Все о покупке и продаже автомобилей

Расшифровка аббревиатуры «ГСМ. ГСМ — определение и что относится к горюче-смазочным материалам Что относится к гсм в бухгалтерии перечень

ВВЕДЕНИЕ

1 Понятие ГСМ

2. Документальное оформление операций с ГСМ

3. Государственная регистрация лиц, осуществляющих деятельность с ГСМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


ВВЕДЕНИЕ

Еще несколько лет тому назад торговля горюче-смазочными материалами (ГСМ) была распространена в сфере довольно узкого круга предприятий и организаций. Однако в настоящее время в силу своей практически 100-процентной ликвидности и высокой рентабельности данный вид предпринимательской деятельности превратился в один из самых популярных. Множество предприятий и организаций, никогда ранее не занимавшихся торговлей ГСМ, оказались вовлеченными в этот процесс. Поэтому у многих организаций возникают вопросы, связанные с особенностями правового регулирования и налогообложения деятельности по производству и реализации ГСМ.


1 Понятие ГСМ

Как следует из действующих в сфере нефтепродуктообеспечения нормативно-правовых актов, в том числе:

Приказа Минтопэнерго России от 25 сентября 1995 г. N 194 "О введении в действие руководящего документа "Правила сдачи нефтепродуктов на нефтебазы, АЗС и склады ГСМ по отводам магистральных нефтепродуктоводов";

Инструкции о порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и автозаправочных станциях системы Госкомнефтепродукта СССР, утвержденной Госкомнефтепродуктом СССР 15 августа 1985 г. N 06/21-8-446, к горюче-смазочным материалам, как правило, относят различные продукты переработки нефти.

Так, к ГСМ относят бензины различных марок (в зависимости от октанового числа), автомобильное масло, тосолы, дизельное топливо.

Однако необходимо отметить, что не все виды топлива, используемые в настоящее время на автомобильном транспорте, могут быть отнесены к горюче-смазочным материалам. Например, природный газ, также реализуемый рядом автогазозаправочных станций (АГЗС) г. Москвы в качестве топлива для автомобилей, согласно названию и определению, данным в ст. 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", не относится к ГСМ.

Бухгалтерский учет операций по реализации и (или) приобретению природного газа в качестве топлива незначительно отличается от бухгалтерского учета нефтепродуктов. Исключение составляют отдельные вопросы, связанные с налогообложением нефтепродуктов, в том числе начислением и уплатой акцизов, о которых подробнее будет рассказано далее.

Сфера применения нефти и нефтепродуктов в настоящее время чрезвычайно широка. Нефть и нефтепродукты используются в качестве топлива (во всех сферах экономики) или смазочных материалов на предприятиях, оказывающих услуги по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств.

Если отдельно остановиться на бухгалтерском учете и налогообложении горюче-смазочных материалов как топлива для автотранспортных средств, то необходимо отметить, что, как правило, ГСМ приобретают за наличный расчет владельцы автомобилей.

Вместе с тем в некоторых случаях крупные автотранспортные предприятия могут заключать с организациями, осуществляющими реализацию нефтепродуктов, долгосрочные договоры по оптовой реализации топлива. Такие договоры фактически исполняются путем заправки транспорта данного автотранспортного предприятия на автозаправочных станциях (АЗС) продавца нефтепродуктов по специальным талонам, по предъявлении карт или иных документов, являющихся эквивалентом заранее оплаченного определенного количества топлива. Расчеты между покупателями и продавцами топлива, как правило, производятся безналичным путем.

Действующими нормативно-правовыми актами допускается осуществление денежных расчетов между юридическими лицами наличными деньгами. Но согласно п. 1 Указания ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. N 1050-У и совместному Письму МНС России и ЦБ РФ от 1 июля 2002 г. N 24-2-02/252, от 2 июля 2002 г. N 85-Т их лимит ограничен 60 тыс. по одному договору.

При этом, так же как и при наличных расчетах с населением, требуется применение контрольно-кассовой техники. Данное требование установлено п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

Для продажи топлива через АЗС, расположенные на территории каких-либо предприятий и не предусматривающие реализацию ГСМ на сторону, характерны некоторые особенности. Они будут связаны, прежде всего, с применением (неприменением) контрольно-кассовой техники.

В таких ситуациях оплата топлива часто происходит по безналичному расчету или иным аналогичным способом, позволяющим организации-продавцу вести аналитический учет отпуска топлива различным подразделениям (или иным производственным единицам) покупателя.

2. Документальное оформление операций с ГСМ

Как следует из Положения о Министерстве промышленности и энергетики РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 284, данное Министерство осуществляет нормативно-правовое регулирование всех вопросов, связанных с топливно-энергетическим комплексом.

Горюче-смазочные материалы зачастую поставляются по трубопроводам, поэтому главные особенности их учета связаны в первую очередь с их транспортировкой и нахождением в резервуарах и (или) непосредственно в системе трубопроводов (остатки).

Требования к организации и порядку приема-сдачи нефтепродуктов на нефтебазы, АЗС и склады ГСМ установлены Правилами, утвержденными Приказом Минтопэнерго России от 25 сентября 1995 г. N 194 (далее - Правила), а также Руководящим документом РД 153-39.2-080-01 "Правила технической эксплуатации автозаправочных станций", утвержденным Приказом Минэнерго России от 1 августа 2001 г. N 229 (с изм. от 17 июня 2003 г.).

Одновременно вопросы учета нефти и нефтепродуктов регулируются положениями Инструкции о порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и автозаправочных станциях системы Госкомнефтепродукта СССР, утвержденной Госкомнефтепродуктом СССР 15 августа 1985 г. N 06/21-8-446 (далее - Инструкция), в части, не противоречащей вышеуказанным документам. Именно в Инструкции подробно раскрыты вопросы количественного учета нефтепродуктов, осуществляемого в текущем режиме.

Количественный учет нефтепродуктов на АЗС, согласно п. 1.1 Инструкции, ведется в литрах, количественно изменяющихся в зависимости от плотности того или иного нефтепродукта одновременно с изменением температуры окружающей среды.

При организации учета нефтепродуктов на АЗС определяется следующее:

Порядок (система) организации учета нефтепродуктов, элементы которых приведены ниже, включая документооборот и периодичность проведения инвентаризации;

Материально-ответственные лица из числа персонала АЗС;

Лица, осуществляющие контроль организации, порядка и правильности осуществления учета на предприятии и выступающие в качестве представителей от организации при проверке учета с транспортной (снабжающей) организацией (порядок контроля количественного учета на АЗС и складах ГСМ подробнее будет раскрыто ниже);

Состав инвентаризационной комиссии;

Единицы оперативного учета нефтепродуктов по объему (в литрах) и по массе (в килограммах).

Учет нефтепродуктов на АЗС осуществляется по совокупности:

Наличия в резервуарах (учитывается количество нефтепродуктов по каждому резервуару и суммарно по нефтепродуктам каждой марки);

Наличия в технологических трубопроводах;

Результатов отпуска через топливо-, маслораздаточные колонки.

Масса нефтепродукта определяется следующим образом:

При объемно-массовом методе измерения - по его объему и плотности при одинаковых условиях или условиях, приведенных к одинаковым (температура и давление);

При массовом методе - измеряется в таре и транспортных средствах путем взвешивания на весах;

При объемном методе - измеряется только объем нефтепродукта. Данный метод является частью объемно-массового и применяется на АЗС для учета нефтепродуктов;

При гидростатическом методе - как произведение разности давлений столба продукта (в начале и конце товарной операции) и средней площади сечения части резервуара, из которой отпущен продукт, деленных на ускорение силы тяжести.

Поступление нефтепродуктов на АЗС и склады ГСМ может осуществляться следующими способами:

Путем слива нефтепродуктов в резервуары АЗС:

из железнодорожных цистерн;

при поставках в автоцистернах;

по трубопроводам.

В товарно-транспортных накладных, оформляемых в случае доставки в цистернах, производителями-поставщиками проставляются показатели отгрузки:

Точное наименование нефтепродукта по маркам;

Температура, плотность и объем нефтепродукта в момент отгрузки;

Масса нефтепродукта.

При применении объемно-массового метода в момент приемки нефтепродуктов измеряют объем и плотность продукта при одинаковых или приведенных к одинаковым условиях (температура и давление).

Объем нефтепродукта определяется из градировочных таблиц по измеренному уровню в резервуарах, железнодорожных цистернах, танках судна или по полной вместимости указанных емкостей. Объем можно также измерять счетчиком жидкости.

Плотность нефтепродуктов в резервуарах и транспортных средствах определяется в соответствии с ГОСТ 3900-85 "Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности" по пробам, отобранным в соответствии с ГОСТ 2517-85.

Количество нефтепродуктов в единицах массы при приеме определяется по формуле:

Мпост. = Pпост. х Vпост.,

где Мпост. - масса нефтепродуктов;

Vпост. - объем нефтепродуктов при температуре измерения уровня (куб. м);

Pпост. - плотность нефтепродукта при температуре измерения уровня в момент приема нефтепродуктов (кг/куб. м).

Учет ГСМ по путевым листам – 2019-2020 (далее - ПЛ) должен быть правильно организован в любой организации. Он позволит навести порядок и контролировать расход материальных ресурсов. Наиболее актуально использование ПЛ для учета бензина и дизельного топлива. Рассмотрим алгоритм бухгалтерского и налогового учета ГСМ по путевым листам более детально.

Понятие ГСМ

К ГСМ относят топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки) и специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).

Что такое путевой лист

Путевой лист — первичный документ, в котором фиксируется пробег автомобиля. На основании этого документа можно определить расход бензина.

Организации, для которых использование транспортных средств является основным видом деятельности, должны применять форму ПЛ с реквизитами, которые указаны в разделе II приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152.

Сомневаетесь в правильности оприходования или списания материальных ценностей? На нашем форуме можно получить ответ на любой вопрос, вызывающий у вас сомнения. Например, в можно уточнить какая базовая норма расхода ГСМ, рекомендуемая Минтрансом.

О том, как корректировался путевой лист, мы писали у нас на сайте:

  • «Расширен перечень обязательных реквизитов путевого листа» ;
  • «С 15.12.2017 дня путевой лист оформляем по новой форме» ;
  • Путевые листы: с 1 марта 2019 порядок выписки меняется .

Для организаций, которые используют автомобиль для производственных или управленческих нужд, возможна разработка ПЛ с учетом требований закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

С примером приказа об утверждении ПЛ можно ознакомиться .

На практике организации часто используют ПЛ, которые были утверждены еще постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. В этом постановлении есть формы ПЛ в зависимости от вида автомобиля (например, форма 3 — для легкового автомобиля, форма 4-П — для грузового).

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов представлены .

О заполнении путевых листов с учетом последних нововведений вы можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс.

Задать вопрос и получить оперативный ответ по заполнению путевого листа вы можете в наших обсуждениях в группе «ВК» .

Путевые листы должны регистрироваться в журнале регистрации путевых листов. Учет путевых листов и ГСМ взаимосвязан. В организациях, которые по роду деятельности не являются автотранспортными, ПЛ могут составляться с такой регулярностью, которая позволяет подтвердить обоснованность расхода. Так, организация может оформлять ПЛ 1 раз в несколько дней или даже месяц. Главное — подтвердить расходы. Такие выводы содержатся, например, в письме Минфина России от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327, постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 № А38-4082/2008-17-282-17-282.

Учет расхода ГСМ в путевом листе

Если мы проанализируем формы ПЛ, содержащиеся в постановлении № 78, то увидим, что в них есть специальные графы, предназначенные для отражения оборота ГСМ. Здесь указывается, сколько горючего в баке, сколько выдано и сколько осталось. Путем несложных вычислений выясняется количество использованного горючего.

Если же обратиться к приказу Минтранса № 152, то среди обязательных реквизитов ПЛ в нем не встретится требование отражать движение горючего. При этом в документе должны быть приведены показания спидометра на начало и конец пути, что позволит определить количество пройденных транспортным средством километров.

Когда ПЛ разработан организацией самостоятельно и в нем нет информации об использовании ГСМ, а содержатся только данные о количестве километров, нормативный объем использованных ГСМ можно рассчитать, используя распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В нем есть нормы расхода топлива для разных марок транспортных средств и формулы для расчета расхода.

Таким образом, на основании ПЛ производится расчет либо фактического, либо нормативного списания ГСМ. Рассчитанные таким образом данные используются для отражения в бухгалтерском учете.

Однако применение ПЛ для учета расхода ГСМ в некоторых случаях невозможно. Например, когда бензином заправляются бензопилы, мотоблоки и др. аналогичная спецтехника. В этих случаях применяется акт на списание ГСМ.

Образец акта на списание ГСМ можно посмотреть на нашем сайте.

Бухгалтерский учет ГСМ

Как и все материально-производственные запасы, учет ГСМ в бухгалтерии ведется по фактической стоимости. Расходы, которые входят в фактическую стоимость, указаны в разделе II ПБУ 5/01.

Принятие к учету ГСМ может осуществляться на основании приложенных к авансовому отчету чеков АЗС (если ГСМ приобретал водитель за наличный расчет) или на основании корешков талонов (если бензин приобретался по талонам). Если же водитель приобретает бензин по топливной карте, то учет ГСМ по топливным картам ведется на основании отчета компании — эмитента карты. Списание ГСМ может производиться следующими методами (раздел III):

  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости 1-х по времени приобретения запасов (ФИФО).

В ПБУ 5/01 есть еще один способ списания — по себестоимости каждой единицы. Но на практике для списания ГСМ он неприменим.

Самый распространенный способ списания ГСМ — по средней себестоимости, когда стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении.

Списание ГСМ по путевым листам (бухгалтерский учет)

Для учета ГСМ на предприятии используется счет 10, отдельный субсчет (в плане счетов — 10-3). По дебету этого счета осуществляется приход ГСМ, по кредиту — списание.

Как происходит списание ГСМ? По описанным выше алгоритмам производится расчет использованного количества ГСМ (фактический или нормативный). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученная сумма списывается проводкой: Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 10-3.

Списание бензина по путевым листам (налоговый учет)

Если со списанием ГСМ в бухгалтерском учете все достаточно просто, то признание этих расходов в налоговом учете вызывает вопросы.

1-й вопрос: в составе каких расходов учитывать ГСМ? Здесь возможны 2 варианта: материальные или прочие расходы. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ ГСМ включаются в состав материальных расходов, если они используются для технологических нужд. В прочие расходы ГСМ попадают, если они используются для содержания служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

ВАЖНО! Если основная деятельность организации связана с перевозкой грузов или людей, то ГСМ — материальные затраты. Если транспортные средства используются в качестве служебных, то ГСМ — прочие расходы.

Второй вопрос: нормировать или нет расходы на списание ГСМ в рамках налогового учета? Ответ на него можно найти, связав реквизиты путевого листа и законодательные нормы:

  1. В ПЛ рассчитывается фактическое использование ГСМ. НК РФ не содержит прямых указаний на то, что расходы на ГСМ должны приниматься в налоговом учете только по фактическим нормам.
  2. ПЛ содержит информацию только о фактическом пробеге. Однако ГСМ могут рассчитываться по распоряжению № АМ-23-р, в п. 3 которого есть указание, что установленные им нормы предназначены в том числе и для расчетов по налогообложению. Минфин России в своих письмах (например, от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097) подтверждает, что распоряжение № АМ-23-р можно использовать для установления обоснованности затрат и определять расходы на ГСМ в налоговом учете по нормам, умноженным на пробег.

ВАЖНО! В налоговом учете ГСМ можно принимать как по фактическому использованию, так и по рассчитанному исходя из норм количеству.

На практике возможна ситуация, когда организация использует транспорт, нормы расхода топлива для которого в распоряжении № АМ-23-р не утверждены. Но в п. 6 этого документа есть разъяснения, что организация или ИП могут индивидуально (с помощью научных организаций) разработать и утвердить необходимые нормы.

Позиция Минфина России (см., например, письмо от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61) такова, что до разработки норм списания ГСМ в научной организации юридическое лицо или ИП могут руководствоваться технической документацией.

В самом НК РФ разъяснений, как действовать в подобной ситуации, нет. В тех случаях, когда организация самостоятельно установила нормы списания ГСМ и, превысив их, учла в налоговом учете сумму сверхнормативного использования топлива, налоговая инспекция может не признать это расходом. Соответственно, возможно доначисление налога на прибыль. При этом суд вполне может поддержать позицию инспекции (см., например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 по делу № А53-24671/2014).

О величине штрафов за отсутствие путевого листа читайте в этой статье .

Пример списания ГСМ по путевым листам

Один из самых распространенных видов ГСМ — бензин. Рассмотрим пример закупки и списания бензина.

ООО «Первый» (находится в Московской области) в сентябре закупило бензин в количестве 100 л по цене 38 руб. без НДС.

При этом на начало месяца у ООО был запас бензина этой же марки в количестве 50 л по средней себестоимости 44 руб.

Бензин в количестве 30 л был использован для заправки автомобиля марки ВАЗ-11183 «Калина». Организация использует автомобиль для служебных перевозок управленческого персонала.

В организации применяется оценка материалов по средней себестоимости.

Учет ГСМ при поступлении

Сумма, руб.

Операция (документ)

Оприходован бензин (ТОРГ-12)

Отражен НДС (счет-фактура)

Рассчитываем среднюю себестоимость списания за сентябрь: (50 л × 44 руб. + 100 л × 38 руб.) / (50 л + 100 л) = 40 руб.

Вариант 1. Учет ГСМ при списании по факту

В ПЛ сделаны отметки: горючее в баке на начало рейса — 10 л, выдано — 30 л, осталось после рейса — 20 л.

Рассчитываем фактическое использование: 10 + 30 - 20 = 20 л.

Сумма к списанию: 20 л × 40 руб. = 800 руб.

Вариант 2. Учет ГСМ при списании по нормам

В ПЛ сделаны отметки о пробеге: на начало рейса — 2 500 км, в конце — 2 550 км. Значит, было пройдено 50 км.

В п. 7 раздела II распоряжения № АМ-23-р есть формула для расчета расхода бензина:

Q н = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),

где: Q н — нормативный расход топлива, л;

Hs — базовая норма расхода топлива (л/100 км);

S — пробег автомобиля, км;

D — поправочный коэффициент (его значения приведены в приложении 2 к распоряжению № АМ-23-р).

По таблице в подп. 7.1 по марке автомобиля находим Hs. Он равен 8 л.

По приложению 2 коэффициент D = 10% (для Московской области).

Считаем расход бензина: 0,01 × 8 × 50 × (1 + 0,01 × 10) = 4,4 л

Сумма к списанию: 4,4 л × 40 руб. = 176 руб.

Так как автомобиль используется в качестве служебного, расходы на учет ГСМ в налоговом учете ГСМ будут признаны прочими расходами. Величина расходов будет равна суммам, зафиксированным в бухгалтерском учете.

Итоги

ГСМ — существенная статья расходов во многих организациях. Это значит, что бухгалтерам нужно уметь вести учет ГСМ и обосновывать эти расходы. Использование путевых листов — один из способов определения количества использованных ГСМ.

С помощью ПЛ можно не только подтвердить производственную необходимость расходов, но и зафиксировать расстояние, которое было пройдено автомобилем или другим автотранспортным средством, а также определить показатели для расчета объема использованных ГСМ.

После определения фактического или нормативного объема использования сумму к списанию можно рассчитать путем умножения стоимости единицы на объем.

Учет ГСМ, списанного в результате работы спецтехники, не имеющей одометра, может производиться на основании акта списания ГСМ.

Особое же внимание нужно уделять признанию расходов на ГСМ в рамках налогового учета.

Эта аббревиатура встречается повсеместно: в технических документах, периодике, СМИ и даже в художественной литературе. Она в общем виде обозначает любые «горюче-смазочные материалы», используемые для обслуживания всех видов машин и механизмов, в том числе и автотранспортных средств. Приобрести ГСМ можно в зависимости от их конкретного предназначения, на АЗС, в специализированных магазинах или/и компаниях. Например, можно купить разные смазочно-охлаждающие жидкости в компании Техно-М .

Что это такое

В категорию ГСМ входит солидный набор различных продуктов нефтепереработки, применяемых в качестве топлива или смазки в самых разных машинах и механизмах. Сюда относится горючее (бензин, дизтопливо, керосин и т.д.), машинные масла и разные специальные жидкости. Примерно 75% от всей существующей номенклатуры ГСМ приходится либо на топливо, либо на разные виды машинных масел.

Кроме продуктов нефтепереработки (от бензина до мазута) в перечень горючих ГСМ входит также газ, природный или сжиженный. Смазочные материалы делятся на три основные группы: моторных и трансмиссионных масел, а также пластиной смазки. Кроме того, к ГСМ относятся тормозные и/или охлаждающие жидкости, которые обычно выделяются в отдельно. Кстати, не все смазочные (да и горючие тоже) вещества, входящие в перечень ГСМ получают из нефти. Существуют (и пользуются все большей популярностью) смазки на кремниевой основе, а топливо нередко получают из сырья биологического происхождения.

Горючее

Самые первые двигатели внутреннего сгорания (далее ДВС) работали на разном, иногда, весьма экзотическом горючем вроде смеси эфира с касторовым маслом. Но позже, двигатели стали делать под горючее, получаемое из нефти путем разделения её на фракции. Современное горючее (все марки бензина), дизтоплива и авиационного керосина представляют собой продукты достаточно сложных технологий, включающих сложную переработку нефти, очистку, добавление различных присадок и т.д.

Большинство двигателей легковых автомобилей сейчас работает на бензине, который применяется и в других бытовых целях. Его производители непрерывно стараются улучшить баланс между энергоотдачей при горении и устойчивости к детонации. Именно детонационная стойкость бензина отражается в его маркировке, как «октановое» число (а в обывательском понимании, просто номер, например 92-й или 95-й). Разные марки бензина получают путем внесения изменений в его состав, в частности добавления разных присадок, в разных количествах.

Смазка

Машинные масла и другие смазки очень сильно различаются между собой по составу. И хотя основное их предназначение одинаково и заключается в ослаблении трения между соприкасающимися деталями различных механизмов, существует несколько групп смазочных материалов, в каждую из которых входит большое количество смазок различных марок. При выборе смазки для какой-либо машины (механизма), прежде всего, учитываются рекомендации её изготовителя, а также, научно обоснованные спецификации и наработанный опыт. Моторное масло также подбирают, учитывая тип силовой установки, её мощность и рекомендацию производителя.

Наиболее строгие требования предъявляют к смазкам, предназначенным для работы в системах с высоким давлением, где ширина зазоров между контактирующими элементами измеряется в сотых долях миллиметра. Здесь от смазочного состава требуется высокая степень однородности и очистки, полное отсутствие примесей. Если данные требования не выполняются и в систему заливают менее дорогое и качественное масло, механизм очень быстро изнашивается (или даже ломается).

Классификация смазочных материалов и технических жидкостей. Смазочные материалы и технические (технологические) жидкости, применяемые в машиностроении (автомобилестроении) и на различных видах транспорта, по назначению подразделяются на следующие группы:

  • технологические материалы - смазочно-охлаждающие жидкости и моющие, обезжиривающие, травящие, растворяющие и другие технические жидкости и пасты, необходимые при обработке металлов резанием, сборке машин и механизмов, закалке деталей и инструмента. Они являются вспомогательными материалами в технологическом процессе;
  • эксплуатационные (конструкционные) смазочные масла, пластичные вязкие смазки и жидкости - группа материалов, применяемых в зависимости от конструкционных особенностей машин и механизмов, их температурных режимов, условий работы и нагрузки. Кроме того, технические жидкости этой группы применяются в качестве рабочих тел в гидравлических системах (прессах, литьевых машинах, тормозных устройствах, амортизаторах, теплообменных аппаратах и т. д.);
  • жидкое топливо, применяемое для авиационных, автомобильных, реактивных двигателей и дизелей, а также как растворитель в технических жидкостях и смазках.

Свойства смазочных материалов и технических (технологических) жидкостей. Основными характеристиками смазочных материалов и технологических жидкостей являются вязкость, антикоррозионные свойства, каплепадение, работоспособность, температурная стойкость и др. Кратко рассмотрим эти свойства.

Вязкость - это свойство масел и жидкостей, характеризующее сопротивление действию внешних сил, вызывающих их течение. Различают вязкость динамическую, кинетическую и условную.

Динамическая вязкость - это сила сопротивления одного слоя масла в процессе перемещения по другому слою со скоростью 1 см/с при условной площади каждого слоя 1 см2 и на расстоянии 1 см. Эта величина называется коэффициентом внутреннего трения.

Вязкость увеличивается в результате истирания легких фракций масла, накопления продуктов неполного сгорания топлива в виде сажи и окисления углеводородов масла.

Вязкость уменьшается при попадании топлива в масло, а также в результате разрушения полимерной присадки в загущенных маслах. Моторные масла, загрязненные топливом, окисляются значительно быстрее с образованием органических кислот и отложений, которые ухудшают их качество. В результате снижается вязкость масла и возможно повреждение смазываемых подшипников.

Кинематическая вязкость - это отношение динамической вязкости масла или технической жидкости к их плотности при одинаковой температуре. Эта величина называется удельным коэффициентом внутреннего трения смазывающего материала и измеряется в стоксах (1 Ст = 1см2/с). В практике принята дольная единица стокса - сантистокс (сСт).

Условная вязкость - это отношение времени истечения 200 мл масла (технической жидкости) из вискозиметра типа ВУ ко времени истечения такого же объема дистиллированной воды при температуре 20 °С.

Антикоррозионные свойства - это способность смазочных материалов не вызывать коррозии в узлах трения, зацепления и других смазываемых парах. Антикоррозионные свойства определяются следующим образом. Стальной стержень выдерживают в течение 24 ч при температуре 60 °С в смеси масла с дистиллированной водой и после этого проводят осмотр коррозии стержня и сравнение ее с эталонной шкалой коррозии. Смазочные материалы подразделяют на антикоррозионные, коррозионно-активные и коррозионные.

Каплепадение - это способность консистентной смазки в определенных условиях (температура, рабочая среда) терять смазывающую способность (разжижаться) и стекать в виде капель.

В практике потерю смазывающей способности определяют температурой, при которой происходит каплеобразование и падение первой капли смазки. Рабочая температура консистентной смазки при этом должна быть на 10 … 20 °С ниже температуры каплепадения.

Моторные свойства определяют качество моторного масла. Это температурная стойкость, моющая способность и др. Масло влияет на образование отложений (нагар, лаки на поршнях, закоксовывание поршневых колец), и моторные свойства определяют использование того или иного масла в качестве смазки для двигателей внутреннего сгорания или дизелей, работающих при различных тепловых режимах, давлении, мощности.

Плотность смазочного материала (масла) - это отношение массы этого материала при нормальных условиях к массе воды того же объема при температуре 4 °С.

Работоспособность смазочных материалов - это время увеличения коэффициента трения при заданных температурах и нагрузках в смазываемых узлах трения. На практике работоспособность определяют на пятишариковой машине.

Температурная стойкость - свойство смазывающего материала при повышении температуры обеспечивать требуемый коэффициент трения в условиях пограничного трения. По ГОСТ 23.221-84 температурную стойкость определяют четырехшариковой машиной. Полученные показатели по температуре и коэффициенту трения сравнивают с эталонными данными.

Для характеристики смазочных материалов используют, кроме того, такие параметры, как прочность, самовоспламеняемость, смазочные свойства, температура затвердевания, плавления и др. Все эти характеристики определяют пригодность масел и других смазочных материалов для использования в различных эксплуатационных условиях работы двигателей машин, станков и механизмов. От их качества зависит надежность и долговечность работы машин и механизмов.

Минеральные и синтетические смазочные материалы. Минеральные масла составляют основу всех смазывающих материалов - всех видов масел, консистентных смазок и ряда технических жидкостей. Минеральные масла широко используются в качестве смазочного материала для устранения трения, закоксовывания, удаления продуктов сгорания топлива, отвода теплоты из зоны трения. Эти масла являются компонентами густых смазок, а также консервационных, уплотняющих и технологических жидкостей.

Наряду с натуральными минеральными смазочными материалами широкое применение находят также органические синтетические жидкости и смазки. Эти новые масла и смазки внешне схожи с минеральными, но обладают более высокими эксплутационными свойствами при отрицательных и высоких температурах, больших скоростях и рабочих нагрузках и широкой гаммой других свойств, необходимых для эксплуатации современных машин и механизмов. Минеральные и синтетические смазочные материалы (масла) в зависимости от области применения подразделяются на следующие группы: моторные, трансмиссионные, индустриальные, сепараторные, трансформаторные, электроизоляционные, приборные масла, а также эксплуатационные (конструкционные) масла и жидкости.

Свойствами моторных масел являются высокая температурная стойкость, моющая способность, стабильная вязкость в широком диапазоне температур. Моторные масла подразделяются на масла для карбюраторных, авиационных и реактивных двигателей и дизелей.

В зависимости от особенностей конструкции двигателей и их типовых режимов и мощности моторные масла предназначаются для нефорсированных, малофорсированных, среднефорсированных и высокофорсированных двигателей. Отдельную группу масел выпускают для малооборотных стационарных дизелей.

Обозначение моторного масла включает в себя букву М - моторное, цифры, характеризующие класс кинематической вязкости, и прописные буквы от А до Е, обозначающие принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам.

При представлении класса кинематической вязкости в обозначении масла дробью в числителе указывают класс вязкости при температуре -18 °С, в знаменателе - при -100 °С.

В зависимости от качества все моторные масла подразделяют на шесть групп, обозначаемых буквами А, Б, В, Г, Д, Е, которые указывают количественное содержание в масле присадок различного назначения.

Масла группы А выпускаются без присадок или с незначительным их содержанием. В масла группы Б вводят до 6 % присадок и используют их только в малофорсированных карбюраторных двигателях. Масла группы В содержат до 8 %, а группы Г - до 14 % композиций присадок. Предназначены они для среднефорсированных и высокофорсированных дизелей и карбюраторных двигателей соответственно. Для теплонапряженных дизелей с наддувом, работающих в тяжелых условиях, выпускают масла группы Д с

15 … 18 % композиций присадок. Масла группы Е предназначены для малооборотных дизелей, работающих на топливе с содержанием серы до 3,5 %.

Индекс 1 присваивается маслам для карбюраторных двигателей, индекс 2 - для дизелей.

Универсальные масла для карбюраторных двигателей и дизелей одного уровня форсирования индекса в обозначении не имеют, а масла, принадлежащие к разным группам, должны иметь двойное буквенное обозначение (первая буква при использовании в дизелях, вторая - в карбюраторных двигателях).

Существуют дополнительные индексы: рк - рабочее консервационное масло; з - масло со сгущающей присадкой; ц - для циркуляционных и лубрикаторых смазочных систем; 20 и 30 - значения щелочного числа.

Например, марка М-10Г2к: М - моторное, 10 - кинематическая вязкость масла, Г2 - для высокофорсированных дизелей без наддува или с умеренным наддувом (группа Г2), к - камазовское. Для иностранных моторных масел используются два вида классификации: по вязкости - SAE (Американское общество автомобильных инженеров) и по эксплуатационным свойствам - API (Американский институт нефти).

Классификация моторных масел по вязкости SAE подразделяет масла на классы по текучести. Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах - степени вязкости. Чем больше число, входящее в обозначении класса SAE, тем выше вязкость масла.

Согласно классификации моторные масла подразделены на шесть зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и пять летних (20, 30, 40, 50 и 60) классов. В этих рядах большим числам соответствует большая вязкость. Всесезонные масла, пригодные для круглогодичного применения, обозначают сдвоенным номером, первый из которых указывает зимний, а второй - летний класс: SAE 0W-20, 0W-30, 0W-40, 0W-50, 0W-60, 5W-20,5W-30,5W-40, 5W-50, 5W-60, 10W-20, 10W-30, 10W-40, 10W-50, 10W-60, 15W-20, 15W-30, 15W-40, 15W-50, 15W-60, 20W-20, 20W- 30, 20W-40, 20W-50, 20W-60. Чем меньше цифра, стоящая перед буквой W (Winter - зима), тем меньше вязкость масла при пониженной температуре, легче холодный пуск двигателя стартером и лучше прокачиваемость масла по смазочной системе. Чем больше цифра, стоящая после буквы W, тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя при жаркой погоде.

Классификация API подразделяет моторные масла на две категории: S (Service) - масла для бензиновых двигателей и С (Commercial) - масла для дизелей.

Обозначение класса масла состоит из двух букв латинского алфавита: первая (S или C) указывает на категорию масла, вторая - на уровень эксплуатационных свойств. Чем дальше от начала алфавита вторая буква, тем выше уровень свойств (т.е. качество масла). Классы дизельных масел подразделяются дополнительно для двухтактных (CD-2, CF-2) и четырехтактных (CF-4, CG-4, CH-4) дизелей. Большинство зарубежных моторных масел универсальные - их применяют как в бензиновых двигателях, так и в дизелях. Такие масла имеют двойное обозначение: CF/CC, CD/SF и т. д. На основное назначение масла указывают первые буквы, т. е. CF/CC - «более бензиновое», CD/SF - «более дизельное». Энергосберегающие масла для бензиновых двигателей дополнительно обозначаются аббревиатурой EC (Energy Conserving).

Моторные масла характеризуют следующие свойства: плотность при 20 °С, вязкость, зольность без присадок и коксуемость, кислотность, температура вспышки и застывания, а также коррозионность свинца (присадки). Эти параметры определены не только для каждой группы масел, но и для каждой марки этих групп.

Особую группу составляет моторное масло для паровых турбин, машин и компрессоров. В этих стационарных силовых установках рабочие механизмы (в том числе и в узлах трения) подвергаются активному окислительному воздействию воздуха и высоких температур. Этим эксплуатационным условиям отвечают масла следующих марок: масло цилиндровое 11 легкое, масло цилиндровое 24 легкое, масло цилиндровое 38 тяжелое и цилиндровое 52 тяжелое, масла турбинные Т 22 , Т 30 , Т 46 , Т 57 и масла компрессорные КС-19, ХА-23, ХА-30 (последние две марки для холодных компрессоров).

Трансмиссионные масла предназначены для применения в узлах трения агрегатов трансмиссий легковых и грузовых автомобилей, автобусов, тракторов, тепловозов, дорожно-строительных и других машин, а также в различных зубчатых редукторах и червячных передачах промышленного оборудования. Трансмиссионные масла представляют собой базовые масла, легированные различными функциональными присадками: депрессорной, противозадирной, противоизносной, антиокислительной, антикоррозионной, антипенной и др. В качестве базовых компонентов используют минеральные, частично или полностью синтетические масла. Трансмиссионные масла работают в режимах высоких скоростей движения, давлений и широкого диапазона температур. Их пусковые свойства и длительная работоспособность должны обеспечиваться в интервале температур от -60 до +150 °C. Поэтому к трансмиссионным маслам предъявляются довольно жесткие требования. Трансмиссионные масла выполняют следующие функции:

  • предотвращают износ, заедание и другие повреждения поверхностей трения;
  • снижают потери энергии на трение;
  • отводят теплоту от поверхностей трения;
  • снижают ударные нагрузки на шестерни, вибрации и шум зубчатых колес;
  • защищают от коррозии.

К маслам, используемым в автоматических коробках передач, предъявляются совершенно особые требования, связанные с конструктивными особенностями таких коробок и функциями, которые они выполняют.

Вязкостно-температурные свойства трансмиссионных масел определяются классификацией масел по SAE. Она подразделяет трансмиссионные масла на четыре зимних (70W, 75W, 80W, 85W - чем меньше цифра, тем при более низкой температуре зимой масло сохраняет свою работоспособность) и пять летних (SAE80, SAE85, SAE90, SAE140, SAE250 - чем выше цифра, тем при более высокой температуре масло сохраняет свою работоспособность) классов. Степени вязкости масел SAE80 и SAE85 являются новыми и впервые введены в классификацию в последнее десятилетие. Всесезонные масла обозначаются двойной маркировкой: SAE 80W-90, SAE 85W-90 и т. д. В соответствии с классом вязкости ограничены допустимые пределы кинематической вязкости при +150 °C и отрицательных температурах, при которых динамическая вязкость не превышает 150 Па· с. Эта вязкость считается предельной, так как при ней обеспечивается надежная работа агрегатов трансмиссий.

Индустриальные масла - это большая группа масел, используемых главным образом для смазывания узлов трения различных механизмов, для приготовления рабочих жидкостей, применяемых в различных системах (например, в тормозных системах автомобилей, гидроприводах станков), а также в качестве базовых масел для производства пластичных смазок. Нефтехимическая промышленность выпускает индустриальные масла общего назначения с различной плотностью и кинематической вязкостью. Разновидностью индустриальных масел являются сепараторные масла марок Л и Т, которые используются для смазывания подшипников, шпинделей, шлифовального оборудования и других машин и механизмов.

Свойства и область применения некоторых индустриальных масел рассмотрены в табл. 1.

Таблица 1. Свойства и области применения индустриальных масел
Марка Плотность, Вязкость

кинематическая, сСт

Температура

застывания, °С,

Температура вспышки в

открытом тигле, °С, не менее

Область применения
И-5А 0,89 4 … 5 -25 120 Точные механизмы с малой нагрузкой при частоте вращения 15 … 20 тыс. мин-1
И-8А 0,90 6 … 8 -20 130 Точные механизмы с малой нагрузкой при частоте вращения 10 … 15 тыс. мин-1
И-12А 0,88 10 … 14 -30 165 Шпиндели шлифовальных станков, гидросистемы станков
И-20А 0,885 17 … 23 -15 180 Станки малые, средние, работающие при повышенных оборотах, гидросистемы
И-25А 0,89 24 … 27 -15 180 Kрупные и тяжелые станки, гидравлических систем станков, деревообрабатывающие станки
И-30А 0,89 28 … 33 -15 190
И-40А 0,895 35 … 45 -15 200
И-50А 0,91 47 … 55 -20 200 Тяжелые станки, работающие на малых скоростях, подъемнотранспортное оборудование

Трансформаторные масла применяются в силовых трансформаторах, силовых выключателях, реостатах и других электроприборах в качестве электроизоляторов, дугогасителей и для отвода теплоты. Трансформаторные масла обладают высокой теплопроводностью, низким коэффициентом теплового расширения, стойкостью против окисления и низкой температурой застывания.

К эксплуатационным (конструкционным ) маслам и жидкостям относится большая группа материалов, которые применяются в качестве рабочих тел в гидравлических системах: прессах, штампах, вакуумных насосах, гидравлических двигателях, литьевых машинах, амортизаторах и тормозных системах. Эти материалы должны обладать высокими смазочными свойствами, антикоррозионной стойкостью, высокой упругостью и стабильностью под действием нагрузки.

В качестве эксплуатационных материалов используются масло индустриальное и турбинное, а также синтетические жидкости марок 132-10 и 132-10Л. Эти материалы представляют собой смесь синтетической жидкости и минерального масла. Они предназначены для работы в гидравлических системах при температуре -70 … +100 °С, а жидкость марки 7-50С-3 применяется в гидравлических системах при температуре -60 … +200 °С.

К эксплуатационным маслам и жидкостям относятся амортизационная жидкость, антифризы, веретенное масло, висциновое масло (для улавливания пыли), демпфирующие жидкости, инерционное масло и другие материалы, которые находят широкое применение на железнодорожном транспорте, в приборах (потенциометрах, микроскопах и др.), теплоносителях, гидравлических системах и т. д.

К антифризам относятся охлаждающие жидкости двигателей. Они предохраняют внутренние стенки двигателей от перегрева, неработающий двигатель от замерзания (в зимнее время), и, кроме того, надежно защищают внутренние полости системы охлаждения от коррозии. Антифризы в своем составе содержат антикоррозионные, антифрикционные и стабилизирующие присадки. Срок службы присадок ограничивает годность антифризов в пределах трех лет или 60 000 км пробега. Диапазоны рабочих температур зависят от концентрации антифриза.

Например, для охлаждающей жидкости Тосол А40м рабочая температура установлена в пределах -40 … +108 °С.

Тормозные жидкости предназначены для гидросистем тормозов и механизмов сцепления. Низкотянущие тормозные жидкости типа БСК вытесняются высококипящими «Томь», «Роса» и др. Срок службы жидкости - до трех лет.

Синтетические масла и жидкости , выпускаемые нефтехимической промышленностью, имеют высокие физико-химические свойства, которыми не обладают естественные (минеральные) смазочные

материалы. Они не замерзают при низких температурах, упруго сжимаются, имеют постоянную вязкость и ряд других ценных свойств. Синтетические масла и жидкости применяются в качестве различных смазочных материалов, амортизаторов и жидких пружин, рабочих тел в приборах и гидравлических системах, а также в теплоносителях и теплообменных аппаратах. Они имеют пределы рабочей температуры 110 … 350 °С. Их добавляют в смазки, в смазочные материалы и технологические жидкости.

Промышленность выпускает несколько марок синтетических жидкостей и масел, которые нашли самое широкое применение как в стационарном, так и в нестационарном оборудовании в качестве смазок.

Технологические смазки и жидкости. Это большая группа материалов как на синтетической, так и на естественной основе, которые применяются в процессах обработки заготовок и сборки машин и механизмов. Эти вещества являются нейтральными к металлам и сплавам, улучшают технологические процессы, качество изделий и увеличивают производительность труда. К технологическим смазкам и жидкостям относятся антиадгезионные, закалочные, моющие, смазочно-охлаждающие системы (СОС) и СОЖ. Кратко рассмотрим закалочные масла, СОЖ и смазки.

Для охлаждения деталей и инструмента в процессе закалки и химической обработки применяют различные минеральные масла (машинное, веретенное, трансформаторное), а также специальные закалочные масла марок МЗМ-16, МЗМ-26, МЗМ-120. Они имеют рабочие температуры в пределах 40 … 200 °С в зависимости от марки масла и закаливаемых деталей.

Смазочно-охлаждающие жидкости нашли широкое применение как вспомогательные, технологические материалы при обработке металлов давлением, резанием, волочением и другими технологическими операциями. В процессе обработки заготовок СОЖ создают масляную пленку в зоне контакта инструмента с заготовкой, предотвращают зазор, увеличивая стойкость резца, интенсивно отводят теплоту, уменьшают трение и способствуют качественной обработке деталей.

В качестве СОЖ применяют различные синтетические жидкости, растительные масла и продукты нефтепереработки: индустриальные масла, эмульсии, сульфофрезол, укринолы (различных марок), мягкие и твердые технологические смазки, коллоидно-графитовый препарат, проникающие жидкости и др. Все они имеют различные физико-химические и эксплуатационные свойства.

Смазки - это минеральные или синтетические материалы, предназначенные для смазывания механизмов вращения, а также для защиты машин и оборудования от воздействия окружающей среды. Смазки получают путем добавок загустителей в обычные минеральные и синтетические масла.

К смазкам относятся солидолы, вазелин, мази различного цвета и назначения и консервационные смазки. Они имеют различную консистенцию, в процессе работы механизмов в узлах трения разжижаются, а в покое восстанавливают свою консистенцию. По назначению смазки подразделяются на антифрикционные, консервационные (защитные) и уплотнительные. Иногда они могут быть взаимозаменяемыми. В подшипниках скольжения, качения и других узлах трения применяют антифрикционные смазки. Эта смазка прочно удерживается в узлах трения, может служить продолжительное время и не требует частой замены. Некоторые узлы (например, подшипник крестовины карданного вала) заполняют смазкой на весь рассчитанный период работы механизмов. Основные свойства и области применения антифрикционных смазок рассмотрены в табл. 2.

Таблица 2. Свойства и области применения антифрикционных смазок
Марка Свойства Области применения
Солидол синтетический УС-2 Среднеплавкая, влагостойкая Сборочные единицы трения, работающие при температуре до 65 °С
Литол-24 Водостойкая Узлы трения колесных, гусеничных, транспортных машин и промышленного оборудования
Предметная смазка УСсА Пластичная, водостойкая Тяжело нагруженные сборочные единицы, зубчатые передачи, рессоры, лебедки, открытые передачи
Смазка ЦИАТИМ-202, -203 Универсальная, тугоплавкая, влагостойкая, морозоустойчивая Подшипники качения закрытого типа и другие сборочные пары узлов трения при температуре -60 …+120 °С
Универсальная среднеплавкая

УС-1, УС-2, солидол жировой

Водостойкая антифрикционная и консервационная смазка Узлы трения шасси автомобилей, подшипники качения, редукторы, зубчатые колеса в интервале температур -40 …+70 °С
Униол-1 Антифрикционная противозадирная, высокотемпературная, водостойкая Различные механизмы при рабочей температуре -30 … +150 °С и кратковременно до +200 °С
ВНИИНП-28 Мягкая, малоиспаряющаяся Скоростные подшипники (до 600 мин-1) при температуре -40 …+150 °С
Вазелин технический УН Универсальная, низкоплавкая смазка Узлы трения металлорежущих станков, ступиц автомобилей при температурах не менее 40 °С

Консервационные (защитные) смазки служат защитой станочного оборудования от коррозии. Для этой цели применяются смазки и загущенные масла. Ими покрывают различную технику в процессе транспортировки и консервации на период хранения в зимнее время. Консервируется сельскохозяйственная техника, военная техника и неиспользуемое оборудование.

Для консервации машин и оборудования применяется смазка ГОИ-54, вазелин технический нескольких марок, масло консервационное, смазки канатные, ружейные и др.

Уплотнительные (герметизирующие) смазки применяются для плотных герметических соединений. К ним относятся бензиноупорные, вакуумные, графитные, газовокранные, насосные, несколько марок резьбовых смазок и снарядная смазка. В каждом конкретном случае применяется смазка с определенными свойствами: консистентностью, вязкостью, теплопроводностью и др. Все эти виды смазок находят широкое применение в различных отраслях промышленности, повышая эксплуатационные свойства машинного парка.

Присадки к смазочным материалам. Для повышения эффективности работы узлов машин (двигателя, трансмиссии, топливной системы, системы охлаждения) применяются различные препараты, называемые присадками. Рассмотрим группы присадок для двигателей.

В группу А входят обкаточные препараты, или модификаторы. Они рассчитаны на пробег 2 000 … 60 000 км и предназначены для снижения трения и увеличения вязкости масла. В эту группу входят молибденовые препараты: молиприз, фриктол, молилат и моликом.

Модификаторы образуют на рабочей поверхности полимерную матрицу, в которой удерживается пленка масла, что снижает трение и увеличивает ресурс двигателя. Загустители повышают вязкость смазочных материалов при высоких температурах.

Группа С - эксплуатационно-восстановительные препараты, или реметаллизаторы, - используется при пробеге более 30 000 км. К отечественным присадкам этой группы относятся «Ресурс», «Супер-ресурс», «Римет». Последний повышает компрессию (давление) на 15 … 20 %, снижает выброс СО, обеспечивает экономию топлива и масла до 10 % повышает ресурс масла до 50 %, двигателя - в 1,5 - 2 раза.

Частицы ультрадисперсной композиции присадки, состоящей из сплава меди, олова и серебра, переносятся маслом в зону трения, где раздавливаются трущимися поверхностями и образуют на них новый плотный металлический слой. Таким образом, заравниваются дефекты поверхностей, вызванные трением. Детали цилиндропоршневой группы плотно притираются. Кроме того, в процессе работы поршневой группы на стенках цилиндра (зеркале) образуется нагар, иногда раковины (шлаки). Эти обстоятельства резко снижают компрессию поршней, что приводит к потере мощности двигателя. При применении присадок в топливе и масле происходит удаление нагара (шлака) со стенок цилиндра по всей поверхности его зеркала. Доля присадок в современных маслах составляет 15 … 25 %.

Рис. 1. Поршневая группа при работе на топливе без присадок (а) и с присадками (б) : 1 - зеркало цилиндра; 2 - поршень; 3 - цилиндр; 4 - поршневые маслосъемные кольца

При использовании топлива и масла без присадок на зеркале цилиндра образуются нагар и раковины (рис. 1, а). Так как компрессионные кольца поршня из-за нагара и раковин неплотно примыкают к зеркалу цилиндра, компрессионное давление в цилиндре падает, вместе с ним теряется мощность двигателя. При использовании присадок нагар (шлаки) смывается, раковины заравниваются, давление в цилиндре и мощность двигателя возрастают (рис. 1, б).

Присадки к топливу. Вещества, добавляемые к жидким топливам для улучшения их эксплуатационных свойств, являются присадками к топливу. Они растворяют смолы, очищают и улучшают работу топливной аппаратуры, свечей поверхностей цилиндров, способствуют лучшему сгоранию и экономии топлива, уменьшают выброс вредных веществ. Некоторые присадки для топлива выпускаются в виде таблеток (например, таблетки фирмы «Адерко»).

2. Автомобильное топливо

Бензин. Основным топливом для карбюраторных двигателей является бензин. Одна из основных характеристик бензина - октановое число.

Химические вещества, входящие в состав бензина (углерод в виде сажи, оксиды азота, свинца, серы и др.), выбрасываемые в атмосферу, оказывают вредное влияние на здоровье людей, животных и растительный мир. С целью улучшения технологических и эксплуатационных свойств в России производители бензина добавляли антидетонационные присадки (антидетонаторы) и другие добавки различного назначения. Наиболее распространенный антидетонатор - тетраэтилсвинец Pb(C 2 H 5) 4 в виде смеси с бромистым этилом и монохлорнафталином (этиловая жидкость). Введение на 1 кг бензина 4 мл этиловой жидкости повышает октановое число с 70 до 80 единиц. Бензин с присадками антидетонаторов называется этилированным, но этот бензин ядовит и при сгорании выбрасывает в окружающую среду ядовитые токсины.

К качеству бензина и устройству автомобилей предъявляются высокие ограничения по выбросам вредных веществ в атмосферу. В глушителях автомобилей устанавливают нейтрализаторы отработавших газов.

В связи с выходом России на мировой рынок производители бензина перестроились на выпуск топлива по европейским стандартам Евро-3 (2002 г.), Евро-4 (2005 г.) и Евро-5 (2009 г.). Действуют новые, более высокие экологические требования к автомобилям. С принятием Федерального закона от 07.03.2003 № 34-ФЗ «О запрете производства и оборота этилированного бензина в Российской Федерации» нефтеперерабатывающие заводы России прекратили производство этилированного бензина. В настоящее время на нефтеперерабатывающих заводах России выпускают бензин (ГОСТ Р 51105-97*, ГОСТ Р 51866-2002*), который отвечает нормам Евро-3 и Евро-4 по токсичности отработавших газов (по содержанию серы, бензола и олифеновых углеводородов).

Пермский нефтеперерабатывающий завод с сентября 2009 г. выпускает бензин по европейскому стандарту Евро-5.

Бензин состоит из ароматических углеводородов (ароматические соединения, кипящие при температуре ниже 200 °С), нафтеновых, олифеновых и парафиновых углеводородов. Ароматические углеводороды имеют высокое октановое число (98 единиц и выше). Нафтеновые углеводороды (нафтены) имеют низкое октановое число (75 единиц и ниже). Отдельные представители нафтенов имеют октановое число 80 … 87 единиц (например, циклопентан - 85 единиц, третичный бутилциклогексан - 87 единиц). Среди олифенов (насыщенных углеводородов) существуют углеводороды, имеющие высокие октановые числа. Однако олифены обладают меньшей химической стойкостью, чем нафтены или ароматические углеводороды. Например, олифены имеют следующие октановые числа:

  • нормальный октан - 17 единиц;
  • метилгептан - 24 единицы;
  • диметилгептан - 79 единиц;
  • триметилгептан - 100 единиц;
  • метилгексан - 45 единиц;
  • метилбутан - 90 единиц.

Кроме того, из перерабатываемой нефти в бензин попадают азот, кислород и сера. Для улучшения эксплуатационных свойств в бензин вводят спирты, простые эфиры и металлические присадки (железо, марганец, свинец), которые придают топливу антидетонационные свойства. Все эти химические составляющие в процессе сгорания и выброса топлива в атмосферу оказывают вредное влияние на человека и окружающую среду. К каждому химическому элементу предъявляются строгие требования. Например, во всех марках бензина массовая доля углеводородов бензола должна составлять не более 3 % от общего объема топлива, серы - не более 0,05 %.

Детонация - это самопроизвольное взрывообразное воспламенение горючей смеси. При детонации рабочая смесь в цилиндре двигателя сгорает со скоростью до 2 000 м/с, при этом значительно повышается давление газов в цилиндрах, появляется резкий стук и падает мощность двигателя. При нормальных условиях смесь в цилиндрах двигателя сгорает со скоростью 30 … 40 м/с. Причинами детонации могут быть использование топлива с низким октановым числом, раннее зажигание и перегрев двигателя. Подобные явления наблюдаются также при наличии раскаленного нагара в камере сгорания и перегреве свечей (калильное зажигание). В этом случае после выключения зажигания двигатель некоторое время продолжает работать, чего не происходит при детонации. Допускается появление детонационных стуков при резком открытии дроссельных заслонок педалью газа при разгоне. Если же детонация происходит длительное время или наблюдается постоянно, то необходимо срочно выявить и устранить ее причины во избежание возникновения серьезных неисправностей двигателя (прогорание поршней, клапанов, повышенный износ деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов). Кроме указанных явлений происходит быстрый износ деталей поршневой группы двигателя. Моторное топливо должно обладать высокой детонационной стойкостью . Детонационная стойкость топлива характеризуется условным октановым числом, которое положено в основу маркировки бензина. Это одна из характеристик, определяющая качество бензина, а следовательно, мощность, надежность, экономичность, долговечность работы двигателя. Применяют антидетонационные присадки к топливу, заменяющие тетраэтилсвинец (ТЭС). Присадки марок ЦТМ и МЦТМ на основе органических соединений марганца в десятки раз менее токсичны, чем ТЭС.

Октановое число топлива определяют по моторному и исследовательскому методам.

Моторный метод заключается в определении октанового числа в лабораториях на нефтеперерабатывающих заводах на одноцилиндровых бензиновых двигателях модели УИТ-85 (УИТ-65). Для определения октанового числа берут эталонное (стандартное) топливо - смесь нормального гептана и изооктана в определенном соотношении. Изооктан сгорает без взрыва со скоростью распространения пламени 50 м/с. Нормальный гептан сгорает со взрывом со скоростью 3 000 … 5 000 м/с. Октановое число нормального гептана условно принято за 0, октановое число изооктана - за 100 единиц. Запуская одноцилиндровый карбюраторный двигатель на эталонном (стандартом) топливе, по показаниям приборов регистрируют степень сжатия (детонацию) и сравнивают ее со степенью сжатия эталонной (стандартной) смеси. Если, например, бензин детонирует как смесь, содержащую 80 % изооктана и 20 % нормального гептана, то октановое число исследуемого бензина равно 80. На практике октановое число бензина, определенное по моторному методу, не отвечает детонационной характеристике бензина в процессе работы автомобиля в различных дорожных условиях (низкая скорость, незначительная тепловая нагрузка, езда по городу и другие условия эксплуатации), поэтому был разработан исследовательский метод определения октанового числа бензина. Этот метод характеризует детонационную стойкость при различных условиях эксплуатации.

Разница между условным октановым числом, полученным по моторному и исследовательскому методам одного и того же топлива, называется чувствительностью бензина. При этом октановые числа будут иметь разные числовые выражения. Например, октановое число бензина АИ-92, определенное исследовательским методом, равно 92, а моторным методом - 83. Чем меньше чувствительность бензина, тем выше антидетонационные свойства топлива. В практике на нефтеперерабатывающих заводах определение октанового числа проводят на стендах по моторному методу. В то же время высококачественным бензинам проводят испытания по исследовательскому методу.

Бензин в смеси с воздухом, сгорая в цилиндрах двигателя, образует высокое давление, которое с помощью кривошипно-шатунного механизма преобразуется в механическую энергию, приводящую автомобиль в движение. Смесь бензина с воздухом образует горючую смесь. Для полного сгорания 1 кг бензина необходимо примерно 15 кг воздуха. Такая смесь бензина и воздуха называется нормальной. Обогащенная горючая смесь содержит 13 … 15 кг воздуха на 1 кг бензина, богатая горючая смесь - менее 13 кг воздуха. Богатая горючая смесь сгорает неполностью, при этом мощность и экономичность двигателя понижаются. На поршнях двигателя образуется нагар, из глушителя выделяется черный дым. Обедненная горючая смесь содержит более 15 кг воздуха на 1 кг бензина. Бедная горючая смесь - 17 кг воздуха. Такая смесь горит медленно, двигатель работает неустойчиво, мощность снижается, происходит перегрев двигателя. Если на 1 кг бензина содержится значительно больше 17 кг (до 21 кг), такая смесь вообще не воспламеняется. Правильная настройка карбюратора на конкретную марку бензина обеспечивает устойчивую работу двигателя, его надежность, долговечность работы механизмов, экономичность и экологичность. Вязкость бензина предопределяется фракционным составом и его химическими веществами. Ароматические и нафтеновые углеводороды увеличивают вязкость. Вязкость бензина также возрастает при понижении температуры. Различают динамическую и кинематическую вязкость бензина. В технической характеристике вязкость бензина не указывается и не нормируется.

Плотность бензина - это физическая характеристика топлива. Плотность бензина применяется при расчете объема и массы бензина производителем и потребителем, указывается в технической характеристике и определяется при температуре 20 °С (в настоящее время принято 15 °С). Плотность бензина всех марок при температуре 20 °С составляет не более 750 кг/м3.

Испаряемость топлива - это летучесть фракционного состава бензина при нормальных условиях, повышенных или пониженных температуре и давлении. При этом происходят потери бензина, а в бензопроводах образуются паровые пробки. Испаряемость бензина должна обеспечивать пуск и работу двигателя при любых условиях и при любом способе подачи горючей смеси в двигатель (карбюратор, инжектор). Испаряемость бензина также влияет на выброс токсичных газов в холодную и жаркую погоду (оксиды углерода и несгоревшие углеводороды) и характеризуется индексом испаряемости и индексом паровых пробок (ИПП), которые характеризуют давление насыщенных паров и количество топлива, испарившегося при температуре 70 °С. Этот показатель определяется по формуле

ИПП = 10ДНП + 7V70,

где ДНП - давление насыщенных паров, кПа; V70 - количество топлива, испарившегося при 70 °С, %. Индекс паровых пробок всех марок бензина в летнее время равен 950, а в зимнее время - 1 250. Давление насыщенных паров бензина с 1 апреля по 1 октября составляет 35 … 70 кПа, а с 1 октября по 1 апреля - 60 … 100 кПа. Объем испарившегося бензина зависит от температуры. Так, при температуре 70 °С испарение составляет 10 … 50 % от общего объема топлива, при температуре 100 °С - 35 … 70 %, а при температуре 180 °С - более 85 % (ГОСТ Р 51105-97* и ГОСТ Р 51866-2002*).

Технологическая (химическая ) стабильность - это способность бензина не подвергаться химическим изменениям и окислению при производстве, хранении, транспортировке и применении бензина в автомобилях. Стабильность определяется химическим составом топлива (наличием углеводородов, склонных к окислению и смолообразованию), температурой, условиями хранения и эксплуатации.

Для повышения технологической (химической) стабильности в топливо добавляют антиокислители и деактиваторы металлов. Все эти характеристики определяются различными методами (по содержанию нерастворимых и растворимых фракций, испарению бензина в струе воздуха и т. д.).

Коррозионно-защитные свойства бензина проявляются в связи с наличием в нем сульфидов, кислот, щелочей и воды. Эти фракции строго нормированы и указываются в технических характеристиках на моторные топлива. Для нейтрализации коррозионных свойств в бензин добавляют различные антикоррозионные присадки.

Дизельное топливо. Для дизелей в качестве топлива применяют специальное дизельное топливо, в состав которого входят более тяжелые нефтяные фракции, чем в бензин. Дизельное топливо должно обеспечивать плавную и мягкую работу двигателя, иметь определенную вязкость, температуру застывания и не содержать механических примесей. Плавная работа двигателя обеспечивается медленным сгоранием топлива и повышением давления в цилиндрах. Воспламенение топлива при поступлении в цилиндр происходит, если газовая смесь находится под давлением до 10 МПа. При запаздывании самовоспламенения в цилиндре накапливается значительное количество топлива, и одновременное сгорание большой партии топлива приводит к резкому возрастанию давления и жесткой работе двигателя. Способность дизельного топлива к быстрому самовоспламенению определяется октановым числом. Это число (40 … 45) соответствует процентному содержанию цетана в смеси с альфаметилнафталином при условии, что эта смесь равноценна по воспламеняемости испытываемому дизельному топливу.

Для обеспечения надежной подачи топлива в цилиндры двигателя зимой дизельное топливо должно иметь температуру застывания ниже температуры окружающего воздуха на 10 … 15 °С. Топливо считается застывшим, если оно, налитое в пробирку, теряет свою подвижность в течение 1 мин при наклоне пробирки на 45°. Температура застывания топлива зависит от его фракционного состава. Более тяжелое топливо обладает более высокой температурой застывания.

Вязкость дизельного топлива должна быть строго определенной. При высокой вязкости затрудняются подача топлива и его распыление. Малая вязкость не обеспечивает достаточного смазывания топливного насоса и форсунок. Механические примеси в топливе вызывают большой износ плунжерных пар насоса высокого давления и даже заедание плунжеров. Кроме того, происходит неплотное закрывание клапанов подкачивающего насоса и насоса высокого давления, закоксовывание отверстий форсунок, засорение фильтров и др. Вода вызывает коррозию деталей приборов, а в зимнее время - образование льда в топливопроводах и фильтрах.

Для автомобильных двигателей выпускается несколько марок дизельного топлива. Летнее дизельное топливо (ДЛ) предназначено для эксплуатации автомобилей при температуре окружающего воздуха от 0 °С и выше. Температура его застывания равна -10 °С.

Зимнее дизельное топливо (ДЗ) применяется при температуре окружающего воздуха -30 … 0 °С. Температура его застывания равна -45 °С. Зимнее дизельное топливо можно заменить смесью 60 % летнего дизельного топлива и 40 % тракторного керосина. Арктическое дизельное топливо (ДА) отличается облегченным фракционным составом, пониженной вязкостью и температурой застывания -65 °С. Применяется это топливо при температуре ниже -30 °С. Оно может быть заменено смесью 50 % зимнего дизельного топлива и 50 % тракторного керосина.

В настоящее время идет массовая дизеляция современных автомобилей.

3. Альтернативные виды топлива

Газовое топливо. Одновременно с дизеляцией современных автомобилей намечается расширение производства автомобилей, работающих на сжатом и сжиженном газе. Кроме того, идет переоборудование автомобилей с карбюраторными двигателями для их работы на газе. Переход с жидкого топлива на газообразное экономически оправданно, так как стоимость газового топлива в 2 - 2,5 раза ниже стоимости бензина. По сравнению с карбюраторными двигателями продукты сгорания двигателей, работающих на газе, содержат значительно меньше токсичных веществ - уменьшается загрязнение окружающей среды.

Для газобаллонных автомобилей применяют сжатый (природный) и сжиженный (нефтяной) газ. Сжатый газ состоит из метана, а сжиженный - из бутана, пропана и незначительного количества примесей. Бутанопропановые смеси получают при переработке сырой нефти на нефтеперерабатывающих заводах как побочный продукт. Бутанопропановая смесь в среде окружающего воздуха находится в парообразном состоянии. При небольшом повышении давления (до 1,6 МПа) и нормальной температуре эта смесь переходит в жидкое состояние и в таком виде хранится в стальных баллонах. Сжиженные газы получили наибольшее распространение в качестве топлива для газобаллонных автомобилей. Для работы на сжатых и сжиженных газах используют серийные автомобили с карбюраторными двигателями. Рабочий цикл двигателя, работающего на газе, такой же, как и карбюраторного двигателя, работающего на бензине. Устройство и работа агрегатов системы питания существенно отличаются. Баллон для сжиженного газа изготавливают из стали. На баллоне размещают расходный жидкостный, паровой и предохранительный клапаны, а также датчик указателя уровня сжиженного газа. Баллоны заполняют через наполнительный вентиль на газокомпрессорных станциях.

Газовоздушные смеси по сравнению с бензовоздушными смесями имеют более высокие антидетонационные свойства, что позволяет повысить степень сжатия и улучшить экономические показатели двигателя. Кроме того, у двигателей, работающих на газе, более полное сгорание смеси и значительно ниже токсичность отработавших газов. Применение газа исключает смывание пленки масла со стенок гильз и поршней. Из-за отсутствия конденсации паров бензина уменьшается нагарообразование в камерах сгорания, не разжижается масло, в результате чего в 1,5 - 2 раза увеличивается срок службы двигателя и периодичность смены масла.

Этанол. Этанол (питьевой спирт) производится из сахарной свеклы, сахарного тростника и отходов древесины. Применение его в карбюраторных двигателях дает высокий технический эффект: обеспечивает высокий КПД, высокое октановое число, низкий уровень вредных выбросов. Двигатель работает без детонаций, устойчиво. В целях экономии дорогостоящего питьевого спирта рекомендуют этанол смешивать с низкосортным бензином. Такой вид топлива дает как экономический, так и экологический эффект. Этанол широко используется в странах Южной Америки и США. Например, в США на этаноле в смеси с бензином работает более 100 тыс. автомобилей.

Метанол. Сырьем для производства метанола служит природный газ. Метанол как моторное топливо имеет хорошие технические характеристики: высокие октановое число, КПД, пожаробезопасность и низкий уровень вредных выбросов. Может смешиваться с бензином. Широко используется в США. В Новой Зеландии из метанола ежегодно получают 570 тыс. т моторного топлива. Синтетический бензин. Сырьем для производства синтетического бензина служат природный газ, каменный уголь, битуминозные пески и горючие нефтяные сланцы. Наиболее продуктивным в производстве синтетического бензина является природный газ. Из 1 м3 синтезированного природного газа получают до 180 г синтетического бензина, который успешно применяется как моторное топливо. Однако синтетический бензин значительно дороже бензина, получаемого из нефти.

Биодизельное топливо. В связи с интенсивностью использования как бензиновых двигателей, так и дизелей идет повсеместное загрязнение природной среды. Экологическая обстановка из-за интенсивного выброса вредных веществ продолжает ухудшается. В связи с этим встает вопрос о производстве и применении такого топлива, которое бы давало наименьшие вредные выбросы в окружающую среду. Таким топливом может быть биодизельное топливо. Отработавшие газы биодизельного топлива имеют до 50 % меньше вредных веществ (содержание серы составляет 0,02 %). В настоящее время идут работы по производству биодизельного топлива из рапса, отработанного растительного масла и других продуктов.

Электрическая знергия. Этот вид энергии при использовании в автомобилях является наиболее чистым. Полностью отсутствуют какие-либо токсичные выбросы в окружающую среду. Недостатками использования электроэнергии как энергоносителя являются следующие факторы: высокая стоимость аккумуляторов, низкий ресурс хода автомобиля и высокая стоимость эксплуатации. В связи с этим производство и использование электромобилей в настоящее время ограничено.

ГСМ расшифровывается как горюче-смазочные материалы

Периодические издания, техническая документация, нормативные документы часто содержат данную аббревиатуру.

Между тем она обозначает различные виды нефтепродуктов, которые широко применяются при эксплуатации транспортных средств.

Что это такое

В состав ГСМ входят: дизельное и авиационное топливо, бензин, керосин, природный и сжиженный газ.

К смазочным материалам относятся: моторные и трансмиссионные масла, жидкости для тормозной и охлаждающей системы.

Если организация принимает решение учитывать фактически понесенные затраты на топливо, то нужно утвердить их обоснованность на списание ГСМ.

Компенсация

Компенсация – денежная выплата для возмещения сотруднику затрат при выполнении служебной работы в соответствии с законодательством РФ. По статье 188 ТК РФ оплате подлежит также единичная поездка в служебных целях.

В соответствии с общими правилами фирма может не брать за основу нормы топливных расходов, предложенных Минтрансом РФ: очень часто израсходованный объем по факту превышает рекомендуемый норматив.

Важно знать: компания имеет право устанавливать свои нормы расхода топлива, включая сезонные надбавки. Период и размер начисления зимних надбавок оформляются соответствующим распоряжением региональных властей. При его отсутствии эти данные может прописать работодатель в своем приказе.

В этом документе прописывается ссылка на распоряжение Минтранса России, указываются марки «служебных» машин, производится расчет ограничений. В процессе разработки собственных топливных нормативов следует учитывать транспортные условия, техническое состояние машины , степень загруженности.

Выплата

Затраты на ГСМ не предусмотрены компенсацией за эксплуатацию работником личного автомобиля.

Действующие нормативные документы не содержат информации о включении данных затрат в состав соответствующей компенсации. Трудовым Кодексом разделены понятия компенсации (эксплуатация и амортизация) и возмещения затрат (ГСМ).

Выплаты за арендованный автомобиль производятся ежемесячно:

  • 1200 рублей: легковая машина с двигателем менее 2000 куб. см;
  • 1500 рублей: автомобиль с двигателем более 2000 куб. см;
  • 600 рублей: мотоциклы.

Приведенные суммы являются незначительными, принимая во внимание тот факт, что сюда входит износ, восстановление и сервисное обслуживание машины.

Расчет суммы

Компенсация за арендованный автомобиль не подлежит обложению НДФЛ, страховыми взносами в пределах размеров, определенных дополнительным соглашением сторон.

Для доказательства в целях компенсации нужно предоставить :

  1. Соглашение об аренде личного транспорта с целью организации служебных поездок.
  2. Документ о государственной регистрации автомобиля: выплата предусмотрена только за эксплуатацию личного имущества.
  3. Оформленный путевой лист установленного образца.
  4. Документы на приобретение ГСМ и другие затраты, понесенные при использовании личной машины для служебных поездок.

Обратите внимание: следует правильно оформить всю документацию: наличие ошибок может привести к начислениям со стороны налогообложения.

Порядок расчета суммы может быть определен соглашением или утвержденной в компании системой. Точная сумма возмещения прописывается в соглашении или приказе руководителя.

Периодичность

Размер возмещения должен быть включен в затраты на дату начисления. Обычно они списываются на тот счет, где отражена заработная плата сотрудника.

Если в обязанности работника не входят ежедневные служебные поездки, назначение фиксированного размера компенсации является экономически не выгодным вариантом. Обычно размер возмещения рассчитывается в соответствии с фактическим числом дней пользования автомобилем для служебных нужд фирмы.

Пример: сотруднику назначена выплата 2000 р. в месяц при 20 рабочих днях. Путевые листы оформлены лишь на 16 дней. В итоге, сумма компенсации без НДФЛ равняется 1600 р.

Выплаты назначаются при условии наличия всей необходимой документации. Назначение компенсации работникам за арендованный автомобиль является выгодным решением с налоговой точки зрения, если она соответствует «прибыльным» рамкам организации. В реальности это происходит крайне редко.

В настоящее время довольно распространена практика заключения соглашений об аренде автомобилей работников вместо возмещения затрат. Организации включают в расходы размер арендной платы, затраты по амортизации и ремонту арендованной машины.

Как проводится компенсация за ГСМ, если использовался личный автомобиль сотрудника, смотрите пояснения в следующем видео:

Вам также будет интересно:

Красный лук: уникально полезный и изысканный
О пользе , в частности, о его способности улучшать пищеварение, укреплять иммунитет,...
Оверсайз – комфортный тренд-абсолют!
Свобода стиля и свобода кроя, комфорт и непринужденность - преимущества одежды oversize...
Что такое оверсайз, и как его носить?
Сегодня мы расскажем вам про оверсайз. Что это такое, детально рассмотрим также. Также...
Чувствительность тестов на беременности: когда покажет результат и на какой день задержки следует делать
Статья Беременность - это приятный период. В этот промежуток времени женщина носит под...
Причины и виды выделений из груди желтого цвета при надавливании
Причины выделений из молочных желез могут быть природными и патологическими, то есть...