Все о покупке и продаже автомобилей

Газ м 72 легковой автомобиль. Удивительный ретро-тест трех Побед ГАЗ-М20, М72 и М20Б

Конечно, старые автомобили, даже так хорошо отреставрированные, надо беречь. Поэтому я борюсь с чувством вседозволенности. Но получается все хуже. Разве это ухаб?

На современных кроссоверах такой нужно преодолевать шагом – а я ленюсь даже перейти на первую передачу. Тяги хватит. Высокий автомобиль неторопливо, но уверенно переваливается с боку на бок и без суеты приближается к следующему опасному для нынешних вседорожников препятствию…

ВТОРАЯ ПОБЕДА

Конечно, ГАЗ-М72 далеко не первый автомобиль с солидными внедорожными возможностями и комфортным салоном. В США такие делали еще в 1930‑е годы, что, кстати, и побудило создать первую подобную советскую конструкцию – полноприводную версию «эмки» ГАЗ‑61. Ее строили в мизерных количествах, адресуя в первую очередь армейскому начальству. После войны наша промышленность ограничивалась лишь «козликами» ГАЗ‑67, затем – ГАЗ‑69, прочными и выносливыми, но с брезентовой крышей и минимумом удобств. Сельское начальство и опять же военные были рады и этому. А частникам «газики» не продавали. Идеи, конечно, носились в воздухе. В Москве еще с конца 1940‑х экспериментировали с полноприводной модификацией лимузина ЗИС‑110. Но этот астрономически далекий от народа автомобиль был скорее инженерным курьезом.

Салон ГАЗ-М72 – как у «Победы», только с двумя дополнительными рычагами трансмиссии.

Кому первому пришла мысль сделать полноприводный вариант «Победы», история умалчивает. Говорили даже об указании самогó Никиты Сергеевича, но достоверно это не известно. А проектировала автомобиль группа под руководством Г. М. Вассермана, одного из главных горьковских спецов по полноприводникам. «Победа» уже завоевала любовь наших и даже признание некоторых зарубежных потребителей (а уж им-то было из чего выбирать) благодаря прочной конструкции. Тем не менее для создания достойного полноприводного варианта понадобилось не только установить доработанные мосты и раздатку ГАЗ‑69, но и заметно усилить кузов – в частности, в зоне соединения средних стоек с крышей, лонжеронов, торпедо.

Формально машина «Победой» не значилась, да и на кузове написано М72, но в народе ее, конечно, называли именно так. Она заслужила это имя, причем не только потому, что произошла от ГАЗ-М20.

Читайте также:


НА ФЕРМУ И В РАЙОН

Представляю чувства тех, кто сел за руль такой машины шесть десятилетий назад. Комфортные диваны, уют легкового автомобиля, надежная крыша над головой, омыватель ветрового стекла (первый в СССР) и даже радиоприемник! При этом прочные, как у ГАЗ‑69, рессорные подвески, дорожный просвет 210 мм. Такой машине не страшны наши проселки.

На шоссе, впрочем, М72 ведет себя, по нынешним представлениям, грубовато. От автомобиля с таким кузовом ждешь более легковых, хотя бы победовских повадок. А на деле управлять машиной никак не легче, чем «козликом». Мотор в 55 сил с натугой разгоняет тяжелый автомобиль. На прямой М72 требует постоянного внимания, в повороты входит неохотно, вальяжно переваливаясь с борта на борт. Вероятно, дело не только в конструкции подвесок (здесь, правда, есть даже задний стабилизатор) и высоком кузове, но и в более узкой, чем у 69‑го, колее. А вот тормозов машине вполне достаточно, поскольку, стóит отпустить педаль газа, шестерни в трансмиссии старательно противятся качению.

На разгоне каждая передача голосит по-своему. Первая – низким, немного надрывным басом, третья, прямая, – охрипшим баритоном. Машина только что вышла из реставрационного цеха, не обкатана и со временем запоет тише, однако опыт показывает – не намного.

Но это такие мелочи в сравнении с возможностью ездить на дальние поля, на ферму и «в район» с невиданным прежде комфортом! Ездили на ГАЗ-М72, кстати, и подальше.

ДО САМЫХ ДО ОКРАИН

1 мая 1956 года писатель Виктор Урин, выпускник ВГИКа Игорь Тихомиров и фотокор «За рулем» Александр Ломакин стартовали на ГАЗ-М72 в пробег до Владивостока. Машину Урин купил на аванс под книгу, по специальному разрешению. Бензином на маршруте тоже заправлялись по специальной директиве – колонок для частников было раз-два и обчелся, а в глубинке их и вовсе не видывали. Ехали неторопливо, с продолжительными остановками. Пробег занял почти полгода, но доехали! О путешествии писала пресса, в том числе, конечно же, «За рулем», появились книга и фильм (цветной!) «По дорогам родины». Правда, внимания машине уделили меньше, чем она заслуживала, – главной темой стала страна, живущая невозможными еще несколько лет назад переменами и надеждами.

На такой задний диван не стыдно было усадить начальника не только районного, но и областного масштаба.

Еще не прошел ХХ съезд КПСС, но бывшие «враги народа» уже возвращались с дальних окраин страны. В 1955‑м вышел Указ о прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией, а в Москву приехал канцлер ФРГ Конрад Аденауэр. Стали выходить журналы «Юность» и «Иностранная литература» – пусть и робкие, но рассадники вольнодумства. Кинематографисты все больше внимания уделяли деревне: «Гость с Кубани» с Анатолием Кузнецовым, «Максим Перепелица» с совсем молодым Леонидом Быковым, «Солдат Иван Бровкин» с Леонидом Харитоновым. Конечно, в этих фильмах, как и прежде, село выглядело куда благостнее, чем оно жило в действительности, однако на фоне всеобщего счастья и веселья уже вскрывали «отдельные недостатки». Руководство страны стало не только интересоваться жизнью села, но и кое-что для него делать. Например, новый полноприводный автомобиль – ГАЗ-М72.

Он, по-моему, очень похож на председателей из тех наивных картин – строгих, порой грубоватых, но рачительных и справедливых. Такой машине хочется соответствовать. Потому-то стараюсь приноровиться к ее непростому, но прямому и честному характеру. Тем более что в умелых руках она может то, что большинству нынешних вседорожников и не снилось.

ДЕРЕВЕНСКИЙ КРЕАТИВ

Увы, ГАЗ-М72 был обречен уже при рождении. В Горьком на выходе была «Волга» – совсем новый автомобиль, и никто не собирался делать на его базе вариант 4×4. А ведь аналогов в мире у М72 тогда было немного. Пожалуй, лишь американский «Виллис-Джип Стейшн Вэгон» да французский «Рено-Колораль».

Через два десятилетия появится «Нива» – пусть и очень дальняя, но все же концептуальная родственница ГАЗ-М72. Пройдет еще лет двадцать, и на рынок выйдут уже десятки полноприводных машин с легковым комфортом. На наших дорогах их теперь тоже пруд пруди. Куда больше, чем благополучных деревень, жителям которых адресовали необычный отечественный автомобиль. А было это почти 60 лет назад…

«ПОБЕДА» НАД БЕЗДОРОЖЬЕМ

ГАЗ-М72 – полнопоприводный автомобиль с модернизированным кузовом «Победы» и переработанными узлами ГАЗ‑69 выпускали с 1955 года. Автомобиль оснащали 55‑сильным двигателем объемом 2,1 л, трехступенчатой коробкой передач и двухступенчатой раздаточной коробкой с передаточными числами 1,15/2,78. Машина развивала 90 км/ч. Всего до 1958 года построили 4677 автомобилей.

Над зеркалом – ручка управления антенной, которую можно опустить, заезжая в гараж, или гордо выпятить.

В М72, как и в «Победе», есть даже радиоприемник. Над ним – тумблер включения указателей поворота.

Над педалью сцепления – кнопка омывателя ветрового стекла. Такого удобства до М72 наши водители не ведали.

Под приборами – схема управления трансмиссией и предупреждение: на первой пониженной передаче – не более 10 км/ч.

Поздний победовский мотор развивал вполне приличные по тем временам 55 сил. Но для ГАЗ-М72 их все же маловато.

Багажник, как и у «Победы», двухэтажный. Запаска и инструмент живут внизу.

Источник https://my-cccp.ru/

Еще один советский внедорожник, выпускаемый, на этот раз, серийно - ГАЗ-М72 - полноценная полноприводная Победа. Выпускался автомобиль всего 3 года - с 1955 по 1958. За это время было сделано 4676 внедорожников, которые и сейчас иногда можно встретить в объявлениях на продажу. ГАЗ-М72 совершил туристский автопробег Москва-Владивосток и хорошо себя зарекомендовал в качестве комфортабельного внедорожника, который может проехать практически везде.

ГАЗ-М72 Победа - конструктивные особенности


После окончания Великой Отечественной Войны руководителям в СССР нужен был комфортабельный внедорожный автомобиль, который мог бы доставить человека туда, куда ему было бы нужно. Ездить на ГАЗ-69 было для высоких чинов не престижно, да и не очень комфортно, а производство , который был достаточно хорошей машиной, решили не возобновлять. В 1955 году за предельно сжатые сроки на Горьковском автозаводе был разработан внедорожник нового поколения - ГАЗ-М72. Был он сделан в кузове ГАЗ-М20 - всем известной Победы. При этом, кузов претерпел значительные изменения (в основном по части крепости) и стал соответствовать полноприводному шасси, которое было решено взять от .


Почему за основу взяли именно М-20 Победу? Именно этот автомобиль начал выпускаться в те годы и приобрел очень крупную популярность среди различных руководителей, председателей и прочих важных лиц. Даже обычные зажиточные граждане могли иногда позволить себе такую машину, поэтому вопрос о том, на основе чего строить внедорожник, почти и не стоял.


Нужно лишь отметить, что от Победы был взят несущий кузов, различные наружные панели, а также фурнитура. Из различий же нужно отметить отсутствие поперечного коробчатого кузовного усилителя - в противном случае в новый ГАЗ-М72 не влезла бы раздаточная коробка. Пришлось отказаться и от продольного усиления, который мы знаем как закрытый тоннель для кардана. Взамен этих усилителей для внедорожника сделали 14 новых усилений для пола, крыши, дверных стоек, лонжеронов. Из отличий также выделяется другая подмоторная рама, которая была разработана для совместной работы с рессорами переднего моста.


Всё остальное было поставлено от ГАЗ-69. А именно: КПП, раздатка, оба моста. В коробке передач крышка картера была сделана с другого бока, для удобства обслуживания в кузове от Победы. Кроме того, рычаг переключения на М-72 ставили в рулевую колонку, использовалось кулисное переключение передач.


Что касается внутренней части кузова, то она у М-72 почти не отличалась от М-20 Победы. Салон имел мягкую оббивку, были часы и отопитель, радиоприёмник на два диапазона. Из интересного - впервые поставленный на отечественный автомобиль омыватель лобового стекла. Все те новшества, которые сделали для М-72, перекочевали в последствии в обыкновенную Победу (только в модернизированную модель). Из них еще стоит отметить облицовку радиатора крупными брусьями, а также руль с кольцевым включателем сигнала.


Двигатель автомобиль получил от Победы, но головка имела иную степень сжатия - не 6,2, а 6,5, что позволило заправлять его уже А-72, а не А-66. Мощность немного увеличилась с 50 до 55 л.с. Кроме того, дополнительно был установлен масляный радиатор. Карбюратор поставили К-22Д - достаточно распространенный, с игольчатым клапаном, позволяющий без проблем использовать внедорожник для преодоления подъемов и спусков без перелива топлива.

На момент своего создания ГАЗ-М72 не знал себе аналогов во всём мире. Массово на тот момент никто больше не производил комфортабельные внедорожники подобного уровня с несущим кузовом.


Раздаточная коробка включала в себя демультипликатор, передний мост был ведущим и его можно было отключать принудительно (как и ступицы передних колес). По умолчанию на М-72 ставились 16-дюймовые колеса с грязевой резиной (на тот момент то были обычные покрышки с увеличенными грунтозацепами). Клиренс у М-72 был достаточно неплох (на 15см больше, чем у М-20 Победы), поэтому проходимость в различных условиях (грязь, мокрый грунт, песок и прочее) была на высоком уровне.


Выпуск длился лишь три года, с 1955 по 1958, но за то время было сделано всего 4676 автомобилей. Примечательно, что производство М-72 прекратилось вслед за производством М-20 Победы. Интересно и то, что официального названия за внедорожником, несмотря на серийный выпуск, ГАЗ так и не закрепил. Из знаковых отличий можно назвать лишь фирменную кокарду с надписью М-72, которая красовалась на облицовке радиатора по центру вверху. На боковинах передней части кузова, на капоте, тоже была надпись М-72, выполненная в виде шильдиков.


Внедорожник тестировался всесторонне. Специально для этого был организован специальный автопробег Москва-Владивосток, который считался туристским и был разработан Центральным автомобильным клубом СССР. На ГАЗ-М72 в автопробег отправилось всего 3 человека. Спонсировал мероприятие как непосредственно ГАЗ, так и министерство автомобильной промышленности СССР. Внедорожник получал бесплатное топливо и необходимое обслуживание. Интересно, что автомобиль за всё время пробега сломался лишь три раза и ремонт был осуществлен силами экипажа самостоятельно.


Автомобиль с честью выдержал все испытания - ГАЗ-М72 Победа мог преодолевать подъемы в 30 градусов, ходить по заснеженной местности, в любой грязи и по пашне, песку и прочим поверхностям. Скорость его составляла порядка 110 км/ч на прямой дороге, а расход, при этом, был меньшим, чем на ГАЗ-69. Испытания также проходили в горном Крыму, а также на различных специальных стендах и полигонах. Согласно всем проверкам, внедорожник показал лучшие качества и был допущен к серийному производству.

М-72 - советский полноприводный легковой автомобиль, серийно выпускавшийся Горьковским автомобильным заводом с 1955 по 1958 год. Агрегатная база - автомобили М-20 «Победа» и ГАЗ-69. Всего было выпущено 4677 экземпляров.

М-72 (слева) и М-20 «Победа» (справа)

ИСТОРИЯ

Задняя колёсная ниша прикрыта щитком, чего нет на «Победе»

Место водителя

Эмблема над облицовкой радиатора

Шильдик на боковине капота

Передний ведущий мост

Раздаточная коробка

Задний мост

В послевоенные годы с уходом морально устаревшего ГАЗ-61 и запуском в производство автомобиля М-20 «Победа» был поднят вопрос о создании нового отечественного комфортабельного легкового автомобиля повышенной проходимости.

Внедорожник, получивший название М-72, был создан на базе кузова «Победы» и агрегатов армейского вездехода ГАЗ-69. От М-20 «Победа»для этого автомобиля были взяты лишь наружные кузовные панели и несущий каркас кузова, который был видоизменён и дополнительно усилен.

Для размещения раздаточной коробки пришлось отказаться от поперечного коробчатого усилителя кузова, а также от продольного усилителя - закрытого тоннеля карданной передачи, которые были свойственны кузову М-20 «Победа».


Для компенсации этих отсутствующих силовых элементов, а также увеличения продольной и поперечной жёсткости кузова в целом, в его конструкцию было введено 14 дополнительных усилителей пола, лонжеронов, дверных стоек и крыши. В отличие от М-20 «Победа», у М-72 была совершенно новая подмоторная рама, рассчитанная на крепление рессорной подвески переднего моста.

От ГАЗ-69 были заимствованы коробка передач, раздаточная коробка,передний и задний мост. Коробка передач на М-20 «Победа» и ГАЗ-69 одинаковая, различие только в разных боковых крышках картера КПП и в месте нахождения рычага переключения, на «Победе» применялся кулисный (рычаг выведен на рулевую колонку) механизм переключения передач, на ГАЗ-69 - напольный.

Оборудование кузова М-72 было таким же, как и у М-20 «Победа»: мягкая обивка салона, часы, отопитель, двухдиапазонный радиоприёмник. Но, с учётом необходимости работы на грязных просёлках, на М-72 был впервые в отечественной практике применён омыватель ветрового стекла. Некоторые новшества, впервые появившиеся на М-72, затем достались модернизированной «Победе». В частности, именно для М-72 была разработана новая облицовка радиатора с массивными брусьями, осенью 1955-го появившаяся и на «Победах». На этой же модели появился руль с кольцевой кнопкой сигнала.

Машина эта стала воплощением концепции комфортабельных внедорожников - о массовом производстве таких автомобилей зарубежные автомобильные фирмы в то время даже не задумывались.

Следует отметить, что приблизительно в те же годы американская компания Marmon-Herrington всё же выпустила небольшое количество (четыре экземпляра) комфортабельных внедорожников на базе легковых автомобилей Mercury с различными кузовами, но, во-первых, в данном случае речь едва ли может идти о серийном производстве - скорее это можно назвать тюнингом, а во-вторых - Mercury всё же были автомобилями рамными, что значительно упрощало адаптацию полного привода и делало их скорее концептуальными аналогами более раннего советского ГАЗ-61-73 на базе «Эмки», а не М-72 с его несущим кузовом.

Автомобиль был оснащён раздаточной коробкой с демультипликатором и отключаемым ведущим передним мостом (также отключались и ступицы передних колёс).

На 16-дюймовых колёсах с увеличенными грунтозацепами (как на современной полноприводной «Ниве») машина имела значительный дорожный просвет, что обеспечивало ей хорошую проходимость по грязи, песку, снегу, пашне и разбитым дорогам.

Машина выпускалась небольшой серией с 1955 по1958 год. Первая партия была собрана в июне 1955 г., в серию автомобиль пошёл в сентябре. В 1955 г. выпущено 1525 штук, в 1956-1151, в 1957-2001. С завершением выпуска М-20 «Победа» прекратилось и производство М-72.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

  • Общее количество выпущенных экземпляров - 4677 шт.
  • Никакого официального названия, помимо М-72, этому автомобилю завод не присваивал. Поэтому название «Победа» (или «Победа»-джип) не является уместным.

Облицовку радиатора украшала кокарда «М-72», а на боковинах капота были шильдики со стилизованной надписью «М-72».

М-72 В КИНО

  • В сериале «Инспектор Купер» главный герой, участковый Алексей Куприянов (актёр Олег Чернов) ездит на М-72 сине-зелёного цвета.

Массовые автомобили-внедорожники появились в эпоху Второй мировой войны, когда командному составу понадобился транспорт, способный перемещаться в условиях бездорожья и добираться к местам боевых действий. Первоначально такие машины отличались простотой и дешевизной конструкции (что было крайне важно для военпрома) и не предполагали какого-либо дополнительного комфорта. Характерными представителям таких авто являются Jeep MB и Willys, активно эксплуатируемые союзниками в годы ВМВ. В СССР их аналогами были ГАЗ-64 и ГАЗ-67, позже эволюционировавшие в легендарный «Козлик» ГАЗ-69.

Идея перемещаться по любым дорогам в комфорте будоражила умы как генералов, так и инженеров еще с довоенных лет. Однако в условиях войны тратить ресурсы и время на создание комфортных джипов было расточительством, потому крупносерийно никто таких машин не делал. ГАЗ-61-73, полноприводный седан для командиров РККА, выпущен лишь небольшой партией – менее чем 200 машин.

Вернулись к идее комфортного внедорожника уже после Победы, когда проходимая и комфортная машина потребовалась не только военным, но и гражданским лицам. Каким должен быть комфортный джип, в те годы еще никто не представлял. Поэтому инженеры Горьковского автозавода (ГАЗ) решили не долго мудрствовать, а объединить уже существующие решения, применяемые в легковушках и внедорожниках, в одной машине. Результатом этих работ стал ГАЗ М-72, который сейчас можно назвать первым массовым комфортным внедорожником или даже первым кроссовером в мире.

Важно подчеркнуть, что, несмотря устоявшееся в народе название «Победа М-72», официально автомобиль так никто не называл. По всем документам он проходил просто как М-72, а название «Победа» люди приписывали, чтобы не путать с военным мотоциклом ИМЗ М-72.

Почему ГАЗ М-72 был первым

В момент, когда перед инженерами ГАЗ стояла задача создать комфортный джип, завод уже серийно производил среднеклассовый седан «Победа» М-20 и внедорожник ГАЗ-69. Именно эти авто и были взяты в качестве «доноров» для новой машины. От седана решили позаимствовать супер-комфортный по тем временам кузов с салоном, а от джипа – ходовую часть. Проблема заключалась в том, что нужно было органично объединить эти не очень совместимые друг с другом компоненты.

Днище «Победы», имеющее независимую переднюю подвеску и иную конструкцию трансмиссии, не было рассчитано на установку переднего моста на рессорах и КПП с раздаточной коробкой. Поэтому схема усиления кузова была переработана, немного изменилось расположение лонжеронов и других силовых элементов, добавлены несколько новых усилений.

ГАЗ М-20 "Победа" © 1ZOOM.RU

Передний мост был взят от ГАЗ-69, а вот задний – не годился ни от «Победы» (нужно было больше надежности и тяговитости), ни от «Козлика» (имеющего рамную конструкцию). Поэтому инженерами был разработан специальный задний мост, предназначенный только для ГАЗ М-72.

Так как машина не имела характерной для джипов несущей рамы, ее можно причислить к классу кроссоверов. Это сейчас таких машин очень много (взять тот же BMW X5 или Porsche Cayenne), а тогда класс комфортных безрамных легковушек повышенной проходимости лишь зарождался. Так что ГАЗ М-72 можно считать в какой-то степени прародителем всех этих «Кайенов» и «Икс-пятых». Ведь он был первой машиной такого типа, пошедшей в массовое производство.

Конструкция ГАЗ М-72

Основой ГАЗ М-72 послужил несущий кузов от ГАЗ М-20 «Победа», силовая конструкция которого была доработана с учетом новой подвески. Спереди и сзади автомобиль оснащен ведущими мостами, подвешенными на листовых полуэллиптических рессорах. Это позволило поднять дорожный просвет до 22 см в самой нижней точке (под картером заднего моста).

Днище и передняя подвеска "Победы" (слева) и ГАЗ М-72 (справа) © Авторевю, номер 20, 2013

Так как автомобиль сильно поднялся и выглядел неорганично (уж очень большими были просветы между кузовом и колесом), задние арки прикрыли щитками, а форму передних крыльев изменили. От «победовских» их отличает меньшая глубина выреза под колесо. Также из-за поднятой подвески стал не нужен карданный тоннель в полу (вал от раздатки идет к мосту ниже, под днищем). Благодаря этому под задним диваном нет такого большого «горба», как у «Победы». Сидеть там втроем чуть комфортнее, так как места для ног больше.

ГАЗ М-72 (слева) и "Победа" (справа). Видны отличия в арках и высоте подвески.

Двигатель ГАЗ М-72 тот же, что у «Победы», – рядная четверка с объемом 2112 «кубов», но с немного другой головкой. Степень сжатия подняли с 6,2 до 6,5, благодаря чему мощность выросла с 50 до 55 л. с. Коробка передач была 3-ступенчатой, она унаследована от ГАЗ-69, но получила новую крышку с кулисой. Рычаг КПП располагался под рулем, как у «Победы». Встречаются экземпляры авто с напольным рычагом, однако есть веские основания полагать, что это уже результат ремонта, когда вместо сломавшейся коробки М-72 ставили КПП от «Козлика».

Передняя панель ГАЗ М-72. Рычаг КПП под рулем, внизу видны рычаги "понижайки" и отключения переднего привода © vstyleretro.ru

Трансмиссия ГАЗ М-20 имела отключаемый передний привод и понижающий редуктор-мультипликатор. Допустимая максимальная скорость авто на прямой передаче – 100 км/ч, до которых машина разгонялась целых 46 секунд. Хотя прямой передачи, как таковой, вообще не было, так как редуктор имел понижающий коэффициент 1,15, что и ограничивало максималку 100 км/ч. На «понижайке» допускалась езда со скоростью до 30 км/ч.

Салон и комфорт ГАЗ М-72

Машина унаследовала от «Победы» весьма просторный салон с высоким, как для той эпохи, уровнем комфорта. Для водителя и пассажиров предусмотрены широкие сплошные диваны. На приборную панель были вынесены спидометр, часы, индикатор наполнения бака, амперметр, датчики давления масла и температуры охлаждающей жидкости. Также у автомобиля был двухдиапазонный радиоприемник.

© "За рулем"

Из инноваций стоит отметить омыватель стекла, активируемый отдельной педалькой. Для тех лет он был редкостью, даже у ГАЗ-21 «Волга» омыватель появился не сразу. Так что для своей эпохи машина была весьма передовой и, как и «Победа», не отставала от западных машин 50-х.

Задний диван позволял поместиться трем пассажирам, чему способствовало отсутствие выступающего тоннеля посредине. Вдвоем там ехать и вовсе комфортно, жаловаться можно разве что на отсутствие подлокотников. Зависимая подвеска, в сочетании с большой высотой кузова, делала ход ГАЗ М-72 не таким мягким, как у «Победы». Но если сравнивать с аскетичным ГАЗ-69, то первый советский кроссовер был роскошной машиной. В такой было не стыдно ездить не только председателю колхоза, но и секретарю райкома или обкома КПСС.

Помимо уже упомянутых подлокотников (которых не было), нарекания вызывала высота посадки. Пороги у ГАЗ М-72 были на 18 см выше, чем у «Победы», и это усложняло посадку. Ведь дополнительных ручек и/или подножек у машины не было. Конечно, молодой водитель легко садился за руль, а вот уважаемым товарищам в более почтенных летах приходилось «заняться гимнастикой», чтобы забраться на заднее сидение.

Выпуск ГАЗ-72 осуществлялся с 1955 до 1958 года, за это время было создано 4677 автомобилей (для сравнения, «Побед» – почти 250 тыс.). В 1958 году «Победу» сменила на конвейере «Волга», но внедорожного варианта ГАЗ-21 не разработали. Работы по созданию комфортного внедорожника передали на МЗМА (позже переименованный в АЗЛК), где с 1958 по 1961 год производился полноприводный «Москвич-410» на базе заднеприводной модели 402.

После сворачивания выпуска М-72 о кроссоверах (автомобилях повышенной проходимости без несущей рамы) в СССР «забыли». Конструкторскими бюро такие авто разрабатывались, но ни одна модель в серию не пошла. Лишь в 70-х в СССР вспомнили о концепции внедорожника с несущим кузовом, которым стал выпущенный в 1977 году ВАЗ-2121 «Нива». Он выпускается и пользуется спросом до сих пор, несмотря на то, что в 90-х, в сотрудничестве с GM, был создан более современный «Cvevrolet Niva».

На ГАЗ к разработке комфортных внедорожников больше не возвращались. УАЗ, на который в 60-х было передано производство ГАЗ-69, до распада СССР выпускал только полноприводные «буханки», «бобики» и «головастики», и лишь в 90-х занялся комфортным внедорожником УАЗ «Патриот». Но «Патриот» является полноразмерным джипом с несущей рамой, поэтому идейным наследником М-72 считаться не может.

Таким образом, ГАЗ М-72 стал первым в мире комфортным автомобилем повышенной проходимости с несущим кузовом, надолго опередившим свое время. Лишь в 80-90-х концепция кроссовера начала завоевывать популярность на Западе, а расцвет популярности таких автомобилей пришелся уже на наши дни.

В начале 1954 года по распоряжению главы государства и большого любителя охоты Никиты Сергеевича Хрущева Горьковский автозавод получил правительственное задание - разработать и начать производство новой модели автомобиля со всем ведущими колесами, по комфорту не уступающей «Победе». Прежде всего, такая машина должна была использоваться, как служебный транспорт секретарей сельских обкомов КПСС в регионах и председателей передовых колхозов. Интерес к проекту проявили и военные, заинтересовавшиеся комфортабельным «генеральским» автомобилем высокой проходимости. Неофициально такой автомобиль предназначался также для правительственных охотничьих хозяйств.

Главный конструктор ГАЗа Н.И.Борисов назначил ведущим конструктором новой модели Григория Моисеевича Вассермана, специалиста по легким полноприводным автомобилям, создавшего ГАЗ-67, ГАЗ-69, ГАЗ-46. Общую компоновку будущей машины, которой присвоили индекс «ГАЗ-М72», создавал конструктор Федор Алексеевич Лепендин. Ими и было решено сделать полноприводный вариант «Победы».

Для адаптации кузова М-20 к динамическим нагрузкам автомобиля повышенной проходимости со всеми ведущими колесами, впервые в истории советского автомобилестроения провели исследования прочностных характеристик с помощью датчиков, установленных в ключевых местах. Эту работу провело новое Бюро электрических измерений, которое возглавил А.Я.Тарасов. Были выявлены и усилены все слабые места пола, крыши, стоек. У некоторых участков кузова обнаружилась даже избыточная прочность. Под рессорную подвеску передних колес пришлось проектировать новые лонжероны, внутрь полостей которых пришлось врезать задние концы рессор. Новые более мощные подкосы увязали лонжероны с моторным щитом. Пришлось проектировать заново задние лонжероны, все усилители пола, особенно там, где крепилась раздаточная коробка. Также дополнительные усилители приваривались в проем лобового стекла и в местах соединения средних стоек с крышей.

Одновременно пришлось решать противоположную задачу - уложиться в лимит по весу, не перетяжелить кузов. Но большой опыт и знания конструкторов позволили достигнуть великолепного показателя. Масса кузова ГАЗ-М72 по сравнению с базовой «Победой» возросла всего на 23 кг. При этом жесткость кузова на изгиб возросла на 30%, а на кручение - на 50%. Кроме отличной работы новой команды горьковских конструкторов, существенную роль сыграло и то, что в свое время силовая структура несущего кузова ГАЗ-М20 была спроектирована исключительно грамотно, с запасом прочности.

Было решено задние рессоры устанавливать не под балкой заднего моста, как на М-20, а над ней. При этом кузов поднялся на 150 мм. Кроме того, вместо передней независимой подвески на витых пружинах поставили передние рессоры.

На всю конструкторскую работу по проектированию М-72 всего ушло буквально три дня. Ещё месяц понадобился для сборки опытного образца. В результате 24 февраля 1954 года из ворот Горьковского автозавода вышел М-72, ставший первой в мире полноприводной легковой машиной с безрамным несущим кузовом. Изменения в победовском кузове были самыми минимальными. Машина стала воплощением концепции комфортабельных внедорожников — о массовом производстве таких автомобилей зарубежные автомобильные фирмы в то время даже не задумывались.

Оборудование кузова М-72 было таким же, как и у М-20 «Победа»: мягкая обивка салона, часы, отопитель, двухдиапазонный ламповый радиоприёмник«А-8». Но, с учётом необходимости работы на грязных просёлках, на М-72 был впервые в отечественной практике применён омыватель ветрового стекла (механический насос, работавший от нажатия ногой на специальную педаль).

Некоторые новшества, впервые появившиеся на М-72, затем достались модернизированной «Победе». В частности, именно для М-72 была разработана новая облицовка радиатора с массивными брусьями, осенью 1955-го появившаяся и на «Победах». На этой же модели появился руль с кольцевой кнопкой сигнала, на колонке которого находился рычаг переключения передач.

ГАЗ-М72 был запущен в производство с полным оригинальным задним мостом с полуразгруженными полуосями, оснащён раздаточной коробкой с демультипликатором и отключаемым ведущим передним мостом (также отключались и ступицы передних колёс).

Многочисленные испытания опытных, а затем серийных ГАЗ-М72, проведенные ГАЗом, НАМИ и военным НИИ №21, показали «живучесть» кузова и агрегатов, хорошие показатели проходимости. Летом 1956 года трое журналистов: В.Урин, И. Тихомиров, А.Ломакин совершили на ГАЗ-М72 пробег Москва-Владивосток, стартовавший 1 мая 1956 года с Ленинских гор, от Московского Государственного университета имени М.В.Ломоносова протяженностью 15 тысяч километров. Машина прошла их без серьезных поломок, по пути вызывая восхищение жителей отдаленных районов. Сохранилась кинохроника, где Н.С. Хрущев и Фидель Кастро отправляются на зимнюю охоту на машинах ГАЗ-М72. Официально ГАЗ-М72 был снят с производства в 1958 году в связи с заменой «Победы» следующей моделью - легендарной «Волгой».

Автомобиль из проекта КБ Смирнова ГАЗ-М72 «Армия ГДР» был воссоздан по воспоминаниям офицера Советской Армии, который служил в западной группе советских войск в Германии и наблюдал использование данного вездехода наравне с рядовыми ГАЗ-69. Эти факты и легли в основу необычной концепции проекта, который дает возможность взглянуть на историю взаимоотношений послевоенной Германии и СССР.

Государственное существование Германии было прекращено 23 мая 1945 года, её территория разделена на 4 оккупационных зоны - советскую, американскую, британскую и французскую. Часть своей оккупационной зоны к востоку от рек Одера и Нейсе СССР передал Польше.

Члены антигитлеровской коалиции, прежде всего США, СССР, Великобритания, позже Франция, изначально добивались осуществления согласованной оккупационной политики. Главными задачами в этой политике были демилитаризация и денацификация. Федеративная Республика Германии была провозглашена в 1949 году на территории британской, американской и французской оккупационных зон. Столицей ФРГ стал город Бонн. В ответ на создание на территории трёх западных оккупационных зон Федеративной Республики Германии, спустя пять месяцев состоялось провозглашение ГДР. Конституция ГДР провозглашена 7 октября 1949.

Как провозглашалось, граждане ГДР имели все демократические права и свободы. Доминирующее положение в стране занимала Социалистическая единая партия Германии (её ведущая роль была закреплена в Конституции). Темпы экономического развития ГДР были ниже, чем в ФРГ, и самыми низкими среди государств Варшавского договора. Тем не менее, уровень жизни в ГДР оставался самым высоким среди восточноевропейских государств. К 1980-м годам ГДР стала высокоразвитой индустриальной страной с интенсивным сельским хозяйством. По объёму промышленной продукции ГДР занимала 6-е место в Европе.

Отсутствие чёткой физической границы в Берлине приводило к частым конфликтам и массовой утечке специалистов из ГДР. Восточные немцы предпочитали получать образование в ГДР, где оно было бесплатно, а работать — в Западном Берлине или ФРГ. В августе 1961 года власти ГДР начали строительство охраняемой стены, физически отделившей Западный Берлин от ГДР и ставшей наиболее известным и выразительным символом этого глобального противостояния, разделившая две противоположных идеологических, политических и военных лагеря. За последующие годы своего существования Берлинская стена постоянно укреплялась, расширялась, получала дополнительные ряды и охрану.

Постоянно на территории Восточной Германии проживало около полумиллиона советских граждан. ГСВГ - группа советских войск в Германии (1954-1989 гг.) - располагала собственными заводами, русскими школами, санаториями, магазинами, домами офицеров и прочей инфраструктурой. В контексте Холодной войны ГСВГ была передовым подразделением советской армии, поэтому она была оснащена самой современной техникой и оружием (включая ядерное). Всего в Группе за всё время её существования прошли службу восемь с половиной миллионов граждан СССР. ГСВГ и ЗГВ заставляли США и их европейских союзников реально уважать СССР и считаться с нашими интересами.

В 1990 году к власти в ГДР приходит Христианско-демократический союз, который незамедлительно стал проводить консультации с правительством ФРГ по вопросу объединения стран и создания единого государства. 12 сентября в Москве подписан договор между представителями бывших союзников антигитлеровской коалиции об окончательном урегулировании германского вопроса.

23 августа 1990 года Народной палатой ГДР было принято решение о присоединении восточных земель к ФРГ. После этого был осуществлен ряд преобразований, ликвидировавших социалистические институты власти и переформировавшие государственные органы по западногерманскому образцу.

3 октября 1990 г. были упразднены армия и флот ГДР, а вместо них на восточных территориях были размещены бундесмарине и бундесвер - вооруженные силы ФРГ. Расшифровка названий основана на слове "бундес", что означает "федеративный". Официальное признание восточных земель в составе ФРГ было закреплено принятием Конституциями новых субъектов государственного права. Берлинская стена была разрушена.

31 августа1994 года, закончился вывод российских войск с территории бывшей ГДР. В Россию из Германии вернулось 500 тысяч военнослужащих и порядка 12 тысяч танков. Сотрудники нашего КБ обнаружили настоящий М-72 в Брянской области в комплектном состоянии, пригодном для дальнейшей реставрации.

В целях приведения ГАЗ-М72 к идеальному коллекционному состоянию автомобиль прошел весь цикл ремонтно-восстановительных работ:

  • полная разборка ТС;
  • дефектовка согласно каталогам производителя ТС и имеющимся архивным историческим материалам;
  • пескоструйная обработка кузова, шасси, рамы ТС;
  • кузовные работы, замена кузовных деталей;
  • подготовка под покраску кузова, шасси, рамы ТС;
  • ремонт и замена элементов подвески, тормозной системы, системы выхлопа, системы охлаждения двигателя ТС;
  • окраска в покрасочно-сушильной камере в защитный армейский зеленый цвет вооруженных сил ГДР;
  • предварительная сборка и подгонка узлов и агрегатов;
  • обслуживание и ремонт двигателя, элементов и узлов трансмиссии;
  • диагностика и ремонт электрических цепей и электрооборудования ТС;
  • перетяжка и реставрация салона и элементов интерьера ТС;
  • финишная сборка;
  • пуско-наладочные работы.

В соответствии с описанием нашего очевидца, также была найдена и приобретена буксируемая советская 23-мм спаренная зенитная установка ЗУ-23-2 того времени.

Помимо вышеописанных процедур, на данном ТС были установлены, согласно описанию, сигнальное световое устройство, соответствующее периоду выпуска, а внутри салона были изготовлены и размещены защитные сетки, изготовленные из парашютных строп-лент. Было полностью отреставрировано внутреннее убранство салона и багажного отделения с использованием аутентичных материалов того времени. На дверях тягача и станке зенитной установки разместили символику армии ГДР и дополнили красным орнаментом, часто встречающимся на различной восточногерманской военной технике того периода. Были установлены оригинальные покрышки ярославского шинного завода. Были установлены танковые фары дополнительного света, а штатная оптика приобрела светомаскировочные накладки. Изготовлено буксировочное устройство.

Скомпоновав по зарисовкам ЗУ-23-2 и ГАЗ-М72, удалось подготовить эффектную композицию, способную пополнить и стать украшением любого частного собрания редких отечественных автомобилей и вооружения.

Технические характеристики:

  • Длина, мм - 4665;
  • Ширина, мм - 1695;
  • Высота, мм - 1790;
  • Масса, кг - 1615;
  • Максимальная скорость, км/ч - 90;
  • Грузоподъемность, кг - 450;
  • Двигатель - бензиновый;
  • Объем двигателя, см 3 - 2112;
  • Мощность, л.с. - 52;
  • Кол-во цилиндров - 4;
  • Клиренс, мм - 210;
  • Годы выпуска - 1955-1958;
  • Тираж, экз. - 4677;
  • Год выпуска - 1957.

Вам также будет интересно:

Красный лук: уникально полезный и изысканный
О пользе , в частности, о его способности улучшать пищеварение, укреплять иммунитет,...
Оверсайз – комфортный тренд-абсолют!
Свобода стиля и свобода кроя, комфорт и непринужденность - преимущества одежды oversize...
Что такое оверсайз, и как его носить?
Сегодня мы расскажем вам про оверсайз. Что это такое, детально рассмотрим также. Также...
Чувствительность тестов на беременности: когда покажет результат и на какой день задержки следует делать
Статья Беременность - это приятный период. В этот промежуток времени женщина носит под...
Причины и виды выделений из груди желтого цвета при надавливании
Причины выделений из молочных желез могут быть природными и патологическими, то есть...