Все о покупке и продаже автомобилей

Рабочая программа «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей Выбор технологического оборудования

Профессиограмма специальности «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»,

квалификация ТЕХНИК

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и транспортного оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технических документов;

Выбор узлов и агрегатов автомобиля для замены в процессе эксплуатации автомобильного транспорта;

Проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспорта;

Эффективное использование материалов, технологического оборудования предприятий;

Наладка и эксплуатация оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств;

Осуществление технического контроля при эксплуатации транспорта и транспортного оборудования;

Проведение стандартных и сертификационных испытаний;

Владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации ;

Анализировать и оценивать состояние техники безопасности на производственном участке;

- управлять автомобилем.

Место работы

Техник по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта это руководитель среднего звена управления производством или специалист по эксплуатации технологического оборудования. Он может работать бригадиром, начальником участка на предприятии, а может и работать индивидуально по техническому обслуживанию автомобилей или спецтехники. Востребованы специалисты этого профиля и в государственных структурах.

Профессиональный рост может происходить в рамках постоянного повышения квалификации: выполнение все более сложных и масштабных работ, освоение новых направлений и специализаций (например, вулканизаторщик, автоэлектрик и т. д.), становление в качестве автослесаря - универсала. Карьерный путь может проходить по линии административного роста: мастер смены (участка), руководитель технического центра, заместитель директора по послепродажному обслуживанию автомобилей, директор автоцентра .

При выборе административного направления карьеры рекомендуется развивать в себе дополнительно управленческие умения, осваивать профессию менеджера. Если ближе вариант наставничества, передачи своего уникального опыта молодежи, полезно развивать в себе педагогические умения, осваивать профессию мастера производственного обучения.

Организация собственного дела предполагает, что квалифицированный работник с профессией техник со временем нарабатывает свой уникальный профессиональный опыт и может создать собственный бизнес, открыв автосервис , мастерскую по ремонту и обслуживанию автомобилей либо работать с клиентами по индивидуальным заказам (эта сфера приносит стабильные достойные доходы), однако для этого умения ремонтировать машины недостаточно, требуются знания в области управления, экономики, юриспруденции.

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Автомобильный транспорт является одним из важнейших и основных элементов любого производства. Более 50 % всего объема перевозок частично или полностью производится автомобильным транспортом.

В условиях сложившейся в настоящее время экономической ситуации остро встает проблема реорганизации и реструктуризации существующих автотранспортных предприятий. В последнее время резко снизилась потребность перевозок грузов грузовыми автомобилями, поэтому крупные автотранспортные предприятия вынуждены искать дополнительные источники прибыли, осваивать ремонт современной техники, внедрять новые виды услуг. Необходимо четко сформулировать поставленные цели, стараться максимизировать прибыль и предельно, на сколько это возможно минимизировать затраты на производство.

Одной из важнейших задач в области эксплуатации автомобильного парка является дальнейшее совершенствование организации технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей с целью повышения их работоспособности и вместе с тем снижение затрат на эксплуатацию. Актуальность указанной задачи подтверждается и тем, что на техническое обслуживание автомобиля затрачивается во много раз больше труда и средств, чем на его производство.

В настоящее время на базе научно-технического прогресса получает дальнейшее развитие проверенная многолетним опытом планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта подвижного состава лесопромышленного комплекса в целом.

Как в области организации автомобильных перевозок, так и в области технической эксплуатации автомобилей начинают применяться различные экономико-математические методы анализа, планирования и проектирования. Все шире разрабатываются и внедряются новые методы и средства диагностирования технического состояния и прогнозирования ресурсов безотказной работы автомобилей. Создаются новые виды технологического оборудования, позволяющие механизировать, а в ряде случаев и автоматизировать трудоемкие операции по обслуживанию и ремонту подвижного состава. Разрабатываются современные формы управления производством, которые рассчитаны на применение электронно-вычислительных машин с дальнейшим переходом на автоматизированную систему управления.

При все возрастающем насыщении народного хозяйства автомобилями современная система хозяйствования предусматривает новые структурные подразделения автомобильного транспорта - автокомбинаты и производственные объединения, ремонтно-обслуживающие базы, которые потенциально способствуют переходу на централизованное производство обслуживания и ремонта автомобилей.

Важнейшей задачей в любом хозяйстве является организация технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей.

Расчет количества технических обслуживаний подвижного состава на год

Определяем общий пробег автомобилей за планируемый период L общ.

L общ = ? сс * А сс * Д к * б в = 110*25*251*0,8 = 552200 км.

где? сс - среднесуточный пробег автомобиля, км.

А сс - среднесписочное количество автомобилей, ед.

Д к - количество календарных дней в году

б в - коэффициент выпуска автомобилей на линию.

Количество технических обслуживаний №2 (N то -2)

N то -2 = = = = 43,8 ед. = 44 единиц.

где L общ - общий пробег автомобилей, км

Количество технических обслуживаний №1 (N то -1)

N то -1 = = = - N то -2 = 131,3 = 131 единица

Количество ежедневных обслуживаний N ео

N ео = = = 5020 единиц

Количество сезонных обслуживания N со

N со = 2 *А сс = 2 * 25 = 50 единиц

Расчет трудоемкости технических обслуживаний и текущего ремонта подвижного состава

Техническое обслуживание №2

трудоемкости ТО

Годовая трудоемкость технических обслуживаний №2 ()

= * N то -2 = 37,605 * 44 = 1654,6 чел-ч

Техническое обслуживание №1

= * = 7,9 * 1,15 = 9,085 чел-ч

= * N то -1 = 9,085 * 131 = 1190,1 чел-ч

Ежедневное обслуживание

= * = 1,15 * 1,15 = 1,3225 чел-ч

= * N ео = 1,3225 *5020 = 6638,95 чел-ч

Сезонное обслуживание

t со = * = * 37,605 = 7,521 чел-ч

T со авт * N со = 7,521 * 50 = 376,05 чел-ч

где П со - норматив трудоемкости сезонного обслуживания, %

Текущий ремонт

Корректировка трудоемкости текущего ремонта на 1000 км пробега

= * =7,0 * 0,828 = 5,796 чел-ч

Результирующий коэффициент корректирования трудоемкости тр

0,9 * 0,1 * 0,1 * 0,8 * 1,15 = 0,828 годовая трудоемкость тр

Т тр = = = = 3200,55 чел-ч

Суммарная трудоемкость технических обслуживаний и текущих ремонтов подвижного состава

Т то, тр = Т то-2 + Т то-1 + Т ео + Т со + Т тр = 1654,6 + 1190,1 + 6638,95 + 376,05 + 3200,55 = 13060,25 чел-ч

Расчет численности ремонтных рабочих

Общая численность ремонтных рабочих

6,91 чел = 7 человек

где ФРВ - годовой фонд рабочего времени ремонтного рабочего, час.

(принять 1800 часов).

з - коэффициент, учитывающий рост производительности труда ремонтных рабочих. Принять от 1,05 до 1,08.

Численность ремонтных рабочих по видам воздействий

1,07 = 1 человек

0,62 = 1 человек

3,51 = 4 человека

1,69 = 2 человека

1 + 1 + 4 + 2 = 8

Расчет заработной платы ремонтных рабочих

Расчет тарифных ставок по разрядам

Часовая тарифная ставка рабочего повременщика:

14.99 руб.

где С мес - минимальная тарифная ставка рабочего, руб.

166,3 - среднемесячный фонд рабочего времени, ч.

Часовая тарифная ставка рабочего сдельщика:

16.28 руб. = *

Расчет часовых тарифных ставок ремонтных рабочих II-VI разрядов

14.99 * 1,09 = 16.34 руб. = 14.99 * 1,54 = 23.08 руб.

14.99 * 1,20 = 17.99 руб. = 14.99 * 1,80 = 26.98 руб.

14.99 * 1,35 = 20.24 руб. = 104.63: 5 = 20,93

16.28 * 1,09 = 17,75 руб. = 16.28 * 1,54 = 25,07 руб.

16.28 * 1,20 = 19,54 руб. = 16.28 * 1,80 = 29,30 руб.

16.28 * 1,35 = 21,99 руб. = 113,65: 5 = 22,73

Средние часовые тарифные ставки ремонтных рабочих

Средний тарифный коэффициент

= + () * (Р с - Р м) = 1,09 + (1,20 - 1,09) * (3,6 - 3) = 0,72

где - тарифный коэффициент, соответствующий меньшему из двух смежных разрядов тарифной сетки, между которыми находится средний тарифный разряд.

Тарифный коэффициент, соответствующий большему из двух смежных разрядов тарифной сетки, между которыми находится средний тарифный разряд

Р с - средний тарифный разряд

Р м - меньший из двух смежных разрядов тарифной сетки, между которыми находится средний тарифный разряд.

= * = 14,99 * 0.72 = 10.79 руб.

С ч то-1 (то-2, тр) = * = 16,28 * 0.72 = 11.72 руб.

Сдельная расценка за одно ТО-2 ()

= * = 11.72 * 37,605 = 440.73 руб.

Сдельная заработная плата ремонтных рабочих, занятых на ТО-2 ()

18468.68 руб.

технический обслуживание ремонт себестоимость

Сдельная расценка за одно СО ()

= * t со = 11.72 * 7,521 = 88.15 руб.

Сдельная заработная плата ремонтных рабочих за выполнение СО ()

4197.6 руб.

Сдельная заработная плата ремонтных рабочих, занятых на ТО-2 и СО ()

18468.68 + 4197.6 = 22666.28 руб.

Сдельная расценка за одно ТО-1 ()

= * = 11.72 * 9,085 = 106.5 руб.

Сдельная заработная плата ремонтных рабочих, занятых на ТО-1 ()

13287.14 руб.

Повременная заработная плата ремонтных рабочих. Занятых на ЕО ()

68223.1 руб.

Сдельная расценка на 1000 км. пробега автомобилей на ТР ()

= * = 11.72 * 5,796 = 67.9 руб.

Сдельная косвенная заработная плата ремонтных рабочих, занятых на ТР ()

35709 руб.

Доплаты за неблагоприятные условия труда

Д небл.ус.т. = = = = 23388.4 руб.

где - средняя часовая тарифная ставка ремонтного рабочего, занятого на ТО-2 или Тр

Процент доплаты за неблагоприятные условия труда

принять от 8 % до 10 %

Количество работников, занятых на работах с неблагоприятными условиями труда, чел. В расчетах принять - 10 %

12- количество месяцев в году.

Доплата за работу в ночное время

Д н.ч. = * * Т н.ч. * Д р.н.ч. * = * 21.8 * 8 * 60 * 2 = 8371.2 руб.

= * (1 +) = 11.72 * (1 +) = 11.72 * 1.86 = 21.8 руб.

где 40 - размер доплаты за работу в ночное время. %

Средняя часовая тарифная ставка ремонтного рабочего, занятого на соответствующем виде То или ТР с учетом неблагоприятных условий труда, руб.

Сдельная или повременная заработная плата ремонтных рабочих, занятых на соответствующем виде обслуживания

Т н.ч - количество часов, отработанных одним рабочим в ночное время, ч.

Д р.н.ч. - количество рабочих дней в году с работой в ночное время, дн.

Количество ремонтных рабочих, работающих в ночные часы, чел.

Доплата за работу в вечернее время.

Д в.ч. = * * Т в.ч * Д р.в.ч * = * 21.8 * 60 * 8 = 2092.8 руб.

где 20 - размер доплаты за работу в вечерние часы, %

Т в.ч - количество часов, отработанных одним рабочим в вечерние часы, т.е. с 18 до 22 часов.

Д р.в.ч - количество рабочих дней в году с работой в вечернее время, дн.

Количество ремонтных рабочих, работающих в вечерние часы, чел.

Доплата за руководство бригадой бригадиром (Д бр)

Д бр = * N бр * 12 = 4958.56 * 1 * 12 = 5982.72 руб.

498.56 руб.

где - доплата за руководство бригадой за месяц, руб.

бр - процент доплаты за руководство бригадой

N бр - количество бригадиров

При численности бригады до 10 человек - 20%

свыше 10 человек - 25 %

свыше 25 человек - 35 %

Расчет премий для ремонтных рабочий, занятых на ЕО, ТО и Тр.

П р = = = = 16255 руб.

где П п - размер премии, %. В расчетах принять 60 - 80 %

Фонд заработной платы ремонтных рабочих за отработанное время.

ФЗП отвВ. = + Д небл.ус.т. + Д.н.ч. + Д в.ч. + Д бр. + П р = 27091.85 + 23388.4 + 8371.2 + 2092.8 + 5982.72 + 16255 = 83181.97 руб.

ФЗП от.в = + + + = 22666.28 + 13287.14 + 68223.1 + 35709 = 139885.52 руб.

Заработная плата за неотработанное время по всем видам воздействий.

ФЗП неот.в = = = = 21682.25 руб.

где - процент заработной платы за неотработанное время

ФЗП от.в - фонд заработной платы за отработанное время по всем видам воздействий.

1 = + 1 = + 1 = 15,5%

где Д о - продолжительность оплачиваемого отпуска (24 дня)

Д к - число дней работы в году

Д в - количество воскресных дней

Д п - количество праздничных дней - 10

Фонд заработной платы ремонтных рабочих по всем видам воздействий.

ФЗП = ? ФЗП от.в. + ? ФЗП неот.в. = 139885.52 + 21682.25 = 161567.77

Отчисления на социальные нужды

О соц = = = = 45077.4 руб.

где - процент отчислений на социальные нужды

Затраты на материалы

На техническое обслуживание №2

М то-2 = * N то-2 = 7,62 * 44 = 335 руб.

На техническое обслуживание №1

М то-1 = * N то-1 = 2,75 * 131 = 360 руб.

На ежедневное обслуживание

М ео = * N ео = 0,49 * 5020 = 2459.8 руб.

На текущие ремонты

М тр = = = = 2186.7 руб.

где, -норма затрат на материалы на одно воздействие, руб.

Норма затрат на материалы на ТР на 1000 км пробега, руб.

М то, тр = М то-2 + М то-1 + М ео + М тр = 335 + 360 + 2459.8 + 2186.7 = 5335.5 руб.

Затраты на запасные части для ТР

ЗЧ тр = = = = 4511.47 руб.

где - норма затрат на запасные части на 1000 км пробега.

Первоначальная стоимость единицы подвижного состава (С перв)

С перв = Ц авт * К дост = 200000*1,05 = 210000 руб.

где Ц авт - цена автомобиля, руб.

К дост - коэффициент, учитывающий расходы по доставке нового автомобиля в АТП, принять от 1,05 до 1,07.

Стоимость ОПФ, обслуживающих процесс ТО и ТР

1312500 руб.

где А сс - среднесписочное количество автомобилей, ед.

25 - для стоимости основных производственных фондов от стоимости подвижного состава, %

Амортизация основных производственных фондов, обслуживающих процесс ТО и ТР

131250 руб.

где Н ам - средняя норма амортизации зданий и оборудования, обслуживающий процесс ТО и ТР, % (принять 10-12%).

Затраты на выполнение производственной программы предприятия по То и ТР подвижного состава.

З то,тр = ?ФЗП + ?О соц + ?М то.тр + ЗЧ тр + = 161567.77 + 45077.4 + 5335.5 + 4511.47 + 131250 = 347742.14 руб.

Калькуляция полной себестоимости одного обслуживания

Фонд заработной платы ремонтных рабочих, занятых на ТО-1, за отработанное время.

13287.14 руб.

Фонд заработной платы ремонтных рабочих, занятых на ТО-1, за неотработанное время

2059.50 руб.

Фонд заработной платы ремонтных рабочих, занятых на ТО-1

ФЗП то-1 = + = 13287.14 + 2059.50 = 15346.64 руб.

Отчисления на социальные нужды от фонда заработной платы рабочих, занятых на ТО-1

4281.71 руб.

Затраты на материалы на ТО-1

М то-1 = 360 + 15346.64 + 4281.71 = 19988.35 руб.

Амортизация ОПФ, обслуживающих процесс ТО-1

13125 руб.

где 10 - доля амортизации основных фондов, обслуживающих процесс ТО-1, % (принять 10 - 12 %).

Общехозяйственные расхода (затраты)

13185.4 руб.

Сумма затрат на ТО-1

З то-1 = = 15346.64 + 4281.71 + 19988.35 + 13125 + 13185.4 = 65927.1 руб.

Полная себестоимость одного обслуживания

S то-1 = = = 503.2 руб.

Расчет финансовых показателей от выполнения технических обслуживаний сторонними организациями.

Расчет цены за выполнение одного обслуживания

Ц то-1 = S то-1 + = 503.2 + = 503.2 + 201.28 = 704.48 руб.

Р ент - уровень рентабельности, учитывающий прибыль (принять 40%).

Количество обслуживаний, выполняемых сторонним организациям.

N то-1 = = = = 26.2 ед.

где П стор - количество воздействий, выполняемых сторонним организациям, %.

Доход от выполнения услуг сторонним организациям

Д то-1 = Ц то-1 * N то-1 = 704.48 * 26.2 = 18457.37 руб.

Прибыль от выполнения услуг сторонним организациям

П то-1 = Д то-1 + ?З то-1 = 18457.37 + 65927.1 = 84384.47 руб.

Список литературы

  • 1. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования В.М. Власов, С.В. Жанказиев, С.М. Круглов и др.; под редакцией В.М. Власова. - 2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2004, - 480с.
  • 2. Суханов Б.Н., Борзых И.О., Бедарев Ю.Ф. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: пособие по курсовому и дипломному проектированию. -М.: Транспорт, 1985, - 224с.
  • 3. Туревский И.С. Дипломное проектирование автотранспортных предприятий: учебное пособие. -М.: ИД «Форум»: Инфра-М, 2007, - 240с.: ил. - (Профессиональное образование).
  • 4. Бураев Ю.В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте: учеб. Для студентов высших учебных заведений / Ю.В. Бураев - М.: Академия 2004. - 272с.
  • 5. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания - М.: Транспорт, 1993. - 272с.
  • 6. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. - Минавтотранс РСФСР. - М.: Транспорт, 1986. - 73с.
  • 7. Афанасьев Л.Л. и др. Гаражи и станции технического обслуживания автомобилей, М.: Транспорт, 1980 - 261с.
  • 8. Методика оценки уровня и степени механизации и автоматизации производств ТО и ТР подвижного состава АТП. МУ - 200 - РСФСР - 13 - 0087 - 87. М.: Минавтотранс, 1989. - 101с.
  • 9. Курчаткин В.В. Надежность и ремонт машин. - М.: Колос, 2000.
  • 10. Е.И. Павлова, Ю.В. Буравлев. «Экология транспорта». М.: Транспорт, 1998.

Основой технического обслуживания и ремонта автомобилей является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта с принудительным выполнением технического обслуживания в плановом порядке и выполнением ремонта по потребности.

Предусматриваются следующие виды технического обслуживания автомобилей:

  • ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
  • первое техническое обслуживание (ТО-1)
  • второе техническое обслуживание (ТО-2)
  • ремонты - текущий (TP) и капитальный (КР)

Текущие ремонты подразделяются на текущий ремонт автомобиля и текущий ремонт агрегатов, узлов и механизмов.

Капитальные ремонты подразделяются на капитальный ремонт автомобиля (прицепа) в целом и капитальный ремонт агрегатов, узлов и механизмов.

Периодичность технического обслуживания нормируется в зависимости от категории условий эксплуатации.

При среднемесячном пробеге подвижного состава, меньшем периодичности ТО-1, его проводят не реже одного раза в месяц, а ТО-2 не реже двух раз в год.

Краткая характеристика каждого вида технического обслуживания и ремонта приводится ниже.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) имеет своим назначением контроль технического состояния подвижного состава с целью обеспечения безопасности движения на дорогах, заправку эксплуатационными материалами и поддержание надлежащего внешнего вида подвижного состава.

Ежедневное техническое обслуживание, выполняемое в межсменное время, включает контрольно-осмотровые работы по механизмам управления, приборам освещения, кузову, кабине, а также уборочно-моечные и обтирочно-сушильные операции и заправку топливом, маслом, сжатым воздухом и охлаждающей жидкостью.

Первое и второе технические обслуживания (ТО-1 и ТО-2) имеют своим назначением снизить интенсивность изнашивания агрегатов и механизмов автомобиля путем своевременного выявления неисправностей и их предупреждения.

Категория условий эксплуатации Характеристика условий эксплуатации ТО-1 ТО-2
Периодичность, км
1 (легкие) Загородные дороги преимущественно с асфальтобетонным и другими усовершенствованными твердыми покрытиями, находящимися в хорошем состоянии 1600-1800 8000-9000
2 (средние) Загородные дороги преимущественно со щебеночным, гравийным, булыжным и другими каменными покрытиями, находящимися в удовлетворительном состоянии. Работа в условиях напряженного городского движения 1300-1500 6500-7500
3 (тяжелые) Грунтовые, горные или неисправные дороги со щебеночным, гравийным, булыжным или другими твердыми покрытиями. Работа в условиях повышенного маневрирования (на строительстве дорог, в карьерах, котлованах, на лесоразработках) 1000-1200 5000-6000

Примечаиие. Для каждой категории условий эксплуатации наибольшая периодичность технического обслуживания принимается для легковых автомобилей и автобусов, средняя между наибольшей и наименьшей - для грузовых бортовых автомобилей и наименьшая - для автопоездов и автомобилей-самосвалов

Первое техническое обслуживание (ТО-1) заключается в наружном техническом осмотре всего автомобиля и выполнении в установленном объеме контрольных, крепежных, регулировочных, смазочных, электротехнических и заправочных работ с проверкой работы двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов на ходу автомобиля в обязательном порядке в межсменное время периодически через установленные в зависимости от условий эксплуатации пробеги.

Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает более углубленную проверку состояния всех механизмов и приборов автомобиля (со снятием приборов питания и электрооборудования для контроля и регулировки в цехах), выполнение в установленном объеме крепежных, регулировочных, смазочных и других работ, а также проверку агрегатов, механизмов и приборов на ходу автомобиля.

Текущий ремонт автомобиля имеет своим назначением устранение неисправностей путем мелкого ремонта или замены деталей, узлов и агрегатов и выполняется по потребности в межсменное время без нарушения нормального режима работы автомобиля. При текущем ремонте устраняют повреждения и мелкие неисправности, обнаруженные при осмотре автомобиля по возвращении с линии, при техническом обслуживании или по заявкам водителей.

Текущий ремонт агрегата состоит в устранении его неисправностей заменой или ремонтом поврежденных деталей, кроме базовых.

Базовой называется деталь, износ и повреждение которой оказывает основное влияние на работоспособность сопряженных с ней деталей и узлов или агрегата в целом. Если время, потребное для ремонта агрегата непосредственно на автомобиле, превышает время, необходимое для его замены, автомобиль ремонтируют в этом случае заменой неисправного агрегата исправным.

Текущий ремонт включает разборочно-сборочные, слесарномеханические, электротехнические, медницкие, сварочные, кузнечные и другие работы.

Капитальный ремонт автомобиля производится по потребности, выявленной в результате технического осмотра, и имеет целью полное восстановление его технического состояния в соответствии с техническими условиями. При этом ремонте большинство агрегатов автомобиля, в том числе двигатель, а для пассажирских автомобилей также и кузов, одновременно подвергаются капитальному ремонту. При капитальном ремонте полностью разбирают автомобиль на отдельные агрегаты, а агрегаты - на узлы и детали. Детали разобранного агрегата контролируют и сортируют на годные, требующие ремонта и негодные. Негодные детали заменяют новыми, а детали, требующие ремонта, восстанавливают. После укомплектования деталями агрегаты собирают, испытывают и регулируют. При обезличенном методе ремонта автомобиль собирают из ранее отремонтированных агрегатов и подвергают испытанию пробегом. Автомобиль направляют в капитальный ремонт в том случае, когда большинство основных его агрегатов, в том числе кабина и рама для грузовых автомобилей или кузов для легковых автомобилей, требуют капитального ремонта. За весь свой срок службы автомобиль, как правило, должен быть подвергнут не более чем двум капитальным ремонтам. В виде исключения допускается средний ремонт автомобилей для тяжелых условий эксплуатации В этом случае средний ремонт имеет своим назначением замену двигателя (требующего капитального ремонта), углубленный контроль технического состояния автомобиля и устранение неисправностей агрегатов и узлов с заменой или ремонтом деталей, а также окраску кузова и другие восстановительные работы.

Капитальный ремонт основных агрегатов имеет целью восстановление их технического состояния; этот ремонт производят по потребности в том случае, когда техническое состояние агрегата в связи со значительными износами деталей сильно ухудшилось, не обеспечивает нормальной его работы и не может быть восстановлено текущим ремонтом, а также когда базовая деталь по своему состоянию нуждается в ремонте или замене.

Для бесперебойной работы автомобиля на протяжении всего периода эксплуатации каждому автовладельцу следует время от времени проводить комплекс определенных работ, относящихся по характеру и назначению к двум группам:

Работы, направленные на поддержание узлов рабочих механизмов и агрегатов в рабочем состоянии на протяжении длительного периода эксплуатации;

Работы, направленные на установление механизмов, узлов и агрегатов машин.

Поэтому техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта в первом случае является профилактическим, а во втором - восстановительным.

В нашей стране работает предупредительно-плановая система обязательного ТО и ремонта автомобиля. Смысл его заключается в том, чтобы обслуживание и осуществляли и по плану, и по потребности.

ТО (техническое обслуживание) автомобиля - электротехнические и регулировочные, заправочные, смазочные, крепежные, контрольно-диагностические, уборочно-моечные, а также многие другие виды работ, которые зачастую выполняются без снятия с автомобиля отдельных механизмов, узлов и разборки агрегатов. Однако если при техобслуживании остается под вопросом полная исправность отдельно взятых узлов, то их снимают с автомобиля и проверяют на специализированных стендах и приборах.

Периодичность технического обслуживания напрямую зависит от перечня и трудоемкости ремонта автомашины и ее агрегатов. ТО автомобилей разделяют на несколько видов: сезонное, первое и второе, а также ежедневное техобслуживание.

Действующими законодательными актами техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и его агрегатов предусматривается двух видов - капитальный, выполняемый на спецпредприятиях, и текущий, который выполняемый на автотранспортных предприятиях.

В каждый из видов ТО входят строго установленные операции (работы), которые должны обязательно проводиться. Эти операции делятся на исполнительскую и контрольную составные части.

Исполнительская часть зачастую выполняется по потребности, а контрольная часть работ, которую еще часто называют диагностической, является обязательной. Это помогает значительно уменьшить как трудовые, так и материальные растраты на техническое обслуживание и ремонт

Диагностика - часть технологического процесса текущего ремонта и техобслуживания автомобилей, которая обеспечивает получение общей картины о состоянии машины.

Ежедневное техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (если он необходим) должно выполняться каждый день по возвращению автомобиля с рабочей линии. В него входят:

Контрольно-смотровые работы по всем основным системам и механизмам, которые отвечают за безопасное движение, а также осветительным приборам, кабине и кузову;

Моечно-уборочные и обтирочно-сушильные операции, а также дозаправка машины охлаждающей жидкостью, маслом и, конечно же, топливом.

Мойку автомобиля осуществляют по требованию.

У нас в стране принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей . Сущность этой системы состоит в том, что техническое обслуживание осуществляется по плану, а ремонт - по потребности.
Принципиальные основы планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта автомобилей установлены действующим Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

Техническое обслуживание включает следующие виды работ: уборочно-моечные, контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные, электротехническое и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов и механизмов. Если при техническом обслуживании нельзя убедиться в полной исправности отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных стендах и приборах.

По периодичности, техническое обслуживание автомобиля согласно действующему Положению подразделяется на следующие виды: ежедневное (ЕО), первое (ТО-1) , второе (ТО-2) и сезонное (СО) технические обслуживания.

Положением предусматривается два вида ремонта автомобилей и его агрегатов: текущий ремонт (ТР), выполняемый в автотранспортных предприятиях, и капитальный ремонт (КР), выполняемый на специализированных предприятиях.

Каждый вид технического обслуживания (ТО) включает строго установленный перечень (номенклатуру) работ (операций), которые должны быть выполнены. Эти операции делятся на две составные части контрольную и исполнительскую.

Контрольная часть (диагностическая) операций ТО является обязательной, а исполнительская часть выполняется по потребности. Это значительно сокращает материальные и трудовые затраты при ТО подвижного состава.

Диагностика является частью технологического процесса технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) автомобилей, обеспечивая получение исходной информации о техническом состоянии автомобиля. характеризуется назначением и местом в технологическом процессе технического обслуживания и ремонта.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) выполняется ежедневно после возвращения автомобиля с линии в межсменное время и включает: контрольно-осмотровые работы по механизмам и системам, обеспечивающим безопасность движения, а также кузову, кабине, приборам освещения; уборочномоечные и сушильнообтирочные операция, а также дозаправку автомобиля топливом, маслом, сжатым воздухом и охлаждающей жидкостью. Мойка автомобиля осуществляется по потребности в зависимости от погодных, климатических условий и санитарных требований, а также от требований, предъявляемых к внешнему виду автомобиля.

Первое техническое обслуживание. ТО 1

ТО-1 заключается в наружном техническом осмотре всего автомобиля и выполнении в установленном объёме контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных, смазочных, электротехнических и заправочных работ с проверкой работа двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов. Комплекс диагностических работ (Д-1), выполняемый при или перед ТО-1, служит для диагностирования механизмов и систем, обеспечивающих безопасность движения автомобиля.

Проводится ТО-1 в межсменное время, периодически через установленные интервалы по пробегу и должно обеспечить безотказную работу агрегатов, механизмов и систем автомобиля в пределах установленной периодичности.

Углубленное диагностирование Д-2 проводят за 1 -2 дня до ТО-2 для того, чтобы обеспечить информацией зону ТО-2 о предстоящем объеме работ, а при выявлении большого объема текущего ремонта заранее переадресовать автомобиль в зону текущего ремонта.

Второе техническое обслуживание. ТО2

ТО-2 включает выполнение в установленном объеме крепежных, регулировочных, смазочных и других работ, а также проверку действия агрегатов, механизмов и приборов в процессе работы. Проводится ТО-2 со снятием автомобиля на 1-2 дня с эксплуатации.

На АТП Д-1 и Д-2 объединяют на одном участке с использованием комбинированных стационарных стендов. На крупных АТП и на базах централизованного обслуживания все средства диагностирования централизуют и оптимально автоматизируют ремонт и техническое обслуживание автомобиля.

Определение места диагностики в технологическом процессе технического обслуживания и ремонте автомобилей позволяет сформулировать и основные требования к ее средствам. Для диагностики Д-1 механизмов, обеспечивающих безопасность движения, требуются быстродействующие автоматизированные средства для диагностирования тормозных механизмов и рулевого управления.

Для диагностирования автомобиля в целом (Д-2) и его агрегатов необходимы стенды с беговыми барабанами для определение мощностных и экономических показателей, а также состояния систем и агрегатов, максимально приближающие условия их диагностирования к условиям работы автомобиля. Для диагностики, совмещенной с техническим обслуживанием и ремонтом, должны использоваться передвижные и переносные диагностические средства и приборы.

Сезонное техническое обслуживание

СО проводится 2 раза в год и является подготовкой подвижного состава к эксплуатации в холодное и теплое времена года. Отдельно СО рекомендуется проводить для подвижного состава, работающего в зоне холодного климата. Для остальных климатических зон СО совмещается с ТО-2 при соответствующем увеличении трудоемкости основного вида обслуживания.

Текущий ремонт и обслуживание автомобилей

Текущий ремонт и обслуживание автомобиля осуществляется в автотранспортных предприятиях или на СТО и заключается в устранении мелких неисправностей и отказов автомобиля, способствуя выполнению установленных норм пробега автомобиля до капитального ремонта.

Цель диагностирования при текущем ремонте заключается в выявление отказа или неисправности и установление наиболее эффективного способа их устранения: на месте, со снятием узла или агрегатов с полной или частичной разборкой их или регулировкой. Текущий ремонт и обслуживание автомобиля заключается в проведении разборочносборочных, слесарных, сварочных и других работ, а также замены деталей в агрегатах (кроме базовых) и отдельных узлов и агрегатов в автомобиле (прицепе, полуприцепе), требующих соответственно текущего или капитального ремонта автомобиля.

При текущем ремонте агрегаты на автомобиле меняют только в том случае если время ремонта агрегата превышает время, необходимое для его замены.

Капитальный ремонт автомобилей

КР автомобилей, агрегатов и узлов выполняется на специализированных ремонтных предприятиях, заводах, мастерских. Он предусматривает восстановление работоспособности автомобилей и агрегатов для обеспечения их пробега до следующего капитального ремонта или списания их, но не менее чем при 80% их пробега от норм пробега для новых автомобилей и агрегатов.

При капитальном ремонте автомобиля или агрегата выполняется его полная разборка на узлы и детали, которые затем ремонтируют или заменяют. После укомплектования деталями агрегаты собирают, испытывают и направляют на сборку автомобиля. При обезличенном методе ремонта автомобиль собирают из ранее отремонтированных агрегатов.

Легковые автомобили и автобусы направляют в капитальный ремонт, если необходим капитальный ремонт его кузова. Грузовые автомобили направляют в капитальный ремонт, если необходим капитальный ремонт рамы, кабины, а также капитальный ремонт не менее трех основных агрегатов.

За свой срок службы полнокомплектный автомобиль подвергается, как правило, одному капитальному ремонту.

Цель диагностирования при капитальном ремонте - проверка качества ремонта.


Вам также будет интересно:

Красный лук: уникально полезный и изысканный
О пользе , в частности, о его способности улучшать пищеварение, укреплять иммунитет,...
Оверсайз – комфортный тренд-абсолют!
Свобода стиля и свобода кроя, комфорт и непринужденность - преимущества одежды oversize...
Что такое оверсайз, и как его носить?
Сегодня мы расскажем вам про оверсайз. Что это такое, детально рассмотрим также. Также...
Чувствительность тестов на беременности: когда покажет результат и на какой день задержки следует делать
Статья Беременность - это приятный период. В этот промежуток времени женщина носит под...
Причины и виды выделений из груди желтого цвета при надавливании
Причины выделений из молочных желез могут быть природными и патологическими, то есть...