Все о покупке и продаже автомобилей

Масса авто без нагрузки. Как узнать массу автомобиля

В сфере машин и всего, что с ними связано, существует два таких понятия, как полная масса и снаряженная масса автомобиля. Это две характеристики, о которых всегда рассказывают на теоретических занятиях в автошколе, однако многие даже самые заядлые водители умудряются забывать данную терминологию. Для того чтобы было понятно, что все это значит и как влияет на саму машину, попробуем подробно рассмотреть сей вопрос.

Краткая трактовка термина

Итак, снаряженная масса автомобиля - это совокупный вес машины. В него включаются все ходовые детали, все наполнение салона (в том числе и аудио-видео техника), а также расходные материалы, такие как моторное масло, охлаждающая жидкость и топливо (полный бак). В показатель данной весовой единицы не включается вес водителя и пассажиров, а также груза и прочих деталей, которые не оказывают влияния на работу ходовой системы машины. Исходя из самого термина, можно понять, что это и есть то самое «снаряжение», то есть оборудование, которое обеспечивает полную готовность к процессу передвижения, торможения, скольжения и так далее.

Полная и снаряженная масса автомобиля: отличия

В отличие от снаряженного весового показателя, в полный также входит масса водителя, пассажиров и перевозимых грузов. Понятно, что все люди разные, и каждый характеризуется своей собственной отметкой на весах. То же самое касается и багажа - затарить автомобиль можно так, что он и с места не сдвинется. Именно поэтому среди автомобилистов чаще всего применяется понятие «допустимая полная масса автомобиля». У каждой машины высшая разрешимая отметка своя, все зависит от производителя, материалов, которые использовались в строении, а также от структуры кузова и прочих несущих деталей. Важно не загружать свою машину так, чтобы данный показатель был превышен. В противном случае постепенно будет деформироваться кузов, а также мостовые системы и другие детали, которые крепятся к подвеске.

Исключения из машинных правил

Как уже было сказано выше, снаряженная масса автомобиля - это вес, который ему свойственен при полной «экипировке», с наличием всех расходных материалов и аксессуаров. Однако в некоторых европейский странах в данную весовую единицу включается также вес водителя, но только в том случае, если он не превышает показатель в 75 килограмм. К такому выводу европейцы пришли потому, что именно водитель является причиной движения машины, и без него процесс вождения станет невозможным. В России же снаряженная масса автомобиля - это, помимо всех упомянутых деталей, также запасное колесо, инструменты, которые могут пригодиться в дороге в случае аварии или поломки, а иногда и канистра с запасным топливом.

Вес машины и ее максимальный скоростной порог

Известно еще из уроков физики, что более тяжелые предметы всегда будут передвигаться с меньшей скоростью, так как им приходится преодолевать большее сопротивление. Что значит снаряженная масса автомобиля и его технические характеристики, как они взаимодействуют между собой? Чтобы не углубляться в изучение особенностей каждой модели каждой марки современных авто, рассмотрим данный вопрос на двух видах машин: двухместное купе и внедорожник. Вес первой машины, конечно же, небольшой. Да, немалую долю занимает мотор, инжекторы и все то, что обеспечивает быстрый разгон спортивной машины. Однако ее кузов маленький, в салоне только два кресла, багажное отделение отсутствует. Масса джипа же в два, а то и в три раза больше, в нем пять или шесть посадочных мест, многолитровый багажник. Немало места занимает и топливный бак, объем которого всегда предельно велик. Логично, Audi TT RS будет двигаться быстрее и маневреннее, нежели

И мототранспортных средств в качестве отправного весового показателя. Под ним следует понимать истинную собственную неэксплутационную массу автотранспортного или мототранспортного средства с учётом отсутствия жидкостей предназначенных для его функционирования и ЗИП (запасных частей, инструментов, принадлежностей).

Таким образом, сухой массой можно считать массу неготового к эксплуатации автотранспортного или мототранспортного средства без жидкостей (топливный бак должен быть пуст, прочие жидкости (например охлаждающая жидкость, тормозная жидкость, жидкость в бачке омывателя) и масла (например масло двигателя и масло коробки передач) также отсутствуют), показывающую лишь вес входящих в его конструкцию деталей не относящихся к ЗИП (запасные части, инструменты, принадлежности). На многих автомобилях и мотоциклах с коляской в качестве запасной части устанавливается запасное колесо . В стандартную комплектацию многих автомобилей в качестве инструмента входит домкрат . По поводу того что именно относить к принадлежностям есть неоднозначность. По логике вещей и аналогии с инструментами, принадлежностями можно считать детали предполагающие свободное крепление с возможностью выемки в процессе эксплуатации (почти у каждого автомобиля есть вынимаемые из салона коврики, в багажниках многих автомобилей домкрат закрыт пластиковой накладкой, у некоторых моделей Роллс-Ройс в дверях спрятаны зонты). Также к принадлежностям можно отнести детали внешнего навесного типа, устанавливаемые как раз для повседневной эксплуатации машины, выполняющие функции: перевозки груза (фаркоп , полозья для крепления груза на крыше кузова автомобиля, сетки на фарах), защиты и безопасности автомобиля (кенгурятник, мухобойник, защита картера двигателя), вспомогательного характера (лебёдка), защиты и безопасности людей сидящих на мотоцикле (ветровые и наколенные щитки, а также дуга безопасности),

Такое название объясняется тем, что автотранспортное или мототранспортное средство остаётся прежде всего без жидкостей необходимых для его функционирования, и ёмкости в которых находились эти жидкости осушаются. Для обозначения неэксплутационной массы машины, подразумевающей как отсутствие жидкостей так и ЗИП, был создан термин сухая масса, взявший за основу лишь отсутствие жидкостей. Данный термин в основном применяется производителями для определения неэксплутационной массы машины.

Следующими весовыми показателями являются:

  • снаряжённая масса: вес машины с жидкостями и ЗИП, но без людей и груза. Хотя некоторые документы содержат указание включать в снаряжённую массу вес среднестатистического водителя равный 75 кг. В таком случае разумно указывать, что снаряжённая масса с учётом водителя.
  • полная масса (разрешённая максимальная масса): вес установленный предприятием изготовителем как максимальная допустимая в эксплуатации масса снаряжённой машины с грузом и людьми. Отняв от разрешённой максимальной массы снаряжённую массу получим грузоподъёмность. Однако, на практике многие владельцы особенно грузовых автомобилей нагружают их больше чем значение разрешённой максимальной массы.Это наблюдается как от грузовиков категории "В" так до гигантских карьерных самосвалов. Это ведёт к повышенному износу деталей и несущей системы автомобиля, так как сам критерий установки разрешённой максимальной массы подразумевает длительную эксплуатацию машины.
  • максимальная допустимая масса: предельный вес снаряжённого автомобиля с людьми и грузом который не выдерживает конструкция машины.

Грузовой транспорт может повредить дорожное полотно и является источником повышенной опасности для других машин. Специально для таких машин на территории России действуют специальные правила, регулирующие разрешенную максимальную массу грузового автомобиля и допустимый перегруз. В случае их нарушения на виновника будут наложены штрафные санкции.

Законодательство и общие положения

Большегрузный транспорт является серьезной нагрузкой на дорожное полотно. Чтобы свести к минимуму его повреждения и обеспечить безопасность на дорогах, были разработаны ограничения по максимальной массе грузового авто и введена ответственность за их нарушения.

В Российской Федерации эти нормы приведены в Федеральном законе № 257 и Постановлении Правительства № 272. Следить за выполнением норм обязана Госавтоинспекция.

Водителям грузовых авто следует обратить внимание на следующие моменты:

  • Нормы действуют исключительно на трассах общего пользования, имеющих территориальное или федеральное значение.
  • Машины с перегрузом должны ездить только по специальным дорогам.
  • Если дорожное полотно не способно выдержать установленную законом нагрузку, его владелец вправе установить свои ограничения.
  • Перед тем как снизить ограничения по максимально допустимой массе машины, должно быть проведено обследование состояния дорожного полотна.
  • На трассах с ограничениями для большегрузного транспорта должны быть установлены дорожные знаки, предупреждающие водителей об этом.
  • Нормы по нагрузке на ось зависят от инструкции по эксплуатации транспортного средства.

Максимальные габариты грузовых транспортных средств

Максимально разрешенные параметры большегрузного транспорта установлены в соглашении стран СНГ. Согласно ему:

  • Длина автомобиля, прицепа и автобуса не должна превышать 12 м, для сочлененного автобуса этот параметр равен 18 м, а для автопоезда – 20 м. В расчет длины не принимаются подъемные платформы, ступени, стеклоочистители, зеркала.
  • Ширина любой машины – менее 2,55 м. Сюда не входят осветительные приборы, лестница и ступени, платформы, зеркала, индикаторы давления в шинах.
  • Разрешенная высота составляет 4 м, учитывая кузов или контейнер.

Максимальный допустимый вес для грузового транспорта

Максимальный вес грузового авто иначе называется полной массой и является суммой веса самой машины и груза.

Все большегрузные авто делятся на три категории:

  • малотоннажные;
  • среднетоннажные;
  • крупнотоннажные.

К классу малотоннажных относятся небольшие грузовики, включая «Газель», у которых кабина и кузов находятся на одной несущей раме. Они используются, как правило, в торговле для транспортировки небольших товаров на сравнительно короткие расстояния. Масса таких грузовиков не более 3,5 тонны, а грузоподъемность в зависимости от модели – от 0,5 до 2,5 тонны.

Имеют вес более 12 тонн и используются для транспортировки очень тяжелых и крупногабаритных грузов. Они часто входят в состав седельных и прицепных автопоездов.

Кроме наибольшего допустимого веса перевозимого груза, для проверки на перегруз важен еще один параметр – осевая нагрузка. Так как конструкция машин подразумевает грузовой отсек сзади, то основной вес груза приходится на заднюю ось.

Допустимая масса большегрузного транспорта приведена в приложении 1, а разрешенные осевые нагрузки – в приложении 2 к Постановлению Правительства № 272. Например, по этому приложению седельный автопоезд с пятью осями может весить не более 40 т, а трехосный автомобиль – не более 24 т.

Для проезда транспортного средства, имеющего полную массу более 44 т, нужно оформить специальное разрешение, где отмечаются маршрут, время отправки и прибытия. Для авто, весящего 80 т вместе с грузом, маршрут составляют сотрудники автоинспекции.

Во избежание штрафа за перегруз по оси, можно использовать специальное разрешение

Чтобы не платить штраф за перегруз, нужно вычислить полную массу авто и осевую нагрузку. Эти две величины связаны между собой следующим соотношением: полная масса равна сумме нагрузок на каждую из осей. При этом у двухосного автомобиля нагрузка на переднюю ось в три раза меньше, чем на заднюю. У прицепов она распределяется равномерно на каждую из осей. Полученные значения нужно сравнить с таблицей из приложения 2 к Постановлению Правительства № 272.

Согласно Федеральному закону, перегруз может составлять не более 2% от допустимого значения.

В случае перегруза на виновника налагается административная ответственность в соответствии со статьей 12.21.1 КоАП. Индивидуальные предприниматели несут такую же ответственность, как и юридические лица.

Штрафы за превышение допустимой массы грузового авто налагаются на водителя, должностное лицо, ответственное за транспортировку, юридическое лицо и собственника машины. В случае перегруза более 50% водитель лишается прав на срок до 6 месяцев.

Кроме перегруза, штрафы налагаются в случае:

  • отклонения от маршрутного листа;
  • указания ложных данных о весе груза;
  • отсутствия разрешения на транспортировку крупногабаритных грузов;
  • превышения нормы габаритов транспортного средства на 10 см.

В автомобильной отрасли существуют такие термины как: полная и снаряженная масса. Данные термины являются теми, о которых в теории автошколы обязательно говорят. Но, сегодня даже многие водители с большим стажем, не помнят или не знают про это. Снаряженной массой машины является общая масса машины с необходимой оснасткой, всеми материалами, которые нужны в ходе эксплуатации машины, полным баком топлива, весом шофера, но без учета пассажирского веса и массы грузов.

Полной массой считается масса автомобиля, которая предельно возможна и состоит из: веса водителя и пассажиров, массы снаряженного автомобиля, а также еще веса грузов.

В чем отличие между снаряженной и полной массой машины

Если разобраться в отличиях данных понятий, то вся суть сводиться к тому, что именно может включаться и суммироваться в общий критерий массы. По сравнению со значением снаряженной массы автомобиля, в показателе ее полной массе еще фигурирует вес водителя, и вес всех пассажиров, а также масса перевозимого багажа.

Полная масса = масса автомобиля + масса всех людей, находящихся в автомобиле + груз в багажном отсеке.

Снаряженная масса = масса автомобиля без дополнительных грузов.

Конечно, у каждого человека вес различный. Это же можно отнести к багажу. Поэтому водители используют такие понятия, как «допустимая полная масса машины». Каждый автомобиль имеет собственную высший разрешимый показатель, все будет зависеть от фирмы-изготовителя, тех материалов, из которых изготовлен автомобиль, а также формы кузова автомобиля и др.

Не перегружайте машину. Если это не соблюдать, то в ходе использования автомобиля с ним будет происходить деформация кузова, мостовых систем, а еще и других деталей, которые нужно закрепить к подвеске машины. А еще не стоит забывать, что при условии полной снаряженной массе машины – горючее будет потребляться в больших объемах. Также, массу всегда учитывают при использовании двухстоечного подъемника .

Все вышеизложенные советы для автомобилистов являются довольно важной информацией, особенно, если у водителя нет достаточного опыта вождения за плечами. Ими не стоит пренебрегать или не принимать их во внимание. Поскольку, иногда даже опытные водители и шофера совершают те или иные поступки, которые не могут показаться на первый взгляд нелепыми и пустяковыми, но которые могут привести к последствиям. Поэтому будьте внимательны и осторожны, садясь за руль.

Многие требования к конструкции автомобиля могут быть ре­ализованы лишь в случае, если будут выдержаны определенные инерционные (весовые) ее показатели. К ним относятся масса и моменты инерции автомобиля, а также положение центра масс.

Собственная масса

В зависимости от состояния автомобиля его масса может из­меняться в достаточно широких пределах, (у грузового авто при погрузке масса увеличивается более 100%).

Три взаимосвязанных показателя масс:

масса неснаряженного автомобиля , то есть масса автомобиля без снаряжения (инст­румента, запасного колеса) и за­правки. Этот показатель позволяет судить о материалоемкости, однако не может дать представления о поведении автомобиля в реальных эксплуатационных условиях.

масса снаряженного ав­томобиля , то есть масса автомобиля с заправкой и снаряжением, но без водителя и пассажиров. При этой массе производится оценка предельно воз­можной динамики разгона.

полная масса автомобиля - сум­марная масса снаряженного автомобиля, полезной нагрузки, води­теля и пассажиров. Оценка ос­новных эксплуатационных качеств автомобиля. Указанные величины являются оценочными показателями.

Благодаря наличию подвески, некоторые элементы конструкции автомобиля имеют возможность относительного перемещения. Часть конструкции автомобильного транспортного средства, которая от­делена от колес или мостов упругими элементами подвески, называется подрессоренной . Части конструкции шасси автомобильного транспортного средства, масса которых не воспринимается упругими элементами подвески, называются неподрессоренными . Чем меньше отношение массы неподрессоренных частей к массе подрессоренной части конструкции, тем лучше плавность хода автомобиля. Следовательно, при одинаковых собственных массах более комфортабельным будет автомобиль, у которого неподрессоренные части конструкции имеют меньшую массу.

Полезная нагрузка грузового автомобиля называется грузоподъ­емностью и указывается в его паспортных данных всего одной цифрой. Легковые автомобили и автобусы предназначены для пе­ревозки пассажиров и их багажа, поэтому характеризуются не гру­зоподъемностью, а пассажировместимостью. При этом у легковых автомобилей указывается число мест, включая водителя, а у автобусов - число мест для сидения, общее число мест и общее число мест для перевозки людей в часы пик. Поскольку масса пассажиров и их багажа неизвестна, они задаются некоторыми условными значениями, с помощью которых можно рассчитать пол­ную нагрузку. В нашей стране массу пассажира принимают равной 75 кг, массу багажа - 10 кг на одного пассажира легкового авто­мобиля, 5 кг на одного пассажира городского и 15 кг на одного пассажира междугородного автобуса.

Положение центра масс

С позиций реализации ряда заложенных в конструкцию авто­мобиля эксплуатационных качеств важными являются не только показатели собственной массы и полезной нагрузки автомобиля, но распределение нормальных реакций по колесам автомобиля. Это распределение определяется положением центра масс.

Центр масс автомобиля располагается, как правило, в продольной плоскости симметрии, хотя его небольшое отклонение от этого положения возможно при изменении загрузки автомобиля. Оче­видно, что чем ближе центр масс к какой-либо из осей автомобиля, тем больше приходящаяся на нее нагрузка. Распределение масс влияет на устойчивость и управляемость автомобиля, его проходи­мость, тормозные качества и плавность хода. В связи с этим в справочной литературе указываются значения масс, приходящихся на разные оси автомобиля. Эти показатели могут быть представлены в абсолютных величинах или в виде соотношения (обычно про­центного) масс. С точки зрения обеспечения проходимости особое значение имеет масса автомобиля, приходящаяся на ведущие колеса. Этот показатель называется сцепной массой .

В большинстве стран в целях обеспечения сохранности авто­мобильных дорог регламентированы предельно допустимые осевые нагрузки. Поэтому характеристики распределения масс являются также основанием для принятия решения о возможности исполь­зования автомобиля в конкретных эксплуатационных условиях. При­менение в конструкциях тяжелых автомобилей (грузовых, а иногда автобусов) более двух осей, определяется обычно необходимостью уменьшения осевых нагрузок до допустимых значений. Автомобили, осевая нагрузка которых превышает допустимую, относят к внедорожным. Положение центра масс по высоте автомобиля оказывает влияние на его управляемость, тормозные свойства, устойчивость против опрокидывания, при этом безусловные преимущества с этих точек зрения имеют автомобили с более низким расположением центра масс.

Моменты инерции

При одинаковом положении центра масс и равных массах ав­томобили могут иметь разные значения моментов инерции. В целом инерционные свойства конструкции, наряду с указан­ными выше показателями масс, могут быть охарактеризованы тремя значениями моментов инерции (относительно трех взаимно пер­пендикулярных осей, проходящих через центр масс). Момент инер­ции относительно вертикальной оси оказывает большое влияние на управляемость автомобиля и устойчивость его против заноса. Момент инерции относительно горизонтальной поперечной оси влияет на плавность хода автомобиля. Момент инерции относительно горизонтальной продольной оси может оказать влияние на устой­чивость автомобиля против поперечного опрокидывания.

В процессе проектирования конструктор имеет возможность вли­ять на величины моментов инерции автомобиля в основном за счет изменений в его компоновочной схеме.

Вам также будет интересно:

Красный лук: уникально полезный и изысканный
О пользе , в частности, о его способности улучшать пищеварение, укреплять иммунитет,...
Оверсайз – комфортный тренд-абсолют!
Свобода стиля и свобода кроя, комфорт и непринужденность - преимущества одежды oversize...
Что такое оверсайз, и как его носить?
Сегодня мы расскажем вам про оверсайз. Что это такое, детально рассмотрим также. Также...
Чувствительность тестов на беременности: когда покажет результат и на какой день задержки следует делать
Статья Беременность - это приятный период. В этот промежуток времени женщина носит под...
Причины и виды выделений из груди желтого цвета при надавливании
Причины выделений из молочных желез могут быть природными и патологическими, то есть...