Все о покупке и продаже автомобилей

Основы вождения. Уроки вождения на механике для начинающих: универсальный алгоритм Основы вождения

Вы спланировали приобретение автомобиля. Но прежде чем купить авто необходимо научиться водить. Сложно это или легко? Вы сами ответите на этот вопрос после того, как сейчас будет рассмотрена теория вождения автомобиля для начинающих.

Как научиться водить машину самому? Хороший вопрос.

Прежде чем вы откроете дверь авто и сядете на водительское место в надежде быстро освоить новую для вас технику, необходимо немного полистать книги и брошюры.

Какие именно? На самом деле их не много, они очень важны для того чтобы обезопасить себя и окружающих на дороге. И вы догадались, правилах дорожного движения (ПДД).

Это настоящая библия для автомобилиста и знать её нужно назубок. Чтобы освоение правил шло легче в интернете можно поискать видеоуроки или же симулятор вождения автомобиля онлайн. Есть и такой.

После того как вы посчитали, что освоили материал, не поленитесь приобрести сборник экзаменационных билетов по ПДД и проверьте свои знания. Особенно полезно это сделать перед сдачей экзамена на право вождения. Без этой процедуры никак.

Вождение автомобиля — практика

Предположим, с ПДД вы справились, и теперь вам предстоит самое интересное — вождение автомобиля.

Допустим, что у вас есть на чём учиться – ваше новое авто или же ваших друзей или знакомых. В любом случае лучше, чтобы первая машина, за рулём которой вы окажетесь, была с . Почему?

Всё очень просто, такой тип трансмиссии даст возможность более глубоко изучить и КПП, а также понять поведение автомобиля в целом, ведь вы будете становиться с ним во время движения практически единым целым.

Уверен, что все автовладельцы с опытом однозначно скажут, что прежде чем сесть за руль авто с модным «автоматом», нужно научиться водить машину на механической коробке передач.

Помимо этого, желательно иметь рядом с собой более опытного в этом деле человека, который, если что, поможет.

Итак, приступим и попытаемся изложить теорию вождения автомобиля для начинающих максимально доступно и по пунктам.

Практикум: Подготовка

  • Подготовка к поездке – данный подпункт включает в себя несколько важных мероприятий.

Во-первых, осмотрите авто, убранство его салона, а особенно место водителя. Отметьте для себя, где находятся педали, ручка переключения передач, другие органы управления, к примеру, переключатели поворотников и фар.

Во-вторых, сядьте за руль и настройте сиденье под себя, наклон рулевой колонки и зеркала заднего вида.

В-третьих, не забудьте пристегнуться;

  • Пробуем заводить и глушить машину – вставьте ключ в замок зажигания и поверните сначала в положение ACC (включатся некоторые потребители), затем в ON придержав на нём секунд 10, а затем в положение START. Если всё в порядке и двигатель запустился, отпустите ключ, и он сам вернётся в положение ON. Для глушения мотора нужно повернуть ключ в положение ACC.

Практикум: Начало движения

  • Пробуем начать движение – это ключевая часть вождения автомобиля. Как вы наверняка помните, мы изучаем вождение автомобиля с механической коробкой передач, а это значит, что справа от нас находится кулиса КПП или просто «ручка», а в ногах у нас три педали: слева — сцепление, посередине – тормоз, и справа – газ.

Теперь нажимаем левой ногой на сцепление до упора, а правой рукой включаем кулисой первую передачу (кстати, зачастую на её верхней части схематически нарисовано, в какую сторону дёргать, чтобы включить ту или иную скорость).

Снимаем машину с ручного тормоза и плавно начинаем отпускать сцепление, как только вы почувствовали движение – не бросайте резко эту педаль, а продолжайте аккуратно поднимать с неё ногу. Поехали – педалью газа регулируйте скорость, если надо остановиться – жмите правой ногой на тормоз:

  • Практически сразу, как вы тронулись, и стрелка тахометра стремительно поползла вверх – переключайтесь на вторую передачу. Процедура выглядит так же, как и в пункте выше – отпускаем газ, выжимаем сцепление, переводим рычаг на вторую передачу, аккуратно отпускаем сцепление, параллельно тихонько нажимая газ;
  • Переключение со второй скорости на третью можно делать при скорости 40 км/ч, на четвёртую – при 60 км/ч, на пятую – при 80 км/ч;
  • Как научиться водить машину без умения правильно останавливаться? Предположим, вы разогнались до определённой скорости и теперь вам нужно притормозить перед светофором. Если вы до этого жали на педаль газа, отпускаем её и той же ногой плавно жмём тормоз, параллельно левой ногой выжимаем сцепление. Не забывайте, трогаться потом нужно с первой передачи.


Выводы

Примерно так выглядят Теория вождения автомобиля для начинающих и упражнения человека, который не знает, как научиться водить машину. Советы простые и главным условием их успешного закрепления является частая практика за рулём.

Нужно отметить, что вождение автомобиля с автоматической коробкой гораздо проще, ведь там нет необходимости думать о переходе с одной передачи на другую, а педалей всего две – газ и тормоз.

Обучившись на «механике», вы будете с транспортным средством на «ты», после чего «автомат» покажется вам отдыхом и детским развлечением. Но об этом в другой раз, друзья.

Надеюсь, теория вождения автомобиля для начинающих, изложенная выше, будет для вас, уважаемые читатели, на первых порах, полезной.

С первого дня занятий по вождению, необходимо внимательно ознакомиться с водительским местом. Настроить шоферское кресло в положении, наиболее комфортном для водителя, запомнить расположение педалей и основных элементов, используемых непосредственно при езде. После того как ученик садится за руль, он сразу вырабатывает для себя алгоритм действий перед началом движения: запуск двигателя и изучение показаний всех приборов.

Большую сложность для новичка составляет такое действие, как тронуться с места. При том, что у опытных водителей этот момент проходит практически незаметно, т. к. со временем это доходит до автоматизма, как и многие другие элементы вождения. Вот примерный алгоритм действий для начала движения:

Запустить двигатель и посмотреть на показания приборов. Снять автомобиль с ручного тормоза и поставить рычаг переключения скоростей на 1 передачу.

Нажать на педаль сцепления до конца и начать плавно отпускать, при этом быть готовым остановить ее и удерживать на весу в тот момент, когда автомобиль начнет трогаться с места. Подождать примерно 5 секунд и отпустить до конца.

Потом, когда отработана работа с педалью сцепления, вводится педаль газа. После того как зафиксировалась в воздухе нога на сцеплении, нажимается газ. Когда показания тахометра дойдут до 1500-2000 оборотов, педаль сцепления плавно возвращается в первоначальное положение.

Чтобы научиться трогаться и не глохнуть, необходимо повторять данные упражнения много, много раз. Для торможения необходимо отпустить газ и нажать педаль сцепление до упора и перенести ногу на тормоз, плавно тормозить до полной остановки.

Очень важно научиться легко управлять рулем, не напрягаясь в моменты поворота. При повороте одна рука поднимается вместе с рулем вверх, а вторая в этот момент отпускает руль и зависает над рабочей рукой, если понадобится выполнить более глубокий поворот, то она просто перехватывает руль и продолжает вращать его. Хотя манера поворачивать руль может быть индивидуальна для каждого водителя, главное чтобы все было четко отработано.

После этого можно пробовать приступать к самому вождению. Чтобы двигаться в различных скоростных режимах, необходимо использовать коробку перемены передач КПП. Изначальный разгон осуществляется на первой передаче примерно до 20км\ч, затем для увеличения скорости, выжимается сцепление и отпускается педаль газа. КПП устанавливается в положение II передачи и с помощью педали газа осуществляется разгон где-то до 40км\ч, в положении III передачи разгон до 60км\ч, а на IV от 50км\ч и до максимальной скорости. В этих условиях двигатель будет работать примерно на одних и тех же оборотах (2000-2500 об\мин) и не будет перегреваться или глохнуть.

Мировой опыт экспуатации автомобильного транспорта показал, что от 75% до 90% всех ДТП происходит из-за ошибок водителей. Как бы ни были надёжны автомобили, совершенны правила дорожного движения, его организация и качественные дороги, предпосылки и исход аварийных ситуаций в подавляющем большинстве случаев зависят от профессионализме водителя. Обстановка на дорогах при современной интенсивности транспортных потоков меняется достаточно динамично, и действия водителя являются реакциями на всё многообразие дорожных ситуаций, подчас столь неожиданных, скоротечных и труднопредсказуемых.
Профессиональная пригодность водителя — это соответствие здоровья и психофизиологических качеств требованиям его деятельности.
Работоспособность — это состояние водителя, позволяющее ему качественно выполнить свою деятельность.
Одна из важнейших задач преподавателей автошкол заключается в том, чтобы научить будущего водителя быстро и точно оценивать дорожную обстановку, прогнозировать её развитие, своевременно и правильно действовать в сложных и неожиданных дорожных ситуациях. Однако в большинстве случаев, как показывает практика этого не происходит. Главная задача автошкол является подготовить ученика к сдаче экзаменов в ГИБДД , а не научить ездить. Это связано ещё с тем, что большенство автошкол являются частными.

Пример: в городе Санкт-Петербурге не более 15 автошкол государственные. Все остальные являются комерческими. По статистике молодые водители совершают ДТП в 4 раза чаще чем их опытные коллеги.

Посадка водителя на рабочее место

Регулировка зеркал заднего вида

Хороший обзор дороги позади автомобиля обеспечивается правильной регулировкой положения зеркал. При регулировке внутреннего зеркала в правой его части должен быть виден правый край заднего окна, а в правой части левого наружного зеркала и в левой части правого наружного зеркала — ручка или » ее место» соответствующей задней двери легкового автомобиля. Регулировка зеркал производится только после занятия водителем правильного положения на рабочем месте и всегда проверяться перед началом поездки. Все зеркала должны устанавливаться так, чтобы снизить до минимума так называемый » мертвый» угол обзора.

Следует отметить, что загрязнение и повреждение стекол и зеркал, подвешивание в салоне самых различных безделушек уменьшает поле зрения водителя и влияет на безопасность движения автомобиля. Использование панорамных зеркал заднего вида увеличивает обзорность до 350 градусов.

Способы руления

В практической работе водители используют три способа руления: выравнивающее, силовое и ускоренное.
Выравнивающее руление применяется для удержания движения автомобиля в прямолинейном направлении и при необходимости принять влево или вправо для смены полосы движения или съезда на обочину дороги. При этом поворот рулевого колеса в ту или иную сторону не превышает 70 градусов и осуществляется без перехвата рук.
Силовой и ускоренный способы руления применяют при выполнении поворотов и разворотов автомобиля для движения в обратном направлении. Наиболее простым является силовой способ. Его применения ограничено невысокой скоростью вращения рулевого колеса. В условиях сложной дорожной обстановки, когда требуется быстрое изменение траектории движения автомобиля, применяют ускоренный способ руления как одной рукой так и двумя руками , позволяющий осуществлять поворот рулевого колеса в несколько раз быстрее по сравнению с силовым.

Использование стояночного тормоза

При использовании стояночного тормоза необходимо пояснить, что при затягивании его рычага не следует прилагать большие усилия и нажимать на кнопку фиксатора, а при растормаживании немного потянуть вверх и на себя, нажать большим пальцем на кнопку фиксатора и опустить вниз до упора. Нормальное положение стояночного тормоза (если трос не растяную) можно определить по количеству «щелчков» обычно это 3-4 . Не следует применять стояночный тормоз для остановки движущегося автомобиля, за исключением чрезвычайных ситуаций в момент заноса или при приминении специальных упражнений для стабилизации автомобиля на скользкой дороге. Обязательно использовать его при парковке, особенно при наклонной поверхности дороги.

Пуск и остановка двигателя

Перед пуском двигателя проверяется заторможенность автомобиля стояночным тормозом, нахождение рычага в верхнем положении. Передача МКПП должна быть в нейтральном положении и выключение раздаточной коробки (при её наличии). После этого на автомобилях с ручным приводом воздушной заслонки для улучшения пуска двигателя необходимо вытянуть её на себя, а по мере прогрева двигателя возвратить в исходное положение.

Необходимо пояснить, что для облегчения вращения коленчатого вала в момент пуска двигателя сразу после включения зажигания следует выключить сцепление и только после этого включить стартер. Как только двигатель заработает, стартер нужно немедленно выключить. В противном случае он может выйти из строя из-за недопустимой для него скорости вращения. Затем плавно отпускается педаль сцепления. После пуска двигатель должен поработать 1-2 минуты на малых оборотах, что будет способствовать разогреву масла и поступлению его ко всем трущимся деталям. Невыполнение этого правила приводит к ускоренному износу деталей двигателя.

Пуск горячего карбюраторного двигателя производится при открытой воздушной заслонке и незначительном нажатии на педаль подачи топлива. При полном нажатии на неё может произойти переобогащение горючей смеси, что затруднит пуск двигателя. При невозможности осуществить пуск двигателя с нескольких попыток стоит некоторое время переждать и дать возможность хотя бы частично выветрится переобогащённой горючей смеси из цилиндров. Необходимо полностью открыть воздушную заслонку и плавно, чтобы не в полном объёме сработал ускорительный насос, утопить педаль подачи топлива. Спустя некоторое время снова осуществить пуск двигателя.

Остановка двигателя осуществляется путём выключения зажигания.

Приёмы торможения

Преодоление подъёмов и спусков

Сначала необходимо научиться преодолевать подъёмы небольшой протяжённостью с разгона автомобиля на одной из высших передач. Затем перейти к преодолению подъёмов большей протяжённостью на низших передачах без разгона автомобиля и с таким расчётом, чтобы его двигатель имел запас мощности. Особое внимание надо обращать на быстрое переключение передач, пока автомобиль движется с достаточной скоростью.

При преодолении подъёмов необходимо соблюдать безопасную дистанцию до впереди движущегося транспортного средства, а во время преодоления крутых подъёмов не начинать движения, пока впереди идущий автомобиль не освободит подъём.

При движении на спусках следует отрабатывать комбинированное торможение автомобиля двигателем и рабочим тормозом. Не рекомендуется допускать движения машины на длинных спусках по инерции с выключенным двигателем. На крутом уклоне не допускать выключения сцепления, а также резкого торможения при скользком дорожном покрытии. Перед троганием на крутом спуске следует заранее включить низшую передачу.

При возобновлении движения на подъёме и спуске внимание должно быть обращено на принятие мер предосторожности по отношению к движущимся в попутном направлении транспортным средствам, своевременному включению указателя поворота и на согласованные действия педалями сцепления, подачи топлива и рычагом стояночного тормаза, не допуская скатывания автомобиля назад.

Автоматическая коробка переключения передач.

Коробка распологает собственным блоком управления, который связан с электроникой движения. От человека требуется только выбрать нужный режим движения. При работающем двигателе, нажав соответствующую кнопку, можно выбрать режим «езда по снегу» ,«спортивный» или «экономичный» . При каждом новом запуске двигателя автоматически устанавливается обычный режим.

Современные коробки- автоматы имеют и ручной режим переключения передач, но переключать передачи в нем можно только последовательно.

Например: разгоняться на второй передаче и переключится сразу на четвёртую не получится.

Нынешнее поколение АКПП является адаптированными, т.е. они способны к обучению и «стараются соответствовать» вашей манере езды. При энергичной работе с педалью газа двигатель будет обеспечивать машине лихой разгон, выкручивая на каждой передаче максимальные обороты, и, напротив, на плавные, осторожные действия с педалью двигатель в ответ выберет более экономичную и менее резкую стратегию переключения скоростей.

Резкое нажатие газа до упора «в пол» (кик-даун) опознается машиной как команда к предельному, неэкономичному ускорению.

Езда на нейтральной передаче «N» (накатом) в машине с АКПП весьма рискованна.Как уже говорилось выше, переводить селектор из положения «N» в положение «D» можно, лишь сбросив обороты двигателя, но некоторые автогонщики считают кратковременное включение «нейтрали» скользкой дороге действенным средством в борьбе с заносом.Это требует четких и аккуратных действий, тогда занос прекращается, а АКПП не выйдет из строя.На взгляд автора, такой способ вождения лучше оставить гонщикам.

При кратковременных остановках,например, у светофора, селектор можно не трогать, удерживая машину педалью тормоза.Если остановка затиягивается, переведите селектор в положение «N» (не забудьте при этом нажать на тормоз!) или в «P».

Все статьи

В этой статье поговорим о том, как научиться управлять автомобилем с нуля: что для этого нужно делать, чего делать не следует и какими навыками нужно обладать.

Как быстро научиться водить машину

Главное в процессе обучения - не бояться автомобиля, вникнуть в основные принципы вождения, почувствовать габариты и мощность движущей силы.

Начинать всегда стоит с малого - не торопитесь брать высокую планку. Попробуйте выполнить указанные ниже упражнения при выключенном двигателе. Это поможет совершать действия при вождении, не глядя себе под ноги и не отвлекаясь от процесса управления автомобилем:

  • Попереключайте скорости. Поймите, в каком положении фиксируется та или иная передача.
  • Отработайте процесс включения поворота. Правый поворот включается движением вверх, левый — движением вниз. Запомнить будет проще, если понять движение рулевого колеса. При его вращении палец левой руки как бы сам задает правильное направление.
  • Прокрутите рулевое колесо, перехватывая руль обеими руками. Ощутите границы крайне левого и крайне правого положения руля.

Потренируйтесь на этих упражнениях пару дней, и вы будете подготовлены к езде за рулем. Даже если будете волноваться, ваши руки и ноги будут действовать на автомате. Вы почувствуете контроль над ситуацией.

Уверенность, что вы контролируете автомобиль, — самое важное в осваивании навыков вождения.

Как научиться водить машину на механике

Большинство водителей проходят обучение на автомобилях с МКПП. Это, что называется, классика жанра, поскольку:

  • МКПП — наиболее сложная. При получении навыков вождения ТС на механике водителю проще перейти на альтернативные трансмиссии.
  • Управление автомобилем с механической коробкой передач обеспечивает большую концентрацию водителя за рулем, что в дальнейшем делает его более внимательным и сосредоточенным на дорогах.
  • Механическая коробка позволяет быстрее набирать и сбрасывать скорость, что дает возможность лучше чувствовать и контролировать автомобиль.

Лучший способ научиться водить автомобиль — довериться опытному инструктору. Внимательно слушайте и старайтесь как можно точнее выполнять рекомендации специалиста.

Что важно понимать, когда садишься за руль авто на механике

Расположение педалей:

  • слева — сцепление;
  • посередине — тормоз;
  • справа — газ.

Самая основная педаль — сцепление. Используя ее, можно привести автомобиль в движение. Для этого нужно:

  • нажать на педаль сцепления;
  • снять машину с ручника (он справа);
  • включить нейтральную передачу (на стоящем ТС рычаг уже находится в нужном положении);
  • неторопливо отжать сцепление.

Автомобиль покатится. Для того, чтобы продолжить движение, необходимо:

  • до упора надавить на сцепление;
  • включить первую передачу (движение рычага — влево и от себя);
  • плавно выжимая педаль газа, медленно отжимать сцепление (главное — не испугаться появившихся звуков и не бросить сцепление, потихоньку прибавляя газ).

После пары-тройки попыток эти действия вы будете выполнять автоматически. Сначала будет получаться неидеально. Возможно, вы будете глохнуть. Не паникуйте, просто пробуйте еще.

Как переключать передачи на механике

Чтобы ехать быстрее, нужно постепенно добавлять обороты, переключая передачи.

Чтобы придать автомобилю ускорение, нужно нажать на педаль сцепления и плавно отпустить газ. В этот же момент включить следующую передачу и прибавить газ.

Когда пора переключить скорость:

  • 1 передача — до 20 км/час;
  • 2 передача — 20-40 км/час;
  • 3 передача — 40-60 км/час;
  • 4 передача — 60-90 км/час;
  • 5 передача — 90 км/час и более.

Никита Орлов, автоэксперт:

«Обучаться вождению лучше на старом и, как это ни странно, неисправном автомобиле. Когда я обучался вождению, в автошколах были исключительно автомобили марки «Жигули» разной степени исправности, без гидроусилителя, кондиционера и прочих радостей современной техники.

Научившись ездить на плохом автомобиле, вы с уверенностью будете себя чувствовать за рулем практически любого авто. Научитесь ездить на механике и, пересаживаясь на машину с АКПП, вы почувствуете и уверенность в собственных силах, и дополнительный комфорт.

Если вы уже знаете, какую марку и модель автомобиля приобретете после получения водительского удостоверения, имеет смысл поискать инструктора именно на таком авто. Тогда, пересев за руль собственного автомобиля, вы практически не почувствуете разницы. В любом случае только упорство и ежедневная практика сделают из вас настоящего водителя».

Как научиться водить машину на автомате

С коробкой-автомат вождение становится «на автомате». Преимуществ множество:

  • Можно не бояться «откатов», когда автомобиль на горке катится назад.
  • Можно не пользоваться ручником на подъемах и при остановке: система сама блокирует колеса.
  • У вас под ногами только две педали. По сути, вы управляете одной ногой. Можете забыть про процесс выжимания сцепления, обучение которому вызывает у большинства проблемы и страхи.
  • Не приходится слушать двигатель, чтобы вовремя переключить скорость.
  • В зимнее время не нужно готовиться к маневру заблаговременно, как это делается на механике.

Все, что требуется от водителя, управляющего машиной с автоматической коробкой передач, — знание правил ПДД.

На автомате переключатель скоростей выглядит несколько по-другому, нежели на механической коробке. Есть три программы:

  • P — парковка. Тот же ручник. Нажав педаль тормоза, вы остановились до конца и понимаете, что ближайшие пару минут не тронетесь с места. Вы можете привести рычаг переключения в режим паркинга и отпустить педаль тормоза, тем самым обездвижив автомобиль.
  • R — задняя скорость. Тут все просто и понятно. Выжали педаль тормоза до упора, привели рычаг в положение R, отпустили педаль тормоза, и автомобиль покатится назад.
  • N — нейтральная скорость. Данная передача используется довольно редко. Она нужна в случае проезда в труднопроходимых участках, когда необходимо выехать из глубокой ямы.

Научиться водить автомобиль с автоматической коробкой передач в разы проще, чем с механической. Но если будете учиться вождению на машине с автоматической коробкой передач, ездить на механике не сможете.

Это связано с тем, что автомобиль слишком много делает за вас. Особенно это заметно у автомобилей новых поколений с различными системами круиз-контроля, когда на педаль газа нажимать не нужно.

Садитесь в автомобиль, выжимаете педаль тормоза, отпускаете ее — двигатель заведен. И вот автомобиль уже плавно начинает движение без лишних вибраций и пробуксовок. Сели и поехали.

Коробка-автомат призвана облегчить жизнь автомобилисту. Например, она очень удобна в городском движении, когда приходится много перестраиваться из ряда в ряд, еще и переключая скорости. Или, напротив, стоять в пробке, периодически подкатываясь на 3-4 метра.

Но если вы хотите стать универсальным водителем, стоит начинать обучение все же с механической коробки. И вот когда на ней вы будете ездить как «на автомате», тогда уже можно пересесть на автомат.

Как научиться чувствовать габариты автомобиля

Новичкам, в отличие от водителей со стажем, всегда сложно ориентироваться в пространстве и чувствовать, где заканчивается автомобиль. Для этого и нужны занятия на автодроме.

Чем больше опыта, тем лучше вы будете чувствовать габариты. Но для начала дадим советы для того, чтобы процесс пошел быстрее:

  • На дороге нельзя смотреть под колеса своего автомобиля. Не пытайтесь разглядеть асфальт перед ними. Взгляд направлен только вперед.
  • При движении назад важно понять, как двигаются колеса и где заканчивается бампер. Для этого ориентируются обычно на заднюю щетку, если она есть.
  • Перед тем, как перестроиться в другой ряд в потоке автомобилей, покажите поворот и смотрите в зеркало. Когда соседний автомобиль будет полностью позади вас, смело перестраивайтесь.

Не бойтесь практиковаться. Ставьте сложные задачи и выполняйте их. Они получатся не сразу. Но когда вы выполните упражнение несколько раз подряд, вы сами почувствуете, что в этом нет ничего трудного и управлять автомобилем сможет каждый.

А если вы соберетесь покупать свой первый автомобиль, воспользуйтесь рекомендациями, которые мы для вас подготовили. На сайте представлен целый раздел статей , в которых мы подробно рассказываем, как приобретать б/у машину и чего стоит опасаться при выборе. Обзоры на подержанные модели разных годов выпуска читайте в нашем блоге . Также мы ведем Youtube-канал , где вы найдете много полезных и интересных выпусков.

Теория вождения авто с МКПП позволит вам, когда вы впервые сядете за руль, управлять машиной не вслепую, а достаточно осознанно. Конечно же, для того, чтобы появилась некоторая уверенность в себе в новой для вас роли водителя, требуется достаточно много практиковаться.
Многих автовладельцев совершенно не прельщает перспектива самостоятельно заниматься ремонтом машины, поэтому «матчасть» будет представлена лишь схематично, как необходимый и достаточный минимум знаний для новичка.

Схема передачи вращения на колеса заднеприводного автомобиля


Для того, чтобы понять основы вождения автомобиля с механической коробкой передач, достаточно, пусть и поверхностно, знать схему передачи момента вращения от двигателя к ведущим колёсам.
Итак, двигатель запущен, авто стоит на стояночном тормозе, рычаг коробки передач находится в нейтральном положении. Это означает, что вал двигателя и муфта сцепления вращаются. Вращение передаётся и на первичный вал КПП, но, поскольку ни одна из передач не включена, крутящий момент на ведущие колёса не передаётся и авто не двигается.
Муфта сцепления состоит из двух дисков – ведущего и ведомого, плотно прижатых друг к другу. В тот момент, когда водитель выжимает педаль сцепления (крайнюю левую из трёх), диски разъединяются, и первичный вал коробки передач останавливается.
Для того, чтобы автомобиль начал двигаться, необходимо включить передачу и отпустить педаль сцепления. Тогда вся цепочка, изображённая на схеме, объединится в одно целое и крутящий момент двигателя передастся на ведущие колёса.
На полноприводных авто эта схема несколько усложнена, что принципиального значения в плане обучения вождению автомобиля с механической коробкой передач не имеет.

Техника вождения автомобиля с механической коробкой передач

Перед тем, как впервые начать вождение автомобиля с МКПП, следует изучить органы управления им, основными из которых являются:

  • рулевое колесо;
  • педаль управления муфтой сцепления;
  • педаль тормоза;
  • педаль акселератора («газа»);
  • рычаг выбора передач;
  • рычаг ручного тормоза.

Первые уроки вождения автомобиля с механической коробкой передач


Итак, вы впервые сели на водительское сидение. В первую очередь необходимо осмотреться, изучая расположение органов управления, порядок переключения передач, схема которого может быть различной - она обычно наносится на верхнюю часть рукояти рычага переключения передач, где буква «R» означает заднюю передачу.
Далее выполняем последовательно следующие действия:

  1. Необходимо отрегулировать сидение так, чтобы посадка была удобной и позволяла свободно удерживать руки на руле слегка согнутыми, а ноги на педалях; отрегулируйте также зеркала заднего вида.
  2. Убедитесь, что машина удерживается ручным тормозом, а рычаг КПП находится на «нейтралке» (он должен быть не зафиксирован).
  3. Запустите двигатель.
  4. Нажмите до упора на педаль сцепления и включите первую передачу.
  5. Снимите машину со стояночного тормоза, опустив вниз его рычаг.
  6. Перенесите правую ногу на педаль газа.
  7. Плавно отпускайте педаль сцепления. Чтобы двигатель не заглох, слегка нажимайте на «газ».
  8. По мере разгона авто переключайте передачи, выжимая сцепление и снимая ногу с «газа».

Передачи переключайте, когда обороты двигателя достигнут 3000 – 4000 оборотов в минуту. Впрочем, различные модели машин имеют отличные друг от друга характеристики двигателя и КПП, поэтому достигнуть определённого совершенства в управлении можно, лишь упорно практикуясь.

Начало движения на подъёме и остановка авто


Обучению началу движения в этом случае, начинают на специальной эстакаде. Авто устанавливается на ручной тормоз. При трогании с места необходимо, при включенной первой передаче, плавно опускать рычаг ручного тормоза, параллельно с этим увеличивая обороты двигателя педалью «газа» и отпуская педаль сцепления.
Поначалу возникнут проблемы с координацией действий, которая появится в результате тренировок. В дальнейшем, по мере приобретения навыков езды, вам даже не придётся ставить машину на «ручник». Вы научитесь трогаться с места в горку, даже если во время остановки авто будет удерживаться нажатием педали тормоза, без использования рычага ручного тормоза.
Остановку авто следует осуществлять, сбавляя обороты двигателя и последовательно переходя на низшие передачи, применяя приём торможения двигателем. Не стоит привыкать гасить скорость на «нейтралке» - эта привычка может здорово подвести вас на скользкой дороге.
При обучении движению задним ходом учитесь ориентироваться по боковым зеркалам заднего вида – этот навык поможет впоследствии филигранно парковаться в условиях тесноты. Для управления скоростью в таком случае пользуйтесь педалью сцепления, не снимая с неё ногу – это позволит вовремя скорректировать направление и избежать столкновения с каким-нибудь препятствием.
Применяя эти несложные правила вождения автомобиля с механической коробкой передач на практике, вы постепенно обучитесь грамотной и безаварийной езде.

Виртуальный автоинструктор вождения авто с МКПП

В помощь начинающим водителям разработаны различные симуляторы, позволяющие «примерить» на себя роль водителя. Но, несмотря на достаточно совершенные разработки в этом направлении, научиться ездить с их помощью невозможно – никакая программа не способна предусмотреть все неожиданности, возникающие в реальной жизни. Впрочем, отработать реакцию и скорость зрительного восприятия они помогут.
Как вариант, можно приобрести лицензионную программу «City Car Driving». Это игра, имитирующая вождение автомобиля с механической коробкой передач. Она имеет несколько уровней сложности, позволяет создать видимость движения в различных погодных условиях, при изменениях освещённости и т.п.
Но реальный опыт никакой симулятор заменить не в состоянии, поэтому – практика и только практика!

Вам также будет интересно:

Красный лук: уникально полезный и изысканный
О пользе , в частности, о его способности улучшать пищеварение, укреплять иммунитет,...
Оверсайз – комфортный тренд-абсолют!
Свобода стиля и свобода кроя, комфорт и непринужденность - преимущества одежды oversize...
Что такое оверсайз, и как его носить?
Сегодня мы расскажем вам про оверсайз. Что это такое, детально рассмотрим также. Также...
Чувствительность тестов на беременности: когда покажет результат и на какой день задержки следует делать
Статья Беременность - это приятный период. В этот промежуток времени женщина носит под...
Причины и виды выделений из груди желтого цвета при надавливании
Причины выделений из молочных желез могут быть природными и патологическими, то есть...