. Яблоко – символ целомудрия невесты. По одной его половинке съедали жених и невеста перед первой брачной ночью.

Во время венчания невеста должна была забросить яблоко за алтарь, чтобы иметь много детей. Беременная женщина должна была подержаться за ветку яблони, чтобы ребенок родился красивым и здоровым. По традиции, яблоками одаривали рожениц. С ними же приходили на крестины, с ними колядовали и приглашали на свадьбу.

С помощью яблок крестьяне призывали в хозяйство изобилие.

Один из самых любимых праздников на Руси – .

Яблоко – символ точности

«В яблочко» - еще одно крылатое выражение, означающее потрясающую точность попадания. Легендарный стрелок Вильгельм Телль, а также другие герои и разбойники, мишенью для состязаний в стрельбе из лука чаще всего выбирали яблоко.

Говорить о символизме яблока можно бесконечно. Мало какие плоды могут похвастаться таким количеством упоминаний в мировой литературе и мифотворчестве. Не будем забывать и о полезных свойствах этого настоящего подарка природы. Его целебная сила всегда попадает «в яблочко» , защищая нас от многих недугов, даря нам здоровье и активное долголетие.

Изабелла Лихарева

В Раю было много различных деревьев, но посреди его росли два особенных: древо жизни и древо познания добра и зла. От одного из них, а именно от древа познания добра и зла, Господь запретил Адаму вкушать плодов. Относительно другого древа – древа жизни – запрета не было. О древе жизни святитель Филарет пишет: «Оное было между древами райскими то, что человек между животными, что солнце между планетами. Плоды райских древ служили для питания, плод древа жизни – для здравия. Те могли восполнять в теле недостаток, производимый движением, а сей, приводя его силы в одинаковое всегда равновесие, сохранял в нем способность жить во век».

Что же касается понимания того, чем являлось древо познания добра и зла, и отношения последнего к проблеме грехопадения, то здесь существует настоящая неразбериха даже в современном «школьном богословии». Некоторые полагают, что до грехопадения люди не различали понятий добра и зла, и в соответствии с этим утверждают, что была даже некая объективная необходимость грехопадения: якобы у людей должен был расшириться этический кругозор. Другие говорят, что суть греха в том, что Адам и Ева стали жить плотской (сексуальной) жизнью. Но мы читали в Библии, что Бог заповедал первому человеку плодиться, размножаться и населять землю.

Так что же представляет собою древо познания добра и зла? В чем суть той трагедии, которую мы называем грехопадением?

Древо познания добра и зла символизировало собою, а точнее – реально представляло – право и приоритет Бога решать вместо человека и за человека – что такое добро и зло.

Иными словами, до грехопадения человек пребывал в свете Божественного видения этих разностей – добра и зла. Зло уже существовало в мире в лице падшего ангела, да и не одного только: диавол увлек за собою огромное количество некогда светлых духов. (Некоторые святые Отцы утверждали, что Господь для того и создал человека, чтобы восполнить число отпавших небожителей). Нет сомнения, что Адам, который давал имена первозданным животным, знал, что такое добро и зло. Святитель Иоанн Златоуст рассуждает по этому поводу так:

«Многие любители споров дерзают говорить, что Адам после вкушения от древа получил способность различать добро и зло. Думать так было бы крайне безумно. Чтобы никто не мог говорить так, для этого мы, предвидя это, недавно столько рассуждали о данной Богом человеку мудрости, доказывая ее наречением имен, какие он дал всем зверям, и птицам, и бессловесным животным, и тем, что сверх этой высокой мудрости он удостоился еще и пророческого дара. Как тот, кто дал имена и изрек такое чудное пророчество о жене, мог не знать, что хорошо, а что худо? Если мы допустим это (чего да не будет!), то произнесем хулу на Создателя. Как Он давал заповедь тому, кто не знал, что преступление есть зло? Это не так, напротив, он ясно знал это. Поэтому изначала Бог создал это животное (человека) самовластным, иначе не следовало бы его наказывать за преступление заповеди, награждать за ее соблюдение».

Так в чем же заключается грехопадение? Прежде всего, в том, что человек присваивает себе не принадлежащее ему право решать, что такое добро и зло, то есть узурпирует право Божественное, становится на путь диавола: пытается сделать себя равным Богу.

И современный мир, стремясь к полной секуляризации, на каждом диавольском витке отхода от Церкви снова и снова повторяет акт грехопадения.

Возможно, кто-то возразит: если древо познания добра и зла представляло собой опасность такого искушения для человека, то почему Господь Бог не убрал его за пределы Рая, не поместил вне досягаемости для людей?

Но Господь сотворил человека по образу Своему, наделив его особым даром – свободной волей. Человек с самого начала – свободное существо, он сам должен был сделать свой выбор.

«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт.3:6). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Жена по обольщении змием подумала сама про себя: если дерево и хорошо на вкус, и может так услаждать взор, и есть в нем некоторая невыразимая красота, да и вкушение от него доставит нам высочайшую честь, то почему же нам не вкусить от него?» Из этой мысли святителя мы видим, что Ева не отдает себе отчета в том, что, вкушая от этого дерева, она бросает вызов Творцу, отрекается от Господа. Она доверяет змею больше, чем Богу. Что же происходит с Евой?

Первая похоть – это похоть чрева: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи…» Человек страстно желает всем обладать, все иметь вокруг себя или в самом себе. Но раз и навсегда мы должны запомнить, что единственный собственник во Вселенной – это Господь Бог. Все, что мы имеем, мы имеем из Его рук. Нам на земле ничего не принадлежит, мы только пользуемся не принадлежащими нам благами.

Существуют три различных юридических понятия: собственник, владелец, распорядитель. Два последних – меньшие первого. Человек может обладать только этими правами: он может быть лишь владельцем и распорядителем имущества по милости или попущению Бога – Творца и Собственника всего тварного мира.

Человек даже по своему физическому устроению не может обладать всем. Некоторые люди собирают себе такие сокровища, такие богатства, что можно подумать, будто они собираются жить не одну, не две, а несколько десятков жизней. Где-то я прочитал, что жена Рокфеллера, когда умирала, попросила принести свое любимое платье и так вцепилась в него руками, что после ее смерти пришлось ножницами вырезать его по кускам. Женщина, имевшая огромное состояние, уносит с собой из этой жизни только маленький кусочек материи! Воистину, человек приходит в этот мир нагим, нагим и уходит. Вот фундаментальная истина – все принадлежит Богу!

Вторая похоть – это похоть очей. «Оно приятно для глаз…» – говорится далее о дереве. Это – очень опасная похоть! Взор человека постоянно блуждает то в одном, то в другом направлении. Диавол знает об этом.

Сейчас в Москве, да и в других российских городах, мы видим огромное количество рекламных объявлений, рассчитанных именно на эту особенность человека, на эту его похоть. Идя по улице, человек видит на рекламах обнаженные тела, читает разные призывы, например, такие: «Приходи вместе с нами на стадион. Там мы будем молиться, прославлять Бога, и ты уйдешь оттуда совершенно здоровым!» И рядом фотографии счастливых, здоровых молодых людей. Рядом – следующий призыв: «Сегодня ты можешь спастись только у нас!»…

Высшее предназначение человека – это его об́ожение. Сам Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди сказал: «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48).

И человек действительно призван к тому, чтобы восходить к полноте подобия Божия: ведь и создан он по образу и подобию своего Творца. Но диавол всегда предлагает нам форсировать этот естественный процесс. Если хотите, диавол – это первый революционер-диссидент, который предлагает с помощью каких-то резких телодвижений, «решительного выбора», скачков добиться именно той цели, к которой человек стремится по своей природе. Человек всю жизнь стремится к тому, чтобы уподобиться Господу, а диавол предлагает ему немедленный результат. Вдумайтесь только, что говорят нам современные сектанты в своих еретических проповедях. (Хотя лучше, конечно, если это возможно, их совсем не слушать: мы не должны слушать ересь). Они, например, постоянно говорят так: если вы хотите спастись, то можете сделать это немедленно. Спасение даруется в их «церкви» прямо сейчас, сегодня! Если у вас есть какие-то духовные проблемы, то они тотчас берутся их разрешить. «Ноу проблем» – нет проблем – это девиз большинства сектантов, главный принцип протестантской религиозной жизни.

В действительности же, человек, общаясь с еретиками, теряет свое спасение. Он теряет и свое здоровье: и физическое, и духовное. Но самое страшное – он теряет благодать!

Сегодня лукавый всеми силами пытается завлечь нас в различные партии, ложи и секты. Еретики, язычники прямо говорят: если придешь в нашу секту – спасешь не только себя, но и свою семью, весь свой род. Так и в беседе с Евой лукавый предлагал «спасение» как бы всей семье первого человека, используя множественное число: «вы», «как боги» и т. д.

Очень часто, когда люди впадают в те или иные заблуждения, им кажется, что это – путь «просветления», что та или иная религиозная практика приближает их к Богу, делает их богоподобными. Таким людям представляется, что какие-то упражнения, медитации, чтение различных книг могут обогатить их внутренний мир, спасти их семью. Они даже не подозревают, какая ужасающая бездна скрывается за словами: «религиозное возрождение», «пробуждение сознания», «открытие чакр», «пробуждение кундалини» и многими другими, которыми совращают нас современные язычники.

Третья похоть, - следующий соблазн, похоть, которой подчиняется Ева, – это вожделение: «И увидела жена, что дерево… вожделенно, потому что дает знание».

Лжеименное знание – это серьезная проблема, проблема многих так называемых интеллигентных людей. Интеллигентность – это какое-то скользкое, я бы даже сказал, гадкое, слово, смысл которого мало кому понятен. Однажды один «интеллигент» так объяснил мне его: быть интеллигентным – значит в чем-то быть профессионалом, а обо всем остальном знать понемногу. Современный человек хочет знать все! Ему хочется почитать и Библию, и Бхагавадгиту. И многое-многое другое… Мне часто приходится посещать наших прихожан, которые приглашают меня освятить их жилище или совершить какой-то молебен на дому, причастить болящего. И я невольно поражаюсь обилию и разнородности книг, которые находятся в православных домах: рядом с Библией стоят Коран, Бхагавадгита, Агни-Йога, иудейские книги… Наличие такого набора было бы объяснимо в квартире православного миссионера, который должен изучать все это, чтобы помочь людям отойти от тех или иных заблуждений. Но когда простой мирянин, не имеющий на то особого благословения, читает все подряд – это очень опасно. Работая с людьми, оказавшимися в различных сектах, я обнаружил определенную закономерность. Например, если человек зачитывался книгами Блаватской, Рерихов, то он оказывался потом втянутым в секту «Аум Синрикё» или «Харе Кришна». Если человек злоупотреблял трудами таких «богословов», как о. Павел Флоренский или о. Сергий Булгаков, то он попадал в «Богородичный центр». Если чрезмерно увлекался книгами философов Владимира Соловьева, Трубецкого, Волконского, то мог оказаться среди униатов или русских католиков. Перефразируя известную пословицу, можно сказать так: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, в какой секте ты можешь оказаться». В этом нет ничего удивительного! Лжеименные знания, вредные знания уводят человека из Церкви и наносят непоправимый вред его душе.

Как-то я спросил одного знакомого – зачем ему все эти книги? Он ответил, что, как человек интеллигентный, он должен знать всё. Когда мы затем стали с ним беседовать, то я вдруг почувствовал, что книги эти лежат в его доме вовсе не мертвым грузом: хотя он и считал себя православным, у него были серьезные заблуждения!

Действительно, человек не может знать всего, не может обладать всеми знаниями. Если ты исповедуешь, что Православная вера – единственная истинная вера, что Православная Церковь – та самая Церковь, о которой Господь сказал: «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18), то это значит, что на первом месте в твоем доме должны быть книги православные. Вспомните, что сказано в Деяниях Апостолов о том, как поступили люди, занимавшиеся прежде магией, а потом обратившиеся в христианскую веру: они собрали все свои колдовские книги и сожгли их. Тогда нашлись даже такие, кто подсчитал, сколько можно было бы выручить денег за эти книги, если бы не сжечь, а продать их. Но они не могли ни продать их, ни передать другим. Они их сожгли: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собравши книги свои, сожгли пред всеми и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (Деян.19:18-20).

Так должны поступать с еретической литературой и мы: или передавать ее тем православным священнослужителям, которые изучают ереси, или сжигать, чтобы зараза эта не пристала к кому-нибудь из наших родных и близких, не смогла оказать своего разрушительного влияния на других людей и погубить человеческие души.

В Требнике мы находим вопросы, которые священник должен задавать на исповеди. Среди них есть один, очень важный, вопрос: «Рцы ми, чадо, не был ли еси еретик или отступник, не держался ли еси с ними их капища, посещая, поучения слушая или книги их прочитывая?» Если человек так или иначе виновен в этом, то это – грех, в котором ему надо исповедаться. Апостольские правила, правила Вселенских и Поместных Соборов запрещают православным христианам посещать синагоги, еретические собрания, слушать поучения еретиков, читать их книги… И если мы считаем себя православными, то мы должны твердо и решительно удаляться от лжеименных знаний: еретических и языческих.

Когда праматерь наша Ева прельстилась, она ела сама и «дала также мужу своему, и он ел». Мы уже говорили, что если ересь, грех или что иное, происходящее от диавола, касается нас, то через нас оно затрагивает и наших близких, и наши семьи. Ева согрешила сама, поверив змею больше, чем Богу, и ввергает в этот грех своего мужа.

Диавол никогда не довольствуется только твоей душой, но использует ее для воздействия и на окружающих тебя людей. Если ты грешишь, то не думай, что это – твое личное дело. Как спасение одного человека имеет значение для многих, так и грех одного человека – касается множества людей. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя». Доброе, благодатное духовное состояние одного христианина распространяется на многих людей. Так же и грех: появившись в сердце одного человека, он заражает все большее и большее число окружающих.

Иногда люди не могут понять: почему предприятие, на котором они работают, находится в таком бедственном положении, хотя бы и не было тому видимых причин; почему отношения в коллективе все время остаются натянутыми и «взрывоопасными»?.. Вероятнее всего, объяснение здесь одно: жизнь людей отравляют нераскаянные грехи – их грехи и грехи тех, кто их окружает. Так было и во дни Израиля, так происходит и сейчас. Когда сыны израильские стали блудодействовать с иноплеменницами, то бедствиям, наказанию Божию подвергался весь народ. Это происходило до тех пор, пока Финеес, благочестивый воин, не пронзил блудников копьем прямо во время их блудодеяния. И тогда прекратился гнев Господень (Чис.25:7-11). В Священном Писании сказано: «…Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» (Исх.20:5). Вот как далеко распространяется тлетворное, зловонное действие греха даже одного человека! И когда люди недоумевают, почему их дети рождаются больными, калеками, полуживыми, – им следует напомнить об этом. Значит, был у них самих или в их роду нераскаянный, не исповеданный грех.

Недавно мне довелось посетить интернат для слаборазвитых детей, детей с атрофированными конечностями, которые ползли нам навстречу за рождественскими подарками. И когда я спрашивал, чьи это дети, то мне отвечали: сын алкоголика, сын наркомана и так далее…

Грех – это не твое личное дело. И когда Церковь призывает: «Не греши, старайся исправиться», – то имеет в виду следующее: если изменишься ты сам, то и все вокруг тебя изменится. Если не можешь уладить какие-то семейные конфликты – иди в храм, иди на исповедь, расскажи священнику о своих проблемах! Это и будет самая лучшая помощь, которую ты можешь оказать своим близким, своей семье.

Ева сорвала запретный плод и ела, и зараза греха передалась и ее мужу. Она дала ему, и он тоже ел. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт.3:7).

Святитель Иоанн Златоуст восклицает по этому поводу:

«Смотри, из какой славы и в какое унижение низверглись они! Те, которые доселе жили, как земные ангелы, изобретают себе одежду из листьев. Таково зло – грех. Он не только лишает нас вышнего благоволения, но и ввергает в великий стыд и унижение, похищает у нас те блага, которыми обладаем, отнимает всякое дерзновение».

Непередаваемый стыд и великий ужас овладели сердцами наших прародителей, Адама и Евы; они поняли, что произошло нечто непоправимое – то, чего своими силами они исправить уже не смогут. Так даже в самом падшем, в самом греховном состоянии, в котором только может оказаться человек, голос совести, голос Божий, который живет в каждом из нас, до конца не умолкает, но продолжает звучать.

В Бутырской тюрьме и в некоторых других местах заключения мне приходилось встречаться с людьми, совершившими особо тяжкие преступления. И когда я спрашивал, например, у вора: «Воровство – это грех?», – он отвечал: «Да». У убийцы я спрашивал: «Убийство – это грех?», у блудника: «Разврат – это грех?», – и все мне отвечали: «Да». Оказывается, каждому человеку известно, что такое грех, потому что Закон Божий написан в сердце каждого человека. В Послании апостола Павла к Римлянам сказано: «…Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:14-15).

Немецкий философ Кант говорил: «Больше всего меня поражают и заставляют верить в Бога две вещи – звездное небо над головой и нравственный закон во мне».

…И вот, глаза прародителей открылись: они поняли, что наги. Что же они могут сделать теперь? Как им избавиться от этой ужаснувшей их наготы, от своей греховности?!

Однажды ученики, беседуя с Господом Иисусом, спросили Его: «кто же может спастись?» И услышали в ответ: «…человекам это невозможно, но не Богу: ибо все возможно Богу» (Мк.10:27).

То есть, тогда когда в своей жизни мы восстановим приоритеты и права Бога, решать вместо человека и за человека что такое добро и зло, то есть, подчинимся Воли создавшего нас, тогда Он и может начать дело нашего спасения.

Читаем: «Ныне не будьте жестоковыйны, как отцы ваши, покоритесь Господу и приходите во святилище Его, которое Он освятил навек; и служите Господу Богу вашему, и Он отвратит от вас пламень гнева Своего. Когда вы обратитесь к Господу, тогда братья ваши и дети ваши [будут] в милости у пленивших их и возвратятся в землю сию, ибо благ и милосерд Господь Бог ваш и не отвратит лица от вас, если вы обратитесь к Нему» (2Пар.30:8-9).

Яблоки - самый привычный фрукт в нашей стране, а главное - они очень полезны и необходимы для нашего здоровья.

В яблоках содержатся, %: сахара 5-15, клетчатка 0,6, крахмал 0,8, пектиновые вещества 0,27, органические кислоты 0,3-0,89 (яблочная 0,37, лимонная 0,11, винная и хлорогеновая кислоты). Они очень богаты витаминами, %: С - 8-22,4, Р - 60-400, B1 - 0,8-2,3, В2 - 0,05, В6 - 0,08, каротин - 0,02-0,03, а также лидируют среди фруктов по содержанию микроэлементов: калий, фосфор, магний, натрий, сера, алюминий, бор, ванадий, железо, йод, медь, молибден, никель, фтор, хром и цинк.

Кожура яблока содержит флавоноиды, семечки - до 15% жирного масла и до 0,6% гликозида амигдалина.

Яблоки, как большинство фруктов, практически не содержат жира, поскольку на 87% состоят из воды, в них мало калорий, но довольно много (особенно в недавно сорванных) витаминов (А, B. C).

Количество витамина С зависит от сорта яблок и срока хранения. Так, в сезон яблоки содержат больше витамина С, чем после долгого хранения.

Нарезание фруктов снижает количество содержащегося в них витамина С - поверхность яблока становится коричневой.

Ученые считают, что в яблочных семечках есть биологически активные вещества, витамины и ферменты, которые предотвращают возникновение рака.

Внимание!

Семечки яблока содержат синильную кислоту (яд). Если вы съедите в день 3-4 яблочных семечка, то ее концентрация в организме будет безопасной, но превышать эту норму не стоит.

Полезные и лечебные свойства:

  • Яблоки способствуют нормализации деятельности желудочно-кишечного тракта и пищеварительной системы, поэтому рекомендуются для предупреждения запоров и повышения аппетита.
  • В составе яблок содержится от 5 до 50 мг% хлорогеновой кислоты, которая способствует выведению из организма щавелевой кислоты, а также нормальной деятельности печени.
  • Благодаря содержанию пектина и волокон яблоки снижают уровень холестерина в крови.

Одно яблоко среднего размера с кожурой содержит 3,5 г волокон, т.е. более 10% суточной нормы волокон, необходимых организму. В яблоке без кожуры содержится 2,7 г волокон.

Нерастворимые молекулы волокон прикрепляются к холестерину и способствуют выведению его из организма, тем самым уменьшая риск закупорки сосудов, возникновения сердечных приступов. Кроме того, эти волокна предотвращают запоры и выводят вредные вещества из организма, снижая вероятность развития рака толстой кишки.

  • Яблоки также помогают связывать и выводить поступающие в организм вредные вещества, такие как свинец и мышьяк.
  • Кожура яблока содержит большое количество антиоксиданта кверцетина, который вместе с витамином С препятствует свободным радикалам оказывать вредное воздействие на организм.
  • Яблоки применяются при авитаминозе, понижении уровня витамина С, малокровии, хроническом ревматизме.

Полезно пить отвары и настои из яблок. Нарезать яблоки в чай, дать им настояться и пить.

  • Яблоки обладают хорошими диетическими свойствами и используются как диетический продукт при расстройстве пищеварения и как мочегонное средство, оказывают общеукрепляющее действие и повышают устойчивость организма к действию радиации.
  • Считаются хорошим диетическим средством при нарушении обмена веществ, ожирении и подагре, в свежем виде рекомендуются для профилактики атеросклероза.
  • Фитонциды яблок активны по отношению к возбудителям дизентерии, золотистого стафилококка, вирусов гриппа. Антимикробная активность фитонцидов увеличивается от периферии плода к центру.

Употребление яблок рекомендуется в период после перенесенного инфаркта, при гастрите, гипертонии, заболеваниях желчного пузыря, желудка с пониженной кислотностью и запорах, а также для смягчения простудного кашля и хрипоты, заживления трещин губ и рук.

Ешьте яблоки и будьте здоровы!

Надежда Потопаева

© Журнал "Огородник"

Вам также будет интересно:

Красный лук: уникально полезный и изысканный
О пользе , в частности, о его способности улучшать пищеварение, укреплять иммунитет,...
Оверсайз – комфортный тренд-абсолют!
Свобода стиля и свобода кроя, комфорт и непринужденность - преимущества одежды oversize...
Что такое оверсайз, и как его носить?
Сегодня мы расскажем вам про оверсайз. Что это такое, детально рассмотрим также. Также...
Чувствительность тестов на беременности: когда покажет результат и на какой день задержки следует делать
Статья Беременность - это приятный период. В этот промежуток времени женщина носит под...
Причины и виды выделений из груди желтого цвета при надавливании
Причины выделений из молочных желез могут быть природными и патологическими, то есть...