Все о покупке и продаже автомобилей

Лучшие бюджетные шины 195 65 15. Не видим ни малейшего смысла покупать эти шины, особенно когда рядом на прилавке стоят менее дорогие и более качественные покрышки Matador, Formula или Cordiant

Составлять рейтинги — дело неблагодарное, поскольку практически всегда просто невозможно включить в него все достойные модели. Но все же мы постарались, исследовали отзывы на Яндекс Маркете, тесты покрышек и выбрали для вас десятку неплохих летних шин в размере 195/65/R15. Данный размер является одним из самых популярных, поскольку сочетает в себе оптимальный баланс между шириной и профилем шины.

Наш рейтинг начнется с бюджетных шин и по возрастающей по цене. Все модели имеют высокую оценку на Маркете и множество положительных отзывов. Резина — шоссейная, с отсутствием аквапланирования (или минимальным на высоких скоростях). Итак, поехали — если вы ищите добротную летнюю резину, однозначно стоит обратить внимание на эти модели.

Cordiant Road Runner

Начнем, пожалуй, с отечественных шин — реально дешевые, но по качеству на голову выше, чем цена. На сайте «За рулем» им дана достаточно высокая оценка, тестировали их плотно и они показали, что достойны внимания. По сухому асфальту просто супер, резина мягкая и очень цепкая. Многие отмечают малый шум, кому-то это бывает важно. Не стоит предвзято относится к отечественной резине, сейчас идет борьба за каждого покупателя и качество Кордианта радует. Однозначно стоит обратить внимание, ценник за баллон в нашей размерности порядка 2300 рублей. Отметим для «любителей пикников» — резина не боится размокшей грунтовки, боковые зацепы неплохо тащат по грязи.

Nokian Nordman SX

Мега-популярная модель от Нокиан, очень важно — она реально бюджетная, ценник — в районе 2700 рублей. Двое моих друзей используют данную резину на Приорах и довольны. Рисунок протектора чисто шоссейный, тут вам и отвод воды и отличное торможение и курсовая устойчивость. Все на уровне, резина полностью отрабатывает свою стоимость и даже выше. Уверенно в поворотах на средних «приоровских» скоростях, аквапланирование может возникнуть на скоростях свыше 150 км/ч. Шины не спортивные, для неспешной повседневной езды.

Barum Brillantis 2

Барумы давно зарекомендовали себя, как отличная недорогая резина. очень часто можно видеть её на отечественных авто — Калины, Приоры, десятки, девятки и другие. Такую популярность диктует реально удобная цена — в таком размере шины стоят 2600 рублей. Комфортная, цепкая шоссейка, хорошо оттормаживается, держит удары по ямам, аквапланирование минимальное. За свои деньги — одна из лучших наряду с первыми моделями из этой статья. Если нужны шины до 2600 рублей — на второй «бриллиант» стоит обратить внимание. Кстати, износостойкость очень неплохая, хватает надолго.

Matador MP 44 Elite 3

44-ый Элитный Матадор — классная недорогая шоссейка. Средняя цена всего 2200 рублей за баллон. Приставка «Элит» полностью соответствует — резина мягкая, комфортная, при таких показателях она явно должна бы стоит дороже. Хорошо на скоростях до 130 км/ч, выше даже несмотря на высокий скоростной индекс небезопасно, начинает плавать. Аквапланирование возможно на высоких скоростях, до 120км/ч — всё очень комфортно и предсказуемо. Так что если вы не гоняете — обратите внимание.

Nokian Hakka Green

Зеленая «Хакка» — еще одна резина среднего ценового сегмента, которую можно смело рекомендовать. Уверенный «комфорт» класс, протектор специально создан для мокрого асфальта, а потому и резина и не планирует на скоростях до 140 км/ч. Ехать быстрее в дождь — лучше не стоит и даже на более дорогой резине. Шины мягкие, комфортные, хорошо рулятся. Однако из минусов по отзывам — слабая боковина, так что если катаетесь по трассе с плохими дорогами (области, глубинка), но лучше взять что-то покрепче типа Кордианта. Хакка — для хороших дорог. По ценнику — уже чуть повыше, около 2800 рублей за баллон в размерности 195/65/R15.

Hankook Optimo K715

715-ая Оптима от Ханкука — много положительных отзывов, данная модель по умолчанию ставится на многие иномарки. За свои деньги — резина стоящая и сочетает в себе определенный комфорт, управляемость и надежность. Мягкая, хорошо управляется в своем скоростном индексе, минимальное или отсутствие аквапланирования (смотря какая скорость). Идеальна для невысоких скоростей до 140 км/ч. Часть автолюбителей сетуют на то, что резина быстро стачивается. Отзывов очень много и в своем большинстве они положительные, на Яндекс Маркете оценка шин 4.5 при 30 отзывах — показатель очень достойный. Ну и конечно же цена — она привлекательная.

Bridgestone Turanza T001

Переходим в следующий ценовой сегмент и более высокого качества и скоростей. Туранза Т001 — очень популярная шина, предназначенная для высоких скоростей, агрессивного вождения. Рекомендуется любителям мгновенного отклика руля. Скоростной индекс начинается от 210 км/ч и достигает аж 300 км/ч. Так что данную шину можно назвать спортивной. Феноменальная управляемость, торможение, устойчивость в поворотах и тряска на трещинках в асфальте — чем-то приходится жертвовать)) Резина мега-жесткая, какой и должна быть спортивная шина. Много положительных отзывов, можно смело брать. Про аквапланирование также можете забыть, отведение воды просто шикарное.

Michelin Energy XM2

Мишлен — это всегда высокое качество резины, тем более летней. Средний ценник этой модели порядка 3400 рублей и она деньги отрабатывает. Не для высоких скоростей, больше подходит для города и трасс, где нельзя шпарить 150 км/ч. Её комфорт — максимум 120 км/ч, если ездите быстрее — обратите внимание на Туранзу или Потензу Адреналин. В этой модели присутствует название «Энерджи» — шина дальше катится, а потому и сохраняется энергия качения, а значит и бенз будете экономить. В общем — для города и скоростей 120-130 км/ч идеальна, очень мягкая, комфортная, экономит бензин и не аквапланирует до 120 км/ч.

Bridgestone MY-02 Sporty Style

Бриджики «Спортивный стиль» — название говорит само за себя. Резина с достаточно высоким скоростным индексом — от 210 до 270 км/ч. Ценник порядка 3200 рублей за баллон. Самый главный плюс этой шины — её абсолютная неубиваемость. Мега-крепкая боковина держит такие удары, что диски ломаются, а шине ничего. Уже от многих шиномонтажников слышали, что Бриджстоун для наших дорог — самый лучший вариант. Так что если мотаетесь по трассе/межгороду и дороги не фонтан — обратите внимание. «Спорт» в названии шины — не обращайте внимания, даже по рисунку протектора видно, что скорости тут небольшие, народ катается до 140 км/ч с комфортом, а больше надо ли? На таких скоростях Бриджи уверенно управляются, не планируют — всё, что нужно для комфортного вождения. Единственное — малость шумит, надо же чем-то платить на неубиваемость. Отличная шина для трасс с плохими дорогами, а их в России процентов 90 точно)) Кстати, оценка на Маркете — 4.5 и за сотню отзывов — показатель фантастический.

Continental ContiPremiumContact 5

Ну и закончим нашу десятку летних шин в размере 195/65/R15 шиной класса «Премиум» и самой дорогой из всех — пятый Премиум Контакт. Мега-комфортная немецкая шина просто создана для получения удовольствия от передвижения по хорошим дорогам — так что если регулярно ездите по автобанам, обратите внимание. Очень мягкая шина, очень тихая и мега-комфортная. Из этого и следует её основной минус — слабая на удары боковина. По плохим дорогам крайне не рекомендуется. Для города с хорошими дорогами и автобанов — супер. Отлично держит курс, не аквапланирует, отлично оттормаживается. Супер цепкая на сухом и мокром асфальте, оттого и повышенный износ. За все нужно платить в этой жизни, верно?))

Но шина очень хороша, в нашем размере индекс скорости до 210 км/ч, по автобану можно смело ехать быстро. Однако при прохождении поворотов из-за мягкой боковины появляется валкость, так что все-таки оптимальная скорость в районе 140 км/ч. Это не спортивная резина — это резина для комфортного передвижения, когда не нужно напрягаться при вхождении в поворот на скорости 200 км/ч)) Едешь такой 140 км/ч, шины шелестят, машина идет ровно, не рыскает — вот он, комфорт. Немцы знают толк в комфорте.

Испытания мы проводили в конце прошлого лета на полигоне АВТОВАЗа близ Тольятти, где собрали все новинки грядущего весенне-летнего сезона 2016 года. Воздух во время тестов прогревался до +20…+30 ºС.

Своеобразным водоразделом в ценовой линейке могут послужить хорошо известный на рынке Hankook Kinergy Eco по 2800 рублей и новинка из Финляндии - шина Nokian Hakka Green второго поколения, которую можно купить за 3100 рублей.

Дешевле их знакомые многим отечественные покрышки Nordman SX (2700 рублей), Yokohama BluEarth AE01 (2550 рублей), Cordiant Sport 3 (2400 рублей) и новинка корейской фирмы Kumho - модель Ecowing ES01 (2500 рублей), произведенная в Китае. А самая доступная в нашем тесте - шина Amtel Planet Evo (2200 рублей), новинка сезона. Компания Pirelli посчитала уходящий с рынка бренд хорошо раскрученным в России и решила вдохнуть в него новую жизнь, используя современные технические решения и технологии.

Более дорогие участники испытаний - весьма популярные шины Continental ContiPremiumContact 5 (3500 рублей), а также японские Toyo Proxes CF2 (3400 рублей) и Goodyear EfficientGrip Performance (3450 рублей). В этой же ценовой группе еще две модели: впервые в наших тестах участвуют шины Michelin Energy XM2 (3500 рублей), произведенные в России, и японские Bridgestone Turanza T001 (3500 рублей).

Отрадно, что пять моделей из двенадцати - отечественного производства.

Под бюджетные шины нужно подобрать соответствующий автомобиль. Нам приглянулась . В силу возраста это недорогая машина, но в идеальном состоянии. А еще у нее нет системы стабилизации, что нам на руку: электроника не будет мешать при выполнении упражнений.

Тестовые процедуры

Современные летние шины обкатки не требуют. Это подтверждают все производители: перед тестами достаточно проехать пару километров - и они готовы к испытаниям. Так что для летних шин не только процедура, но и само выражение «обкатка» - анахронизм.

Закончив с экономичностью, делаем круг по служебным дорогам. Здесь, на дорожных заплатках, швах, трещинах и специальных неровностях, еще раз оцениваем плавность хода и уровень шума в салоне - в более жестких условиях, максимально приближенных к реальным.

В этих упражнениях не с лучшей стороны на фоне других показали себя шины Kumho: на скорости 90–100 км/ч они издают неприятный низкочастотный гул, на дорожных неровностях досаждают тряска и вибрации.

Перед возвращением на базу заруливаем на 12‑процентный грунтовый подъем, имитирующий дачную дорогу. Здесь субъективно (без замеров) оцениваем возможность шин стартовать и разгоняться по грунтовке (с пылью и песком). Упражнение отчасти напоминает оценку проходимости в глубоком снегу: эксперт пробует тронуться и ускориться с пробуксовкой и без нее; проверяет, насколько падает тяга при буксовании, сложно ли контролировать момент срыва колес в пробуксовку.

Напомню, что «грунтовый» тест - факультативный, его результаты в общий зачет не идут, а представляются только как дополнительная информация. Мы ввели его в программу испытаний по просьбе читателей, которых интересовали возможности шин на дорогах без твердого покрытия.

Мокрое дело

Следующее испытание - торможение на мокром асфальте, поскольку на нем, тем более с использованием АБС, шины изнашиваются минимально.

Начинаем тест… с зачистки покрытия. Выполняем десяток-полтора торможений на незачетных шинах - таким образом тщательно «подметаем» асфальт, удаляя с него наметенные ветром пыль, траву и совсем мелкие камешки. После такой процедуры асфальт становится чистым, а коэффициент сцепления - стабильным.

По методике, которой сегодня пользуются и шинные производители, и независимые эксперты, тормозной путь на мокром асфальте замеряем при замедлении с 80 до 5 км/ч - поскольку при скоростях, близких к нулю, АБС работает некорректно, порой допуская блокировку колес, что приводит к искажению результатов. Многие шинные компании на своих внутренних тестах устанавливают иной минимальный скоростной порог - заканчивают замеры на 7 и даже 10 км/ч.

Чтобы получить кучные результаты, важно не только начинать торможение в одной и той же точке, но и подходить к ней с одинаковой скоростью. Мы держим 83–85 км/ч - не по спидометру, а по высокоточному измерительному прибору VBOX. Коридор торможения должен быть очень узким - тормозим буквально след в след. Это крайне важно: десяток сантиметров (всего лишь половина ширины протектора) в сторону - и у покрытия уже другой коэффициент сцепления, а значит, результат уплывет.

Перед торможением испытатель должен быть уверен, что тормоза холодные, а значит, их эффективность максимальна. Поэтому после каждого замера колодки и диски нужно охладить - при возврате на исходную позицию водитель не пользуется тормозами, скорость гасит переходом на пониженные передачи. Кстати, еще и поэтому выбрали автомобиль с механической коробкой.

Среднее количество торможений - шесть. Иногда, если шины показывают нестабильные результаты, приходится добавлять еще пару заездов.

Покрышки Continental, как обычно, «привезли» ближайшим соперникам около метра сэкономленного тормозного пути. Но каково было наше удивление, когда новые шины Hakka Green обыграли их почти на столько же!

На износ

Переходим к более износным упражнениям. Первое - торможение на сухом асфальте. Методика, по сути, та же, что и на мокром, но тормозим с 100 км/ч - соответственно, скорость подхода к точке торможения составляет 103–105 км/ч. Для последующего охлаждения тормозов приходится делать круг побольше.

В этом упражнении порадовал стабильностью Continental - много лет в наших тестах он стабильно тормозит лучше других. Nokian приблизилась к лидеру вплотную, но встать вровень не смогла - проигрыш составил мизерные 100 миллиметров. А Michelin расстроил - показал самые слабые тормозные свойства как на сухом асфальте, так и на мокром.

В завершение - наиболее интересное и показательное, но вместе с тем и самое сложное для пилота испытание: переставка, которую еще называют однократной сменой полосы. Задача водителя - нащупать максимально возможную скорость, при которой автомобиль успешно выполнит маневр и удержится на заданной траектории, то есть не собьет ни один из конусов, которыми обозначены входной и выходной коридоры. Заезды начинаются с заведомо проходной скорости, и с каждым следующим подходом ее увеличивают на 1–2 км/ч. В зачет идет не просто лучший результат, а тот, который можно повторить.

Это упражнение, с одной стороны, взято из реальной жизни - сколько на наших дорогах любителей суетиться между рядами! С другой - оно позволяет оценить поперечные сцепные свойства и уводные характеристики шин, способность каркаса противостоять резко возрастающим, буквально пиковым боковым нагрузкам и точность руления при экстремальном маневрировании.

Геометрические параметры переставки тоже не из пальца высосаны - ширина полос по 3,5 метра, как на реальной дороге. Но на первой полосе «дорожка» зажата конусами так, чтобы с каждой стороны автомобиль имел запас не более 100 миллиметров. Это заставляет испытателя использовать на входе одну и ту же траекторию. Длина перехода с левой полосы на правую составляет 12 метров. ГОСТ на испытания автомобилей регламентирует 12-, 16-, 20‑ и 24‑метровую переставки. А максимальные боковые нагрузки на шины обеспечивает именно 12‑метровая.

Сначала выполняется переставка на мокром асфальте, а под занавес повторяем это упражнение на сухом покрытии, где шинам достается больше, чем суммарно во всех предыдущих упражнениях.

На мокрой дороге и по скорости, и по управляемости впереди остальных оказались обновленные шины Nokian Hakka Green. Покрышки Continental по предельной скорости переставки оказались совсем рядом, но по управляемости заметно проигрывают.

Самые интересные результаты мы получили на сухом асфальте - здесь лучшую скорость (68,2 км/ч) одновременно показали три шины: Amtel, Continental и Nokian, а результат Kumho (68,1 км/ч) всего на одну десятую скромнее.

Кучно встали!

Пожалуй, начать эпилог правильнее всего с поздравлений победителю теста, а это шины Nokian Hakka Green 2. Тем не менее все принявшие участие в испытаниях покрышки нас приятно удивили.

Во‑первых, порадовали кучностью итоговых результатов. У шин, занявших последние семь мест, разница в итоговых баллах составляет менее двух процентов! Фактически это близко к погрешности измерений. Во‑вторых, все шины показали себя весьма достойно, притом что цены у них более-менее доступные.

Испытываем летние шины размерностью 195/65 R15 для относительно недорогих автомобилей и наблюдаем, как драматически изменились их характеристики за последние десять лет.
Ныне даже небольшие и недорогие автомобили скатываются с конвейера на 15-дюймовых колесах. Многие россияне и на довольно дорогие машины ставят «пятнашки» с профилем повыше - на наших дорогах они предпочтительнее. Шинники же, для которых доход больше зависит от типоразмеров проданных покрышек, чем от их количества, к бюджетным размерностям индифферентны. Новинки предлагают как минимум в сегменте «семнадцать дюймов», а маломерки вяло подновляют, обычно слегка снижая сопротивление качению.
Тем не менее есть компании, для которых российский рынок очень важен, и они буквально бьются за лидирующие позиции, ежегодно «шлифуя» свою продукцию, стараясь опередить конкурентов в сцепных свойствах на сухом и мокром покрытиях. Поэтому интрига в наших тестах есть всегда.

Подбираем компанию для теста

Именно по этой причине мы взяли на тест летние шины Nokian Hakka Green 2 (3350 рублей за штуку) российского производства и Continental ContiPremiumContact 5 (4000 рублей) чешской «сборки». Отнюдь не новинки, но их характеристики улучшаются ежегодно. Чистокровные «японки» Bridgestone Turanza Т001 по цене 4200 рублей, как и положено по статусу, задают высочайшую ценовую планку. Еще один представитель «топ-5» - далеко не новая модель Goodyear EfficientGrip Performance (3400 рублей), выпущенная в Польше.

Среди новинок - корейский Hankook Kinergy Есо второго поколения (3100 рублей) и Dunlop SP Touring R1 (3000 рублей). Популярную у нас марку Nordman Green 2 (3350 рублей за штуку) российского производства и Continental ContiPremiumContact 5 (4000 рублей) чешской «сборки». Отнюдь не новинки, но их характеристики улучшаются ежегодно. Чистокровные «японки» Bridgestone Turanza Т001 по цене 4200 рублей, как и положено по статусу, задают высочайшую ценовую планку. Еще один представитель «топ-5» - далеко не новая модель Goodyear EfficientGrip Performance (3400 рублей), выпущенная в Польше.
Средний ценовой сегмент открывает Yokohama BluEarth-A АЕ-50 (3250 рублей) - шина российского происхождения (сварена в Липецке), не так давно сменившая успешную на нашем рынке модель C.drive2. За те же деньги предлагают японские шины Toyo Proxes CF2.
Среди новинок - корейский Hankook Kinergy Есо второго поко¬ления (3100 рублей) и Dunlop SP Touring R1 (3000 рублей). Популярную у нас марку Nordman тормозят на холодном мокром асфальте.

На разминку

Первый комплекс упражнений - нечто вроде разминки. Шины не испытывают значительных нагрузок, их протекторы почти не изнашиваются.
Для прогрева каждого комплекта шин достаточно десятикилометрового заезда по скоростному кольцу автомобильного полигона с постоянной скоростью 130 км/ч. Этой пробежки экспертам хватает с лихвой, чтобы оценить поведение автомобиля на высокой скорости как на прямой, так и во время мягких перестроений, имитирующих объезд препятствия и обгон.
После обкатки можно приступать к замерам экономичности. Окна плотно закрываем, чтобы оптимизировать аэродинамику, и двигаемся строго по прямой, так как любое маневрирование вызывает дополнительное сопротивление. На каждом комплекте шин выполняем по три-четыре зачетных заезда, причем каждый состоит из двух замеров в противоположные стороны. Таким образом мы нивелируем влияние малейшего ветерка, хотя подобные тесты проводим только в безветренную погоду.
Параллельно «записываем на корку» первые ощущения: оцениваем плавность хода, уровень шума и прочие нюансы. А после на служебных дорогах с трещинами и выбоинами, в условиях, максимально приближенных к реальным отечественным, проверяем предварительно выставленные оценки за комфортность.
Финальный аккорд сложного заезда - оценка способности испытуемых двигаться по дороге без покрытия. Испытание проводим на сухом грунтовом подъеме с уклоном 12%. Трогаемся с пробуксовкой и без, оценивая уверенность старта и движения, а также то, насколько резко колёса срываются в буксование и ощутимо ли при этом падает сцепление. Такое упражнение выполняем исключительно по просьбе наших читателей; эти результаты в общем зачете не учитываем, поскольку шины дорожные и разработаны главным образом для твердых покрытий.
Закончив серию комбинированных заездов и пересчитав итоговые результаты через референт-шины, которые устанавливаем после трех-четырех комплектов зачетных, подводим краткий итог.

Первые впечатления за рулем

В лидеры по курсовой устойчивости вырываются Formula, Nokian и Nordman. На всех этих шинах Skoda четко держит заданное направление и без ощутимых задержек реагирует на повороты руля. Он при этом наполнен реактивным усилием, нарастающим при увеличении угла поворота, и обеспечивает понятную обратную связь.
Бледнее остальных выглядят Bridgestone, Dunlop, Nitto и Тоуо.
У них отмечен непонятный широкий «ноль» при движении по прямой. При этом на Данлопе у Шкоды появляются задержки в реакциях и ярко выраженная недостаточная поворачиваемость. Остальная троица грешит избыточной поворачиваемостью, способной при неудачном стечении обстоятельств сорвать машину в занос.
В заездах на экономичность на городской скорости (60 км/ч) вперед вырвалась Тоуо. Больше всех «потребляет» Formula. Впрочем, разница с лидером составила всего 0,3 л/100 км.
При скорости 90 км/ч Тоуо удерживает лидерство, но к ней присоединяются Dunlop, Goodyear, Nitto и Yokohama. Самым высоким аппетитом отличилась Nokian, однако разница с наиболее экономичными соперницами скорее условная - двухсотграммовый стакан бензина на 100 км.
Тише всех катятся покрышки Continental, Dunlop, Hankook, Nordman и Yokohama - в машине их практически не слышно.
А самым громкоголосым из всей компании оказался Bridgestone, выделявшийся на фоне других повышенным общим гулом.
По «дорожному» комфорту и плавности хода впереди остальных идут Dunlop, Formula, Nokian и Nordman. Однако к каждому из лидеров есть незначительные замечания, а потому их оценка не «норма» (8 баллов), а 7,5 балла. Самый жесткий - Goodyear: он «глотает» лишь крупные неровности, а на мелочовке, например, на поперечных швах и трещинах, зудит и вздрагивает, передавая вибрации на кузов.
На грунтовке надежнее остальных Dunlop и Nordman, в отстающих - Goodyear, Nitto и Yokohama. Они резко срываются в пробуксовку, в значительной мере теряя сцепление. Для преодоления грунтового подъема на таких шинах от водителя потребуется сноровка и ювелирная работа газом и сцеплением.

Тормозной путь летних шин в десять лет

Самое показательное упражнение для оценки сцепных свойств шин - торможение: чем короче тормозной путь, тем лучше сцепление. На разных покрытиях резина при торможении работает не одинаково, потому хорошее сцепление и на гладком, и на шершавом асфальте обеспечить не так просто. Многие шинники ориентируются в основном на европейское покрытие - мы проверяем покрышки на более шероховатом, каким устлано большинство российских дорог.
«Международная» скорость начала торможения на мокром покрытии - 80 км/ч, на сухом - 100 км/ч. А вот скорость окончания замера у шинных компаний разная - 5 км/ч, 7 км/ч, иногда даже 10 км/ч. Цель - исключить кратковременную блокировку колес, которую на малой скорости допускает даже современная АБС. Мы используем «точку» 5 км/ч. Перед замерами тщательно зачищаем полосу торможения, убирая с асфальта пыль и мелкие камешки. «Зачистка» осуществляется десятикратным торможением - естественно, на незачетных шинах.
Одно из наших изобретений - автономная система полива, которую мы используем для «мокрых» упражнений. Она состоит из вращающихся садовых спринклеров, соединительных шлангов, мотопомпы и 500-литрового бака для воды в прицепе, который таскает Chevrolet Niva.
При замерах тормозного пути от испытателя требуется бить по педали в одном и том же месте, иметь в точке начала торможения одну и ту же скорость и остужать тормоза после каждого замера. Величину тормозного пути с точностью до сантиметра фиксирует измерительный комплекс VBOX, работающий на основе GPS.
В среднем шесть замеров для каждого комплекта дают вполне достоверный результат. Кроме улучшения сопротивления качению шинники стараются ежегодно хоть на чуть-чуть улучшить сцепление на мокром покрытии.
Наши замеры показывают, что самый короткий тормозной путь - у шин Nokian: 24,4 метра. Совсем рядом - Continental с результатом 24,8 метра. Наиболее длинная тормозная дистанция, 28 метров, получилась на Nitto. Чуть лучше показал себя Bridgestone - 27,8 метра. В наших тестах десятилетней давности на том же покрытии лучший тормозной путь на шинах той же размерности составил 28,3 метра, а худший - более 34 метров. Прогресс!
В заездах «на сухую» чемпион поменялся - это Continental: 37,6 метра, за ним следуют Nokian (38,5 м), Formula (38,7 м) и Hankook (38,8 м), уступая около метра. Замыкают список Nitto с результатом 42 метра и Bridgestone - 41 метр. Десять лет назад рекорд «сухого» торможения составлял 43,8 метра, аутсайдерам для остановки требовалось более 50 метров!
И на мокром покрытии, и на сухом за десять лет сцепление «в среднем» улучшено на 15% - выигрываешь почти корпус автомобиля! Понятно, что свою лепту вносят изменившиеся за это время автомобили, но львиная доля прогресса обеспечивается именно шинами.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ТОРМОЗНОГО ПУТИ В ТЕСТЕ НА ХОЛОДНОМ МОКРОМ АСФАЛЬТЕ

Резкие перестроения автомобилей в потоке - довольно распространенное на наших дорогах явление. Потому мы давно включили в свой тестовый набор переставку, имитирующую такой маневр. Это упражнение дает возможность оценить сцепные свойства шин в поперечном направлении и то, как они сказываются на поведении автомобиля.
Испытатель начинает заезды с заведомо проходной скорости, с каждым разом поднимая ее на 1-2 км/ч, пока автомобиль не начнет «рубить» конусы, вываливаясь за пределы обозначенного коридора. VBOX фиксирует скорость в момент начала маневра, - а поведение машины и то, насколько просто ею управлять, оценивает испытатель, выставляя баллы на основе сформулированных замечаний. Предельная скорость обязательно подтверждается в последующих заездах, чтобы исключить случайный результат.
На мокром покрытии рекорд ставит Nokian - 67,8 км/ч, ей вторит Formula - 67,7 км/ч. В хвосте группы - Nitto и Bridgestone, их результаты - 63,5 и 63,6 км/ч соответственно. На Nittoскорости Skoda упрямится, отказываясь выполнять жесткий маневр, - распрямляет траекторию. Bridgestone вносит в реакции Октавии нестабильность: сначала она не торопится принимать первый поворот руля, скользя почти прямо по первой полосе, а если машину удается-таки заставить свернуть в соседний ряд, при стабилизации она отстреливающе метет хвостом, сбивая все конусы по обеим сторонам. Потому у этой пары самые низкие оценки по управляемости.
Так же низко (6,5 балла) оценили и Dunlop - из-за задержек в реакциях, увеличенных углов поворота руля и резких срывов в скольжения. Высший балл зарабатывает Goodyear - испытатели отметили четкие реакции и понятное поведение машины, не требующее опережающих действий рулем.
Аналогичное испытание на сухом асфальте породило кучу эмоций. Во-первых, максимальная скорость выполнения этого маневра за последние годы заметно выросла. Лидеры теста Continental (70,5 км/ч) и Nordman (70,4 км/ч) невероятно быстры в этом экстремальном упражнении: скорости перевалили за 70 км/ч.
А ведь десяток лет назад 67-68 км/ч в подобных условиях казались предельным достижением.
Во-вторых, огорчили невысокие оценки за управляемость в предельных режимах. Серьезные замечания получили шесть участников.

Отличники и хорошисты 2018 года

На первое место выкатились шины Nokian Hakka Green 2 с результатом 919 баллов. Обутая в них Skoda поражает выдающимся сцеплением на мокром асфальте, а в дальних поездках порадует хорошей курсовой устойчивостью и достойной плавностью хода.
Отстав от лидера всего на 3 балла, вторую ступеньку подиума занимает Continental ContiPremiumContact 5. Особенности - впечатляющее сцепление на сухой дороге и подкупающе тихое качение.
Почетное третье место захватили шины Formula Energy (суб¬бренд Pirelli), набравшие 912 бал¬лов. Сцепные свойства не лучшие, но достаточно высокие. Как и Nokian, эти покрышки подойдут для дальних поездок, в которых важны четкое следование курсу и приличная плавность хода. Но самый приятный бонус - скромная цена.
Вынуждены констатировать, что и на солнце бывают пятна из одиннадцати. Претензии схожи: задержки и большие углы поворота руля либо низкая информативность. Причем эти замечания не зависят от баланса управляемости - будь то недостаточная поворачиваемость со сносом передка (Yokohama), нестабильный, широкий баланс со сносом в начальной фазе и заносом в финале (Bridgestone, Formula, Nitto) либо избыточная поворачиваемость, приводящая к резкому заносу во втором коридоре (Continental, Nokian).

А лучшие оценки получили Goodyear, Hankook и Nordman - по 7,5 балла, что означает «легкие претензии». Восьми баллов не удостоился никто. Полагаем, что создать эластичный каркас, способный выдерживать значительные пиковые боковые нагрузки, для высокопрофильных (65%) и одновременно достаточно узких шин - непростая задача. И особенно она сложна при разработке шин с супервысокими сцепными свойствами. Эксперты нашли у лидирующей тройки схожие изъяны в поведении при экстремальном маневрировании на сухом асфальте по достижении предельных скоростей. Кроме того, настораживает значительное снижение сцепления на холодном мокром асфальте.
На четвертой и пятой позициях, удерживаясь в категории «отличников», расположились Hankook Kinergy Eco 2 и Nordman SX2, набравшие 906 и 904 балла соответственно. Тихие, хорошо сбалансированные, без ярко выраженных всплесков и провалов. У Нордмана немного лучше курсовая устойчивость и плавность хода, а Hankook к может похвастаться чуть большей цепкостью при торможении на сухом покрытии.
В целом сцепные свойства у них близки к среднему уровню.
При этом оба участника индифферентны к холодному мокрому асфальту - весной и осенью это безусловный плюс.
На шестой строчке нашего рейтинга - Goodyear EfficientGrip Performance (895 баллов), открывающие группу очень хороших шин. В активе - самая лучшая управляемость на мокром асфальте при экстремальных маневрах, в пассиве - излишняя жесткость, а сцепление на мокром ниже среднего и заметно ухудшается на холоде.
Седьмую и восьмую строчки табели о рангах заняли Yokohama BluEarth-A АЕ-50 и Dunlop SP Touring R1 с минимальным разрывом - 890 и 889 баллов соответственно. Схожи по уровню сцепления и комфорта - обе тихие. Dunlop разве что чуть мягче, разницу можно нащупать лишь при экстремальном маневрировании. Есть претензии к Иокогаме по поводу управляемости при резких перестроениях на сухом покрытии, а к Данлопу - на мокром, да еще у них курсовая устойчивость подкачала. Однако у Данлопа самые лучшие показатели торможения на холодном мокром асфальте, а цена более скромная.
Девятое место при 879 баллах заняли шины Toyo Proxes CF2.У них достойные тормозные свойства, но огорчает слабоватое поперечное сцепление на мокром асфальте и сложная курсовая устойчивость на высокой скорости. Тоуо компенсирует эти недостатки способностью хоть немного экономить топливо (эти шины «катятся» лучше всех) и очень хорошими тормозными свойствами на мокром холодном асфальте.

Завершают наш список вписавшиеся в категорию хорошистов (более 840 итоговых баллов) именитый Bridgestone Turanza Т001 с 850 баллами и малоизвестный Nitto NT860, который смог наскрести 844 балла. Эту пару роднят самые слабые тормозные свойства на мокром и на сухом асфальте и претензии экспертов к управляемости и курсовой устойчивости. Разницу можно выявить лишь в комфортности: Bridgestone чуть мягче, Nitto немного тише. А еще «бридж» демонстрирует наиболее стабильное сцепление на мокрой дороге, которое почти не зависит от температуры.
А вот в рейтинге выгодной покупки расклад иной. Самое соблазнительное приобретение - Formula Energy, за ней следуют Nitto NT860, Nordman SX2, Dunlop SP Touring R1 и Hankook Kinergy Eco 2. Ровно посередине располагается Yokohama BluEarth-A AE-50, а замыкают список самые дорогие Continental ContiPremiumContact 5 и Bridgestone Turanza T001. Выбирайте!

Кроме улучшения сопротивления качению шинники стараются ежегодно хоть на чуть-чуть улучшить сцепление на мокром покрытии

ПЕРЕВОРОТ С НОГ НА ГОЛОВУ

Находясь под впечатлением тормозных свойств шин на мокром асфальте в летних условиях и памятуя наш прошлогодний «тур температур» по сухому асфальту, мы решили повторить «мокрое» торможение на холодном покрытии. Температуру для этого подобрали пограничную: +6 °С. Ее шинники считают критической для перехода осенью на зимние шины, а весной - на летние. Мы не стали включать полученные результаты в итоговую таблицу, поскольку производители «затачивают» шины под работу при высоких плюсовых температурах.
Результаты повергли нас в состояние шока. При предельно низкой температуре тормозной путь всех испытуемых увеличился по сравнению с тепличными условиями в среднем на три метра, или почти на 12%. Это больше чем полкорпуса автомобиля!
Кроме того, полностью разрушился порядок летних результатов торможения. На холодном асфальте кратчайший тормозной путь выдал скромный в летних условиях Dunlop SP Touring R1. Следом за ним выстроились все марки японских и корейских брендов, за исключением Nitto NT860, который при любой температуре демонстрирует самый слабый результат. Но самое потрясающее - все три лидера торможения в «комнатных» условиях (Nokian Hakka Green 2, Continental ContiPremiumContact 5 и Formula Energy) рухнули во вторую половину списка.
Можно составить другой рейтинг-стабильности сцепления (тормозного пути) при разной температуре. Звание самых «температурно независимых» шин в мокром торможении завоевывают шины Bridgestone Turanza Т001: у них тормозной путь при снижении температуры до предельно допустимой по сравнению с «летом» увеличился лишь на 4%! На втором месте - шины Toyo Praxes CF2, «сдавшие» чуть больше 5%. Примечательно, что эта парочка в летних условиях «держаком» не блистала. Традиционные же лидеры наших летних тестов Nokian Hakka Green 2 и Continental ContiPremiumContact 5 в холодных условиях увеличили тормозной путь практически на 20% - на пять метров! Получается, чем лучше тормозят шины на мокром покрытии в летних условиях, тем хуже они на холоде. Аутсайдеры менее зависимы от температурных изменений.


Объяснить это можно одним словом - «баланс». Достижение сверхвысокого сцепления в летних условиях возможно лишь за счет его ухудшения на холодном покрытии - налицо смещение в сторону предпочтительной температуры. А относительно средние показатели во всем температурном диапазоне говорят о более ровном балансе.
Но это лишь частный случай, касающийся сцепления на мокром покрытии. Шины характеризуются и другими показателями - сцеплением на сухом покрытии, сопротивлением качению, шумностью, плавностью хода, прочностью, ходимостью,- которые зачастую не уживаются друг с другом. Вот и приходится производителям подбирать оптимальный баланс между всеми рабочими характеристиками, экспериментируя с материалами, рисунком протектора и технологией изготовления.
А что делать потребителю? Разумеется, использовать полученные результаты с максимальной выгодой! Подбирайте летние шины с оглядкой на климатические условия вашего региона.
А ежели покрышки уже куплены, учитывайте их особенности, о которых вы узнали из нашего теста. Вовремя переобувайте машину, а в поездках рассчитывайте безопасную дистанцию с учетом температурных изменений.

Пятнадцатидюймовые покрышки довольно прочно обосновались в нише бюджетных автомобилей и продолжают вытеснять из нее более мелкие размеры. Для теста мы выбрали размерность 195/65 R15, чаще всего встречающуюся на относительно доступных автомобилях классов В и С, и остановили взгляд на наиболее популярных покрышках по цене от 2200 до 3500 руб. На испытаниях - двенадцать комплектов.

Испытания ЗР проводили в конце прошлого лета на полигоне АВТОВАЗа близ Тольятти, где собрали все новинки грядущего весенне-летнего сезона 2016 года. Воздух во время тестов прогревался до +20…+30 ºС.

Своеобразным водоразделом в ценовой линейке могут послужить хорошо известный на рынке Hankook Kinergy Eco по 2800 рублей и новинка из Финляндии - шина Nokian Hakka Green второго поколения, которую можно купить за 3100 рублей.

Дешевле их знакомые многим отечественные покрышки Nordman SX (2700 рублей), Yokohama BluEarth AE01 (2550 рублей), Cordiant Sport 3 (2400 рублей) и новинка корейской фирмы Kumho - модель Ecowing ES01 (2500 рублей), произведенная в Китае. А самая доступная в нашем тесте - шина Amtel Planet Evo (2200 рублей), новинка сезона. Компания Pirelli посчитала уходящий с рынка бренд хорошо раскрученным в России и решила вдохнуть в него новую жизнь, используя современные технические решения и технологии.

Более дорогие участники испытаний - весьма популярные шины Continental ContiPremiumContact 5 (3500 рублей), а также японские Toyo Proxes CF2 (3400 рублей) и Goodyear EfficientGrip Performance (3450 рублей). В этой же ценовой группе еще две модели: впервые в наших тестах участвуют шины Michelin Energy XM2 (3500 рублей), произведенные в России, и японские Bridgestone Turanza T001 (3500 рублей).

Отрадно, что пять моделей из двенадцати - отечественного производства.

Под бюджетные шины нужно подобрать соответствующий автомобиль. Нам приглянулась Skoda Octavia второго поколения. В силу возраста это недорогая машина, но в идеальном состоянии. А еще у нее нет системы стабилизации, что нам на руку: электроника не будет мешать при выполнении упражнений.

Актуальные Автоновости

Тестовые процедуры тест летних шин 195/65 R15

Современные летние шины обкатки не требуют. Это подтверждают все производители: перед тестами достаточно проехать пару километров - и они готовы к испытаниям. Так что для летних шин не только процедура, но и само выражение «обкатка» - анахронизм.

Последовательность тестовых упражнений выстроена с учетом интенсивности износа шин. Начинаем с оценки экономичности, практически не сопровождающейся износом, а завершаем «сухой» переставкой, в ходе которой асфальт сдирает плечевые зоны покрышек как наждак.

Исследование поведения автомобиля на высокой скорости мы называем оценкой курсовой устойчивости. Нескольких кругов по десятикилометровому скоростному кольцу полигона на скорости 130 км/ч достаточно, чтобы понять, насколько четко держат шины заданное направление, как реагируют на боковой ветер и уклоны дороги, как ведут себя при объезде препятствия и смене полосы движения. Параллельно оцениваем плавность хода и внутренний шум на высокой скорости. Почему именно 130 км/ч? Так ведь в нашей стране это максимально возможная скорость, установленная на некоторых участках платных дорог. К тому же на большинстве автомагистралей Правила позволяют держать 110, а если добавить «бесплатные» 20 км/ч превышения, то получаем те же 130 км/ч. Нет-нет, мы не за нарушение скоростного режима - но ведь так ездят многие, не правда ли?

Самую высокую оценку за курсовую устойчивость получили шины Michelin - руль обутой в них Шкоды становится очень четким, с хорошо понятным «нулем». Понравились незамедлительные реакции на повороты руля и высокая информативность при корректировке курса.

Когда шины и трансмиссия основательно прогрелись, автомобиль готов к оценке экономичности. Результат каждого замера - среднее арифметическое значений, полученных в двух заездах в противоположные стороны (чтобы нивелировать возможное влияние ветра). Для каждого комплекта шин упражнение приходится повторять от трех раз (при полном штиле) до пяти (в случае легкого ветерка).

Замеры проводятся по нисходящей - сначала на высокой скорости, затем на низкой. Благодаря этому шины и трансмиссия плавно остывают и результаты замеров меньше скачут.

На протяжении последних лет у основной массы шин показатели экономичности были одинаково хорошие. Однако Hakka Green второго поколения сделала невозможное - на скорости 60 км/ч обеспечила экономию горючего в размере 0,1–0,3 л/100 км относительно остальных покрышек. Настоящая «зеленая» шина!

Закончив с экономичностью, делаем круг по служебным дорогам. Здесь, на дорожных заплатках, швах, трещинах и специальных неровностях, еще раз оцениваем плавность хода и уровень шума в салоне - в более жестких условиях, максимально приближенных к реальным.

В этих упражнениях не с лучшей стороны на фоне других показали себя шины Kumho: на скорости 90–100 км/ч они издают неприятный низкочастотный гул, на дорожных неровностях досаждают тряска и вибрации.

Автомобильные новинки в России

Перед возвращением на базу заруливаем на 12‑процентный грунтовый подъем, имитирующий дачную дорогу. Здесь субъективно (без замеров) оцениваем возможность шин стартовать и разгоняться по грунтовке (с пылью и песком). Упражнение отчасти напоминает оценку проходимости в глубоком снегу: эксперт пробует тронуться и ускориться с пробуксовкой и без нее; проверяет, насколько падает тяга при буксовании, сложно ли контролировать момент срыва колес в пробуксовку.

Напомню, что «грунтовый» тест - факультативный, его результаты в общий зачет не идут, а представляются только как дополнительная информация. Мы ввели его в программу испытаний по просьбе читателей, которых интересовали возможности шин на дорогах без твердого покрытия.

Следующее испытание - торможение на мокром асфальте, поскольку на нем, тем более с использованием АБС, шины изнашиваются минимально.

Начинаем тест… с зачистки покрытия. Выполняем десяток-полтора торможений на незачетных шинах - таким образом тщательно «подметаем» асфальт, удаляя с него наметенные ветром пыль, траву и совсем мелкие камешки. После такой процедуры асфальт становится чистым, а коэффициент сцепления - стабильным.

По методике, которой сегодня пользуются и шинные производители, и независимые эксперты, тормозной путь на мокром асфальте замеряем при замедлении с 80 до 5 км/ч - поскольку при скоростях, близких к нулю, АБС работает некорректно, порой допуская блокировку колес, что приводит к искажению результатов. Многие шинные компании на своих внутренних тестах устанавливают иной минимальный скоростной порог - заканчивают замеры на 7 и даже 10 км/ч.

Чтобы получить кучные результаты, важно не только начинать торможение в одной и той же точке, но и подходить к ней с одинаковой скоростью. Мы держим 83–85 км/ч - не по спидометру, а по высокоточному измерительному прибору VBOX. Коридор торможения должен быть очень узким - тормозим буквально след в след. Это крайне важно: десяток сантиметров (всего лишь половина ширины протектора) в сторону - и у покрытия уже другой коэффициент сцепления, а значит, результат уплывет.

Перед торможением испытатель должен быть уверен, что тормоза холодные, а значит, их эффективность максимальна. Поэтому после каждого замера колодки и диски нужно охладить - при возврате на исходную позицию водитель не пользуется тормозами, скорость гасит переходом на пониженные передачи. Кстати, еще и поэтому выбрали автомобиль с механической коробкой.

Среднее количество торможений - шесть. Иногда, если шины показывают нестабильные результаты, приходится добавлять еще пару заездов.

Покрышки Continental, как обычно, «привезли» ближайшим соперникам около метра сэкономленного тормозного пути. Но каково было наше удивление, когда новые шины Hakka Green обыграли их почти на столько же!

Переходим к более износным упражнениям. Первое - торможение на сухом асфальте. Методика, по сути, та же, что и на мокром, но тормозим с 100 км/ч - соответственно, скорость подхода к точке торможения составляет 103–105 км/ч. Для последующего охлаждения тормозов приходится делать круг побольше.

В этом упражнении порадовал стабильностью Continental - много лет в наших тестах он стабильно тормозит лучше других. Nokian приблизилась к лидеру вплотную, но встать вровень не смогла - проигрыш составил мизерные 100 миллиметров. А Michelin расстроил - показал самые слабые тормозные свойства как на сухом асфальте, так и на мокром.

В завершение - наиболее интересное и показательное, но вместе с тем и самое сложное для пилота испытание: переставка, которую еще называют однократной сменой полосы. Задача водителя - нащупать максимально возможную скорость, при которой автомобиль успешно выполнит маневр и удержится на заданной траектории, то есть не собьет ни один из конусов, которыми обозначены входной и выходной коридоры. Заезды начинаются с заведомо проходной скорости, и с каждым следующим подходом ее увеличивают на 1–2 км/ч. В зачет идет не просто лучший результат, а тот, который можно повторить.

Это упражнение, с одной стороны, взято из реальной жизни - сколько на наших дорогах любителей суетиться между рядами! С другой - оно позволяет оценить поперечные сцепные свойства и уводные характеристики шин, способность каркаса противостоять резко возрастающим, буквально пиковым боковым нагрузкам и точность руления при экстремальном маневрировании.

Геометрические параметры переставки тоже не из пальца высосаны - ширина полос по 3,5 метра, как на реальной дороге. Но на первой полосе «дорожка» зажата конусами так, чтобы с каждой стороны автомобиль имел запас не более 100 миллиметров. Это заставляет испытателя использовать на входе одну и ту же траекторию. Длина перехода с левой полосы на правую составляет 12 метров. ГОСТ на испытания автомобилей регламентирует 12-, 16-, 20‑ и 24‑метровую переставки. А максимальные боковые нагрузки на шины обеспечивает именно 12‑метровая.

Сначала выполняется переставка на мокром асфальте, а под занавес повторяем это упражнение на сухом покрытии, где шинам достается больше, чем суммарно во всех предыдущих упражнениях.

Во‑первых, порадовали кучностью итоговых результатов. У шин, занявших последние семь мест, разница в итоговых баллах составляет менее двух процентов! Фактически это близко к погрешности измерений. Во‑вторых, все шины показали себя весьма достойно, притом что цены у них более-менее доступные.

Еще раз напомним о нашей системе итоговых оценок. Покрышки, набравшие более 850 баллов, мы называем хорошими, 870 и более баллов - очень хорошими, а перешагнувшие рубеж 900 баллов - отличными. В нынешнем тесте ниже 870 баллов не опустился никто! Семь участников теста имеют очень хорошие результаты, пять - отличные.

Самое приятное - видеть в отличниках недорогих «россиян» - шины Nordman SX и возрождающийся Amtel Planet Evo. Для кризисного времени - самые заманчивые предложения.

Кризис ударил не только по автомобильному, но и по шинному рынку. Объемы продаж падают, водители все чаще отказываются от дорогих шин премиум-брендов в пользу «второй линии», особенно если речь идет о посадочных диаметрах 14, 15 или 16 дюймов. Вот мы и сравнили относительно доступные летние покрышки размерности 185/65 R15, да и автомобиль выбрали не из дорогих - Hyundai Solaris.

Шины для этого теста мы собирали ранней осенью 2015-го - и не были уверены, что через полгода все модели останутся на нашем рынке. Однако рубль хоть и обвалился, но, судя по всему, не настолько, чтобы вывести из игры поставщиков импортных покрышек. Что до шин, произведенных в России, то заметно увеличился их экспорт, а в поставках на внутренний рынок возросла доля брендов «второй линии». Не Nokian, а Nordman, не Continental, а Matador, не Pirelli, а Formula.Вот и у нас «втораялиния» представленамоделями Nokian Nordman SX, Tigar Sigura, Formula Energy и Matador MP 44 Elite 3.К этой же подгруппе отнесем и разработанные в России шины Cordiant Road Runner, а еще - китайские Headway и GT Radial Champiro Eco. Любопытно, что китайцы обещают выдающиеся , комфорт и безопасность, а шины GTRadial даже козыряют наклейками, убеждающими, что покрышки испытаны в соответствии с принятой в странах Евросоюза классификацией по сопротивлению качению и сцепным свойствам на мокром асфальте, причем их класс выше, чем у шин Matador.Ой ли?

Измерительный комплекс Racelogic позволяет с высокой точностью определять пройденный путь и его производные по времени - скорость и ускорение.

Но мы не ограничились «второй линией»! Средиконкурсантов - покрышки Bridgestone Ecopia EP150, Hankook Kinergy Eco К425, Nokian Hakka Green 2 и Goodyear EfficientGrip Performance.Выбор именно этих моделей был продиктован еще и тем, что цены на них немногим выше, чем на шины «второй линии».

На этот раз испытания мы проводили на летнем полигоне компании Nokian Tyres близ финского городка - какое совпадение! - Нокиа.

Полигон этот небольшой. Здесь, например, нет кольцевой трассы для оценки «высокоскоростной» управляемости - и если бы мы испытывали шины класса UltraHighPerformance (UHP), то, пожалуй, подыскали бы другое местечко. Но для оценки потребительских свойств, связанных с безопасностью и комфортом, здесь есть все необходимое.

Начинаем с главного - и выводим все покрышки на «чистую воду», то есть на мокрое покрытие.


При смене колес чувствуется разница в массе шин: самые легкие Nokian и Goodyear (весят по семь кг), самые тяжелые - китайские покрышки и отечественные шины Cordiant (8,1 кг).

Торможение со скорости 80 км/ч. Шесть-восемь измерений с каждым комплектом шин - и первый сюрприз. Последнюю строчку протокола занимают покрышки Bridgestone Ecopia EP150, которые мы формально относили к «первой линии». Китайские шины - и те лучше! В лидерах - Matador, Hankook и Nokian, позволившие автомобилю остановиться менее чем через 30 метров.

Теперь задача обратная: не тормозить, а разгоняться. Под колесами полуторасантиметровый слой воды. Автомобиль въезжает в специальную ванну на скорости 75 км/ч, третья передача, газ в пол, Solaris набирает примерно 80 км/ч - и передние ведущие колеса теряют контакт с дорогой: аквапланирование! С этим опасным явлением чаще всего сталкиваешься, проезжая глубокие лужи или попадая в прокатанную в асфальте колею. Однако на одних шинах аквапланирование наступает на более высокой скорости (Cordiant, Hankook, Nokian и китайские Headway), а на других заметно раньше: шины Bridgestone или Formula позволяют разогнаться лишь до 73 км/ч, а дальше «заплыв вольным стилем», то есть неуправляемое движение до тех пор, пока не упадет скорость или лужа не станет мельче.

Для оценки сопротивления аквапланированию используется ванна, залитая полуторасантиметровым слоем воды. После каждого проезда - обязательная пауза, чтобы система водоснабжения успела «вернуть» десятки литров выплеснувшейся воды

Нелишне напомнить, как поступать в такой ситуации. Главное: не паниковать и не пытаться совершать резкие маневры - даже если автомобиль несет на препятствие! Сильно вывернутые передние колеса, обретя сцепление с дорогой, швырнут машину в сторону с такой силой, что ойкнуть не успеете, как окажетесь в кювете или на встречке. Лучше всего тормозить - и готовиться к маневрам в случае необходимости. Ведь задние колеса идут по более «сухой» колее, так что автомобиль в любом случае будет снижать скорость. Но лучше, конечно, не попадать в такие ситуации - и заранее осаживать перед лужами (еще и потому, что под водой может обнаружиться глубокая яма). А на скоростных трассах стоит держаться вне колеи. И попутно не портить карму, обдавая как из брандспойта соседей по потоку.


В странах ЕС теперь все шины продаются с такими наклейками: буквенная маркировка дает представление о сопротивлении качению шин и тормозных свойствах на мокром асфальте, а также об уровне шума. Но вот незадача: классы (от высшего А до низшего G) декларируют сами производители, и на поверку маркировка не всегда соответствует действительности.

Теперь управляемость. Конечно, нынче многие проблемы решает сис­тема стабилизации, но и она работает в рамках законов физики. А это значит, что сила трения в пятне контакта покрышки с дорогой зависит от вертикальной нагрузки и коэффициента трения. Вот над повышением этого коэффициента и бьются разработчики шин. Cудя по результатам заездов по компактной трассе управляемости, здесь неплохо преуспели специалисты компаний Nokian и Hankook. Будь система стабилизации активирована, то Hankook и Nokian заслужили бы одинаково высоких оценок, но с отключенной системой (Solaris позволяет это сделать) можно выявить тонкие нюансы. Например, что скольжения на шинах Nokian более растянутые, а реакции автомобиля не столь точны. Так что субъективная оценка за надежность управления на балл ниже.

А предельной осторожности на мок­ром асфальте требуют покрышки Headway и Bridgestone: чуть переборщил со скоростью - и автомобиль отправляется в затяжное скольжение. Быть начеку заставляют и шины Cordiant: уж очень резкие срывы в занос.


Искусственные неровности в виде колодезных люков и уступов асфальта помогают оценивать плавность хода.

Оценили мы управляемость и тормозные свойства и на сухом асфальте, но здесь разница меньше, да и с точки зрения безопасности она не столь критична. Превышение пределов сцепных свойств шин на сухих дорогах общего пользования - это либо осознанное хулиганство, либо коварное стечение обстоятельств. Как бы то ни было, на сухом асфальте лидеры и аутсайдеры примерно те же, что и на мокром. К числу первых можно отнести покрышки Goodyear и Hankook, а замыкают протокол испытаний китайские шины и Bridgestone.

Комфорт мы оцениваем субъективно, и это не от лени: за долгие годы испытаний мы не раз убеждались в крайне низкой, а то и отсутствующей, корреляции экспертных оценок и показаний виброметров или шумомеров. Впрочем, на этот раз говорить о сущест­венных различиях во влиянии шин на комфорт не приходится, хотя мы и ездили по асфальту разной шероховатости, и тряслись на тарированных неровностях. Из общей массы в худшую сторону незначительно выделяются лишь шины Bridgestone, Formula и Matador. Невелик и разброс в плавности хода, но хуже других Bridgestone, Headway и Tiger, а лучше - Goodyear. И это нас не удивило: высокий уровень комфорта - фирменная примета покрышек Goodyear, и это подтверждают почти все наши сравнительные тесты.


Наиболее точный потребительский способ «химанализа» резины - измерение тормозного пути на мокром асфальте. При торможении с 80 км/ч разброс результатов превышает шесть метров!

И, наконец, приглашение на казнь. Закрепляем на асфальте гранитный брусок высотой 68 мм - и под углом 45° наезжаем на него правыми колесами. Начинаем со скорости 40 км/ч - и наращиваем ее, пока не пробьем боковину. На этот раз - из-за более высокого профиля - предел оказался в среднем куда выше, чем при испытаниях 17-дюймовых шин с 45-процентным профилем (АР №5, 2015), а четыре покрышки мы не смогли пробить даже на 90 км/ч! Это Bridgestone, Hankook, Matador и Nokian. А вот Goodyear и Tiger сдались уже на скоростях 60 и 70 км/ч соответственно. Слишком уж они нежные, особенно для тех, кто ездит не только по столичным да по платным дорогам. Кстати, шина Nokian Hakka Green 2 тоже испустила дух на 60 км/ч, но к моменту наших тестов уже было принято решение производить покрышки этой модели с усиленным каркасом - такая шина «доехала» до 90 км/ч.

Автомобиль с отключенной системой стабилизации позволяет лучше оценить влияние шин на управляемость. К слову, сам себя не похвалишь... Это ведь с нашей подачи на полигоне Nokian Tyres три года назад начали проводить «ударные» испытания.

Но в итоге даже с учетом повышенной прочности на удар новые шины Nokian Hakka Green 2 занимают почетное второе место. А на первом, пусть и с минимальным отрывом, корейские покрышки Hankook Kinergy Eco K425. Прочные, цепкие - и даже интересные с точки зрения управляемости.

Ударный тест: под конец испытаний даже гранитный брусок не выстоял, а вот среди шин-участников четыре образца выдержали наезд на это препятствие на скорости более 90 км/ч!

В аутсайдерах - китайские шины, что неудивительно, а вот провал Bridgestone Ecopia EP150 обескуражил. Однако есть у них и бесспорное достоинство: они великолепно «держат удар». Любопытно, что в сравнительных испытаниях, которые проводят наши европейские коллеги, покрышки Bridgestone Ecopia EP150 выглядят неплохо. Но это лишь наводит на мысль, что шины Bridgestone для западных рынков выпекают из более качественного «теста», чем для России.

Более ста торможений «в пол» со скорости 105 км/ч - серьезное испытание не только для шин, но и для тормозов Соляриса. Выдержали!

Hankook Kinergy Eco K425

Общая оценка: 9,6


«Eco» в названии модели предполагает низкое сопротивление качению, хотя у нас не сложилось впечатления, что это соответствует действительности. Впрочем, и по европейской классификации у шин Hankook Kinergy Eco лишь четвертый класс экономичности (E). А вот сцепные свойства на мокром асфальте - согласно той же маркировке - относятся к высшему классу А, и поводов усомниться в этом у нас не возникло. На мокрой дороге - прекрасное сцепление и при торможении, и в поворотах.

На сухом асфальте на счету шин Hankook минимальный тормозной путь и надежность в экстремальных ситуациях. А по плавности хода на небольших неровностях они уступают лишь покрышкам Goodyear.

Удар эти шины тоже держат достойно: даже на скорости 90 км/ч мы не смогли пробить их о тарированный бордюр.

В итоге смело рекомендуем покрышки Hankook Kinergy Eco для использования на любых дорогах, в том числе и разбитых.

Плюсы:

  1. Высокая ударная прочность

Минусы:

  1. Средний уровень сопротивления качению


Nokian Hakka Green 2

Общая оценка: 9,4

Новые шины Nokian Hakka Green 2 в пяти типоразмерах, включая тестовый 185/65 R15, соответствуют высшему классу АА, то есть сочетают надежное сцепление с мокрым покрытием и низкое сопротивление качению. И по результатам наших замеров покрышки Nokian обладают наименьшим сопротивлением качению, но главное, что на мокром асфальте они обеспечивают минимальный тормозной путь, а на трассе управляемости - максимальную скорость прохождения поворотов. Правда, в скольжениях автомобиль «зависает» чуть больше, чем на шинах Goodyear или Hankook, а потому субъективная оценка на балл ниже.

На сухом асфальте боковые скольжения и запаздывание реакций чуть больше, чем хотелось бы. Показатели комфорта на среднем уровне, а вот ударная прочность - одна из лучших. Финские шинники, ориентируясь на российский рынок, внедрили в конструкцию специальный подпротекторный слой из высокопрочного металлокорда. Любопытно, что «усиленные» покрышки ничуть не тяжелее обычных - и при этом легче шин-конкурентов!

Еще один прекрасный вариант, хотя и не самый дешевый.

Плюсы:

  1. Сцепные свойства на сухом и мокром асфальте

  2. Управляемость на мокром асфальте

  3. Высокая ударная прочность

  4. Низкое сопротивление качению

Минусы:

Goodyear EfficientGrip Performance

Общая оценка: 8,9

Многообещающее «элитное» название, да и в линейке размерностей преобладают большие посадочные диаметры.

На мокром асфальте шины Goodyear подтверждают свой высший «сцепной» класс А. И управляется автомобиль образцово: четкие реакции, мягкое начало скольжений. Но вот незадача: когда уровень воды на асфальте достигает 15 миллиметров, эти покрышки всплывают раньше основных конкурентов. Очень странно, особенно если вспомнить, что всегда было сильной стороной летних шин Goodyear. Однако в новой европейской маркировке (читай - системе шинных ценностей) стойкость к аквапланированию никак не отражается, и раз так, то конструкторы, видимо, рассудили, что и им напрягаться не стоит.

А вот то, что при ударных испытаниях шина испустила дух уже при 60 км/ч, нас не удивило: покрышки Goodyear и раньше неважно держали удар. Зато - наиболее мягкое комфортное качение, а в итоге - хорошие шины для хороших дорог.

Плюсы:

  1. Сцепные свойства на сухом и мокром асфальте

  2. Управляемость на сухом и мокром асфальте

  3. Комфорт

  4. Низкое сопротивление качению

Минусы:

  1. Низкая ударная прочность

Matador MP 44 Elite 3

Общая оценка: 8,8

Два года назад шины Matador MP 44 Elite 3 уже заслужили высокие оценки в нашем сравнительном тесте (АР №6, 2014) - и подтверждают это сейчас. Сцепные свойства на мокром асфальте на уровне лидеров теста, хотя в быстрых поворотах появилась склонность к скольжению передка.

И на сухом покрытии автомобиль вяло реагирует на руль и требует увеличенных углов его поворота. Зато на прямой Solaris на шинах Matador стабилен.

Шум от качения прослушивается во всем диапазоне скоростей, но его тональность не раздражает. При проезде неровностей уровень виб­раций приемлем, но в напряженных поворотах уже сопровождается заметными толчками на руле. Похвалим эти шины и за прочность: нам не удалось их пробить даже на скорости 90 км/ч.

Покрышки крепкие и недорогие. И, судя по всему, их качество остается стабильным.

Плюсы:

  1. Сцепные свойства на мокром асфальте

  2. Высокая ударная прочность

  3. Низкое сопротивление качению

Минусы:

  1. Средние показатели управляемости

  2. Средний уровень комфорта

Nokian Nordman SX

Общая оценка: 8,6

Для шин «второй линии» компания Nokian использует протекторные рисунки прошлых поколений: просто меняет дизайн боковины и называет такие шины Nordman. Любопытно, что покрышки Nordman одной и той же модели могут быть с разными рисунками протектора. Так, Nordman SX малых размеров - это «скриншот» протектора вышедших в тираж шин Nokian i3. Часть 15- и 16-дюймовых моделей имеет рисунок покрышек Nokian H, а 17- и 18-дюймовые Nordman SX выпускаются с эффектным спортивным протектором шин Nokian Z.

Покрышки Nordman SX демонстрируют высокие сцепные свойства на мокром асфальте, и удовольствия от управления не меньше, чем на шинах Nokian Hakka Green 2. И на сухом покрытии все хорошо, хотя упрощенный каркас не способствует ни стойкости к ударам, ни снижению сопротивления качению.

Достойные покрышки «второй линии» - на таких не грех и сэкономить, отказавшись от покупки «оригинала». То есть от шин Nokian текущего поколения.

Плюсы:

  1. Сцепные свойства на мокром асфальте

Минусы:

  1. Среднее сопротивление аквапланированию

Cordiant Road Runner

Общая оценка: 8,2

Шины российской разработки, выпущенные на Ярославском шинном заводе, не стушевались на фоне именитых конкурентов. На счету покрышек Cordiant лучшая стойкость к аквапланированию, хороши и «мокрые» сцепные свойства в продольном направлении. И тормозные показатели на мокром асфальте достойные. Но на треке управляемости нас ждал сюрприз: автомобиль вдруг обрел склонность к заносу, да такую, что только успевай ловить машину!

Эта склонность сохранилась на сухом покрытии, хоть и в меньшей степени. С комфортом и противоударными свойствами все в порядке, чего не скажешь о сопротивлении качению.

В чем-то удачные шины, но проблема в плохом балансе потребительских качеств.

Плюсы:

  1. Сцепные свойства на мокром асфальте

  2. Высокое сопротивление аквапланированию

Минусы:

  1. Склонность автомобиля к заносу на мокром и сухом асфальте

  2. Высокое сопротивление качению


Formula Energy

Общая оценка: 8,2

Заводы обанкротившейся фирмы Amtel в Кирове и Воронеже были куп­лены концерном Pirelli - и после модернизации там начался выпуск шин под брендами Pirelli и Formula («вторая линия»).

О хорошей родословной покрышек Formula Energy говорят низкое сопротивление качению и аккуратный асимметричный рисунок протектора. Впрочем, он оказался малоэффективен на «большой воде»: автомобиль всплывает раньше всех! Но на мокром асфальте шины работают неплохо и в продольном, и в поперечном направлениях. А скольжения мягкие и прогнозируемые.

На сухом асфальте - свойственные покрышкам Pirelli быстрые и четкие реакции. Однако шума многовато, особенно на шершавом асфальте на скоростях более 100 км/ч. Зато стойкость к ударам на высоте.

Неплохой вариант по соотношению цены и качества.

Плюсы:

  1. Сцепные свойства на мокром асфальте

  2. Низкое сопротивление качению

Минусы:

  1. Низкое сопротивление аквапланированию

Tigar Sigura

Общая оценка: 8,1

Шины Tigar выпускаются на заводе в Сербии, который с 2010 года принадлежит компании Michelin. Сейчас эти покрышки не шибко популярны, хотя в былые годы даже поставлялись в Тольятти и Нижний Новгород для первичной комплектации автомобилей.

На мокром асфальте сцепные свойства умеренные - и, вопреки ожиданиям, направленный рисунок протектора не порадовал дренажными возможностями: аквапланирование начинается рано. Не впечатляют шины и на мокрой трассе управляемости, хотя вести автомобиль по оптимальной траектории легко - благодаря отличному балансу сцепных свойств в продольном и поперечном направлениях.

Приятны реакции и на сухом асфальте: плавные, но точные.

Больше этим шинам похвастать нечем. На фоне конкурентов покрышки Tigar жестковаты, но при этом слабо держат удар: боковина была пробита на скорости 70 км/ч.

Если нужны недорогие шины для езды по хорошим дорогам, можно рассматривать и Tigar.

Плюсы:

  1. Надежность управления на мокром и сухом асфальте

Минусы:

  1. Недостаточное сопротивление аквапланированию

  2. Низкая ударная прочность

Headway HH301

Общая оценка: 7,6

Китайские шины Headway больше известны водителям грузовиков, особенно в Америке. А завод по выпуску легковых покрышек был открыт в 2013 году.

Шины HH301 ничем не примечательны: это касается и старомодного рисунка протектора, и заурядных свойств. Слабое сцепление и с мокрым, и с сухим асфальтом, но аквапланированию сопротивляются неплохо. И не досаждают шумом при качении. Хотя плавность хода оставляет желать лучшего: на коротких волнах покрытия автомобиль подрагивает сильнее, чем на других шинах. Качение тоже дается тяжело, так что, помимо сопротивления аквапланированию, из достоинств остается лишь стойкость против ударов - но этого, пожалуй, мало, чтобы заслужить нашу рекомендацию. Даже цена - и та не подкупает.

Плюсы:

  1. Высокое сопротивление аквапланированию

  2. Высокая ударная прочность

Минусы:

  1. Низкие сцепные свойства на сухом и на мокром асфальте

  2. Низкая плавность хода

  3. Высокое сопротивление качению

GT Radial Champiro Eco

Общая оценка: 7,5

Компания Giti Tire - один из крупнейших производителей шин в мире! Шесть заводов в Китае, один в Индонезии, а в 2014 было запущено производство и в США.

Если верить сопроводительным бумажкам, то покрышки GT Radial Champiro Eco по сопротивлению качению соответствуют европейскому классу С, а по сцепным свойствам на мокром асфальте - классу B. Заявленные показатели выше, чем у шин Matador! Но наши наблюдения заставляют усомниться в искренности китайских шинников. Если на покрышках Matador тормозной путь с 80 км/ч на мокром асфальте не превышает 30 метров, то на GT Radial - 34 метра! Да и в остальных дисциплинах эти шины не блещут, хотя поведение неплохое: автомобиль легко контролировать в переходных режимах.

На сухом асфальте тормозной путь наибольший, на руль машина реагирует вяло, в ответ на сброс газа уходит в плохо контролируемый занос. Шумы, вибрации и стойкость к ударам - на среднем уровне.

Не видим ни малейшего смысла покупать эти шины, особенно когда рядом на прилавке стоят менее дорогие и более качественные покрышки Matador, Formula или Cordiant.

Плюсы:

  1. Надежность управления на мокром асфальте

  2. Средняя ударная прочность

Минусы:

  1. Низкие сцепные свойства на сухом и мокром асфальте

  2. Низкое сопротивление аквапланированию

  3. Управляемость на сухом асфальте

Bridgestone Ecopia EP150

Общая оценка: 6,9

Произведенные в Таиланде покрышки Bridgestone Ecopia EP150 - разочарование нашего теста. Тормозной путь автомобиля на мокром асфальте со скорости 80 км/ч увеличился аж на семь метров по сравнению с шинами-лидерами. А заезды по трассе мокрой управляемости заставили вспомнить приемы контраварийной езды на льду: скольжения начинаются на безобидной скорости. И в лужах шины Bridgestone всплывают рано.

На сухом асфальте показатели не намного лучше: автомобиль посредственно тормозит, вяло реагирует на управление, причем пострадала и информативность рулевого управления.

Шины Bridgestone и шумнее, и жестче большинства конкурентов. Одна отрада - ударная прочность (спасибо двухслойному каркасу, хотя у остальных покрышек каркас однослойный). И в данном случае это важно вдвойне, поскольку низкие сцепные свойства наверняка приведут к тому, что с препятствиями придется сталкиваться чаще.

Вам также будет интересно:

Красный лук: уникально полезный и изысканный
О пользе , в частности, о его способности улучшать пищеварение, укреплять иммунитет,...
Оверсайз – комфортный тренд-абсолют!
Свобода стиля и свобода кроя, комфорт и непринужденность - преимущества одежды oversize...
Что такое оверсайз, и как его носить?
Сегодня мы расскажем вам про оверсайз. Что это такое, детально рассмотрим также. Также...
Чувствительность тестов на беременности: когда покажет результат и на какой день задержки следует делать
Статья Беременность - это приятный период. В этот промежуток времени женщина носит под...
Причины и виды выделений из груди желтого цвета при надавливании
Причины выделений из молочных желез могут быть природными и патологическими, то есть...